В статье автор исследует применение элементов теории экономика впечатлений в ресторанной индустрии Приморского края.
Ключевые слова: аспект экономики впечатлений, ресторанная индустрия, Приморский край.
Согласно взглядам Дж. Пайна и Дж. Гилмора, авторов работы «Экономика впечатлений: работа — это театр, а каждый бизнес — сцена», которые описывают необходимость использования предложенных инструментов как: «Компания — режиссер впечатлений — предлагает не просто товары или услуги, но и так или иначе связанные с ними впечатления, которые вызывают у клиента широкую гамму чувств»[ОЮВ1]. Таким образом можно сделать вывод, что для удержания конкурентных позиций современному производителю недостаточно создавать качественный и востребованный потребителем товар. Важно удивлять своего покупателя и уметь выстраивать с ним эмоциональную связь. «Экономика впечатлений: работа — это театр, а каждый бизнес — сцена» [1].
В статье рассматривается четыре основных составляющих экономики впечатлений в качестве инструментов для внедрения культурных особенностей в ресторанную индустрию, представленных на рис. 1.
[ОЮВ2]
Рис. 1. Области экономики впечатлений [4]
Первый аспект экономики впечатлений — это обучение. Данный инструмент в исследуемой среде предполагает получение знаний о дестинации ассоциативные и прямые элементы на базе ресторанной индустрии. В статье рассматривается гастрономический туризм, как способ рассказа о крае через ассоциативные фигуры, рецепты, сочетания продуктов, характерных для территории. Таким образом, для данного аспекта характерны ассоциативные оформления блюд в виде достопримечательностей, представителей флоры и фауны региона, а также особые развлекательные викторины о крае в момент ожидания столика в ресторане. Ресторан реализует образовательный аспект инструмента, рассказывая о культуре края через оформление блюд, специфических названиях, которые также являются и названиями достопримечательностей, и викторин о необычных фактах края. Например, можно оформить привычное всем блюдо в форме представителя флоры или фауны местности для того, чтобы отразить особенность дестинации, а также при подаче блюда можно использовать форму краткого рассказа от презентующего блюдо официанта или сотрудника ресторана. Подобный пример можно видеть на рис. 2.
Рис. 2. Пример использования тематического оформления блюд [3]
Следующий аспект экономики впечатлений — это эстетическая составляющая. В рамках исследования для статьи эстетический аспект будет рассматриваться с точки зрения интерьера, цветового сочетания продуктов. Данный инструмент реализует задачу привлечения гостей. Эстетично оформленное место располагает к выбору с точки зрения визуального восприятия. Поэтому эстетический фактор является основным и базовым при реализации данной концепции. Визуальное оформление блюд, сочетание цветов продуктов, посуды и приборов, мебели и стен, все это является ключевым при формировании эстетического фактора. Использование данного инструмента должно отвечать теоретическим основам применения цветов и их сочетания. Приморский край безусловно ассоциируется с морем и в качестве примера применения данного аспекта через инструмент элемента интерьера можно рассмотреть на рис. 3.
Рис. 3. Пример ассоциативно-символического оформления интерьера [3]
На рисунке 3 в качестве элемента декора интерьера используется люстра из изогнутого стекла, благодаря чему свет лучи света преломляются и создают удивительную картину погружения в воду.
Следующий аспект экономики впечатлений называется во многих источниках «Уход от реальности», однако наилучшим словосочетанием для описания можно назвать «погружение в создаваемую реальность». Главным инструментом здесь можно считать обретающую все большую популярность в ресторанной индустрии мультисенсорность. Мультисенсорность — это подход, который помогает воспринимать и передавать информацию несколькими органами чувств одновременно через разные каналы восприятия. Благодаря такому воздействию гость ощущает всестороннее погружение в атмосферу края. Данный аспект составляют вкусовые погружения, а именно сами блюда, визуальное погружение — интерьер, оформление блюд, сочетание цветов, аудиовосприятие, ароматизация. То есть, для полного погружения необходимо воздействия на все органы чувств гостя.
Четвёртый аспект экономики впечатлений — это развлечения. Ресторан оценивается среди посетителей в большей степени с точки зрения посещения необычного заведения, места для питания. В данном формате развлечение будет носить характер посещения с целью получения впечатлений, а не очередного приема пиши. Поэтому в данном аспекте необходимо делать упор на удивление и создание приятного впечатления гостей. В качестве инструментов для реализации можно использовать разнообразие подачи блюд с применением новейших способов и технологий. Например, специальный аппарат для создания чарующей дымки на коктейлях. Данный эффект можно применять ресторане в качестве предмета, ассоциирующегося с туманом, характерным природным явлением Приморского края.
Все четыре аспекта экономики впечатлений применимы к ресторанной индустрии, и они должны работать в совокупности для получающееся должного эффекта.
Литература:
- Ливинская, С. А. Реализация экономики впечатлений в ресторане итальянской кухни / С. А. Ливинская, Т. Н. Хайритдинов // Стратегия развития индустрии гостеприимства и туризма: материалы VII Международной Интернет-конференции, Орел, 22 января — 26 2018 года. — Орел: Орловский государственный университет им. И. С. Тургенева, 2018. — С. 93–96.
[ОЮВ1]оформление
[ОЮВ2]Перенесла рисунок, так как очень уж большой пробел образуется