В статье автор анализирует суть понятия «креативность», обозначая одним из эффективных способов ее формирования у младших школьников — социально-воспитательную работу.
Ключевые слова: креативность, креативное мышление, ученики начальной школы, стратегии развития креативности.
Начальная школа — важный этап для становления и развития личности каждого ребенка. Центром развития в этот период становится мышление. В современной теории и практике развивающего обучения уделяется недостаточно развитию творческого мышления, которое является более объёмным, чем теоретическое. Педагогическая практика на сегодняшний день пребывает в поиске способов решения проблем формирования креативных способностей младших школьников.
Охарактеризуем основные понятия темы исследования в работах современных ученых. Про креативность, как один из ключевых навыков, свойственных личности в XXI веке, в сочетании с цифровой грамотностью и способностью к критическому мышлению, указано в исследовании Г. Гревцевой [2, с. 21]. В публикациях Т. Халилова, Д. Чалыш, креативность — это важный элемент процесса становления личности [4, с.94].
Актуальной для нашего исследования также является работа М. Кузибаевой, где выделены четкие границы между понятиями «творческое мышление» и «креативное мышление». Моделирование художественных образов и их воплощение в сценариях или предметах — это творческое мышление. Креативное мышление — умение изобретать. При использовании их двух типов мышления личность может достигнуть максимальных результатов в любом виде деятельности, особенно профессиональной [3, с. 509].
Практически направленные исследования современных учёных предполагают наличие разных способов формирования креативности. Так, например, в своих исследованиях Н. Александрова, А. Зобнина наиболее эффективными в развитии творческого мышление первоклассника считают использование графических упражнений.
Как считают Н. Александрова, С. Моисеенко эффективным способом формирования креативности младших школьников являются многоуровневые задания и их использование на уроках математики [1, с. 9].
Изучая тему формирования креативности детей, можно условно выделить два основных способа:
- Формирование креативных способностей с помощью специальных дополнительных программ в процессе учебной деятельности.
- Целенаправленное формирование креативных способностей в процессе использования инновационных технологий.
Исходя из анализа научных исследований Т. Халилова, Д. Чалыш, Г. Гревцевой, М. Кузибаевой и др. считаем, что среди факторов, оказывающих влияние на успешность формирования креативности учащихся начальной школы, наиболее эффективным может быть социально-воспитательная работа, которая позволит использовать достаточно широкий ряд инновационных технологий для развития креативности (интерактивные технологии, арт-технологии, игровые технологии, технологии проблемного обучения, информационно-коммуникационные технологии, ТРИЗ, технология портфолио, технология проектной деятельности).
Объем знаний, который человек может усвоить в период школьного обучения, является ограниченным, так как современное развитие общества, социальный прогресс, увеличение объема новой информации резко уменьшают ту часть знаний, которую получают в период обучения в начальной школе. Для полноценной деятельности в постоянно меняющемся социуме возникает потребность в формирования сознательной личности, ее интеллектуального развития и интеллектуальной восприимчивости. Социально-воспитательная работа в современной начальной школе должна быть направлена на формировании у младших школьников навыков восприятия новой информации, умению уравновешивать в своем сознании разные точки зрения, а также уметь ориентироваться в разнообразии предложений, прогнозируя и оценивания результаты собственной деятельности.
На основе выше изложенного считаем, что социально-воспитательные мероприятия в обязательном порядке должны содержать разнофакторные задания и упражнения, в том числе и математического характера, но в контексте социально-значимых явлений для ребёнка. Таким образом, перспективу дальнейших исследований рассматриваем в актуализации проблемы стратегий развития критического мышления у младших школьников посредством формирования у них креативности.
Литература:
1. Александрова Н. С., Моисеенко С. А. Развитие мышления второклассников на уроках математики в процессе освоения логического приема классификации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2020. — № 07 (июль).
- Гревцева Г. Я. Педагогические условия формирования креативности студентов // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». 2022. Т. 14, № 3. С. 15–25.
- Кузибаева М. М. Особенности совершенствования креативного мышления педагога // Экономика и социум. 2022. № 1–1 (92)
- Халилов Т. А., Чалыш Д. А. Психолого-педагогические условия развития креативности у детей младшего школьного возраста: аналитические основания и прикладные перспективы // Педагогика: история, перспективы. 2021. Том 4. № 4. С. 90–97