Сегодня читательская грамотность рассматривается в качестве одной из самых приоритетных компетентностей, которой должен обладать человек в современном обществе. Современное общество заинтересовано в активном и понимающем читателе, способном самостоятельно добывать новые знания, использовать их при решении задач, приближенных к реальным ситуациям, а также поиска новых или альтернативных способов их преобразования. Читатели всех возрастов должны быть в состоянии успешно понимать текст на своем независимом уровне чтения. Через чтение вслух, часто с помощью текста более высокого уровня, оценивается восприятие.
Читательская грамотность — это способность понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. (PISА)
Так, для читательской грамотности важно уметь выделить в тексте главную мысль, отделить факты от мнений, интерпретировать данные в графиках и таблицах, найти объяснение предложенной проблемы. Итак, как же преподавателю проверить понимание учеником пост-чтения во всех этих сценариях? Во внеурочной работе и на уроках английского языка с целью повышения читательской грамотности возможно использование различных средств и приемов работы с текстовым материалом.
Post-reading стратегии обучения читательской грамотности, которые реализуются на уроках английского языка в ходе изучения программного материала кадетами, признаны нами наиболее эффективными для контроля понимания обучающимися 5–7 классов.
Следующие стратегии грамотности и обучения, которые могут быть реализованы во время обучения чтению, также наиболее эффективны для проверки понимания после прочтения обучающимися всех возрастов на любом уровне обучения. Итак, разберем несколько практических стратегий обучения чтению, применяемых нами на уроке английского языка.
Think-Pair-Share- «Думай-Объединяйся-Делись»- э то стратегия, которая способствует критическому мышлению, общению и сотрудничеству, и лучше всего используется при фронтальной работе в классе. Таким образом, вся группа обучающихся может работать с текстом, участвуя в упражнении по обмену идеями. Услышав любой отрывок текста, преподаватель задает кадетам тему или подсказку, чтобы они, в свою очередь, индивидуально подумали и ответили самостоятельно. Затем ребята объединяются с партнером, чтобы поделиться своими мыслями друг с другом, прежде чем партнеры поделятся своими ответами с классом. Когда эта стратегия используется правильно, кадеты руководят своим мышлением и дискуссией, а преподаватель помогает. Преподаватель находится рядом, слушает рассуждения кадет, задает дополнительные вопросы и уточняет их, когда это необходимо. Эта стратегия обучения может быть изменена путем объединения обучающихся в группы и назначения конкретного вопроса или подсказки каждой группе, в то время как преподаватель, опять же, облегчает. В тот момент, когда процесс обмена начинается, кадеты учатся чему-то, совершенно, новому, так как у каждой группы есть своя тема для размышления и мозгового штурма со сверстниками. Модель Think-Pair-Share позволяет преподавателям наблюдать за процессом пониманиями кадет статьи, книги, поэмы или любого другого текста, выбранного для конкретного урока или раздела.
Jigsaw Method
Метод обучения «мозаика» — это стратегия, впервые разработанная Эллиотом Аронсоном в 1971 году. Аронсон разработал этот метод как средство оказания помощи обучающимся в преодолении пробелов в обучении. Что же такое метод обучения с помощью пазлов?
Точно так же, как пазл — это набор различных кусочков, которые собираются вместе, чтобы составить целостную картину, метод обучения «мозаика» — это набор тем, которые будут полностью проработаны обучающимися, прежде чем они соберутся вместе, чтобы составить целостную картину. Чтобы быть более конкретным, этот тип стратегии совместного обучения позволяет отдельным лицам или небольшим группам стать ответственными за подкатегорию более крупной темы. После исследования и разработки своей идеи каждый отдельный человек или небольшая группа затем несут ответственность за то, чтобы рассказать о ней остальной группе или классу.
Graphic Organizers- Графические органайзеры — это еще один способ проверить пост-понимание всего класса или небольшой микрогруппы. Этот вид проверки является также простым способом оценить индивидуальное понимание кадета после самостоятельного чтения. Графические органайзеры используются, чтобы помочь читателям подумать о том, что они читают до, во время и после чтения. Задания выбираются таким образом, чтобы соответствовать определенному умению или стратегии чтения.
Преподаватель подбирает текст, соответствующий типу чтения, который предполагается изучить. Это может включать в себя понимание основной идеи, темы или причины и следствия. Во время начального урока преподаватели моделируют, как заполнить графический органайзер в соответствии с выбранным стандартом. Отличным примером того, как правильно реализовать эту стратегию, является моделирование использования причинно-следственного графического органайзера во время целого группового урока с использованием несложного текста. Студенты могут работать в парах или самостоятельно, чтобы заполнить органайзер после чтения.
QAR (Question Answer Relationships)- QAR (стратегия «вопрос-ответ»)
Задавать вопросы — ключевая стратегия понимания, и модель QAR помогает кадетам понять взаимосвязь вопросов и ответов в различных текстах. Эта стратегия также может быть использована на уроке всего класса или в небольшой группе и, безусловно, может быть реализована после самостоятельного чтения.
В QAR рассматриваются четыре типа вопросов, с которыми обучающиеся чаще всего сталкиваются во время чтения. Вопросы «Прямо здесь» оценивают навыки буквального опроса, в то время как вопросы «думай и ищи» требуют больше навыков логического мышления. Вопросы «От себя лично» могут быть заданы без фактического прочтения текста, поскольку они ориентированы на базовые знания обучающегося. Наконец, ответы на вопросы «автор и вы» даются на основе сочетания информации, содержащейся в тексте, и личного опыта читателя. Шаблон опроса с четырьмя квадратами можно использовать после прочтения любого текста для оценки понимания кадет в различных формах.
Exit tickets-( Билеты на выход)
Выходные билеты — это еще один способ быстро проверить навыки понимания прочитанного и стратегии их применения после урока грамотности в целой или небольшой группе. Выходной билет состоит из одного или двух вопросов для оценки понимания текста кадетом. Чаще всего вопрос задается в форме множественного выбора, «правда» или «ложь», закрытого предложения или краткого ответа. Выходные билеты позволяют быстро идентифицировать учащихся, которые полностью усвоили модель чтения или цель после прочтения текста.
Формат с одним или двумя вопросами также может помочь преподавателям определить, следует ли повторно изучать модель понимания и как преподавать ее таким образом, чтобы обучающиеся могли ее лучше понять. Собрав ответы учеников, преподаватель может объяснить им, как понимать вопрос и как найти правильный ответ. Поэтому, когда позже тот же вопрос будет представлен в другом тексте, учащиеся будут знакомы с тем, как успешно на него ответить.
Retelling/Summarizing- Пересказ/Подведение итогов
Пересказ и обобщение — это стратегии понимания после прочтения, которые обучающиеся могут использовать, чтобы продемонстрировать свое полное понимание текста. Хотя обе стратегии понимания сосредоточены на выделении последовательности, персонажей, обстановки, проблемы и решения текста в любом жанре, есть также несколько отличий.
Пересказ — это навык понимания, который требует от читателя рассказать в деталях по порядку обо всем, что произошло в рассказе, от начала до конца. Это лучше всего оценивать в обстановке тет-а-тет между учителем и учеником и наиболее подходит для начинающих читателей. Ученик устно пересказывает историю, в то время как учитель отмечает количество элементов истории и последовательность событий, присутствующих в пересказе этого ребенка.
В то время как многим студентам нравится превращать резюме в пересказ, ожидания от подведения итогов совершенно другие. Подведение итогов — это более сложная стратегия понимания, поскольку она требует, чтобы обучающийся был в состоянии изложить основную идею, персонажей, проблему и решение как можно более сжато. Подведение итогов также является последовательным, но вместо того, чтобы сосредотачиваться на деталях истории, оно фокусируется на обзоре и выводах из текста. Резюме — это письменные примеры стратегий понимания после прочтения, которые наиболее целесообразно использовать для читателей старших классов и бегло читающих кадет.
Writing About Reading
В то время как понимание является конечной целью в чтении, письменные виды заданий (написание статьи) являются часто самым сложным заданием, которое могут выполнить обучающиеся. Краткие ответы на вопросы, графические органайзеры и письменные резюме являются для кадет более удобным способом для выражения понимания прочитанного. Подобный вид работы предоставляет возможность кадетам успешно анализировать и интерпретировать текст. Примерами могут служить описание проблемы в рассказе с точки зрения одного персонажа, написание альтернативной концовки текста или описание того, что могло бы произойти дальше, несмотря на тот факт, что история закончилась.
Обучающиеся также могут использовать метод исследования, чтобы продемонстрировать свое понимание прочитанного и продолжить рассуждать на предложенную тему. Повествовательное и пояснительное письмо, соотносящееся с текстом, помогает преподавателям понять, насколько глубоко кадет понимает текст после прочтения. Обучающимся могут быть даны различные письменные задания для самостоятельного выполнения или во время смоделированного интерактивного урока письма. Все эти стратегии помогают преподавателям варьировать свои методы обучения и проверять понимание обучающимися после прочтения.
Таким образом, совершенно очевидно, что данные стратегии являются полезным инструментом для преподавателя в процессе формирования читательской грамотности кадет на уроках английского языка, помогая обеспечивать контроль понимания прочитанного, а также успешность выполнения смысловой обработки информации в соответствии с вопросами и заданиями, представленными в текстовых упражнениях.
Литература:
- Алексашина И. Ю., Абдулаева Ю. П. Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся: учебно-методическое пособие/науч.редактор доктор пед.наук И. Ю. Алексашина. С-П.: КАРО, 2019.-160с.
- Решетникова О. А. Подходы к оценке функциональной грамотности в контрольно-измерительных материалах государственной итоговой аттестации/О. А. Решетникова. — // Педагогические измерения. — 2020. — № 2. — с. 4–7.