«Диалог академической науки и профессионального образования»: социальная технология гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи профессионального образования Хабаровского края | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кузнецова, Д. С. «Диалог академической науки и профессионального образования»: социальная технология гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи профессионального образования Хабаровского края / Д. С. Кузнецова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 31.1 (478.1). — С. 5-7. — URL: https://moluch.ru/archive/478/105287/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье представлены результаты организации и проведения краевого конкурса научно-исследовательских проектов интерактивных экскурсий «Диалог академической науки и профессионального образования» в системе среднего профессионального образования Хабаровского края.

Ключевые слова: талантливая молодежь, профессиональное образование, научная активность, социальные технологии выявления и поддержки, патриотическое воспитание.

Говорят, что наука сама по себе не интересна: не думаю; нужен только ум, вкус, талант. Можно выбрать, одушевить, раскрасить, и все удивятся…

Гражданско-патриотическое воспитание современной студенческой молодежи находится в фокусе пристального внимания социальной общественности. Трансформация данного процесса заключается в создании и внедрении таких технологий, которые позволят обучающимся включаться в осмысленное проживание и переживание индивидуальной и коллективной деятельности различной направленности. Вместе с этим, контентом для новых технологий остается историческое, культурное и научное наследие страны.

Президент России Владимир Путин объявил о проведении с 2022 по 2031 год Десятилетия науки и технологий [3]. В марте отделом развития инновационной и научно-исследовательской работы Хабаровского краевого института развития образования был инициирован краевой конкурс научно-исследовательских проектов интерактивных экскурсий «Диалог академической науки и профессионального образования», который стал продолжением конкурса «Маршрут Великой Победы», проводимом в 2021 году [2], и конкурса «Слово о моем Хабаровском крае», проводимом в 2022 году [1].

В 2023 году целью конкурса стала расшифровка и популяризация научного наследия Хабаровского края и формирование позитивного образа современного ученого.

Краевой конкурс позволил: увеличить результативность научно-исследовательской деятельности обучающихся через создание базы патриотических маршрутов на основе территориальных научных ресурсов; повысить профессиональную идентичность в рамках выбранной профессии путем осмысления научного наследия; выявить и поддержать инициативную и талантливую молодежь системы среднего профессионального образования Хабаровского края.

Особенностью конкурса «Диалог академической науки и профессионального образования» являлось то, что конкурсанту вместе с педагогом-наставником предстояло пройти весь путь начинающего исследователя: задумать, инициировать, разработать, оформить, пройти экспертизу, адаптировать, внедрить, диссеминировать на широкий круг общественности авторский научно-исследовательский проект интерактивной экскурсии.

Выразив желание учувствовать в конкурсе, студенты и педагоги наставники прошли обучение у партнеров конкурса: Совета молодых ученых и специалистов при Губернаторе Хабаровского края, Учреждений науки Хабаровского края.

В ходе обучения студенты приобрели: знания о квиз-технологии и этапах составления экскурсионного квиза; умения проводить авторское интервью и интерпретировать его; научно-исследовательские навыки поиска, запроса и оформления первоисточников о научном наследии.

В рамках лектория «Наука без границ» познакомились с деятельностью ученых учреждений науки Хабаровского края, таких как «Хабаровский Федеральный исследовательский центр Дальневосточного отделения Российской академии наук», «Институт горного дела Дальневосточного отделения РАН», «Институт водных и экологических проблем Дальневосточного отделения РАН», «Институт машиноведения и металлургии Дальневосточного отделения РАН», «Дальневосточный научно-исследовательский институт сельского хозяйства».

Полученные знания, умения и навыки студенты профессиональных образовательных организаций Хабаровского края воплотили в разработке индивидуальных научно-исследовательских проектов экскурсионных маршрутов, представляющие собой: оригинальные авторские научно-исследовательские проекты интерактивных квиз-экскурсий включающие: исторические факты, биографии ученых, открытия и достижения, «науку для жизни». Тематика экскурсионных квизов — конкретная научная область: педагогика, дидактика, нутрициология, сварочные технологии, ботаника, аграрные науки, экономика, гастрономия, медицина, горное дело, биология, история, литература и др. Путешествие в мир науки завершается знакомством с учеными Хабаровского края, ведущими научную деятельность в обозначенных научных сферах. 15 экскурсионных квизов были допущены к очной защите.

Этап разработки заканчивался очной защитой исследовательских проектов, в ходе которой члены экспертной комиссии высоко оценили в проектах студентов компетентность в теме исследования, инновационный подход, нестандартные формы подачи материала и реалистичность проектов.

С 06 мая по 09 июня 2023 года 12 экскурсионных маршрутов были внедрены. География экскурсантов широкая: школьники и студенты Чегдомына, г. Вяземский, районного поселка Хор, г. Комсомолька-на-Амуре и Хабаровска стали активными участниками экскурсионных квизов проводимых студентами и педагогами наставниками системы среднего профессионального образования Хабаровского края.

Коротко о цифрах конкурса: 15 экскурсионных маршрутов; 51 гидов-студентов (авторов); 36 педагогов-наставников; 452 экскурсантов — школьников и студентов; 25 экспертов — партнеров (из сферы науки).

Специфика данного конкурса заключается в соединении результатов работы каждого участника, представляющего научное наследие выбранной тематики в единый проект, где вклад каждого участника не повторим. Таким образом, становится символичным, что в этом конкурсе посвященному научному наследию Хабаровского края нет проигравших!

Площадкой для диссеминации внедренных интерактивных экскурсионных маршрутов стала X Краевая научно-практическая конференция «Молодая наука: достижения, проекты, инновации» с международным участием. В рамках которой участники представили инициированные в марте, оформленные в апреле, прошедшие экспертизу в мае, внедренные в мае — июне 2023 года научно-исследовательские проекты интерактивных экскурсий.

Победители, лауреаты, ученые и наставники III Краевого конкурса научно-исследовательских проектов интерактивных экскурсий «Диалог академической науки и профессионального образования Хабаровского края»

Рис. 1. Победители, лауреаты, ученые и наставники III Краевого конкурса научно-исследовательских проектов интерактивных экскурсий «Диалог академической науки и профессионального образования Хабаровского края»

На всем протяжении нелегко научно-исследовательского пути молодых исследователей поддерживают их педагоги-наставники. Их роль трудно переоценить в подготовки студентов, ведь начиная от выбора тем, постановки целей и задач, определения методов познания и созидания, и заканчивая тренировкой к выступлению, они все время являются для ребят и оптимистом, и реалистом, и прагматиком, и критиком одновременно. Молодых исследователей в сфере среднего профессионального образования поддерживают на уровне Министерства образования и науки края, награждая наиболее талантливых, активных и целеустремленных студентов, разработавших перспективные и инновационные проекты.

Одним из результатов конкурса стал каталог-маршрутов — набор-открыток. Настоящий набор открыток состоит из 15 экскурсионных квизов.

Таблица 1

Оригинальные авторские научно-исследовательские проекты интерактивных квиз-экскурсий, включающие интервью с учеными Хабаровского края

Название экскурсионного квиза

Интервью с ученым

Био-skills

Валерий Александрович Мутин, доктор биологических наук

Ведущий за руку. Идущий рядом

Ирина Ивановна Гоголева, кандидат педагогических наук

Говорит и показывает Хабаровск

Роман Михайлович Данилов, кандидат технических наук

Горное дело

Григорий Леонартович Феофанов, кандидат технических наук

Движение истории

Алексей Вячеславович Шестаков, старший научный сотрудник

История — часть жизни общества

Наталья Владимировна Шелковникова, кандидат исторических наук

Литературный Хабаровск

Ольга Вячеславовна Маркова, кандидат филологических наук

Люди в белом: факты и мифы из медицинской науки

Елена Станиславовна Новик, кандидат медицинских наук

Наукоемкие технологии в сварочном производстве

Михаил Радикович Гимадеев, кандидат технических наук

Прикладная ботаника

Любовь Алексеевна Антонова, кандидат биологических наук

Ты есть, что ты ешь

Вячеслав Михайлович Остроголовый, кандидат медицинских наук

Удивительный мир агронаук

Екатерина Анатольевна Ромашкина, кандидат биологических наук

Финансовый клуб

Светлана Николаевна Басова, кандидат экономических наук

Форт Кундюм

Ольга Викторовна Смоленская, кандидат экономических наук

Человекоразмеренность дальневосточной школы педагогики: традиции и инновации

Алла Геннадьевна Кузнецова, доктор педагогических наук

В заключении издания представлены фотографии внедренческого этапа проекта, позволяющие окунуться в атмосферу научного наследия и познакомиться с маршрутами, апробированными в 2023 году.

Уникальность набора открыток «Диалог академической науки и профессионального образования» заключается в том, что, заинтересовавшись определенной темой, каждый может стать участником познавательного экскурсионного квиза, предварительно оставив заявку координатору.

Научно-популярное издание «Диалог академической науки и профессионального образования: калейдоскоп научных фактов».

Рис. 2. Научно-популярное издание «Диалог академической науки и профессионального образования: калейдоскоп научных фактов».

Надеемся, что участники не остановятся на достигнутом и в будущем продолжат свои научно-исследовательские изыскания, а сегодня станут примером для сверстников и гордостью для своих педагогов-наставников!

Литература:

  1. Кузнецова, Д.С. «Слово о моем Хабаровском крае»: социальная технология гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи профессионального образования Хабаровского края / Д. С. Кузнецова // Молодой ученый. — 2022. — № 30.1 (425.1). — С. 3–6.
  2. Кузнецова, Д. С. Социальные технологии повышения профессиональной идентичности и развития гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи профессионального образования (региональный аспект) / Д. С. Кузнецова // Молодой ученый. — 2021. — № 31.1 (373.1). — С. 1–4.
  3. Указ «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия науки и технологий» № 231 от 25.04.2022. — URL: http://kremlin.ru/acts/news/68278
Основные термины (генерируются автоматически): Хабаровский край, профессиональное образование, академическая наука, наука, научное наследие, кандидат, Краевой конкурс, проект, III, очная защита.


Похожие статьи

«Наука профессионального образования: по следам научных волонтеров»: социальная технология гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи профессионального образования Хабаровского края

В статье представлены результаты организации и проведения краевого конкурса научно-исследовательских проектов интерактивных экскурсий «Наука профессионального образования: по следам научных волонтеров» в системе среднего профессионального образования...

Социальные технологии повышения профессиональной идентичности и развития гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи профессионального образования (региональный аспект)

В статье представлены результаты организации и проведения краевого конкурса научно-исследовательских проектов интерактивных экскурсий «Маршрут Великой Победы» в системе среднего профессионального образования Хабаровского края.

«Слово о моем Хабаровском крае»: социальная технология гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи профессионального образования Хабаровского края

В статье представлены результаты организации и проведения краевого конкурса научно-исследовательских проектов интерактивных экскурсий «Слово о моем Хабаровском крае» в системе среднего профессионального образования Хабаровского края.

Конкурсное движение научной направленности как социальная технология выявления талантливой молодежи профессионального образования (региональный аспект)

В статье представлены результаты организации и внедрения конкурсного движения научной направленности в сферу среднего профессионального образования Хабаровского края.

Реализация целей патриотического воспитания на учебных занятиях

В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Формирование гражданской идентичности обучающихся колледжа». В работе приведены результаты исследования сформированности гражданской идентичности у обучающихся колледжа.

Патриотическое воспитание студенческой молодежи в Новосибирской области

В статье рассматривается актуальная проблема в студенческой молодежной среде — патриотизм. Показан опыт патриотического воспитания на примере Новосибирской области и проведен анализ государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российс...

Реализация образовательного проекта «Русский валенок» с детьми дошкольного возраста в рамках «Клубного часа»

В статье особое внимание уделяется проблеме формирования социально-коммуникативной компетенции дошкольников. Описан опыт работы дошкольного учреждения по внедрению инновационной педагогической технологии «Клубный час» в рамках реализации проектной де...

Инициативы для пользы региона: практики успешности студенческой молодёжи среднего профессионального образования

В статье рассматриваются результаты реализации потенциала проектной деятельности студентов для развития Хабаровского края: социокультурные практики, практики развития человеческого капитала, практики для развития городской инфраструктуры и другие. Пр...

Потенциал детско-юношеского общественного объединения в формировании социальной компетенции подростков

Статья посвящена потенциалу детско-юношеского общественного объединения в формировании социальной компетенции подростков. Проанализирован воспитательный потенциал детско-юношеских общественных объединений при формировании социально гармоничной личнос...

Бинарный урок как одна из форм реализации межпредметных связей, интеграции дисциплин и внедрения практико-ориентированных технологий в образовательный процесс

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Внедрение дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации» на базе КГБ ПОУ ХКВТП (г. Хабаровск). Раскрыто значение б...

Похожие статьи

«Наука профессионального образования: по следам научных волонтеров»: социальная технология гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи профессионального образования Хабаровского края

В статье представлены результаты организации и проведения краевого конкурса научно-исследовательских проектов интерактивных экскурсий «Наука профессионального образования: по следам научных волонтеров» в системе среднего профессионального образования...

Социальные технологии повышения профессиональной идентичности и развития гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи профессионального образования (региональный аспект)

В статье представлены результаты организации и проведения краевого конкурса научно-исследовательских проектов интерактивных экскурсий «Маршрут Великой Победы» в системе среднего профессионального образования Хабаровского края.

«Слово о моем Хабаровском крае»: социальная технология гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи профессионального образования Хабаровского края

В статье представлены результаты организации и проведения краевого конкурса научно-исследовательских проектов интерактивных экскурсий «Слово о моем Хабаровском крае» в системе среднего профессионального образования Хабаровского края.

Конкурсное движение научной направленности как социальная технология выявления талантливой молодежи профессионального образования (региональный аспект)

В статье представлены результаты организации и внедрения конкурсного движения научной направленности в сферу среднего профессионального образования Хабаровского края.

Реализация целей патриотического воспитания на учебных занятиях

В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Формирование гражданской идентичности обучающихся колледжа». В работе приведены результаты исследования сформированности гражданской идентичности у обучающихся колледжа.

Патриотическое воспитание студенческой молодежи в Новосибирской области

В статье рассматривается актуальная проблема в студенческой молодежной среде — патриотизм. Показан опыт патриотического воспитания на примере Новосибирской области и проведен анализ государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российс...

Реализация образовательного проекта «Русский валенок» с детьми дошкольного возраста в рамках «Клубного часа»

В статье особое внимание уделяется проблеме формирования социально-коммуникативной компетенции дошкольников. Описан опыт работы дошкольного учреждения по внедрению инновационной педагогической технологии «Клубный час» в рамках реализации проектной де...

Инициативы для пользы региона: практики успешности студенческой молодёжи среднего профессионального образования

В статье рассматриваются результаты реализации потенциала проектной деятельности студентов для развития Хабаровского края: социокультурные практики, практики развития человеческого капитала, практики для развития городской инфраструктуры и другие. Пр...

Потенциал детско-юношеского общественного объединения в формировании социальной компетенции подростков

Статья посвящена потенциалу детско-юношеского общественного объединения в формировании социальной компетенции подростков. Проанализирован воспитательный потенциал детско-юношеских общественных объединений при формировании социально гармоничной личнос...

Бинарный урок как одна из форм реализации межпредметных связей, интеграции дисциплин и внедрения практико-ориентированных технологий в образовательный процесс

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Внедрение дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации» на базе КГБ ПОУ ХКВТП (г. Хабаровск). Раскрыто значение б...

Задать вопрос