В статье представлены результаты организации и проведения краевого конкурса научно-исследовательских проектов интерактивных экскурсий «Диалог академической науки и профессионального образования» в системе среднего профессионального образования Хабаровского края.
Ключевые слова: талантливая молодежь, профессиональное образование, научная активность, социальные технологии выявления и поддержки, патриотическое воспитание.
Говорят, что наука сама по себе не интересна: не думаю; нужен только ум, вкус, талант. Можно выбрать, одушевить, раскрасить, и все удивятся…
Гражданско-патриотическое воспитание современной студенческой молодежи находится в фокусе пристального внимания социальной общественности. Трансформация данного процесса заключается в создании и внедрении таких технологий, которые позволят обучающимся включаться в осмысленное проживание и переживание индивидуальной и коллективной деятельности различной направленности. Вместе с этим, контентом для новых технологий остается историческое, культурное и научное наследие страны.
Президент России Владимир Путин объявил о проведении с 2022 по 2031 год Десятилетия науки и технологий [3]. В марте отделом развития инновационной и научно-исследовательской работы Хабаровского краевого института развития образования был инициирован краевой конкурс научно-исследовательских проектов интерактивных экскурсий «Диалог академической науки и профессионального образования», который стал продолжением конкурса «Маршрут Великой Победы», проводимом в 2021 году [2], и конкурса «Слово о моем Хабаровском крае», проводимом в 2022 году [1].
В 2023 году целью конкурса стала расшифровка и популяризация научного наследия Хабаровского края и формирование позитивного образа современного ученого.
Краевой конкурс позволил: увеличить результативность научно-исследовательской деятельности обучающихся через создание базы патриотических маршрутов на основе территориальных научных ресурсов; повысить профессиональную идентичность в рамках выбранной профессии путем осмысления научного наследия; выявить и поддержать инициативную и талантливую молодежь системы среднего профессионального образования Хабаровского края.
Особенностью конкурса «Диалог академической науки и профессионального образования» являлось то, что конкурсанту вместе с педагогом-наставником предстояло пройти весь путь начинающего исследователя: задумать, инициировать, разработать, оформить, пройти экспертизу, адаптировать, внедрить, диссеминировать на широкий круг общественности авторский научно-исследовательский проект интерактивной экскурсии.
Выразив желание учувствовать в конкурсе, студенты и педагоги наставники прошли обучение у партнеров конкурса: Совета молодых ученых и специалистов при Губернаторе Хабаровского края, Учреждений науки Хабаровского края.
В ходе обучения студенты приобрели: знания о квиз-технологии и этапах составления экскурсионного квиза; умения проводить авторское интервью и интерпретировать его; научно-исследовательские навыки поиска, запроса и оформления первоисточников о научном наследии.
В рамках лектория «Наука без границ» познакомились с деятельностью ученых учреждений науки Хабаровского края, таких как «Хабаровский Федеральный исследовательский центр Дальневосточного отделения Российской академии наук», «Институт горного дела Дальневосточного отделения РАН», «Институт водных и экологических проблем Дальневосточного отделения РАН», «Институт машиноведения и металлургии Дальневосточного отделения РАН», «Дальневосточный научно-исследовательский институт сельского хозяйства».
Полученные знания, умения и навыки студенты профессиональных образовательных организаций Хабаровского края воплотили в разработке индивидуальных научно-исследовательских проектов экскурсионных маршрутов, представляющие собой: оригинальные авторские научно-исследовательские проекты интерактивных квиз-экскурсий включающие: исторические факты, биографии ученых, открытия и достижения, «науку для жизни». Тематика экскурсионных квизов — конкретная научная область: педагогика, дидактика, нутрициология, сварочные технологии, ботаника, аграрные науки, экономика, гастрономия, медицина, горное дело, биология, история, литература и др. Путешествие в мир науки завершается знакомством с учеными Хабаровского края, ведущими научную деятельность в обозначенных научных сферах. 15 экскурсионных квизов были допущены к очной защите.
Этап разработки заканчивался очной защитой исследовательских проектов, в ходе которой члены экспертной комиссии высоко оценили в проектах студентов компетентность в теме исследования, инновационный подход, нестандартные формы подачи материала и реалистичность проектов.
С 06 мая по 09 июня 2023 года 12 экскурсионных маршрутов были внедрены. География экскурсантов широкая: школьники и студенты Чегдомына, г. Вяземский, районного поселка Хор, г. Комсомолька-на-Амуре и Хабаровска стали активными участниками экскурсионных квизов проводимых студентами и педагогами наставниками системы среднего профессионального образования Хабаровского края.
Коротко о цифрах конкурса: 15 экскурсионных маршрутов; 51 гидов-студентов (авторов); 36 педагогов-наставников; 452 экскурсантов — школьников и студентов; 25 экспертов — партнеров (из сферы науки).
Специфика данного конкурса заключается в соединении результатов работы каждого участника, представляющего научное наследие выбранной тематики в единый проект, где вклад каждого участника не повторим. Таким образом, становится символичным, что в этом конкурсе посвященному научному наследию Хабаровского края нет проигравших!
Площадкой для диссеминации внедренных интерактивных экскурсионных маршрутов стала X Краевая научно-практическая конференция «Молодая наука: достижения, проекты, инновации» с международным участием. В рамках которой участники представили инициированные в марте, оформленные в апреле, прошедшие экспертизу в мае, внедренные в мае — июне 2023 года научно-исследовательские проекты интерактивных экскурсий.
Рис. 1. Победители, лауреаты, ученые и наставники III Краевого конкурса научно-исследовательских проектов интерактивных экскурсий «Диалог академической науки и профессионального образования Хабаровского края»
На всем протяжении нелегко научно-исследовательского пути молодых исследователей поддерживают их педагоги-наставники. Их роль трудно переоценить в подготовки студентов, ведь начиная от выбора тем, постановки целей и задач, определения методов познания и созидания, и заканчивая тренировкой к выступлению, они все время являются для ребят и оптимистом, и реалистом, и прагматиком, и критиком одновременно. Молодых исследователей в сфере среднего профессионального образования поддерживают на уровне Министерства образования и науки края, награждая наиболее талантливых, активных и целеустремленных студентов, разработавших перспективные и инновационные проекты.
Одним из результатов конкурса стал каталог-маршрутов — набор-открыток. Настоящий набор открыток состоит из 15 экскурсионных квизов.
Таблица 1
Оригинальные авторские научно-исследовательские проекты интерактивных квиз-экскурсий, включающие интервью с учеными Хабаровского края
Название экскурсионного квиза |
Интервью с ученым |
Био-skills |
Валерий Александрович Мутин, доктор биологических наук |
Ведущий за руку. Идущий рядом |
Ирина Ивановна Гоголева, кандидат педагогических наук |
Говорит и показывает Хабаровск |
Роман Михайлович Данилов, кандидат технических наук |
Горное дело |
Григорий Леонартович Феофанов, кандидат технических наук |
Движение истории |
Алексей Вячеславович Шестаков, старший научный сотрудник |
История — часть жизни общества |
Наталья Владимировна Шелковникова, кандидат исторических наук |
Литературный Хабаровск |
Ольга Вячеславовна Маркова, кандидат филологических наук |
Люди в белом: факты и мифы из медицинской науки |
Елена Станиславовна Новик, кандидат медицинских наук |
Наукоемкие технологии в сварочном производстве |
Михаил Радикович Гимадеев, кандидат технических наук |
Прикладная ботаника |
Любовь Алексеевна Антонова, кандидат биологических наук |
Ты есть, что ты ешь |
Вячеслав Михайлович Остроголовый, кандидат медицинских наук |
Удивительный мир агронаук |
Екатерина Анатольевна Ромашкина, кандидат биологических наук |
Финансовый клуб |
Светлана Николаевна Басова, кандидат экономических наук |
Форт Кундюм |
Ольга Викторовна Смоленская, кандидат экономических наук |
Человекоразмеренность дальневосточной школы педагогики: традиции и инновации |
Алла Геннадьевна Кузнецова, доктор педагогических наук |
В заключении издания представлены фотографии внедренческого этапа проекта, позволяющие окунуться в атмосферу научного наследия и познакомиться с маршрутами, апробированными в 2023 году.
Уникальность набора открыток «Диалог академической науки и профессионального образования» заключается в том, что, заинтересовавшись определенной темой, каждый может стать участником познавательного экскурсионного квиза, предварительно оставив заявку координатору.
Рис. 2. Научно-популярное издание «Диалог академической науки и профессионального образования: калейдоскоп научных фактов».
Надеемся, что участники не остановятся на достигнутом и в будущем продолжат свои научно-исследовательские изыскания, а сегодня станут примером для сверстников и гордостью для своих педагогов-наставников!
Литература:
- Кузнецова, Д.С. «Слово о моем Хабаровском крае»: социальная технология гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи профессионального образования Хабаровского края / Д. С. Кузнецова // Молодой ученый. — 2022. — № 30.1 (425.1). — С. 3–6.
- Кузнецова, Д. С. Социальные технологии повышения профессиональной идентичности и развития гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи профессионального образования (региональный аспект) / Д. С. Кузнецова // Молодой ученый. — 2021. — № 31.1 (373.1). — С. 1–4.
- Указ «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия науки и технологий» № 231 от 25.04.2022. — URL: http://kremlin.ru/acts/news/68278