Формирование семейных ценностей в молодежной среде: КУЗНИЦА — мастерская семейных ценностей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Аникашина, К. А. Формирование семейных ценностей в молодежной среде: КУЗНИЦА — мастерская семейных ценностей / К. А. Аникашина, Ю. А. Распопова, К. Д. Рыжкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 31.1 (478.1). — С. 11-13. — URL: https://moluch.ru/archive/478/105289/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье освещается необходимость формирования семейных ценностей в молодежной среде. Рассматриваются способы формирования семейных традиций у современной молодежи через реализацию творческих мастер-классов.

Ключевые слова : молодежь, семейные ценности, традиции.

Государственная семейная политика представляет собой целостную систему принципов, задач и приоритетных мер, направленных на поддержку, укрепление и защиту семьи как фундаментальной основы российского общества, сохранение традиционных семейных ценностей, повышение роли семьи в жизни общества, повышение авторитета родительства в семье и обществе, профилактику и преодоление семейного неблагополучия, улучшение условий и повышение качества жизни семей [1].

Приоритетами государственной семейной политики на современном этапе являются утверждение традиционных семейных ценностей и семейного образа жизни, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании, создание условий для обеспечения семейного благополучия, ответственного родительства, повышения авторитета родителей в семье и обществе и поддержания социальной устойчивости каждой семьи [1].

Сегодня приходится констатировать неопределенность и неустойчивость представлений современной молодежи о ценностях семьи. В связи с этим, одной из актуальных задач является формирование у молодых людей семейных традиций. Для понимания семейных ценностей необходимо раскрыть сущность ценностей и семьи.

Проблемы, связанные с изучением ценностей человека, относятся к числу важнейших для любой из наук, изучающих общество. Важнейших, прежде всего в силу того, что именно ценности являются интегративной основой существования как отдельно взятого индивида, так и всего общества в целом.

Ценность — это понятие, указывающее на человеческую, социальную и культурную значимость определенных явлений и предметов деятельности.

Ценности, выработанные той или иной культурой, усваиваются непосредственно в процессе социализации. Посредством ее формируются представления о мире, происходит приобщение к духу культуры, идее той или иной эпохи, народа.

Среди ценностей, созданных человечеством в своей многотысячелетней истории, семья является одной из главных. Именно семья играет огромную роль в жизни отдельной личности, в жизни всего общества в целом. В семье формируется личность ребенка и складывается «образ семейных отношений», семейного взаимодействия, что в будущем выступит основой для создания собственной семьи [2].

Советский социолог, главный редактор журнала «Социологические исследования» А. Г. Харчев определяет семью как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой социальной группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, и социальной необходимостью, в которой обусловлена потребность общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Семья и ее ценности остаются одними из самых существенных человеческих достояний, которые значимы до сих пор, несмотря на доминирование индивидуализма и потребительства. Но социально-экономические изменения, происходящие на современном этапе развития общества, оказывают существенное влияние не только на жизнеобеспечении различных категорий семей, но и на том, какие семейные ценности и традиции закладываются в этих семьях. Традиционная семья во все времена выступала основой каждого общества в государстве. И в каждой семье в зависимости от социального уклада в обществе закладывались определенные семейные традиции и ценности, которые передавались из поколения в поколение своим детям. На протяжении многих веков в России в семьях уделялось большое внимание вопросу формирования установок молодежи на создание семьи, брака как ценности.

К сожалению, ситуация в настоящий период времени резко изменилась. Во многих семьях отсутствуют не только семейные традиции, которые поддерживались из поколения в поколение, но и отношение к семейно-брачному вопросу также изменилось, как со стороны родителей, так и с стороны молодого поколения. Они считают, что в начале семейной жизни, для того, чтобы лучше узнать друг друга из супругов, лучше пожить какое-то время, гражданским браком. Тем самым, с каждым годом отмечается рост созданной новой модели семейных отношений, в которой молодые супруги заменяют такую семейную ценность как брак [3].

Изучив информационные материалы сайтов о семейных ценностях, мы выяснили, что принято выделять две основные классификации семейных традиций — классическую или традиционную, и прогрессивную или современную.

Приведем в качестве примера традиционные ценности.

  1. Патриархальный уклад жизни. Браки, в которых мужчина — главный, он основной добытчик и за ним остается последнее слово — далеко не редкость. Слово отца, его мнение не подвергается сомнению, его уважают и ему подчиняются. Обратная сторона этой модели — это единоличная ответственность за своих родных и близких. Глава семейства взваливает на свои плечи решение всех проблем и сложных ситуаций. Женщина здесь, в первую очередь, жена и мать. Она самореализуется посредством рождения и воспитания детей, создания уютной и доверительной атмосферы, берет на себя все домашние хлопоты.
  2. Многодетность, или по крайней мере наличие двух детей. Появление каждого ребенка в таких союзах — это продолжение рода, счастье и радость.
  3. Культивирование и воспитание ценностей , неполный список которых включает в себя любовь, доброту по отношению друг к другу, уважение ко всем членам рода.
  4. Традиция сватовства , когда родители молодых подбирают жениха или невесту, а дети обязательно просят благословения у старших.

Изучая исследования о семейных ценностях молодежи, мы провели опрос среди студентов Хабаровского технологического колледжа.

По результатам данного опроса мы получили образ семьи современной молодежи. Рассмотрев мнение студентов о семье, мы выяснили, что для них семья — это «тихая гавань, крепость», где тебе всегда могут помочь. «Это то, что нужно для каждого», «это такой круг, в который можно прийти». Ответы акцентируют прежде всего эмоционально-ценностный аспект. В вопросе о браке студенты высказались о важности добрачных отношений, которые формируют основу межличностных отношений в целом. Минимальный возраст, когда молодые люди хотят вступать в брак — это 25–30 лет.

Из всего сказанного следует: образ идеальной семьи представлен параметрами возраста вступающих в брак это 25–30 лет, есть равноправие мужа и жены, обязательно наличие детей.

Результаты данного опроса в некоторой части совпадают с мнением исследователей данной проблемы, например, по вопросу мотивации выбора супруга (супруги), но не подтверждают прагматизм молодежи. Молодые люди позитивно направлены на принятие семьи как ценности, что отражено в их ответах.

С целью изучения сформированности уровня семейных ценностей у молодежи, в Хабаровском технологическом колледже было проведено анкетирование, в котором приняло участие 100 человек.

— 66,3 % респондентов в качестве семейных ценностей выбрали «уважение близких людей» и «доверие»;

— 63,4 % — считают, что именно «поддержка» является приоритетным;

— 39 % — в качестве семейных ценностей обозначили «прощение», а 13,9 % — «щедрость»;

— 20,8 % студентов считают «традиции» залогом семейных ценностей, а 10,9 % — обычаи.

Анализ результатов опроса показал, что молодые люди позитивно направлены на принятие семьи как ценности, что отражено в их ответах. Но не до конца понимают, что такое ценность в жизни семьи.

Проведенное исследование выявило необходимость формирования у молодых людей семейных ценностей, через просвещение и введение специальных курсов, преподаваемых в школах, колледжах, клубах. Выстраивать работу по формированию у молодежи семейных ценностей, необходимо взаимодействуя с такими специалистами как: психолог, социальные педагоги, преподаватели обществознания. А также при подключении социальных институтов: семья, средства массовой информации, молодежные клубы.

Для формирования семенных ценностей обучающихся нашего колледжа был разработан социальный проект «КУЗНИЦА — мастерская семейных ценностей», который был бы интересен молодому поколению. Проект направлен на формирование семейных ценностей и формирование семейных традиций у современной молодежи через реализацию тренингов и творческих мастер-классов.

Проект был реализован в течение одного месяца. Основными мероприятиями проекта «КУЗНИЦА — мастерская семейных ценностей» были:

  1. Тренинг «Семейные ценности — есть ли в них смысл?» , где с участниками проекта обсудили семейные ценности, формы их существования, значение семейных ценностей, традиций для общества, семьи, личности.
  2. Мастер-класс по совместному творчеству «Арт-холст: семейные традиции» . Участники мастер-класса (пары) вместе рисовали картину на свободную тему.
  3. Мастер-класс «Семейный завтрак в воскресенье» . Данное мероприятие показало участникам как можно совместно провести время с семьей, важность совместного приготовления пищи, а также красиво накрыть стол для семейного завтрака.
  4. Настольная игра «Семейка» , которая была разработана авторами проекта.

Все мероприятия проекта проводились совместно с такими специалистами, как: социальный педагог, психолог, преподаватель по столовому этикету, профессиональный повар.

По итогам реализации проекта мнение его участников о семейных ценностях изменилось в лучшую сторону. 90 % участников считают, что семейные традиции необходимы в каждой семье.

Литература:

  1. Концепция семейной политики Российской Федерации до 2025 года: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 года № 1618-р. — URL: https://rg.ru/documents/2014/08/29/semya-site-dok.html
  2. Паршина В. В. Молодежь как особая социально-демографическая группа в социальной структуре общества // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2015. — № 10–5.
  3. Елишев С. О. Молодежная проблематика и подходы к определению понятия «молодежь» в социологии // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. — 2017. — № 3. — С. 200–224.
Основные термины (генерируются автоматически): ценность, семья, современная молодежь, традиция, общество, отношение, государственная семейная политика, молодое поколение, семейный завтрак, Хабаровский технологический колледж.


Похожие статьи

Возможности ценностной интеграции молодежи в трансформирующемся обществе

В данной статье рассматриваются проблемы интеграции ценностей молодежи в современной России, устанавливается связь между формированием личности молодого человека, его компетенций социального участия и доминирующими способами присвоения ценностей.

Мастер-классы по изобразительному искусству для детей и взрослых как пространство для познания художественных ценностей России

В статье приведен анализ практических аспектов организации мастер-классов, их влияния на развитие творческих способностей и формирование критического мышления.

Предпосылки и рекомендации к формированию семейных ценностей у студенческой молодёжи

В данной статье рассмотрены результаты социологического опроса, направленного на изучение семейных ценностей и установок молодёжи, приведены рекомендации к форме проведения мероприятий, посвящённых изучению брачных, семейных, сексуальных отношений.

Творческий потенциал младших школьников: проблема диагностики и пути решения

В статье рассматривается сущность и структура феномена творческого потенциала младшего школьника, а также пути его актуализации в процессе проектной деятельности.

Культура родительства и семейные ценности в современном мире

В статье представлена важность семейных ценностей, рассмотрена роль семьи в воспитание положительных качеств ребенка через семейные ценности и традиции. Рассмотрены аспекты взаимодействия детского сада с семьей в формировании семейных ценностей. Пред...

Влияние творческого потенциала на развитие личности старшеклассника

В статье раскрывается понятие «творческое саморазвитие», ее влияние на формирование личности старшеклассника, указаны некоторые направления решения проблемы творческого саморазвития.

Особенности формирования и развития креативных способностей подростков в деятельности художественной направленности педагога дополнительного образования

В статье рассматриваются понятия творчество и креативность, особенности формирования креативных способностей на мастер-классах и образовательных курсах художественной направленности в условиях временного коллектива.

Роль создания художественной куклы в развитии творческого потенциала обучающихся Якутского колледжа технологии и дизайна

В статье представлен подход к организации педагогических условий развития творческих способностей обучающихся колледжа в создании авторской куклы как эффективного средства их приобщения к социокультурным ценностям региона.

Проблема подготовки учителей к развитию творческой активности обучающихся

В статье исследуется проблема подготовки учителей к развитию творческой активности обучающихся. Описываются модель и основные психолого-педагогические условия развития творческого потенциала школьников в подростковом возрасте.

Формирование нравственных ценностей старшеклассников в процессе волонтерской деятельности

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме формирования нравственных ценностей в процессе вовлечения в волонтерскую деятельность старшеклассников. Раскрываются формы и принципы работы в образовательной организации по формированию нравст...

Похожие статьи

Возможности ценностной интеграции молодежи в трансформирующемся обществе

В данной статье рассматриваются проблемы интеграции ценностей молодежи в современной России, устанавливается связь между формированием личности молодого человека, его компетенций социального участия и доминирующими способами присвоения ценностей.

Мастер-классы по изобразительному искусству для детей и взрослых как пространство для познания художественных ценностей России

В статье приведен анализ практических аспектов организации мастер-классов, их влияния на развитие творческих способностей и формирование критического мышления.

Предпосылки и рекомендации к формированию семейных ценностей у студенческой молодёжи

В данной статье рассмотрены результаты социологического опроса, направленного на изучение семейных ценностей и установок молодёжи, приведены рекомендации к форме проведения мероприятий, посвящённых изучению брачных, семейных, сексуальных отношений.

Творческий потенциал младших школьников: проблема диагностики и пути решения

В статье рассматривается сущность и структура феномена творческого потенциала младшего школьника, а также пути его актуализации в процессе проектной деятельности.

Культура родительства и семейные ценности в современном мире

В статье представлена важность семейных ценностей, рассмотрена роль семьи в воспитание положительных качеств ребенка через семейные ценности и традиции. Рассмотрены аспекты взаимодействия детского сада с семьей в формировании семейных ценностей. Пред...

Влияние творческого потенциала на развитие личности старшеклассника

В статье раскрывается понятие «творческое саморазвитие», ее влияние на формирование личности старшеклассника, указаны некоторые направления решения проблемы творческого саморазвития.

Особенности формирования и развития креативных способностей подростков в деятельности художественной направленности педагога дополнительного образования

В статье рассматриваются понятия творчество и креативность, особенности формирования креативных способностей на мастер-классах и образовательных курсах художественной направленности в условиях временного коллектива.

Роль создания художественной куклы в развитии творческого потенциала обучающихся Якутского колледжа технологии и дизайна

В статье представлен подход к организации педагогических условий развития творческих способностей обучающихся колледжа в создании авторской куклы как эффективного средства их приобщения к социокультурным ценностям региона.

Проблема подготовки учителей к развитию творческой активности обучающихся

В статье исследуется проблема подготовки учителей к развитию творческой активности обучающихся. Описываются модель и основные психолого-педагогические условия развития творческого потенциала школьников в подростковом возрасте.

Формирование нравственных ценностей старшеклассников в процессе волонтерской деятельности

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме формирования нравственных ценностей в процессе вовлечения в волонтерскую деятельность старшеклассников. Раскрываются формы и принципы работы в образовательной организации по формированию нравст...

Задать вопрос