История развития дальневосточной рок-музыки | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Белогрудова, И. Г. История развития дальневосточной рок-музыки / И. Г. Белогрудова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 31.1 (478.1). — С. 13-15. — URL: https://moluch.ru/archive/478/105290/ (дата обращения: 20.12.2024).



В статье приводятся результаты изучения становления рок-музыки: этапы, фестивали. Описаны особенности дальневосточной рок-музыки.

Ключевые слова: дальневосточный рок, рок группы, этапы.

Целью составления данной научной работы стала необходимость освещения такого культурного явления, как дальневосточный рок. Феномен этого культурного явления обусловлен обширностью региона, его многочисленными климатическими и социально-экономическими особенностями. Рок-музыка не смотря на свою относительную молодость занимает значительное место в музыкальном искусств в целом. Однако изучением феномена дальневосточного рока практически никто не занимался. Это и обусловило актуальность исследования.

Хронология развития дальневосточной рок-музыки. Для дальневосточного региона московские музыкальные критики выбрали определение — «культурная провинция». Это верно, но не всегда. Особенно если вспомнить начало ХХ века. Исторические справки об этом периоде сообщают, что до периода Октябрьской революции во Владивосток, Хабаровск и Благовещенск с концертными программами, чаще всего приезжали итальянские, немецкие и австрийские исполнители (причём не лучшие). Но в последующие годы ситуация меняется. Владивосток становится одним из главных «пропускных пунктов музыкальной контрабанды» — быстрее, чем в Москве здесь оказываются музыкальные новинки Запада — через моряков гражданского флота, работников таможни, даже капитанов военно-морского подводного флота, которые могли вести в хорошем качестве вести записи зарубежных музыкальных радио и т. д.

1 этап. «Зарождение». В конце 60-х — начале 70-х гг. активизируется гастрольная деятельность московских и ленинградских музыкантов (в т. ч. и рок-музыкантов). Некоторые исполнители начали в акустике представлять свои песни на дальневосточных фестивалях авторской песни: «Амурская Осень», «Приморские струны» и менее масштабных конкурсах. Однако, Хабаровск на этом этапе становится «джазовой столицей Дальнего Востока» и проходит достаточно масштабный фестиваль «Джаз над Амуром» (дальнейшая аналогия «Рок над Амуром» Юрия Вязанкина). Там могли появиться сформировавшиеся инструменталисты [4].

2 этап (70–80-е гг.)«У истоков дальневосточной рок-музыки или начало всех начал». Первая волна рока прокатилась по Дальнему Востоку достаточно поздно — в начале 80-х. Сказалась значительная удаленность от культурных столиц и сложившееся в приморских городах потребительское отношение к зарубежной музыке.

В 1984-м во Владивостоке впервые в регионе была предпринята попытка создания единой организации свободомыслящих музыкантов. В рок-клуб вошло 10 групп, в т. ч. «Муми-Тролль», «Ветер Перемен», «121 Этаж», «Аргумент».

«Муми-Тролль» сознательно ориентировались на подростковую аудиторию с соответствующим антуражем дискотек и пляжей, вперемежку с тем, что сами считали новой волной и неоромантизмом — альбом «Новая луна апреля» (1985). В группе выделился вокалист И. Лагутенко, обладавший своеобразным обаянием.

«121 Этаж» — наиболее интересная владивостокская группа того периода — играла жесткий ритм-энд-блюз, толкуя его чрезвычайно широко. Ее ядро составлял сильный авторский дуэт: Игорь Черкашин (тексты), Эдуард Цехановский (музыка, гитара, вокал).

«Третья Стража» — полулегендарная команда, лидер которой яркий пианист и композитор Евгений 3виденный долго пытался удерживать группу на вершине философского абсурдизма («Я стану шанти»). Самоуглубленно-лирическую тенденцию ранней «ТС» пытается развивать гитарист группы Константин Соломенный («Город, туман…», «Скандинавия»).

С 1986 во Владивостоке выходит журнал «ДВР» (до мая 1987 — «Фуникулер»). Цели издания — критическое осмысление рок-ситуации на Дальнем Востоке и основных тенденций развития рок-музыки в стране [5].

3 этап (90-е годы) «Этап ожидания». В 90-е в Хабаровске функции развалившегося рок-клуба взял на себя Политехнический институт (сейчас ТОГУ), а точнее — клуб «Искра», где в небольшой аудитории репетировало до 14 групп.

Первый фестиваль состоялся в конце октября — начале ноября 1990-го и длился три дня. Билет символически стоил 1 рубль. В фестивале приняли участие «Процесс» с В. Таюрским, «Похоронная компания» с М. Чупровым, «Зеф» (Биробиджан), «Система Цветных Сновидений», «Совет Андерсена», «Панк-клуб» института культуры, «Ник Рок-н-Ролл» (Владивосток), «Просто», «Пупкин и сыновья» и др. Но «тяжёлые» группы — это начинание не поддержали.

Благодаря ТВ, в фестивальной программе появилась легендарная хабаровская группа «Трек», кроме них выступали «Легче Воздуха» с А. Шульцем, «Посткриптум», «Просто», «Похоронная компания», «Система Цветных Сновидений», «Процесс», «Школьная Уборщица», «Оркестровая яма» с Н. Никитиным, «Титаник», «Совет Андерсена» и др.

В марте 1992 года состоялся фестиваль «Весенний драйв». В фестивале приняли участие «Маньчжурский прикол», «Ядерный блюз», «Амурский бульвар», «Город Ха», «Система Цветных Сновидений», «Оркестровая яма», «Оазис», «Ткач», «Процессор», «Яблочный джем» с М. Подледневым, «Клади» (Владивосток), «Boloney» и «Замок» с С. Сычевым (его группа базировалась в Хабаровском топографическом техникуме, и он решил аппаратурные проблемы фестиваля).

В седьмом фестивале («Весенний драйв-2») приняли участие: «Boloney», «Замок», «Оазис», «Оркестровая яма», «Эмбауэлл», «Ткач», «Процессор», «Ромейко-бэнд», «Кузница», «Бунт Зерен» (Владивосток), «Город Ха», «Система Цветных Сновидений», «Оазис», «Трек».

Осенью 92-го года в «Искре» появились люди, которые со временем стали неотъемлемой частью фестиваля. Это Н. Шеремет, Т. Гайдукова, В. Павловская. В программу входили: «Город Ха», «Бунт Зерен» (Владивосток), «Оазис», «Зеф» (Биробиджан), «Bubble Gum» (Комсомольск-на-Амуре), «Маньчжурский прикол», «Система Цветных Сновидений», «Deathonator» (Южно-Сахалинск) и др. [3]

Девятый Дальневосточный фестиваль рок- и альтер-нативной музыки. Ведущим на этом фестивале был В. Кушнарев. В программе: «Оазис», «Процессор», «Город Ха», «Система Цветных Сновидений», «Deathonator», «Бунт Зерен» (Владивосток), «Бодом» (Большой Камень), «Йеху» (Южно-Сахалинск) с А. Кротовым.

4 этап. Наши дни.Попытки возрождения. Фестивальное движение сохранилось. Тем не менее попытки групп само реализоваться выходят за рамки фестиваля. Основная особенность этого периода заключается в неком синтезе «гаражного» исполнительства, фестивального движения, коммерциализации рока и попыток реализоваться в интернет-пространстве. Чтобы поддерживать профессиональные навыки многие группы выступают в клубах и кафе (в частности во Владивостоке это «Бавария»), иногда выступают «на разогреве» у гастролирующих знаменитостей. Если И. Лагутенко и группе «Мумий-Тролль» посодействовал выйти на «федеральную сцену» один из братьев Кормильцевых, то остальные группы пытаются продвигаться самостоятельно.

На «музыкальном небосклоне» Дальнего Востока наиболее заметны в 2000-х годах следующие команды: «Мексиканские пчёлки-убийцы», «Иеху», «Буготак», «Дрозды», «Кони Будённого», «Восточный семафор», «Дрозды», «Мамин угол» и ряд других. Продолжают свою деятельность «Купе» и «Мумий-Тролль». Однако организацией концертной деятельности почти никто не занимается и полных концертных программ почти ни у кого нет.

Особенности дальневосточной рок-школы

Дальневосточная рок-музыка формировалась в специфических условиях. С одной стороны новинки зарубежного рока появлялись на Дальнем Востоке раньше. Во Владивостоке существовали множественные аналоги московской «горбушки», где можно было приобрести записи на виниле или на магнитной основе. С другой стороны — обширность территории осложняло даже внутрирегиональную концертную деятельность без серьёзной финансовой поддержки, поэтому ряд крупных городов «варился в собственном соку»: Магадан, Владивосток, Хабаровск, Благовещенск, Комсомольск-на-Амуре. Именно поэтому, в 70-х гг. Хабаровск (в силу своего централизованного положения) становится сначала центром джазовой музыки, а затем и рока. От Благовещенска и Владивостока — поездом около 10 часов, Комсомольск и Биробиджан ещё ближе [1].

Дальневосточная рок-музыка заняла своё неповторимое и важное место в отечественной рок-музыке. Конечно же столичные критики будут ещё долго рассуждать о рок-исполнителях Хабаровска, Магадана, Владивостока, Благовещенска, Улан-Удэ и Якутска как о неполноценных музыкантах, а о музыке как о «вторичной» и посредственной. Тем не менее не стоит забывать о достижениях дальневосточных рок-групп, получивших признание на союзных и российских фестивалях [2].

Литература:

  1. Белогрудова И.Г, Тарасов О. Ю. Актуализация региональных исследований в сфере музыкознания: к вопросу об истории развития дальневосточного рока. // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Телекоммуникационные технологии: актуализация и решение проблем подготовки высококвалифицированных кадров в современных условиях». — Хабаровск: ХИИК (декабрь, 2022 года). — С. 698–703.
  2. Белогрудова И. Г. Тарасов О. Ю. История развития дальневосточной рок-музыки: справочное издание. — Хабаровск: редакционно-издательская группа СНО ХИИК «CyberNet», 2023. — 120 с.
  3. Кудряц Е. Прощание с легендой // Зарубежные задворки. — 2010. — № 2–3.
  4. Марочкин В. В. Москва рок-н-ролльная: через песни-об истории страны: рок-музыка в столице: пароли, явки, традиции, мода / В. В. Марочкин. — Москва: Центрполиграф, 2014. — 559 c.
  5. Троицкий А. К. Рок-музыка в СССР. Опыт популярной энциклопедии / А. К. Троицкий. — Москва: Издательство «Книга», 1990. — 384 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Владивосток, дальневосточная рок-музыка, Дальний Восток, Благовещенск, хабаровск, Биробиджан, группа, дальневосточный рок, фестиваль, культурное явление.


Ключевые слова

этапы, дальневосточный рок, рок группы

Похожие статьи

Классификация традиционной хореографической культуры узбекского танца

В данной статье автор раскрывает и даёт краткий обзор узбекского танца в исторической перспективе, а также этап развития узбекской хореографии в области этнохореогафии.

Социокультурные причины появления русского танца и его основные виды в IХ–Х вв.

Статья посвящена выявлению социокультурных причин формирования танцевальной культуры русского народа в IХ–Х вв. как одного из ключевых элементов этнической культуры.

Русский народный танец и его особенности в регионах

В статье автор изучает народный танец, его историю, также особенности танца в регионах России.

История танца как инструмента человеческого общества

В статье рассматривается значение танца как необходимого инструмента человеческого общества. Раскрываются доминирующие прикладные функции танца как феномена, выходящего за рамки искусства, в разные исторические эпохи. Анализируются особенности бытия ...

Японские молодёжные субкультуры: история формирования и развития

В статье автор пытается начало формирования японских молодёжных субкультур, выделить самых ярких их представителей и проанализировать их развитие.

От бальных танцев до уличных направлений. История возникновения и развития спортивных танцев

В статье рассматриваются самые яркие представители спортивных танцев современности, особенности каждого направления, история возникновения и развития. А также некоторые причины популярности и актуальности спортивных танцев в России в настоящее время.

Локальные школы национального танца Узбекистана

В статье рассматриваются особенности хореографического языка танцевальных школ различных регионов Узбекистана. Развиваясь с древних времен, танцевальные школы получили значение яркого художественного явления национального искусства Узбекистана.

Жанры в кинематографе

Целью настоящей статьи является рассмотрение феномена образования жанров в кинематографе и их основных категорий. Рассматриваются теоретические и практические модели образования жанров. А также некоторые жанровые особенности кино.

Музыка Запада и Востока. Сходства и различия

В данной статье автор рассматривает культурные особенности музыкального искусства Запада и Востока, определяет и анализирует их сходства и различия.

Песни и обряды советской туристической школы

Цель данного исследования — разбор феномена советских туристических песен и ритуалов, именно с точки зрения обрядового фольклора.

Похожие статьи

Классификация традиционной хореографической культуры узбекского танца

В данной статье автор раскрывает и даёт краткий обзор узбекского танца в исторической перспективе, а также этап развития узбекской хореографии в области этнохореогафии.

Социокультурные причины появления русского танца и его основные виды в IХ–Х вв.

Статья посвящена выявлению социокультурных причин формирования танцевальной культуры русского народа в IХ–Х вв. как одного из ключевых элементов этнической культуры.

Русский народный танец и его особенности в регионах

В статье автор изучает народный танец, его историю, также особенности танца в регионах России.

История танца как инструмента человеческого общества

В статье рассматривается значение танца как необходимого инструмента человеческого общества. Раскрываются доминирующие прикладные функции танца как феномена, выходящего за рамки искусства, в разные исторические эпохи. Анализируются особенности бытия ...

Японские молодёжные субкультуры: история формирования и развития

В статье автор пытается начало формирования японских молодёжных субкультур, выделить самых ярких их представителей и проанализировать их развитие.

От бальных танцев до уличных направлений. История возникновения и развития спортивных танцев

В статье рассматриваются самые яркие представители спортивных танцев современности, особенности каждого направления, история возникновения и развития. А также некоторые причины популярности и актуальности спортивных танцев в России в настоящее время.

Локальные школы национального танца Узбекистана

В статье рассматриваются особенности хореографического языка танцевальных школ различных регионов Узбекистана. Развиваясь с древних времен, танцевальные школы получили значение яркого художественного явления национального искусства Узбекистана.

Жанры в кинематографе

Целью настоящей статьи является рассмотрение феномена образования жанров в кинематографе и их основных категорий. Рассматриваются теоретические и практические модели образования жанров. А также некоторые жанровые особенности кино.

Музыка Запада и Востока. Сходства и различия

В данной статье автор рассматривает культурные особенности музыкального искусства Запада и Востока, определяет и анализирует их сходства и различия.

Песни и обряды советской туристической школы

Цель данного исследования — разбор феномена советских туристических песен и ритуалов, именно с точки зрения обрядового фольклора.

Задать вопрос