Профилактика утомления детей дошкольного и младшего школьного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Билецкая, С. Н. Профилактика утомления детей дошкольного и младшего школьного возраста / С. Н. Билецкая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 31.1 (478.1). — С. 15-17. — URL: https://moluch.ru/archive/478/105291/ (дата обращения: 16.10.2024).



В работе изучены особенности деятельности детей. Рассмотрены утомление и переутомление детей дошкольного и младшего школьного возраста. Даны рекомендации по профилактике утомления детей.

Ключевые слова: утомление, переутомление, особенности деятельности детей, цветовой климат помещений, деятельность.

Дошкольный и младший школьный возраст характеризуются многочисленными изменениями в организме ребёнка, которые касаются всех систем и органов. Их работоспособность обычно резко падает через 25–30 минут, у некоторых — раньше. Дети очень утомляются при повышенной эмоциональной насыщенности познавательной деятельности [3, 6].

Прогрессирование утомления и наступление переутомления не только ухудшает психофизиологические показатели, в частности снижает качество усвоения информации, но и может приводить к психосоматическим и нервно-психическим расстройствам. В связи с этим раннее выявление признаков утомления и своевременная коррекция его причин является важным условием сохранения здоровья ребенка [4].

Физиологи обычно выделяют деятельность физическую (мышечную) и умственную (интеллектуальную) [1]. Эти виды деятельности характеризуются общими свойствами: фазностью и тем, что любой вид деятельности приводит к утомлению (табл. 1).

Как видно из таблицы, утомление является нормальным физиологическим процессом, обязательной составляющей любой деятельности. Утомление — это состояние пониженной работоспособности, наступающее под влиянием интенсивной длительной деятельности или однообразной работы, а также в результате нервного напряжения или при волнении. Утомление — процесс фазный, протекающий плавно от одного этапа к другому (табл.2).

Таблица 1

Характеристика фаз деятельности

Фазы деятельности

Характерные особенности

Врабатывание

Время, в течение которого все процессы в организме переходят на новый уровень функциональной активности. Обычно продолжается несколько (2–5) минут.

Устойчивое состояние

Уровень метаболизма и уровни активности вегетативных систем остаются почти неизменными. Потребление воздуха, частота сердечных сокращений, небольшой объем дыхания и кровотока почти не изменяются. Может длиться минуты или даже часы.

Утомление

Начинает появляться дисбаланс в деятельности отдельных вегетативных систем и систем, непосредственно обеспечивающих выполнение работы. Уменьшается экономичность работы, в крови накапливаются вредные метаболиты, нарушается гомеостаз, человек ощущает желание прекратить работу и отдохнуть.

Восстановление

Период снижения активности органов и систем, удаления или обезвреживания вредных метаболитов и восстановления параметров гомеостаза. Длительность зависит от интенсивности, объема и характера выполненной работы. Может составлять от 2–3 мин до нескольких часов.

Следует заметить, что чрезмерные нагрузки, возникающие при выполнении большого объема работ в ограниченные сроки, при болезнях, или несоблюдении рационального режима учебного труда и отдыха утомление переходит в четвертую фазу — переутомление.

Симптомы переутомления отличаются обычно малой четкостью, стертостью и сильной изменчивостью. Для большинства случаев характерны [1]: резкое и длительное снижение умственной и физической работоспособности; функциональные нервно-психические расстройства; стойкие изменения в регуляции вегетативных функций организма; снижение сопротивляемости организма к воздействию неблагоприятных факторов и патогенных микроорганизмов.

Таблица 2

Характеристика этапов утомления

Фазы

Характеристики

Первая фаза

Возбуждение двигательных и речевых реакций: вскакивание с места, подергивание ногой, посторонние разговоры, неадекватный смех. Изменения кожных покровов: потливость рук и лица, покраснение лица.

Вторая фаза

При мышечной деятельности — несогласованное снижение одних показателей и повышение других. Например, потребление воздуха начинает снижаться, а объемная скорость дыхания — возрастает. При интеллектуальной деятельности — двигательная заторможенность: подпирает руку головой, полулежит за столом, замедленно отвечает на вопросы.

Третья фаза

Срыв устойчивого состояния. Разбалансировка в работе вегетативных систем быстро нарастает, их эффективность отчетливо падает, и за этим наступает отказ от занятия. При интеллектуальной работе: торможение в творческих отделах коры головного мозга (может легко уснуть, если положит голову на руки); возможно появление различных жалоб на самочувствие (болит голова, живот и т. д.); в тяжелых случаях могут встречаться вегетативные расстройства (бледность, тошнота, рвота, обмороки).

Признаки переутомления не исчезают после кратковременного отдыха и даже ночного сна нормальной продолжительности. А для полного восстановления работоспособности, ликвидации нервно-психических расстройств и нарушений регуляторных процессов в организме необходим более длительный отдых. В некоторых случаях необходимо комплексное лечение с применением медикаментозных средств, физиотерапевтических процедур и лечебной гимнастики. [1, 4].

Цветовой климат помещений имеет не меньшее значение в профилактики утомления детей. Создание оптимальной цветовой среды оказывает положительное влияние на эмоциональное состояние воспитанников. Цвета могут влиять на человека в физиологическом и психологическом уровне [2].

Физиологическое влияние цвета: влияет на общее и зрительное утомление; способствует улучшению или ухудшению освещенности помещений; оказывает положительное или отрицательное воздействие на эмоциональное состояние воспитанников. Также следует уделять внимание психологическому воздействию цвета:

— красный, оранжевый и жёлтый и их оттенки — это «теплые цвета», они создают впечатление тепла и воздействуют возбуждающе;

— зеленые, зелено-голубые и голубые цвета и их оттенки — «холодные» цвета — создают ощущение холода, снижаю напряжение зрения, действуют успокаивающе и тем самым поддерживают высокий уровень работоспособности.

Таким образом, фундаментом любой успешной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста является эмоциональный комфорт ребенка. Дети, в отличие от взрослых живут «на пределе» своих функциональных возможностей. Понимая это, любой взрослый человек должен помнить, что детям отдых требуется гораздо чаще, что способствует более позднему наступлению утомления. Важно планировать деятельность детей таким образом, чтобы умственная нагрузка и физическая чередовались как можно чаще.

Обращаем внимание будущих родителей на опасные последствия большого количества различных кружков и секций, на которые многие «заботливо» отправляют своих детей. Ребенок, как правило, не сопротивляется воле родителей, поначалу ему нравится все новое. Но вместе с тем, он не в состоянии еще адекватно оценить свои возможности и часто сильно утомляется, а на полноценное восстановление не хватает времени. Это может приводить к переутомлению и проявляться у каждого ребенка по-разному, вплоть до ухудшения состояния здоровья и необходимости врачебной помощи.

Немаловажное значение имеет цветовое оформление помещений в зависимости от ориентации окон по сторонам света. Этот фактор не является явным, но имеет большое значение при нахождении в помещении длительное время.

Литература:

  1. Безруких М. М., Сонькин В. Д., Фарбер Д. А. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка): учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 416 с.
  2. Голубев В. В. Макарова Л. В. Медико-биологические и социальные основы здоровья детей дошкольного возраста: учебник для студ. Учреждений сред. Проф. Образования — М.: Издательский центр «Академия», 2020. — 272с.
  3. Калишев М. Г., Рогова С. И., Жакетаева В. Н. и др. Динамика функционального состояния школьников в процессе учебной деятельности // Медицина и экология. — 2019. — № 4. — С. 24–29.
  4. Назарова Е. Н., Жилов Ю. Д. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: учебник для студ. учреждений высш. пед. проф. образования — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2012. — 256 с.
  5. Поляшова Н. В., Соловьев А. Г., Новикова И. А. Психофизиологические особенности младших школьников в динамике обучения // Бюллетень сибирской медицины. — 2010. — № 1. — С. 148–154.
  6. Осолодкова Е. В. Влияние снижения двигательной активности на состояние здоровья младшего школьника // Международный научный журнал «Символ науки». — 2017. — № 02–1. — С. 168–169.
Основные термины (генерируются автоматически): младший школьный возраст, утомление, вид деятельности, особенность деятельности детей, потребление воздуха, профилактика утомления детей, ребенок, система, устойчивое состояние, фаза, цветовой климат помещений, эмоциональное состояние воспитанников.


Ключевые слова

деятельность, утомление, переутомление, особенности деятельности детей, цветовой климат помещений

Похожие статьи

Особенности нарушений дыхания у дошкольников со стертой формой дизартрии

В статье обусловлена актуальность изучения проблемы нарушений дыхания и их коррекция у детей с дизартрией. Представлены результаты изучения состояния речевого дыхания у дошкольников с дизартрией.

Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями слуха в освоении образовательной программы

В статье представлен опыт работы с детьми, имеющими нарушение слуха. Освещены актуальные вопросы по обучению и развитию данной категории детей с ОВЗ.

Особенности работы тренера с детьми младшего школьного возраста, имеющими синдром дефицита внимания и гиперактивности

Статья рассматривает особенности работы тренера с детьми младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Проанализированы основные научно-практические и теоретические положения по данной проблеме.

Педагогические условия развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрыты вопросы формирования двигательной активности детей старшего дошкольного возраста, раскрыты особенности создания педагогических условий развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста.

Профилактика нарушений осанки у детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации и семьи

В статье представлены меры профилактики нарушений осанки у детей дошкольного возраста, которые могут предпринимать родители дома, а также педагоги и специалисты в условиях дошкольной образовательной организации.

Обследование познавательного развития детей раннего возраста с задержкой речевого развития

В статье проанализированы результаты обследования познавательной деятельности детей раннего возраста с задержкой речевого развития. Представлены диагностические методы, позволяющие выявить качественные и количественные изменения в познавательном разв...

Педагогические условия профилактики агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматриваются особенности проявления агрессивности в дошкольном возрасте и основные подходы к ее профилактике. Вместе с этим выделены педагогические условия, обеспечивающие эффективность организации профилактической работы с агрессивными д...

Специфика работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья

В статье представлен авторский взгляд на особенности коррекционной работы учителя-дефектолога с детьми, имеющими особые возможности здоровья. Дано описание основных этапов проведения работы, а также раскрыты основные методики по предъявлению коррекци...

Особенности выполнения упражнений на двигательную активность детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста

В статье прослеживаются особенности выполнения упражнений детьми старшего дошкольного и младшего школьного возрастов при различных способах организации заданий на двигательную активность.

Организация работы с педагогами по формированию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматриваются особенности организации работы с педагогами по формированию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста

Похожие статьи

Особенности нарушений дыхания у дошкольников со стертой формой дизартрии

В статье обусловлена актуальность изучения проблемы нарушений дыхания и их коррекция у детей с дизартрией. Представлены результаты изучения состояния речевого дыхания у дошкольников с дизартрией.

Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями слуха в освоении образовательной программы

В статье представлен опыт работы с детьми, имеющими нарушение слуха. Освещены актуальные вопросы по обучению и развитию данной категории детей с ОВЗ.

Особенности работы тренера с детьми младшего школьного возраста, имеющими синдром дефицита внимания и гиперактивности

Статья рассматривает особенности работы тренера с детьми младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Проанализированы основные научно-практические и теоретические положения по данной проблеме.

Педагогические условия развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрыты вопросы формирования двигательной активности детей старшего дошкольного возраста, раскрыты особенности создания педагогических условий развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста.

Профилактика нарушений осанки у детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации и семьи

В статье представлены меры профилактики нарушений осанки у детей дошкольного возраста, которые могут предпринимать родители дома, а также педагоги и специалисты в условиях дошкольной образовательной организации.

Обследование познавательного развития детей раннего возраста с задержкой речевого развития

В статье проанализированы результаты обследования познавательной деятельности детей раннего возраста с задержкой речевого развития. Представлены диагностические методы, позволяющие выявить качественные и количественные изменения в познавательном разв...

Педагогические условия профилактики агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматриваются особенности проявления агрессивности в дошкольном возрасте и основные подходы к ее профилактике. Вместе с этим выделены педагогические условия, обеспечивающие эффективность организации профилактической работы с агрессивными д...

Специфика работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья

В статье представлен авторский взгляд на особенности коррекционной работы учителя-дефектолога с детьми, имеющими особые возможности здоровья. Дано описание основных этапов проведения работы, а также раскрыты основные методики по предъявлению коррекци...

Особенности выполнения упражнений на двигательную активность детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста

В статье прослеживаются особенности выполнения упражнений детьми старшего дошкольного и младшего школьного возрастов при различных способах организации заданий на двигательную активность.

Организация работы с педагогами по формированию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматриваются особенности организации работы с педагогами по формированию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста

Задать вопрос