В статье раскрывается проблема сохранения традиций и культурных ценностей якутского народа. В теоретической части работы рассмотрены основные концепции и подходы к изучению этнического самосознания у подрастающего поколения и анализу его основных факторов. В практической части проводится и анализируется опрос среди подростков на актуальные вопросы в области сохранения традиций.
Ключевые слова: сохранение традиций, якутский народ, этническое самосознание, важность традиций, обычаи, история народа, национальная идентичность.
Современная якутская молодёжь, особенно в городе, не проявляет интереса к родной культуре, и по этой причине есть риск забыть свою культуру, язык и традиции. Это связано с рядом факторов, таких как модернизация общества, изменение образа жизни, массовая культура и другие. Также необходимо отметить роль государственной политики в сохранении традиций якутского народа, включая меры по охране культурного наследия и проведению соответствующих мероприятий.
Концепция сохранения и развития национальных традиций становится все более актуальной в современном мире, поскольку традиции не только помогают удержать в памяти историю человечества, но и представляют собой связующее звено между разными поколениями и культурами. Сохранение традиций также позволяет народам сохранить свою уникальность и самобытность в глобальном масштабе, в то время как их развитие помогает им адаптироваться к изменяющимся условиям жизни и сохранять свою актуальность и значимость в современном мире. Необходимо анализировать современную ситуацию и выделить основные приоритеты, тенденций развития традиционных культур якутского народа.
Кроме этого, необходимо выявить проблемы, связанные с сохранением культурных традиций якутского народа; установить национально- культурную специфику исследуемых понятий в языковой картине якутского народа; выявить пути решения проблем сохранения традиционной культуры; разработать программу по сохранению традиций якутского народа средствами социально-культурной анимации.
Алексей Елисеевич Кулаковский, якутский писатель, один из основоположников якутской литературы, в своём «Письме к якутской интеллигенции» писал: «Всякому известна аксиома, что дикий народ, приходя в соприкосновение с более культурным, вымирает в течении более или менее продолжительного периода времени». А. Е. Кулаковский говорил не о физическом исчезновении народа, а о постепенном видоизменении и исчезновении его языка. А ведь, как известно, без языка нет культуры и литературы, а значит, и самого народа тоже нет [4].
Возрождающуюся якутскую культуру, так же можно, проследить через проведение национальных праздников, консолидирующих народ. Например, празднование летнего солнцестояния — «ысыах». Этот праздник, из года в год, становится все популярнее и многолюднее, при этом многие семьи приезжают в традиционных костюмах, едят блюда национальной кухни, принимают активное участие в спортивных мероприятиях, в «алгысе» (благопожелании), обрядовых церемониях встречи солнца, кормления огня, а также в «осохае» (круговой танец).
Воспитание этнического самосознания у подрастающего поколения выступает неразрывной частью всего многомерного и противоречивого процесса этнизации. Известно, что этнизация содействует приобщению личности к общечеловеческим ценностям без отчуждения от собственных этнических ценностей. К сожалению, некоторая часть якутских подростков, как показывают результаты исследования, в этническом смысле маргинализована, не имеет знаний и представлений об историческом прошлом, об этнокультурных особенностях своего народа. Следовательно, культурное богатство народа, его духовные ориентиры и нравственные ценности утрачивают свою воспитательную силу, столь необходимую для растущего человека. Преодоление подобного состояния является одной из важнейших педагогических задач [2].
Чтобы получить развёрнутое представление об отношении общества к проблеме сохранения традиций якутского народа, был проведён опрос среди группы людей с различным возрастным составом. Цель практического исследования: изучение мнения молодого поколения о важности сохранения традиций якутского народа.
По результатам анкетирования можно сделать вывод, что большинство опрошенных не могут назвать ни одной традиции или обычая своего народа, что свидетельствует о недостаточной развитости аспекта мышления, связанного с этническим самосознанием. Для устранения пробелов в знаниях о культуре своего народа необходимо проведение специальной работы [5].
Учитывая недостаточную осведомлённость молодёжи о культуре и традициях своего народа, была создана программа по сохранению и продвижению этих ценностей.
Наша программа направлена на формирование национального самосознания и устойчивого интереса к сохранению и развитию этнокультурного наследия якутского народа. Она основана на развитии интереса к истории культуры, искусства и окружающему миру, а также воспитывает общечеловеческие ценности и познавательную активность молодёжи. Программа стремится поддерживать преемственность и последовательность приобщения к ценностям культуры и национально-культурным традициям [1].
В заключении данного исследования можно сделать вывод о том, что традиции и обычаи играют важную роль в формировании национального самосознания и являются неотъемлемой частью культуры каждого народа. Это особенно актуально для коренных народов Севера, чьи уникальные культуры и языки необходимо сохранять и защищать от исчезновения. Ведь только через сохранение малочисленных этносов и их культурных ценностей мы можем обеспечить целостность и разнообразие человеческой культуры.
Литература:
- Алексеева, Е. К. Традиционная культура народов Севера в современном сельском пространстве / Е. К. Алексеева // Молодой ученый. — 2011. — № 7 (30). — Т. 2. — С. 35–37.
- Варавина, Г. Н. Этнические и локальные традиции в современной духовной культуре Якутии (на основе полевых исследований) / Г. Н. Варавина // Молодой ученый. — 2011. — № 12 (35). — Т. 2. — С. 30–34.
- Васильев, Н. И. История Якутии: (с древнейших времен до 1917 г.): учеб. Пособие для ст. кл. сред. шк. / Н. И. Васильев; 2-е изд. — Якутск: Бичик, 2007. — 152 с.
- Максимова М. И. Языковое своеобразие и проблемы сохранения языка у современных якутов // Культура и цивилизация. — 2021. — Том 11. — No 3А. — С. 77–83.
- Марфусалова, Л. Д. Чмирь, О. Б. Этнокультурное образовательное пространство Южной Якутии: опыт сетевого взаимодействия / авт.-сост. М. Л.Д, Ч. О. Б. — Воронеж: Ковчег, 2018. — 580 с.
- Яковлева, К. М. Механизмы сохранения и воспроизводства традиционной культуры якутов / К. М. Яковлева // Молодой ученый. — 2014. — № 20.2 (79.2). — С. 68–70.