В статье приводятся результаты изучения специфики создания студенческого радио в образовательной организации. Описываются этапы, технические особенности, проблемы и пути их решения в процессе создания и обслуживания студенческого радио.
Ключевые слова: радиовещание, учебное заведение, плэй-лист, контент.
В современном образовательном процессе существует некая «коммуникативная пропасть» между студенческим и педагогическим сообществом. Коммуникации не всегда налажены на том уровне, на котором они должны быть. Увлечения и интересы студентов не всегда понятны и доступны преподавательскому составу, как и требования и информация от преподавателей не всегда доступна студенту. Для поучения информации студенты пользуются различными контентами, социальными сетями, авторскими и общедоступными радиоканалами, подписываются смотрят различные блоги. Информацию, которую они получают, не всегда корректна, ее много и в данном информационном потоке трудно выделить нужную и правильную информацию. В связи с чем и возникла идея о создании студенческого радио.
Актуальность разработанного проекта заключатся в том, что в современном цифровом обществе важную роль играет скорость передаваемой информации. Путем внедрения радиоузлов и радиовещания в учебных заведениях позволит учащимся и преподавателям быстро и удобно получать необходимую информацию, улучшая качество обучения и коммуникации в учебных заведениях [4].
Разработанные контенты будут выполнять следующие задачи:
— патриотические, поскольку планируется создание рубрики по военно-патриотическому воспитанию;
— информационную, в которой будут транслироваться новости учебного заведения, объявления и всевозможная важная информация;
— развлекательную, в данном разделе работает «Стол заказов», где каждый желающий может поздравить преподавателя, студента, друга, коллегу, иного сотрудника и заказать любимое музыкальное произведение или прочитать заранее записанное поздравление;
— научную, по радиовещательной сети планируется давать информацию о мероприятиях и трансляция их на переменах [2].
Реализация радиовещательного узла в учебном заведении осуществлялось авторами следующим образом: проведение исследования, выбор оборудования, обучение персонала, тестирование и настройка, работа и поддержка [1].
Проведение исследования. Чтобы определить потребности и возможности учебного заведения в использовании радиовещательного узла, в образовательном учреждении было проведено исследование. Далее было найдено необходимое помещение для радио студии и телевизионной студии. После чего разработаны схемы электропроводки, чтобы при монтаже линий связи не происходил перекрест и взаимное влияние каналов друг на друга, произвести замеры уровня шума и высоты потолков, для размещения рупорных громкоговорителей и телевизионных экранов.
Выбор оборудования. На основе полученных данных выбрано оптимальное оборудование, учитывая технические особенности и бюджет.
Обучение персонала. Персонал, ответственный за эксплуатацию радиовещательного узла, прошел обучение по использованию оборудования, настраиванию системы и исправлению типовых неисправностей. Помимо этого, в составе радиоузла будет ведущий, монтажер, специалист по работе с контентами.
Тестирование и настройка. После установки и обучения персонала было проведено тестирование и настройка системы, чтобы убедиться в ее корректной работе и соответствии требованиям.
Работа и поддержка. После ввода радиовещательного узла в эксплуатацию были проведены работы по организации ежедневного контроля за системой, регулярного обновления оборудования и настраивания системы в соответствии с изменяющимися требованиями, а также по составлению play-листов, релизов новостей и видеопрограмм, организована координация с учебным отделом, для своевременного размещения и трансляции новостей и объявлений.
Также необходимо было подобрано программное обеспечение, которое позволит управлять и настраивать радиовещательный узел, записывать и обрабатывать звук, управлять программным обеспечением для передачи и приема сигналов. Для этого использовались специализированные программы для радиовещания, такие как RadioBOSS или SAM Broadcaster, и более общие программы для записи и обработки звука, такие как Audacity или Adobe Audition
Канал звукового вещания, то есть путь, по которому сигнал звукового вещания проходит от источника до потребителя, содержит два тракта: тракт формирования программы (далее — ТФП) и тракт распределения программы (далее — ТРП) [1].
В ТФП выполняется две функции: создание информационно-развлекательного контента для студентов и преподавателей (это тема отдельного исследования) творческими работниками радио; создание программы техническими работниками, включая запись, монтаж и осуществление потокового вещания (на этом аспекте в данном разделе мы остановимся более подробно).
Рис. 1. Функциональная схема соединения оборудования в ТФП
Он состоит из одной студии и одной аппаратной. В студии расположены микрофон (МК) и мониторный громкоговоритель (монитор), предназначенный для контроля. Аналогичный монитор есть и в аппаратной. Довольно часто для мониторинга используются головные телефоны (наушники). Выход микрофона и вход громкоговорителя (головных телефонов) подключены к внешней звуковой карте «Roland TRI CAPTURE», которая расположена в аппаратной. Также источником входного сигнала является персональный компьютер (ПК), соединённый с аудиокартой через USB-интерфейс.
Периодичность и формат радио и телевидения:
— вещание осуществляется при помощи однозвенной сети проводного вещания;
— вещание осуществляется ежедневно в автоматическом режиме на переменах, кроме воскресенья, с 08.45, также предусмотрена возможность прямых эфиров;
— по жанру «Радио ХИИК» является музыкальным: 90 % эфира занимает музыка, 10 % — информация;
— контент работает круглосуточно, это позволяет ответственным за контент студентам оперативно редактировать транслируемые программы, плей-листы, разрабатывать новые приложения, реализовывать и внедрять новые идеи и предложения от студентов и преподавателей.
Одной из главных проблем при организации студенческого радио является повышение мотивации его сотрудников, так как работа на радио не оплачивается. Главным мотивационным фактором является то, что студенты чувствуют себя вовлечёнными в единый, непрерывный рабочий процесс. От каждого из них зависит надёжность и бесперебойность этого процесса, ведь вещание осуществляется в течение всего учебного года шесть дней в неделю по графику, и перебои в работе недопустимы. Кроме того, студенты понимают, что опыт работы на радио поможет им в их дальнейшей трудовой деятельности, даже если она не будет связана с радио вещанием [2].
Второй проблемой является разнотипная целевая аудитория, состоящая из студенческого и преподавательского (административного) состава. Эта проблема решается путём тематических дней, когда плей-лист составляется специально для преподавателей, но большинство дней, всё же, посвящено студентам. Тем не менее, в обязанности главного редактора и руководителя радио входит недопущение в эфир деструктивного контента [3].
Внедрение радио и телевидения в учебное заведение решает многие проблемы и открывает еще большие перспективы. Выполняет функции воспитательного характера, патриотического воспитания, выполняет информационно — развлекательные функции, позволяет вовлечь студентов в образовательный процесс, поучаствовать в создании и эксплуатации радио и телевизионного вещания учебного заведения. А некоторым студентам получить практический опыт их будущей профессии.
Литература:
- Бездверный С. А. Некоторые технические аспекты студенческого звукового вещания в ХИИК // Информационные технологии и когнитивная электросвязь: тезисы докладов VI Всероссийской научно-практической конференции. — Екатеринбург: УрТИСИ (филиал) «СибГУТИ», 2020. — С. 122–126.
- Быкова М. В. Образовательные возможности современного университетского радио и проблемы их реализации // Научные ведомости. — 2013. — № 13(156). — Выпуск 18. — С. 171–180.
- Колесникова А. В. Особенности студенческого радио как типа СМИ // Средства массовой информации в современном мире: Петербургские чтения: тезисы межвузовской научно-практической конференции. — СПб.: Роза мира, 2010. — С. 285–286.
- Колесникова А. В. Роль студенческой радиостанции в формировании единого информационного пространства университета // Известия СНЦ РАН, Специальный выпуск «Технология управления организацией. Качество продукции и услуг». — 2008. — С. 114–120.