В статье описывается опыт патриотического воспитания студентов Хабаровского государственного медицинского колледжа средствами научно-исследовательской деятельности.
Ключевые слова : медики-герои, Дальний Восток, патриотическое воспитание, гражданственность.
Концепция патриотического воспитания граждан РФ выделяет особое значение формированию у молодежи гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей поколения российских граждан, живущих в третьем тысячелетии. Идея патриотизма должна стать тем стержнем, вокруг которого сформируется сознательно избираемая, активная, деятельная патриотическая позиция молодежи, обеспечивающая её готовность и способность к активным действиям во благо Родины. Патриотическое воспитание — необходимое условие существования страны. Общество, утратившее патриотизм как один из идеалов, становится нежизнеспособным.
Патриотическое воспитание представляет неотъемлемую часть воспитания личности в целом. Его нельзя рассматривать без взаимосвязи с трудовым, нравственно-эстетическим, историко-патриотическим и другими видами воспитания.
В Хабаровском государственном медицинском колледже патриотическое воспитание ведется и с помощью инструментов научно-исследовательской деятельности студентов. В рамках студенческого научного общества авторами разработан проект «Врачи Дальнего Востока — герои нашего времени».
Данный проект направлен на развитие морально-нравственных качеств будущих медиков. Путем восстановления исторических страниц развития медицины Дальнего Востока, авторы рассказывают о судьбах великих людей, об их любви к Родине и профессии.
Цель проекта: формирование у студентов гражданственности и патриотизма путем рассказа о подвигах военных врачей, проживавших в Хабаровском крае.
Задачи: изучить литературные источники в рамках рассматриваемой темы; показать героизм медиков-дальневосточников в военные годы; создать памятную фотогалерею с описанием жизненного пути медиков-героев; провести лекторий для студентов колледжа на тему: «Врачи дальневосточники — герои нашего времени».
В ходе исследования было выяснено, что развитию здравоохранения в краевом центре (г. Хабаровск) всегда уделялось серьезное внимание. В довоенное время 200-тысячное население Хабаровска обслуживали 10 больниц, 17 амбулаторий, станция скорой медицинской помощи, два родильных дома.
Активную подготовку к приему раненых в краевой столице начали сразу после объявления войны. Опыт действий в военных условиях к этому времени у хабаровских медиков уже был. Раненые бойцы и офицеры поступали в Хабаровск в 1938 году, после боев у озера Хасан, и в 1939 году, во время военных действий у реки Халхин-Гол.
В 1941 году работа всех лечебных учреждений края была перестроена на военный лад, было развернуто 25 эвакогоспиталей на 8100 коек. Под эвакогоспитали было отведено 66 зданий: 44 школы, 13 учреждений и организаций, девять зданий жилого фонда.
Наибольшую роль в развитии здравоохранения Хабаровска в военные годы сыграли эвакогоспитали № 1200 на 400 коек, размещавшийся во Дворце труда (ныне Дальневосточный художественный музей), и № 1204 на 200 коек в здании Центроспирта (ныне Горбольница № 2) [4].
Подвиг медицинских работников в военные годы всегда был примером настоящего мужества и героизма. В данной статье авторы расскажут о врачах, которые внесли свой вклад в достижение победы в Великой Отечественной войне.
Ратнер Шахно Израилевич — доктор медицинских наук, профессор, участник Великой Отечественной войны.
В 1930 г. приехал на Дальний Восток. Первый год он трудился в Благовещенской больнице, затем в туберкулезном санатории под Владивостоком.
В годы войны был главным терапевтом эвакогоспиталей, оказывал шефскую помощь лечебным учреждениям Дальневосточного военного округа и Тихоокеанского флота, читал циклы лекций военным врачам. В эти годы он написал ряд актуальных работ: об алиментарной дистрофии, язвенной болезни и остром нефрите.
Деятельность врача была отмечена правительственными наградами: орденами Ленина, Трудового Красного Знамени и Красной Звезды и другими наградами [4].
Александрович Григорий Леонтьевич — доктор медицинских наук, профессор, заслуженный деятель науки, участник Великой Отечественной войны, создатель дальневосточной школы хирургов-гастроэнтерологов.
Окончив в 1940г. Одесский медицинский института им. Н. И. Пирогова, по распределению был направлен в Хабаровск.
В июле 1941 г. он был призван в ряды Красной Армии. Несколько месяцев служил в стрелковой дивизии в Приморье, затем был переведен в Хабаровск, где работал внештатным ординатором в эвакогоспитале № 1200 и одновременно начальником станции санитарной авиации.
Награжден медалями «За победу над Германией», «За победу над Японией», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне в 1941-1945 гг.», юбилейной ленинской медалью и другими наградами [4].
Дыхно Александр Михайлович — доктор медицинских наук, профессор, участник Великой Отечественной войны.
В 1938 г. его откомандировали на Дальний Восток начальником хирургического отделения военного госпиталя для лечения раненых в боях у озера Хасан. В годы войны Дыхно был главным хирургом эвакогоспиталей Хабаровского края.
Военное время ставило перед врачами задачи, ориентированные на помощь фронту, одной из которых была проблема переливания неподогретой крови. По этой теме под руководством А. М. Дыхно были проведены экспериментально-клинические исследования, которые доказали не только возможность такого переливания, но и отсутствие аллергических реакций на него. Также проблемам военно-полевой хирургии были посвящены такие работы как: «О проникающих ранениях брюшной полости», «Аппарат-термос для капельного переливания крови». Была издана работа «Обработка и лечение ран мылом», в которой убедительно показана высокая эффективность мыльных растворов по сравнению с другими антисептиками при лечении гнойных ран.
В 1944 г. Александр Михайлович был назначен директором Хабаровского медицинского института. Награжден орденами Красной Звезды, «Знак Почета», медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», «За победу над Германией», «За победу над Японией», знаком «Участник Хасанских боев» и др. наградами [4].
Представленный проект направлен на воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека, на ценностное отношение к своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, народным традициям, старшему поколению. Это направление дает студентам представление об институтах гражданского общества, о наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга [1, 2, 3].
Авторы считают, что проект «Врачи дальневосточники — герои нашего времени» будет способствовать не только более глубокому «проникновению» в профессию, но и формированию чувства милосердия и сострадания, а, следовательно, общегуманистическому формированию личности.
На основе собранного материалы создана памятная фотогалерея с описанием жизненного пути медиков-героев дальневосточников и проведен лекторий для студентов колледжа на тему: «Врачи Дальнего Востока — герои нашего времени».
Авторы считают, что проект будет способствовать формированию патриотизма, терпимости, становлению высокого уровня культуры и нравственности, внутренней убежденности студентов в необходимости выполнения нравственно-этических норм и высокой миссии медицинских работников.
Литература:
1. Зиненко В. Е. Патриотическое воспитание российской молодежи: современные реалии // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. — 2019. — № 1. — С. 146–163.
2. Носкова М. В., Ершова А. А., Староверов А.А Патриотизм, милосердие и гуманизм как профессионально-важные качества врача: мнение будущих врачей и жителей Екатеринбурга // Вестник уральского государственного медицинского университета. — 2016. — № 4. — С. 84–85.
3. Петрова Н. Г., Макушенко И. Е., Михалевская Е. В. О проблеме нравственно-патриотического воспитания будущих медиков // Современные проблемы науки и образования. — 2019. — № 2.