Статья посвящена созданию удэгейского комикса «Одо и Тигрица» и распространению его среди современной молодежи.
Ключевые слова: комиксы, сказки Удэге, удэгейские комиксы, образование, русские комиксы.
В XXI веке изменения формата современной книги демонстрируют период перехода полиграфического издания в мультимедийное пространство, а также создание альтернативных вариантов существования печатного слова. Это влияет на изменение парадигмы читательского назначения того или иного жанра литературы, создавая инвариантность использования печатного продукта в различных социально-общественных сферах, объединяя, к примеру, развлекательную сторону литературы с обучением. Именно поэтому одной из популярных форм слияния литературы с изображением является комикс.
В современном мире все меньше молодежи интересуется мифологией своего края. Эта тенденция крайне негативная ведь изучение родной литературы играет ведущую роль в процессах воспитания личности, развития ее нравственных качеств и творческих способностей, в сохранении и развитии национальных традиций и исторической преемственности поколений. Поэтому чтобы решить эту проблему, был создан комикс адаптация удэгейской сказки «Одо и Тигрица» (см. рис. 1).
Работа посвящена актуальному феномену комикса в современной литературе, а также адаптированию комикса в образовательное пространство, в частности, в дисциплину ОДБ.03 «Родная литература».
Комикс — серия рисунков с краткими текстами, книжка лёгкого, обычно приключенческого содержания [4]. Первые комиксы появились в Америке в 1892 году, в журнале «The San Francisco Examiner». С тех пор комиксы стремительно эволюционировали.
Рис. 1. Комикс адаптация удэгейской сказки «Одо и Тигрица»
Нельзя сказать точно, когда появился комикс, его история уходит корнями далеко в прошлое. Первые серьёзные шаги в развитии искусства графических новелл были сделаны в начале XX века. Сначала комиксы носили чисто юмористический характер. В корне эта ситуация изменилась в июне 1938 года, когда в США появился персонаж Супермен. Комиксы стали активно развиваться параллельно со становлением периодической печати, когда в газетах появились карикатурные изображения. Получив, благодаря доступности прессы, широкое распространение, они стали востребованы массами [2].
Культуры оказывают непосредственное влияние друг на друга. И увлеченность историями в картинках «заражает» всё большее количество людей. Комиксы стали неотъемлемой частью массовой культуры. Более того, они оказывают влияние и на другие сферы искусства [3].
А были ли комиксы в нашей стране? Самые популярные детские комиксы в нашей стране — это, безусловно, «Мурзилка» и «Весёлые картинки». Однако до 2010-х годов в России комиксы не пользовались популярностью, и многие говорили, что комикс-культура в России не сложилась. Но ситуация изменилась в 2010 годах и с тех пор комиксы стремительно развивались. Обретя множество поклонников (преимущественно молодежи), они стали востребованы. Сейчас существует множество изданий, которые выпускают комиксы, проводиться фестивали, посвящённые им.
Почему именно комикс стал продуктом нашего проекта? Комиксы — это хорошо, если ими правильно пользоваться. Если не заменять ими книги, если тщательно выбирать произведения и учиться находить в них полезное для себя. Нельзя отрицать, что это целая культура и культура интересная. Ведь в конечном итоге, это всего лишь обычные истории о добре и зле, что же в этом плохого? Исследуя различные источники и опираясь на мнения психолога Светланы Филяевой [1], авторы приняли решение использовать комиксы при обучении.
Рассмотрим достоинства и недостатки комиксов в образовательном процессе (таблица 1).
Таблица 1
Достоинства и недостатки использования комиксов в образовательном процессе
Недостатки |
Достоинства |
— Не передает полного содержания текста: в процессе адаптации приходиться жертвовать мыслями главного героя, а также описанием действительности вокруг него. Ведь комиксы работают по правилам: кино — показывай, а не рассказывай. — Не имеют большого разнообразия сюжета: из-за того, что комикс относительно молодой жанр, а в нашей стране приобрел популярность в 2010-х годах. Он не имеет настолько большего выбора сюжета в отличии от книг. |
— Формирование художественного и читательского вкуса: сейчас в библиотеках и книжных магазинах есть издания на разные темы, выполненные в разных техниках. — Из-за своей структуры помогает развивать оба полушария: в комиксе параллельно идут два текста. Один вид текста — это слова, второй — это визуальный нарратив. Так что у читателя работают два полушария мозга. Левое полушарие отвечает за восприятие текста, правое — это визуальная информация, картинки. Причём, они должны не только работать каждое само по себе, но и синхронно обрабатывать информацию. — Информация, которая заложена в комиксах легче усваивать, ведь на зрительную функцию приходится около 90 % полученных знаний. |
Изучив теоретический материал, проведя анализ достоинств и недостатков комиксов, авторами был разработан комикс «Одо и Тигрица» предназначенный для изучения удэгейского фольклора современному поколению.
Создание авторского комикса осуществлялось в соответствии со следующем алгоритмом.
- Написание сценария: так как адаптируется уже существующая легенда, основа сценария уже есть.
- Выбор программы для рисования: были проанализированы программы для создания иллюстраций, выбрана SAI2 — программа, которая используется художниками для создания иллюстраций. Из-за её большого функционала, удобного минималистичного интерфейса.
- Раскадровка: Размещение фреймов (обозначение прямоугольной области иллюстрации с каким-либо действием) и бабблов (облачко, в котором написан текст) с текстом на странице. Она создаётся для того, чтобы передать действие или изобразить сцену в самом комиксе.
- Отрисовка основных линий рисунка поверх раскадровки, этот этап крайне важен. Ведь из чернового наброска, страница комикса превращается в аккуратное полотно.
- Покрас работы: процесс, когда полотно заливается цветом, добавление теней и цвета, что придает работе выразительности и объема. Именно на этом этапе формируетесь основное «настроение» работы.
- Финальный: проверка комикса на наличие опечаток, отправка в типографию для печати и брошюрирования.
Для распространения готового комикса среди студенческой молодежи колледжа была проведена творческая очная презентация среди, а также авторский комикс был размещен в популярных социальных сетях и мессенджерах.
Итак, в ходе работы над проектом авторам удалось достигнуть поставленной цели, выполнить задачи, решить проблему и подтвердить гипотезу. Проведенное исследование позволило прийти к следующим выводам: во-первых, современной студенческой молодежи нравиться читать комиксы; во-вторых, изучать произведения по ним выразили желание большинство опрошенных обучающихся.
Литература:
- Алфёрова, О. Комиксомания / О. Алфёрова // Компания «Игры и Игрушки»: [сайт]. — URL: https://www.i-igrushki.ru/archive/komiksomaniya.html
- Денисова А. И. Американский комикс: факторы развития и феномен популярности // Аналитика культурологии. — 2011. — № 21.
- Куликова Н. Э. Комикс как вид визуального искусства // Огарёв-Online. — 2019. — № 13 (134). — С. 1–5.
- МакКлауд С. Понимание комикса. Невидимое искусство / С. МакКлауд. — Издательство: Белое Яблоко, 2016. — 216 с.