Педагогический потенциал мультфильмов как средства развития эмоционального интеллекта младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Мохова, А. А. Педагогический потенциал мультфильмов как средства развития эмоционального интеллекта младших школьников / А. А. Мохова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 31.1 (478.1). — С. 53-55. — URL: https://moluch.ru/archive/478/105313/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье представлены мультфильмы как средство развития эмоционального интеллекта младших школьников.Выделен ряд особенностей отечественных мультфильмов. Описаны признаки «полезных» мультфильмов. Предоставлен перечень мультфильмов, который можно использовать для развития эмоционального интеллекта младших школьников. Представлена разработка воспитательного мероприятия «Уверенность в себе» с использованием мультфильма «Зверопой».

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, младший школьник, развитие, мультфильм, педагогический потенциал.

Современному младшему школьнику труднее освоить основы эмоциональной жизни. Причинами этого выступают: общение в социальных сетях, зависимость от гаджетов, переизбыток развлекательных ресурсов, ускорился темп жизни, увеличилось число факторов стресса.

Эмоциональный интеллект назван одним из навыков, определяющих успешность саморазвития и самореализации современного человека. Это интегральный ресурс, помогающий адаптироваться к изменяющимся условиям и успешно решать практические задачи, определяющий успешность человека. Ребёнок с развитым эмоциональным интеллектом способен ставить разумные и достижимые позитивные цели, принимать ответственные решения и учитывать их последствия, понимать себя и свои потребности, грамотно управлять своим поведением и своими эмоциями в различных ситуациях, понимать и анализировать свои эмоции, критически и рефлексивно мыслить.

Целью статьи является раскрыть педагогический потенциал мультфильмов как средства развития эмоционального интеллекта младших.

Младший школьный возраст — это сензитивный период для развития эмоционального интеллекта. Дети данного возраста эмоционально воспринимают окружающий мир, и одновременно происходит активное интеллектуальное развитие.

В работе вслед за Е. П. Ильиным развитие эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста мы рассматриваем как процесс идентификации, рефлексии и регуляции эмоциональных состояний и поступков собственных эмоций и эмоций окружающих, влияющих на успешность межличностных взаимодействий и личностное развитие, выбор способов достижения цели [3]. Необходимость развития эмоционального интеллекта обусловлена тем, что дает возможность объективно оценивать свои эмоции, себя и других в процессе деятельности.

В современных условиях возникает потребность поиска оптимальных средств развития эмоционального интеллекта у младших школьников. Одним из таких средств являются мультипликационные фильмы. Кинопедагогика, как средство художественного метода, органично воздействует на психологические механизмы эмпатии: импринтинг, заражение, подражание, идентификация, персонификация [2].

Мультфильмы — особый вид киноискусства, в котором используют для создания персонажей разные техники и материалы, а «оживление» идет за счет быстрой смены кадров. «Картинка» мультфильма — яркая, красивая. Действия и события мультфильма разворачиваются быстро, что отражает современный ритм и стиль жизни. Применяется много спецэффектов и технических приемов. Общий видеоряд мультфильма призван поразить восприятие и воображение ребенка. Младшие школьники в силу особой возрастной восприимчивости оказываются глубоко втянутыми в эту динамику, из которой сложно выйти.

Любой цифровой контент категорически противопоказан детям до 3 лет, что принципиально важно для развития мозга. Как отмечает Ю. Норштейн, мультфильмы должны соблюдать психическую технику безопасности. В детской душе нельзя разрушать впечатления живого мира. Персонажи мультфильмов демонстрируют ребенку разные способы взаимодействия с окружающим миром. Благодаря этому у ребенка формируются первичные представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения. Наблюдая за поведением героев любимых мультфильмов, дети начинают им подражать, повторяют движения, манеру речи и типичные реплики, говорят их языком, ведут себя, как они. Идентифицируя себя с главным героем, ребенок «заражается» его настроением, уверенностью, отношение, учится проявлять и контролировать свои эмоции, а в дальнейшем, переносит опыт в реальную жизнь.

Проведенный анализ позволил выделить ряд особенностей отечественных мультфильмов. Это короткометражные мультфильмы по 2–3 серии с простым и понятным сюжетом. Отечественные мультфильмы — классический образец неторопливой последовательности и яркости действий, образности. В них, как правило, отображаются радостное событие, жизненные реалии, добро всегда побеждает зло, доля фантазии довольно умеренна. В зарубежных работах присутствуют сцены драк, конфликтов, «жесткая» лексика. В отечественных мультфильмах персонажи умные, добрые и дружелюбные, красивые и опрятные, четко делятся на положительных и отрицательных. В зарубежных фильмах персонажи глупые, злые и агрессивные, уродливые и неопрятные. Добавим, что современная российская мультипликация обращается к истории нашей страны, временам богатырей, что подчеркивает значение обычаев, традиций и прошлого.

От качества мультфильма зависит воспитательный эффект. Представим признаки «полезных» мультфильмов для развития эмоционального интеллекта младших школьников:

— четкое разделение на положительных и отрицательных персонажей, при этом злодеи в конце получают по заслугам;

— наличие познавательного контента: мультфильм дает детям новые знания, в том числе о взаимоотношениях между людьми, настраивает поступать гуманно с окружающими, обогащает их чувственно-эмоциональный опыт, воздействуя положительно на сознание и мышление;

— простая, но не скучная подача информации;

— логичное развитие сюжета, понятный финал, в противном случае мультфильм будет чрезмерно напрягать психику ребенка и формировать зависимость;

— спокойный звуковой ряд;

— чистая и грамотная речь персонажей [4].

В качестве примера можно посмотреть такие мультфильмы: «Головоломка» — раскрывает период взросления на примере взаимодействия разных эмоций; «Зверопой» — показывает преодоление страха, развития уверенности; «Король Лев» — учит проживать разные эмоции: от горя утраты до радости встречи. «Ежик в тумане» учит тому, что можно взять жизнь в свои руки и достичь поставленной цели.

Как отмечают исследователи, зрительные образы, усиленные музыкальным сопровождением, воздействуют больше, чем слово. Поэтому разработан алгоритм педагогического сопровождения просмотра мультфильмов детьми: вступительная беседа педагога перед показом мультфильма с целью акцентирования внимания на общей идее произведения, целостный просмотр, отбор и демонстрация эпизодов мультфильма, в которых наиболее ярко представлен основной смысл, их анализ и активное обсуждение, заключительная беседа, обобщающая полученные детьми знания и впечатления [4].

Просмотр мультфильма может стать процессом осмысления знаний о мире и системе взаимоотношений в нем, процессом образования связи между мультяшными событиями и поведением в реальной жизни. Чем лучше «проработаны», прожиты и пережиты полученные от просмотра фильма эмоции, чувства и впечатления, чем больше между ними установлено связей, тем выше интеллектуальная деятельность ребенка.

Важен совместный осознанный просмотр мультфильмов с детьми, разговор с ребенком и проговаривание возникших эмоций, обсуждение эмоций героев мультфильма. Например, с ребёнком можно выбрать героя и наблюдать за его эмоциями и ситуациями, в которых он проявляет эти эмоции: отмечайте эмоции героя и ситуации, в которых они проявляются; как менялись эмоции с течением времени; по каким причинам эмоции возникали; как герой их выражал и управлял ими; согласен ли ребёнок с определёнными действиями героя под влиянием различных эмоций, что бы ребёнок сделал по-другому; что больше понравилось ребёнку в поведении, поступках героя [1].

В рамках эмпирического исследования с целью развития эмоционального интеллекта у младших школьников разработаны и проведены интерактивные воспитательные мероприятия со второклассниками общеобразовательной организации г. Хабаровска. Представим воспитательное мероприятие «Уверенность в себе» с использованием мультфильма «Зверопой», которое проведено с целью создания условий для развития у младших школьников умения управлять своими эмоциями, быть уверенным в себе.

Мультфильм «Зверопой» — американский компьютерно-анимационный комедийный мюзикл 2016 года производства компании Illumination. По сюжету мультфильма владелец театра Бастер Мун решает устроить конкурс пения, на который собираются животные со всего города. Застенчивая слониха-подросток Мина не смогла выступить из-за страха перед аудиторией. Это история о развития уверенности, преодолении страха.

Сценарий интерактивного мероприятия включал в себя несколько этапов. На подготовительном этапе определялась цель мероприятия. Проводилась подборка игр, просмотр мультфильма «Зверопой», создание методического материала (карточек с эмоциями, нарезка фрагментов мультфильма, скачивание музыки, создание масок героев, наглядность, презентация и пр.).

На мотивационном этапе ребятам предлагалось отгадать мультфильм по представленному на экране изображению («Зверопой»), познакомиться с героями-наставниками (свинья Роззита, горилла Джони, мышь Майкл). А также посмотреть фрагмент мультфильма «Зверопой» и определить в данном фрагменте проблему уверенности в себе.

Разделившись по жетонам на три группы, ученики вместе с героем-наставником выполняли задания:

«Хлопните те, кто»... : дети оценивали, какие эмоции испытывали в разных ситуациях;

«Угадай эмоцию» : каждая группа изображала определённую эмоцию (радость, страх, гнев), остальные группы — угадывали;

«Моё положительное качество» : ученики по кругу называли имя и одно своё положительное качество;

«Инсценировка» : ребята по группам инсценировали проблемную ситуацию, используя мимику и жесты, остальные группы угадывали ситуацию и находили пути её решения;

«Помоги Мине» : ученики по группам писали советы и пожелания, как быть уверенным в себе.

На заключительном этапе был предложен фрагмент мультфильма «Зверопой» для итога: эмоции, которые испытывал уверенный в себе человек (радость, спокойствие). С помощью приема рефлексии «Дерево эмоций» ребята определяли свои эмоции после проведённого мероприятия.

Анализ мероприятия показал высокий уровень активности младших школьников на всех его этапах, творческое выполнение заданий. Выявлено, что младшие школьники умели изображать и различать мимику лица при определённой эмоции.

На протяжении всего мероприятия мы развивали умения управлять своими эмоциями, быть уверенными в себе с помощью анализа фрагментов мультфильма «Зверопой», нахождения путей решения проблемных ситуаций, разминки «Моё положительное качество», изображения определённой эмоции. Были использованы такие методы развития эмоционального интеллекта, как: эвристическая беседа, побуждение к сопереживанию, сравнение эмоций, пластическое интонирование.

Таким образом, мультипликационные фильмы как вид киноискусства, обладая яркой зрелищностью, эмоциональностью, динамичностью, могут выступать оптимальным инструментом личностного и эмоционального развития младших школьников.

Перспективы использования педагогического потенциала мультфильмов для развития эмоционального интеллекта заключаются в создании серии интерактивных воспитательных мероприятий для детей младшего школьного возраста.

Литература:

  1. Бурухина А. Ф. Внимание! Мультфильм! метод. пособие / А. Ф. Бурухина. — Челябинск: Челябинский дом печати, 2011–89 с.
  2. Буторина Е. С. Формирование эмоционального интеллекта младших школьников средствами социально-эмоционального обучения: методическое пособие. / Е. С. Буторина, П. В. Смирнова — Тюмень: ИПиП, 2022. — 80с.
  3. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. / Е. П. Ильин — Санкт-Петербург: Питер, 2013. — 783с.
  4. Карпова С. И. Педагогический потенциал мультипликации в образовании детей дошкольного и младшего школьного возраста // Вестник ТГПУ. — 2020. — № 6 (212) — С.46–54.
Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональный интеллект, эмоция, мультфильм, ребенок, младший школьный возраст, школьник, воспитательное мероприятие, использование мультфильма, педагогический потенциал мультфильмов, реальная жизнь.


Похожие статьи

Программа «Радуга ума» как метод развития психических функций дошкольников

В статье раскрываются возможности влияния мнемотехники на развитие психических функций (памяти и внимания) у детей дошкольного возраста. Обосновывается эффективность развивающих программ, основанных на использовании зоны ближайшего развития ребенка. ...

Влияние техник рисования на развитие воображения в дошкольном возрасте

В статье рассматривается вопрос о влиянии на развитие воображения ребенка старшего дошкольного возраста разнообразных техник рисования. Приводятся методы и результаты экспериментального исследования проблемы. Также представлен и проиллюстрирован ряд ...

Развитие внимания дошкольников посредством дидактических игр

В статье изучены возможности дидактических игр в учебно-воспитательной работе по развитию внимания дошкольников. Обоснованы роль и место когнитивных процессов в становлении личности дошкольника, дана характеристика специфики развития внимания детей. ...

Использование нетрадиционных техник в обучении рисованию детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

В статье представлен опыт работы воспитателя в группе для детей с задержкой психического развития по формированию навыков изобразительного творчества. Автор рекомендует использовать любые творческие средства в изобразительной деятельности. И говорит ...

Возможности арт-методов в профилактике стресса у детей младшего школьного возраста

Статья посвящена изучению возможностей использования арт-методов с целью профилактики стресса у детей младшего школьного возраста. На основе психологических и возрастных особенностей младшего школьного возраста обоснована необходимость профилактики с...

Развитие логического мышления старших дошкольников посредством дидактических игр и упражнений математического содержания

В данной статье рассказывается о том, какую роль играют дидактические игры и упражнения математического содержания в развитии логического мышления детей старшего дошкольного возраста, описывается разнообразие дидактических игр, которые используются с...

Игра как способ обучения детей школьного возраста

В статье затрагивается тема альтернативного обучения детей школьного возраста. Как добиться результата, не усложняя программу обучения? Чем живут дети в 21 веке и что важно при обучении? Проведено исследование на основе обучения в игровой форме для д...

Использование арт-технологий в развитии воображения младших школьников

В статье рассматривается возможность использования арт-технологий в развитии воображения младших школьников. Современные медиа-технологии, компьютеризация не позволяют в полной мере раскрыть у детей их творческий потенциал: мыслить шире, придумывать,...

Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста как педагогическая проблема

В статье автор рассматривает основные теоретические аспекты развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста. Дается определение понятия «эмоциональный интеллект» в трудах зарубежных и отечественных ученых. Отмечается важность...

Игра «Пузырьки мыслей» для генерации идей, способных развивать творчество младших школьников

В данной статье раскрыта актуальность применения техник генерации идей, способных развивать творчество детей младшего школьного возраста. Обозначены характеристики определенной техники генерации идей «Пузырьки мыслей». Указан акцент на то, что уровен...

Похожие статьи

Программа «Радуга ума» как метод развития психических функций дошкольников

В статье раскрываются возможности влияния мнемотехники на развитие психических функций (памяти и внимания) у детей дошкольного возраста. Обосновывается эффективность развивающих программ, основанных на использовании зоны ближайшего развития ребенка. ...

Влияние техник рисования на развитие воображения в дошкольном возрасте

В статье рассматривается вопрос о влиянии на развитие воображения ребенка старшего дошкольного возраста разнообразных техник рисования. Приводятся методы и результаты экспериментального исследования проблемы. Также представлен и проиллюстрирован ряд ...

Развитие внимания дошкольников посредством дидактических игр

В статье изучены возможности дидактических игр в учебно-воспитательной работе по развитию внимания дошкольников. Обоснованы роль и место когнитивных процессов в становлении личности дошкольника, дана характеристика специфики развития внимания детей. ...

Использование нетрадиционных техник в обучении рисованию детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

В статье представлен опыт работы воспитателя в группе для детей с задержкой психического развития по формированию навыков изобразительного творчества. Автор рекомендует использовать любые творческие средства в изобразительной деятельности. И говорит ...

Возможности арт-методов в профилактике стресса у детей младшего школьного возраста

Статья посвящена изучению возможностей использования арт-методов с целью профилактики стресса у детей младшего школьного возраста. На основе психологических и возрастных особенностей младшего школьного возраста обоснована необходимость профилактики с...

Развитие логического мышления старших дошкольников посредством дидактических игр и упражнений математического содержания

В данной статье рассказывается о том, какую роль играют дидактические игры и упражнения математического содержания в развитии логического мышления детей старшего дошкольного возраста, описывается разнообразие дидактических игр, которые используются с...

Игра как способ обучения детей школьного возраста

В статье затрагивается тема альтернативного обучения детей школьного возраста. Как добиться результата, не усложняя программу обучения? Чем живут дети в 21 веке и что важно при обучении? Проведено исследование на основе обучения в игровой форме для д...

Использование арт-технологий в развитии воображения младших школьников

В статье рассматривается возможность использования арт-технологий в развитии воображения младших школьников. Современные медиа-технологии, компьютеризация не позволяют в полной мере раскрыть у детей их творческий потенциал: мыслить шире, придумывать,...

Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста как педагогическая проблема

В статье автор рассматривает основные теоретические аспекты развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста. Дается определение понятия «эмоциональный интеллект» в трудах зарубежных и отечественных ученых. Отмечается важность...

Игра «Пузырьки мыслей» для генерации идей, способных развивать творчество младших школьников

В данной статье раскрыта актуальность применения техник генерации идей, способных развивать творчество детей младшего школьного возраста. Обозначены характеристики определенной техники генерации идей «Пузырьки мыслей». Указан акцент на то, что уровен...

Задать вопрос