Статья посвящена созданию telegram-bot для подростков с суицидальным поведением HelpingHand.
Ключевые слова : суицид в подростковой среде, аутоагрессивное поведение, telegram-bot, психологическая помощь, диагностика суицида, девиантное поведение.
Суицид представляет собой многогранную, сложную, неоднозначную, проблему современного общества. В настоящее время суицид принято определять, как осознанное, добровольное, собственноручно исполненное саморазрушающее деяние, непосредственной и ближайшей целью которого является смерть. Человек выбирает смерть, потому что на это есть особые причины, которые приходят в основном извне, поэтому суицид — это ответственность не только человека, совершившего его, но и окружающего общества, которое позволило и довело его до девиантного поведения [1].
Анализируя определения самоубийства можно выделить несколько критериев, на основании которых можно отделить самоубийство от других ситуаций, близких к нему, а потому часто к нему приравниваемых: намеренность, сознательность акта самоубийства, самостоятельность акта самоубийства, добровольность.
Существуют еще один важный критерий самоубийства. Этот критерий прослеживается в определениях Э. Дюркгейма и M. Farber. Этот «фактор времени», или критерий post hoc («после того»), отличает самоубийство от других саморазрушительных действий, которые постепенно приближают человека к смерти, хотя она и не наступает сразу после этих действий. Тесным образом с данным критерием связан критерий достаточности , который подразумевает, что вид и интенсивность саморазрушительных действий должны быть таковы, что они неминуемо приведут к смерти. При этом «неминуемо» необязательно означает «сразу».
В результате, аутоагрессивное поведение напрямую связано с личностными качествами человека. В более взрослом возрасте подобная реакция на стресс указывает на его психологическую незрелость и ряд других психологических и социальных расстройств [2].
Среди множества причин, вызывающих суицидальное поведение, самыми важными являются психологические. У подростков современной, и, в особенности постсовременной культуры, имеется много скрытых за фасадом внешнего благополучия проблем, которые они все чаще «приносят» с собой в образовательные учреждения.
Подростковая аутоагрессия может быть связана с:
— ситуацией, когда, не имея выхода, агрессия и гнев подавляются и направляются внутрь, на самого себя;
— психотравмами, при которых «включаются» механизмы психологической защиты, одним из их проявлений и является аутоагрессия (это, к примеру, развод, смерть или болезнь одного из родителей, эпизоды физического насилия в семье, катастрофы и др.);
— несоответствием ожиданий, надежд и реальности;
— проблемами во взаимоотношениях с противоположным полом, социальной адаптацией.
Диагностика подростков с аутоагрессивным поведением. Распознать аутоагрессию у подростка может быть очень сложно. Они склонны скрывать подобные проявления, т. к. боятся увидеть в свой адрес негативную реакцию, из-за которой их положение может значительно усугубиться.
Если же есть подозрения, что кто-то из знакомых имеет склонность к аутоагрессии, следует обратить внимание на следующие симптомы: свежие или недавно зажившие раны, ожоги и синяки; длинные рукава или брюки, особенно в жаркую погоду; частая беспричинная раздражительность; частое желание побыть одному; слова о собственной неполноценности, самообвинения; суицидальные наклонности, желание исчезнуть.
При обнаружении вышеперечисленных симптомов следует спокойно поговорить с человеком, убедив его в необходимости диагностики у специалиста [3].
Формы психологической помощи могут различаться по разным критериям:
— индивидуальная психологическая помощь: экстренная (при чрезвычайных ситуациях); психолого-педагогическая (в образовательных учреждениях); индивидуальное психологическое консультирование; психоанализ;
— семейное консультирование (семейная психологическая помощь): поведенческая терапия; тренинг эффективности взаимоотношений; конкурентная терапия (члены семьи лечатся отдельно, но у одного специалиста);
— групповое консультирование (групповая психологическая помощь): группы встреч (групповые формы взаимоподдержки); разъяснительная терапия (лекции); арт-терапия (терапия искусством); групп-анализ (одновременное лечение группы людей), и т. д.
При этом, какая бы не была выбрана специалистом психологом форма, методика или программа оказания помощи, современные технологии позволяют оказывать данную помощь на высоком уровне: визуализация изображений и образов, аудиальные формы воздействия (звуки для релаксации), технические приспособления передачи информации для людей с ограниченными возможностями (тактильные индикаторы), и т. д. [4, 5].
Созданный Telegram-bot HelpingHand предназначен для подростков с аутоагресивным поведением. Помогает распознать психологические причины суицида в подростковой среде и предложить методы их диагностики.
|
|
Рис. 1. Telegram-bot HelpingHand
Одна из основных проблем совершения суицида — это дефицит знаний по данной теме, поэтому Telegram-bot HelpingHand содержит следующие разделы: 1) тестирование; 2) полезная информация: что такое суицид; почему подростки решаются совершить суицид; первые симптомы суицида; как можно отличить самоубийство от других ситуаций; контакты бесплатной психологической помощи.
Это базовая информация, которую должен знать каждый подросток, вне зависимости от того находится он в зоне риска или же нет.
Основная задача бота, по мимо информирования о суициде, является его диагностика и психологическая помощь подросткам с аутоагресивным поведением, в настоящее время опросники и анкеты являются одними из наиболее распространенных диагностических инструментов, используемых при оценке суицидального риска и намерений. Поэтому мы выбрали два тестирования в первом разделе telegram-bot HelpingHand, один из которых будет на выявление суицидального риска у подростков — А. А. Кучер, В. П. Костюкевич — а другая на выявление степени одиночества — С. Г. Корчагиной,- так как одиночество — один из главных факторов суицидального риска.
Аутоагрессия опасна тем, что человек пытается любыми способами навредить себе, унизить и разрушить. Такое поведение приводит к психическим расстройствам, а также к самоубийству. Важно вовремя распознать эти проявления, научиться уважать себя и легче относиться к различным неприятностям. Здоровые навыки самокритики помогут трезво разобраться в ситуации и сделать правильные выводы.
Лучший способ предотвратить аутоагрессию — это любовь, внимание и поддержка близких.
Литература:
- Джелиева А. М. Психологическая помощь в онлайн-консультировании / А. М. Джелиева // Психологические науки. — 2020. — № 1. — С. 5–7.
- Васильченко М. В. Профилактика и коррекция кризисных состояний и суицидального поведения подростков / М. В. Васильченко // Психологические науки. — 2014. — № 1. — С. 86–89.
- Паньшина А. О. Проблема подросткового суицида в современном обществе / А. О. Паньшина // СМИ (медиа) и массовые коммуникации. –2021. — № 6. — С. 158–160.
- Нюренберг Е. В. Отношение молодежи к жизни и смерти / Е. В. Нюренберг // Философия, этика, религиоведение. — 2018. — № 5. — С. 1–4.
- Сакин М. П. Профилактические меры по снижению суицидов среди подростков. Законодательный аспект / М. П. Сакин // Психологические науки. — 2020. — № 10. — С. 101–102.