В проекте представлена работа по первичной профилактике детских дорожно-транспортных происшествий. Для привлечения внимания детей к вопросу о культуре безопасности, с целью сохранения здоровья приводится разработанная автором игра, а также методическое пособие.
Ключевые слова: игровое пособие, первичная профилактика, дорожно-транспортные происшествия, правила дорожного движения, дорожные знаки.
Ежедневно каждого человека окружает большое количество транспортных средств. Бывают ситуации, когда взрослые пешеходы теряются и не знают, как поступить при переходе улицы. Маленьким школьникам также трудно сориентироваться на некоторых участках дороги ввиду своей неопытности. Поэтому частыми нарушителями ПДД являются школьники.
Работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ) необходимо начинать с младшего школьного возраста. Цель авторского прикладного исследовательского проекта — организовать профилактическую работу среди школьников, путем привлечения их внимания к серьезному вопросу о культуре безопасности, с целью сохранения здоровья.
Для достижения данной цели была выбрана наиболее подходящая для данного возраста форма взаимодействия — игра, так как она является ведущей деятельностью в начальной школе. Следовательно, играя, можно закреплять, усовершенствовать знания и прививать положительные привычки и культуру поведения в сфере дорожного движения.
Вначале был проведен опрос среди младших школьников, анализ которого показал, что не все ребята стремятся соблюдать правила. Некоторые из них заметили, что мало знают правила, т. к. не ходят пешком в школу (чаще всего их привозят родители, либо пользуются школьным транспортом). Но бывают моменты, когда ребята идут домой или в школу самостоятельно.
На основе полученных результатов и учитывая возрастные особенности школьников, авторы предположили, что можно через игру заинтересовать учащихся и привить им положительные привычки в сфере безопасности дорожного движения. Таким образом, появилась идея создать проект «Правила движения достойны уважения».
Задачи исследования были следующие: совместно с обучающимися и их родителями создать методическое игровое пособие для изучения ПДД; адаптировать игровое пособие на практике и поделиться опытом с коллегами.
На первом этапе была создана рабочая команда, в которую вошли школьники, проявившие интерес к проекту.
Прежде чем преступить созданию игры для ребят были проведено обучение. Однако, рассказы, просмотр видео, для ребят были скучны. Именно, поэтому они были вовлечены в процесс моделирования.
Из подручных средств (обои) была сделана модель дороги. На первом этапе обучающиеся совместно с преподавателями нанесли разметку. Затем ребятам было предложено представить ситуации, когда по дороге едут машины, а школьники пытаются перебежать дорогу, нарушая дорожные правила. Ребята эмоционально, перебивая друг друга, рассказывали о том, что может случиться в таких ситуациях.
На следующем этапе школьникам нужно было принести маленькие игрушки. Мальчики принесли машинки, девочки любимых кукол. Теперь на смоделированной дороге появились настоящие участники дорожного движения: водители, пешеходы и нарушители. Каждая потенциальная дорожная ситуация проигрывалась, анализировалась, обсуждалась.
На третьем этапе были изготовлены дорожные знаки, которые установлены на улицах поселка Чегдомын [2]. Ребятам было предложено расставить их на смоделированной дороге и проиграть различные ситуации с учетом значений этих знаков. В результате проделанной работы, обучающиеся стали замечать эти знаки на улице.
На каждое последующее занятие ребята приносили сделанные совместно с родителями знаки дорожного движения.
В течение двух учебных четвертей (с сентября по декабрь) были выучены большое количество знаков. Обучающиеся знали не только их названия, но и группы, к которым они относятся (запрещающие, предупреждающие, предписывающие и т. д). [2] На улице учащиеся стали замечать тех людей, которые нарушают правила. Каждую ситуацию нарушения подробно разбирали и анализировали. Кроме этого, обучающиеся усвоили, что такое перекресток, какие бывают элементы дороги, где можно переходить дорогу и как правильно это делать, почему опасно выбегать на проезжую часть, как безопасно дойти до школы и обратно, где можно ездить на велосипеде, где нельзя и т. д. [2]
Таким образом, совместно с ребятами было изготовлено методическое игровое пособие. В состав пособия входит дорожное полотно с нанесенной разметкой, более 100 макетов дорожных знаков разных групп, карточки с контрольными вопросами.
Для пробуждения интереса к изучению правил дорожного движения большего количества школьников на следующем этапе были инициированы следующие мероприятия: конкурсы: «Лучший знаток дорожных знаков», «Самый законопослушный пешеход», «Правила движения достойны уважения», «Урок-игра по ПДД» [1].
Использовать созданное пособие можно по-разному, например, проводить тематические беседы, классные часы, конкурсы, можно просто на перемене занять ребят игрой. В эту игру одновременно могут играть до 15 чел., при этом каждый будет исполнять свою роль (пешеходы, водители, нарушители, инспекторы ГИБДД). Можно менять вопросы на карточках, изготовить и добавить новые дорожные знаки, можно удлинить дорожное полотно, сделать две или три игровых зоны, увеличив при этом число игроков.
Ценность проекта заключается в том, что пособие было изготовлено совместно с ребятами и их родителями.
Литература:
- Попова А. Ю. Урок-игра по правилам дорожного движения для 1–4 классов / А. Ю. Попова // Педагогическое сообщество: УРОК РФ: [сайт]. — URL: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/urokigra_po_pravilam_dorozhnogo_dvizheniya_092148.html
- Новые ППД с 1 марта 2023. // ПДД 2023 России: [сайт]. — URL: https://www.pdd24.com/