В статье приводятся результаты изучения истории районов позднего заселения в архитектуре Дальнего Востока. Более подробно рассмотрена история Индустриального района и Первого микрорайона г. Хабаровска.
Ключевые слова: история развития Дальнего Востока, стили советской архитектуры, «хрущевки», застройка.
Охватить историю развития крупного города в градостроительном ракурсе достаточно сложно. В качестве примера можно взять один из районов Хабаровска обзорно с приведением необходимых примеров. Заметный район, который подходит для обзора — Индустриальный район Хабаровска [2].
История Индустриального района начинается в 1936 году, когда решением президиума Далькрайисполкома было образовано в Хабаровске два района — Кировский и Сталинский (Индустриальным он станет лишь в 1961 году).
Но еще задолго до официального дня рождения в Сталинском районе проектировались и закладывались именно промышленные предприятия, ряд из которых работают и сегодня. В годы индустриализации, например, большое значение страна придавала развитию отечественной авиации, без которой не могли обойтись ни народное хозяйство, ни Вооруженные силы молодого советского государства. Поэтому в 1929 году в Хабаровске образовалось отделение «Добролёта», а у подножия Артиллерийской горы началось строительство гидропорта. И уже 9 января 1930 года здесь открылось авиасообщение по маршруту Хабаровск — Оха (о. Сахалин). Лишь в 1957 году гидропорт прекратил свое существование, точнее был реорганизован и стал частью более крупной организации (Аэрофлот), а ряд специалистов ушли в смежные отрасли.
В 1936 году во вновь образованном районе уже работали 24 промышленных предприятия, среди них заводы: авторемонтный (потом «Дальэнергомаш»), мелькомбинат, девять артелей местной промышленности, специализирующиеся на пошиве и ремонте одежды, обуви, головных уборов, ремонте часов, переплетном деле, изготовлении кондитерских изделий и т. д.
После войны началась массовая застройка Сталинского района, закладывались первые трех- и пятиэтажные жилые дома, которые были необходимы для проживания вернувшихся с фронта людей. В начале 50-х годов Хабаровск слился с рабочим поселком Красная Речка, который указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 28 сентября 1956 года был включен в черту города и Индустриального района. С передачей району этой территории площадью 6607 га объемы и темпы жилищного строительства в его новых границах заметно возросли. В 1957 году на площади 16 га вдоль улицы Краснореченской был заложен парк культуры, который позже стал Парком им. Ю. А. Гагарина.
Переименование района было связано не столько с развенчанием «культа» личности И. В. Сталина, а по причине смыслового содержания самого района, в котором появилось значительное количество промышленных предприятий от строительства мостов до производства лекарств. Немногие из них существуют сегодня, но на территории района успешно работают и развиваются около сорока крупных предприятий. Безусловно, данные организации пришли не на пустое место. Частные организации «заимствовали» корпуса, агрегаты и промышленные площади (склады, гаражи и пр.) от ранее функционировавших заводов и фабрик [5]. Зачастую эти объекты особо и не модернизировались в течение тридцати лет. Тем не менее назовём некоторые из них:
- Хабаровский химфармзавод, основанный в 1939 году, — одно из старейших предприятий района — постоянно ведёт работу по выпуску новых лекарственных препаратов, в частности по освоению 5 препаратов против рака и СПИДа. Имеет разрешение на выпуск 220 наименований готовых лекарственных средств.
- ОАО «Дальневосточная генерирующая компания» является одним из самых значимых предприятий Индустриального района, которое можно назвать сердцем не только Хабаровска, но и всего Дальнего Востока РФ. Так как обеспечивает энергией огромные его территории. В Южном округе работают подразделения ДГК — «Хабаровские тепловые сети» и ТЭЦ-1.
- Основной перечень продукции ОАО «Хабаровский завод промышленного и гражданского домостроения» (ОАО «Домостроительный завод») включает в себя жилые 1-, 2- и 3-этажные дома, как многоквартирные, так и индивидуальные, офисные помещения, школы, детские сады и т. д.
- ЗАО «Магхабаровмет» является одним из наиболее крупных поставщиков металлопроката в Хабаровске, продукция и сервис которого хорошо известны и пользуются спросом у потребителей. Компания занимает устойчивое положение на рынке металлопроката уже 17 лет.
- ЗАО ХСМУ «Дальстальконструкция» является одним из старейших предприятий Индустриального района Хабаровска в своей отрасли. В 2011 году ему исполняется 64 года.
- ЗАО «Хабаровск Автомост» за последние 5 лет наладил производство всего ряда железобетонных конструкций для строительства автодорожных мостов в комплекте. Перспективы работы предприятия в 2011 году — это комплектация мостовыми железобетонными конструкциями объектов саммита АТЭС-2012, в том числе балками длиной 33 метра.
- ФГУП «Дальгеофизика» является единственной в Хабаровском крае научно-производственной организацией геологоразведочного профиля, выполняющей полный цикл исследований.
- «Амур-Пиво» — одно из ведущих пивоваренных предприятий на Дальнем Востоке. Завод уверенно входит в первую пятерку предприятий группы компаний Heineken в России благодаря высоким объемам производства и реализации качественного пива.
- ОАО «Хабаровский завод «Базалит ДВ» — специализированное предприятие по производству теплоизоляционных строительных материалов на территории Дальнего Востока и Сибири с 46-летним стажем. Как подсчитали специалисты предприятия, экономический эффект от внедрения их технологии производства теплоизоляции на природном газе должен составить для представителей бизнеса около 50 миллионов рублей в год. И так далее.
Вокруг большинства предприятий возникали жилые комплексы, в которых проживали сотрудники этих промышленных, научно-образовательных и сервисных организаций. Как уже упоминалось выше — рядом с заводом «Дальэнегомаш» возникает улица «Рабочий городок», рабочие завода «Дальдизель» размещались на улицах им. Чкалова, Бойко-Павлова и других, завода им. Кирова на улице им. Руднева, рубероидного завода — в микрорайоне «5-я площадка» и т. д. [1]
Чаще всего в крупных городах жилая застройка велась в шаговой доступности от крупного промышленного производственного объединения. Экспериментальным в этом отношении являлся 1-й микрорайон города Хабаровска. Подобные площади типовой застройки со школой, стадионом (в 1-м — стадион «Юность»), кинотеатром (в 1-м — кинотеатр «Сатурн»), почтовым отделением (в 1-м — отделение № 42), магазинами, рынком и т. д. возникают и в других городах Дальнего Востока [4].
Интересно отметить тот факт, что территория для промышленных организаций выдавалась государством, как говорится «на вырост». В одном микрорайоне можно увидеть всю историю типового строительства — от «сталинок» до «ленинградок». Это объясняется и ростом заводов, и увеличением населения, и та особенность советского государства — квартира могла достаться дочерям, сыновьям, которые и не должны были работать на организацию-застройщик. Поэтому строились новые дома.
Итак, в малом городе с названием Сковородио (в честь А. Н. Сковородина — первого председателя Рухловского Совета рабочих и солдатских депутатов, основан в 1907 году) было три основных градообразующих предприятия — локомотивное депо, «Сковородинский леспромхоз» (сейчас не существует), Сковородинское отделение дороги (сейчас ликвидировано). Остальные организации также связаны с железнодорожным транспортом. Существовало также ряд военных частей.
Для малых городов характерна небольшая площадь самого населённого пункта, поэтому большинство организаций находятся в непосредственной близости от места проживания сотрудников. Тем не менее в большинстве малых городов есть от одного до пяти автобусных маршрутов. Но если рассматривать особенности застройки, то она является «уменьшенную проекцию» крупного города. Исключение составляют малые города, где одно градообразующее предприятие (например, строящийся Циолковский в Амурской области, где все жители так или иначе будут связаны с космодромом «Восточный», Амурская область), может быть два, но они связаны друг с другом (например, Лучегорск в Приморском крае, где население в основном занято на Лучегорском угольном разрезе и Лучегорской ГРЭС) [3].
В Сковородино застройка «очаговая», то есть существует «отделенческий дом» (строился для работников Сковородинского отделения Забайкальской железной дороги), «деповской дом» (для работников локомотивного и вагонного депо), «погранцовские дома» (ДОСы Сковородинского погранотряда Дальневосточного пограничного округа), «эсмпэвский дом» (для работников СМП — Строительно-монтажного поезда, аналог СМУ).
Таким образом, в малых городах можно проводить региональные исторические и экономические исследование на основе развития архитектурной застройки.
Это явление повсеместное для всего земного шара. Вспомним слова И. Ильфа и В. Петрова из книги «Одноэтажная Америка»: «Житель, который долго отсутствовал дома, вернувшись на родину должен удостовериться туда ли он попал, так как все эти Спрингфилды, Миланы, Питерсберги похожи друг на друга как те пять «канадских близнецов» — их даже родная мать не отличала…». Европа чуть поразнообразнее, а в целом — жаловаться на типовое жильё так же глупо, как жаловаться на голубое небо, жёлтое солнце, зелёную листву.
Литература:
- Бусаров И. В. История «хрущёвки» (или жилищное строительство СССР в 1950–1960-е годы) // Исследования молодых учёных. — Вып. № 2 (6). — С.63–75.
- Васильева Е. Идеальное и утилитарное в системе интернационального стиля: предмет и объект в концепции дизайна XX века. // Международный журнал исследований культуры. — 2016. — № 4 (25). — С.72–80.
- Власов С. А. Жилищное строительство на Дальнем Востоке в 1946–1991 гг.: исторический опыт, роль в решении жилищной проблемы и социальном развитии. Дисс. докт. ист. наук / С. А. Власов. — Иркутск, 2014. — 402 с.
- Горлов В. Н. Н. С. Хрущёв и переход к массовому жилищному строительству в Советском Союзе // Вестник МГОУ. Серия: История и политические науки. — 2017. — № 1. — С.44–56.
- Григорьева А. Г. Решение жилищной проблемы советских граждан в годы «оттепели» // Теория и практика общественного развития. — 2010. — № 4. — 112–121.