В настоящее время признана важная роль средств массовой информации в образовательном и воспитательном процессе. Поэтому одной из эффективных форм организации деятельности в этом направлении является выпуск студенческой газеты. В статье демонстрируется, как важна обучающемуся студенческая газета и как сделать так, чтобы обучающиеся получали информацию о студенческой жизни, о событиях в образовательной организации.
Ключевые слова : студенческая газета, творческий потенциал, клуб «Наставник».
Губернаторский авиастроительный колледж — это большая семья с хорошими традициями и богатой историей. Ежедневно много интересного происходило и постоянно происходит в колледже! Эти события, конечно же, освещаются. Чтобы не терять существующую связь между ее настоящим и прошлым, необходимо сообщать не только о новых сведениях или забытых фактах из истории колледжа, но и о том, что кажется значительным здесь и сейчас.
Сегодня для студентов существуют группы во многих социальных сетях, но, как показывает практика, этого недостаточно, нужно сделать такой проект, в котором обучающиеся могли озвучивать свои истории, информацию об их специальности и трудностях с которыми в ней можно столкнуться, интересные события и т. д.
Эту задачу может решить студенческая газета колледжа.
Студенческая газета колледжа — это особый продукт молодёжной периодики, где главными сотрудниками выступают обучающиеся. Студенты делают такие издания для своих сверстников и для себя, а пишут о том, что их окружает и волнует, — о своей студенческой жизни [3].
Зачем же нужна студенческая газета? Чтобы наиболее полно и всесторонне освещать многочисленные события, происходящие в колледже, рассказывать о самых разных сторонах студенческой жизни; предоставлять возможность и студентам, и преподавателям публиковать в ней свои статьи, рассказы, стихи, фотографии.
Основная задача студенческой газеты — уметь рассказать о жизни колледжа так, чтобы газета заинтересовала и обучающихся, и педагогов, и родителей обучающихся.
Это газета о студентах и для студентов, призванная сделать жизнь молодых людей более яркой и интересной. Реализация Программы воспитательной деятельности колледжа и образования обучающихся должна осуществляться в том числе посредством студенческой газеты.
Создание газеты позволяет установить более тесные микросоциальные связи внутри колледжа. Участие студентов разработке, сверстке студенческой газеты поддерживает их индивидуальное развитие, так как помогает организовать себя, выразить свои мысли, распространить их среди других людей, помогает лучше познать себя, открыть мир. В процессе совместной деятельности по созданию газеты между представителями разных поколений устанавливаются отношения взаимопонимания.
Студенческая газета — современное средство воспитания патриотизма, формирования активной гражданской позиции, а также средство повышения интереса к учёбе. Студенческая газета действительно играет большую роль в жизни студентов. Она способствует взрослению ребят, их воспитанию, а также помогает зарождению в стенах колледжа устойчивого мини-социума, действующей модели современного мира.
Студенческая газета может стать участником воспитательного процесса, становление гражданской позиции у обучающихся сегодня невозможен без достоверной и доступной информации. И студенты, пишущие заметки в студенческую газету, и читающие эти заметки будут способствовать процессу воспитания.
В результате работы над газетой каждый: и пишущий, и читающий –чувствует собственную значимость и причастность к решению задач образовательной организации. Еще одним важным качеством, которое «взращивает» газета, является ответственность. Ведь работа в команде — дело серьезное и трудное. Каждый берется за ту работу, которая ему по плечу.
Студенческая газета будет обеспечивать обучающихся и сотрудников техникума достоверной, оперативной и актуальной информацией о мероприятиях и важнейших событиях в техникуме, об актуальных вопросах и проблемах жизни студентов.
В настоящее время информация о событиях, происходящих в Губернаторском авиастроительном колледже, транслируется в различных социальных сетях, группах. Но, как правило, информация дублируется, многие студенты не подписаны на эти группы.
Клуб «Наставник» КГА ПОУ ГАСКК МЦК объединяет студентов 1–5 курсов (форма наставничества «студент-студент»). Работа клуба была запущена в 2020 г. в ходе реализации студенческого проекта «Наставник ГАСКК».
Цель клуба «Наставник» — максимально полное раскрытие потенциала личности обучающихся, создание условий для формирования эффективной системы поддержки и сотрудничества, развитие навыков коммуникации, стимулирование у обучающихся мотивации к наставнической деятельности, помощь в адаптации.
А так как наставническая среда — это пространство коммуникации; эффективное взаимодействие наставников и наставляемых, то студенческая газета может стать еще одним средством коммуникаций наставника и наставляемого.
Одним из элементов работы клуба «Наставник» может быть студенческая газета. Принимать участие в ее создании могут и талантливые обучающиеся, и обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и т. д.
Перед тем как начать работу над студенческой газетой автором был проведен опрос среди студентов, чтобы выяснить, из каких источников они получают информацию, а также чтобы выяснить, нужна ли им газета. Опрошены были 200 респондентов, обучающихся на разных курсах.
Список вопросов, которые были заданы студентам: нужна ли вам информация о событиях, проходящих в колледже; из каких источников вы получаете информацию о событиях, проходящих в колледже; как вы хотели бы получать информацию о студенческой жизни, событиях в колледже; как вы думаете, студенческая газета — это актуально; какая информация, по вашему мнению, должна размещаться в студенческой газете; как вы думаете, как должна называться студенческая газета; какой должен быть формат газеты: электронный или бумажный; где должна находиться газета, чтобы к ней был доступ; как вы думаете, студенческая газета должна свободно распространяться (бесплатно); на ваш взгляд, кто должен писать статьи в студенческую газету; а вы бы хотели поучаствовать в работе над газетой; в каком качестве: писать статьи, брать интервью, находить интересные факты, быть фотокорреспондентом, верстать газету.
Анализ ответов позволил сделать проект первого выпуска студенческой газеты поз названием «ГАСКК: ТЫ В ХОРОШЕЙ КОМПАНИИ!». В качестве рубрик первого номера были выбраны: ПРОФЕССИОНАЛИТЕТ; ТЫ В ХОРОШЕЙ КОМПАНИИ; ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОЛЛАБОРАЦИЯ; 2023 ГОД — ГОД ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА; КЛУБ «НАСТАВНИК»; ЧЕМПИОНАТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА «ПРОФЕССИОНАЛЫ»; ОБЩЕЖИТИЕ; ИСТОРИЯ КОЛЛЕДЖА; ЭТО ИНТЕРЕСНО!; МЫ ИМИ ГОРДИМСЯ; РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ; СТУДЕНЧЕСКИЙ СПОРТИВНЫЙ КЛУБ «ВОСТОК»; ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН.
Рис. 1. Первый выпуск студенческой газеты: заголовок
После тиражирования пробного выпуска был вновь проведен опрос обучающихся. В группу респондентов вошло 57 человек. Список вопросов, которые были заданы: удобен ли такой формат газеты; какие рубрики вам наиболее интересны; будете ли дальше читать газету; появилось ли у вас желание участвовать в создании газеты; как часто должна выходить газета?
По итогам опроса были выявлены положительные эффекты среди молодежи. Так они стали более информированы о жизни в колледже, у них появилось желание попробовать себя в качестве начинающего журналиста.
Литература:
- Градюшко А. Студенческая печать: проблематика, дизайн, язык и стиль: сб. статей // А. А. Градюшко, В. И. Ивченков, А. К. Свороб; под ред. А. А. Градюшко. — Минск: БГУ, 2008. — 207 с.
- Родимцев А. Функции студенческих печатных СМИ // Новая наука: теоретический и практический взгляд. Стерлитамак, 2016. — С. 125–127.
- Розанов К. А. Молодёжная пресса как составляющая студенческой жизни // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Филология. Журналистика. 2009. –№ 2. — С. 82–89.