В данной статье исследуется роль исполнительской деятельности педагога-музыканта в повышении его профессионального мастерства. Автор рассматривает влияние практического исполнительского опыта на развитие навыков и компетенций педагога-музыканта. Статья подчеркивает важность интеграции исполнительской практики в педагогический процесс.
Ключевые слова: исполнительская деятельность, педагог-музыкант, исполнительский опыт, профессиональное мастерство.
Современные требования к педагогическому сообществу объясняются различными факторами, включая социальные, политические и экономические изменения. Этот комплекс воздействует непосредственно на сферу образования в целом. Современный педагог уже не только специалист, сопровождающий учебно-образовательный процесс в своей предметной области, но и профессионал, который анализирует изменения на рынке образовательных услуг, реагирует на запросы социального окружения и учитывает потребности своей аудитории. Педагог должен постоянно отслеживать изменения, которые происходят вокруг него, и соответствовать этим изменениям. В этой связи идея непрерывного образования является важной в настоящее время, хотя она не нова и подразумевает собой развитие врожденных способностей, приобретение нового опыта и усвоение наиболее ценных уроков предыдущих поколений. В сфере педагогики вопрос обучаемости преимущественно сосредоточен вокруг учащихся. Однако непрерывное совершенствование педагогом своего профессионального мастерства немаловажная проблема.
Под профессиональным самосовершенствованием педагога-музыканта понимается осознанная, систематическая деятельность, направленная на повышение и развитие педагогических качеств и профессиональной компетентности. Её основная цель − совершенствоваться и развиваться в соответствии с меняющимися требованиями и условиями педагогического процесса. Крайне важно постоянно расширять свои интеллектуальные границы, осваивать новые образовательные технологии и активно заниматься саморазвитием, чтобы расти как личностно, так и профессионально. Повышая планку и стремясь к большему, учителя могут эффективно совершенствовать свою практику преподавания, расширять свой опыт и обеспечивать лучший образовательный опыт для своих учеников. Поле деятельности самосовершенствования педагога-музыканта достаточно обширно. В любом из профессиональных педагогических умений можно оттачивать свое мастерство. В нашей статье мы коснемся вопросов, связанных с совершенствованием исполнительской деятельности педагога-музыканта.
На уровне теоретического осмысления соприкосновения исполнительской и педагогической граней деятельности музыканта отмечается определенное противоречие. Проблема синтеза исполнительство-педагогика связана с приоритетностью специализации: исполнитель-педагог, либо педагог-исполнитель. Исследователи указывают на ситуацию, в которой активная педагогическая деятельность исключает интерес к исполнительской карьере, в то время как активно концертирующий музыкант не испытывает интереса к педагогической деятельности [3]. Однако, исторически идея органического синтеза исполнительской и педагогической деятельности (иногда и композиторской) прослеживается в творческой биографии выдающихся педагогов и исполнителей, начиная с И. С. Баха, К. Черни, Ф. Листа, Г. Нейгауза, представителей семь Гнесиных и многих других выдающихся музыкантов.
Отмечая специфические грани исполнительской и педагогической культуры, современная музыкально-педагогическая мысль развивается в направлении поиска путей их гармоничного синтеза. Яркая исполнительская индивидуальность позволяет педагогу-музыканту демонстрировать музыкальные вкус и одаренность на уроках, стимулируя учеников к дальнейшему развитию указанных качеств в индивидуальности каждого [2−4].
Изучение различных подходов к соотношению собственно педагогических и творческих, исполнительских аспектов деятельности музыканта дает возможность сформулировать определение музыкально-исполнительской деятельности: это область педагогического творчества музыкантов, в которой одновременно осуществляются ключевые критерии успешного музыкального педагога — свободное владение музыкальным инструментом и способность применять педагогические технологии в образовательном процессе.
Роль исполнительской деятельности в совершенствовании профессионального мастерства педагога-музыканта нельзя недооценивать. Взаимодействие педагогической практики и исполнительской деятельности дает ценную возможность педагогу-музыканту повышать и совершенствовать свои профессиональные навыки и умения. Занимаясь исполнительством, педагог-музыкант может еще больше развить свое техническое мастерство, расширить свое художественное выражение и глубже понять музыкальные произведения. Этот практический опыт не только обогащает собственное музыкальное мышление, но и дает расширенные знания и опыт, которые могут быть эффективно переданы ученикам. Синергия между педагогикой и исполнением позволяет педагогу-музыканту постоянно развиваться и совершенствоваться, создавая динамичную и эффективную учебную среду. Именно благодаря этой взаимосвязи педагог-музыкант «является важнейшим звеном в передаче социального опыта» [6, С. 297].
В настоящее время в сфере образования различных уровней, от школы до высших учебных заведений, довольно часто встречаются ситуации, когда педагоги не владеют в полной мере преподаваемым инструментом. Имеются в виду не базовые практические навыки и умения, а определенный уровень музыкально-исполнительского мастерства. Однако, как отмечал известный педагог Алексеев А. Д.: «Одно из важных средств повышения педагогом своего мастерства — систематическая работа за инструментом и исполнительская деятельность. Тот, у кого значительный концертный опыт, будет совсем иначе преподавать, чем тот, кто этого опыта не имеет. Тот, кто может хорошо исполнить произведение, будет над ним и с учеником работать глубже и интереснее того, кто сам произведение не играл…» [1, С. 281].
Также считает и Народный артист России, профессор Московской консерватории имени П. И. Чайковского, пианист Юрий Слесарев — научить возможно только в области, в которой сам преподаватель обладает навыками и знаниями. Эта концепция соотносится с требованиями, выдвигаемыми К. С. Станиславским к актеру, которые заключаются в необходимости обладать как навыками, так и возможностями для успешного исполнения: «уметь и мочь» [8]
Исходя из этого следует отметить, что для педагога выступления на сцене имеют особое значение и полезность для совершенствования профессионального мастерства. Обозначим важнейшие компоненты исполнительской деятельности, необходимые в практике музыкальной педагогики:
- Уверенность в себе: публичные выступления требуют от педагога проявления уверенности в себе и своих навыках. Частые выступления на сцене помогают развить способность эффективно общаться с аудиторией, контролировать нервозность и проявлять уверенность. Это важно не только для работы самого педагога, но и для того, чтобы вдохновлять его учеников, показывая им важность уверенности в эффективной передаче идей и взаимодействии с аудиторией. Чтобы укрепить уверенность в себе педагогу необходимо ежедневно тренироваться за инструментом, держать себя в «форме».
- Развитие технических навыков: активное выступление на сцене и регулярная практика помогают педагогу-музыканту развивать свои технические навыки на инструменте и тем самым демонстрировать правильные техники игры своим ученикам.
- Глубокое понимание музыки: через собственное исполнение музыкальных произведений педагог-музыкант развивает своё понимание музыки на более глубоком уровне. Это помогает ему анализировать и интерпретировать музыкальные произведения и передавать эти знания своим ученикам.
- Креативность: сценические выступления часто требуют креативного подхода к подготовке и представлению материала. Педагог, развивающий свою креативность через выступления на сцене, может применять новые методы и подходы в своей педагогической практике, делая уроки более интересными и привлекательными для учеников.
- Самоанализ и развитие: выступления на сцене позволяют педагогу самостоятельно оценивать свои сильные и слабые стороны, анализировать свои выступления и работать над совершенствованием своих навыков.
Исполнительская деятельность является неотъемлемой частью профессионального развития педагога-музыканта и как мы видим из вышеперечисленного она помогает педагогу сохранять высокий уровень мастерства, расширять свои знания и опыт. Более того, выступления на сцене позволяют педагогу лично испытать и преодолеть различные исполнительские трудности и страхи, с которыми могут столкнуться его ученики, лучше понять и поддержать своих учеников, а также передать им необходимые навыки для развития творческой продуктивности и самоутверждения. А. Г. Скавронский отмечает: «Мне очень интересно… помогать каждому найти самого себя, то есть помогать в том, что самому было так трудно» [7, С. 250].
Таким образом, исполнительская деятельность педагога-музыканта является обязательным компонентом совершенствования его профессионального мастерства и только при этом условии его образовательная деятельность будет успешной. Смысл музыкальной деятельности состоит в наличии профессиональных компетенций, круг которых включает педагогическое мастерство и исполнительскую культуру. Сложность формирования указанных компетенций состоит как в самом педагогическом процессе как многофакторном явлении, так и в творческой специфике исполнительской деятельности. Дальнейший поиск и апробация образовательных технологий, позволяющих сформировать высокий компетентностный уровень музыкантов, является актуальной задачей современной музыкальной педагогики.
Литература:
- Алексеев А. Д. Методика обучения игре на фортепиано: Учеб, пособие для муз. вузов и училищ / — 3-е изд., доп. − М: Музыка, 1978. − 288 с.
- Жукова А. М., Коротько Е. В. Инструментально-исполнительская деятельность в контексте профессиональной подготовки будущих педагогов-музыкантов // Искусство и культура. — 2022. — No 2 (46). — С. 74–79.
- Зеленко А. В. Особенности исполнительской и педагогической деятельности педагога — музыканта // Мастерство online [Электронный ресурс]. — 2021. — № 2 (27). Режим доступа: http://ripo.unibel.by/index.php?id=5226. Дата доступа: 29 Июля 2023.
- Куприна Е. Ю. Методологические основы исследования сотворческой музыкально-исполнительской деятельности // Международный научно-исследовательский журнал. − 2016. − № 8 (50) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://research-journal.org/archive/8–50–2016-august/metodologicheskie-osnovy-issledovaniya-sotvorcheskoj-muzykalno-ispolnitelskoj-deyatelnosti. Дата обращения: 29 июля 2023.
- Мигунова Н. И., Кобозева И. С. Музыкально-исполнительская деятельность как компонент культуры личности в теоретической педагогике XX ВЕКА. // Материалы IX Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://scienceforum.ru/2017/article/2017034380. Дата обращения: 29 июля 2023.
- Петрушин В. И. Музыкальная психология: учебное пособие для вузов. — 2-е изд. − М: Трикста: Акад. проект, 2008. — 398 с.
- Скавронский А. Г. Педагогика открыла для меня вторую молодость. Из воспоминаний // Хитрук А. Ф. Одиннадцать взглядов на фортепианное искусство. Москва, 2007.
- Станиславский К. С. Работа актера над собой. − М: Артист. Режиссер. Театр, 2003. — 488 с.: ил.; 21 см.; ISBN 5–87334–047–1 (в пер.)