Развитие самоуправления в коллективе младших школьников через проектную деятельность в урочное и внеурочное время | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №32 (479) август 2023 г.

Дата публикации: 09.08.2023

Статья просмотрена: 90 раз

Библиографическое описание:

Клемешова, Н. С. Развитие самоуправления в коллективе младших школьников через проектную деятельность в урочное и внеурочное время / Н. С. Клемешова, О. Т. Иванникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 32 (479). — С. 164-166. — URL: https://moluch.ru/archive/479/105297/ (дата обращения: 16.11.2024).



Важнейшим источником формирования гражданского сознания и поведения является опыт гражданской жизни, который ребёнок получает уже в начальной школе. Формирование человека, умеющего строить достойную жизнь в достойном обществе, требует сегодня воспитания и развития таких качеств, как: уважение к правам и свободам человека, развитие творческой инициативы, умения ставить цели и достигать их, брать ответственность за себя и других. Воспитанию этих качеств во многом способствует ученическое самоуправление, которое открывает перед учащимися различных возрастов возможность естественного вхождения в систему гражданского общества.

Самоуправление в детском коллективе возникает только когда имеется какая-то общая цель в группе детей, имеющая значимость не только для этой группы, но и более или менее выраженную социальную направленность.

Научно-исследовательская деятельность — сфера, в которой можно реализовать самоуправление. Это организация проектной и исследовательской деятельности, работа детских научных обществ и клубов, детских лабораторий, участие в конкурсах проектов. Досуговая деятельность: работа клубов, творческих объединений, организация и проведение тематических мероприятий для детей разного возраста, творческих конкурсов для учащихся. Развитие социального творчества (временные органы) предусматривает организацию и проведение социально значимых акций, дел, мероприятий.

Современной российской системе образования необходимы новые образовательные технологии, способствующие формированию у учащихся активной жизненной позиции и поддерживающие связь обучения учеников с их жизнью. Сейчас одной из основных задач каждого учителя является не только передача существующих знаний, но и обучение способам организации познавательной деятельности, самостоятельному планированию учебного времени учащимися, формированию умений переносить полученные знания в реальные жизненные ситуации.

По мнению А. А. Вербицкого, основная задача современной школы заключается не только в обеспечении высокого уровня образования учащихся, но и во всестороннем развитии их мышления, умений самостоятельно получать знания. Проектная деятельность при этом дает учителю и ученикам самые широкие возможности. Исключительной особенностью проектной деятельности является ее активизирующее влияние на развитие творческой направленности личности и обеспечение творческого характера освоения действительности [1,12].

При организации проектной деятельности с детьми разных возрастов, начиная от младших школьников и заканчивая старшеклассниками, необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей, на которых она направлена, предупреждает Н. В. Матяш.

Главное отличие учебной проектной деятельности от научной, заключающееся в том, что в результате её школьники не производят новые знания, а приобретают навыки исследования как универсального способа освоения действительности, развивают в себе способности к исследовательскому типу мышления, а также у них активизируется личностная позиция учащегося [3]

Для того чтобы создать условия для эффективной самостоятельной творческой проектной деятельности обучающимся, Землянская рекомендует:

  1. Провести подготовительную работу:

а) выдвижение идеи (мозговой штурм), целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;

б) презентационные;

в) слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы;

г) поисковые: находить информацию по каталогам, в Интернете;

д) информационные: выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение;

  1. Учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
  2. Обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом.
  3. Внимательно относиться к выбору вопроса проекта.
  4. Создавать группу не более 5- 8 человек.
  5. Учитывать возможность учебных предметов для реализации проектной деятельности. [2, 34–36].

Таким образом, для успешной реализации проектной деятельности младших школьников учителю необходимо, прежде всего, сформировать у детей вышеуказанные умения и навыки, определяющие их готовность к проектной деятельности в ее простейших модификациях на второй ступени начального звена (в третьих и четвертых классах). Также необходимо помнить, что младшие школьники по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Выбранная проблема исследования должна быть актуальна и интересна, в первую очередь, для младшего школьника. Дети сами выбирают тему, которая им интересна, или предлагают свою тему. Работа выполняется добровольно. Учитель не принуждает детей, он должен иметь в виду, что ребята, которые не участвуют в этом проекте, могут принять участие в следующем.

Ещё одним важным условием формирования у учащихся навыка самоуправления является приучение младших школьников к ответственному выполнению поручений. Чтобы детьми выполнялось поручение, им необходимо объяснить значимость и ценность поручаемого задания; обучить его выполнению, оказывать помощь по ходу его выполнения, проконтролировать его выполнение и дать гласную оценку результата. Так, в рамках экологических акций «Птицы — наши друзья!», «Берегите елку» мы провели познавательно-исследовательскую деятельность с детьми, результаты которой были включены в исследовательский проект.

Кроме того, для формирования навыков самоуправления у младших школьников в классном коллективе необходима игра. В своей работе часто использую игры-путешествия. Играя, дети путешествуют вместе с героями сказок, учителем, родителями и вожатыми. Во время путешествия они встречают сказочных героев, которые помогают детям получить важные для жизни знания, умения и навыки. Например, «бабушка Капа» проводит уроки этики и старается научить детей культуре общения; «кузнечик Кузя»» учит организовывать свой досуг и выступать на сцене; «Лунтик» помогает путешественникам освоить навыки самообслуживания, секреты уютного и комфортного обустройства своей классной комнаты. Роли перечисленных героев могут выполнять вожатые. Путешествуют дети не в одиночку, а микрогруппами. В гостях у каждого сказочного героя они получают ответственное задание — совершить полезное дело. Для его проведения необходимо разведать обстановку, разработать план совместных действий, выполнить поручения и помочь отстающим, обсудить сделанное и рассказать ярко и красочно в письме сказочному герою о произошедшем событии. В игре-путешествии действует и система чередования поручений, смена поручений с обязательным подведением итогов коллективного и индивидуального их выполнения происходит на классном собрании первоклассников. Творчески и добросовестно выполнять поручения помогают путешественникам советы-подсказки, изложенные в специально разработанных памятках для младших школьников. Благодаря созданной системе, младшие школьники приобретают свои первые организаторские навыки. В некоторых школах самоуправление осуществляется через детскую организацию.

Мы считаем, что один из наиболее эффективных путей вовлечения всех учащихся в самоуправленческую деятельность — это проведение различного рода коллективных творческих дел посредством создания групп для выполнения творческих поручений.

Ребятам предлагаем выбрать командира класса, название, которое бы объединило весь коллектив. Микрогруппы сформированы по желанию детей. Так образовалось сообщество «Содружество», а микрогруппы — «семейки». Органами самоуправления стали командир и командиры «семеек». Каждая «семейка» сама решала, как будет называться, кто какие поручения будет выполнять. Поручения менялись каждую неделю, чтобы дети попробовали свои силы во всех делах. Участвовали в общих делах класса тоже все вместе, решая, кто какую часть общего дела возьмёт на себя. Содержание законов класса определили сами ребята в процессе обсуждения в микрогруппах правил поведения. В проектной работе были созданы памятки друзей, где дети сами предложили, а потом обсудили отношения в своём коллективе. На наш взгляд, деятельность ученического самоуправления — это не только отдельные дела и мероприятия, но и морально-психологический климат в классе.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод: современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, вносить предложения, проявлять исследовательскую, поисковую, организаторскую активность, а проектная деятельность способствует формированию лидерских качеств, самостоятельности, умению выбирать и принимать решения, подчиняться правилам группы и сотрудничать.

Литература:

1. Вербицкий, А. А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение [Текст] / А. А. Вербицкий. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. — 75 с.

2. Землянская, Е. Н. Учебные проекты младших школьников: роль родителей [Текст]/ Е. Н. Землянская, М.К., Чугреева // Начальное образование. — 2006. — № 5. — С. 31–36.

3. Матяш, Н. В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования [Текст] / Под ред. В. В. Рубцова. — Мозырь: РИФ «Белый ветер», 2000.

Основные термины (генерируются автоматически): проектная деятельность, ребенок, школьник, выполнение, дело, поручение, сказочный герой, умение, учащийся, ученическое самоуправление.


Похожие статьи

Формирование экологической культуры младших школьников средствами внеурочной деятельности

Развитие одаренности обучающихся через урочную и внеурочную деятельность

Формирование активной жизненной позиции у студентов в урочное и внеурочное время

Формирование познавательных универсальных учебных действий у детей с ОВЗ в урочной и внеурочной деятельности

Развитие универсальных учебных действий младших школьников средствами проектно-исследовательской деятельности

Развитие социокультурной компетенции учеников на уроках иностранного языка в средней школе

Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста в ходе режимных процессов

Формирование мотивации успеха и творческого самовыражения на уроках технологии и во внеурочной деятельности

Роль педагога в развитии креативности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности

Развитие инициативности в самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в условиях образовательного пространства ДОУ

Похожие статьи

Формирование экологической культуры младших школьников средствами внеурочной деятельности

Развитие одаренности обучающихся через урочную и внеурочную деятельность

Формирование активной жизненной позиции у студентов в урочное и внеурочное время

Формирование познавательных универсальных учебных действий у детей с ОВЗ в урочной и внеурочной деятельности

Развитие универсальных учебных действий младших школьников средствами проектно-исследовательской деятельности

Развитие социокультурной компетенции учеников на уроках иностранного языка в средней школе

Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста в ходе режимных процессов

Формирование мотивации успеха и творческого самовыражения на уроках технологии и во внеурочной деятельности

Роль педагога в развитии креативности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности

Развитие инициативности в самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в условиях образовательного пространства ДОУ

Задать вопрос