Различные виды деятельности детей дошкольного возраста определяются федеральным государственным стандартом дошкольного образования и определяются следующими направлениями: речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие; художественно-эстетическое развитие; познавательное развитие [31]. ФГОС Дошкольное образование акцентирует внимание на формировании познавательных интересов и познавательных действий детей в различных видах деятельности, включая экологическое воспитание: «Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы…» [31]. Процесс познания осуществляется с помощью ощущений, восприятия, воображения, памяти, мышления (наглядно-образное, логическое).
Развитие логического мышления осуществляется одновременно с интеллектуальным развитием фантазии. Логическое мышление определяется как «вид мышления, сущность которого заключается в оперировании понятиями, суждениями и умозаключениями с использованием законов логики» [14, с. 86]. В дошкольный период предпосылками развития логического мышления являются: ознакомление с числами и проведение действий с ними, овладение мыслительными операциями, организация работы с геометрическим материалом, формирование пространственных представлений. В развитии логического мышления используются такие важные дидактические приемы, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и пр. Дети дошкольного возраста в работе с числами, геометрическим материалом производят мыслительные операции, приобретая новые знания о социуме, учатся делать выводы из своих наблюдений, производить простейшие действия, вызывающие активную работу мысли.
Наиболее доступным средством для развития логического мышления является ознакомление детей с геометрическими фигурами, так как дошкольники воспринимают геометрические фигуры в определенной взаимосвязи с учетом свойств, структуры. Зная наименования геометрических фигур, дошкольники используют и называют их при выполнении упражнений, могут отделить форму от содержания в наименованиях знакомых им вещей (прямоугольник ‒ дверь, шар ‒ колпак над лампой и пр.). Для детей в этом случае форма выступает в качестве сигнального значения и находит обобщенное отражение в обозначении словом. В геометрическом материале заложены огромные возможности для мыслительных действий, для формирования у дошкольников сенсорных эталонов, умения ориентироваться в форме окружающих предметов, развития навыков конструирования.
Мышление составляет основу процесса обучения, в связи с чем, развитие мыслительных операций и разных видов мышления в дошкольный период позволяет детям усваивать знания и закреплять их на простейших примерах, соответствующих их возрасту. Таким образом, актуальность данной работы не вызывает сомнений.
Многие ученые, изучавшие мыслительные процессы в детском возрасте, внесли свой вклад в изучение психологических закономерностей данного процесса, его свойств и видов:
‒ Ж. Пиаже [24], Л. С. Выготский [8] исследовали развитие мышления на протяжении дошкольного периода;
‒ Д. Б. Богоявленская [2], Л. И. Божович [3], Н. А. Менчинская [22], С. Л. Рубинштейн [27] и др. рассматривали психологическую сущность и способы развития логического мышления;
‒ Е. А. Алябьева [1], Л. Н. Вахрушева [6], Е. С. Ермакова [12] и др. изучали педагогические концепции, направленные на развитие мыслительных действий.
Проблема исследования : какое влияние на развитие логического мышления средних дошкольников оказывает ознакомление с геометрическими фигурами.
Цель исследования : изучение влияния процесса ознакомления с геометрическими фигурами на развитие логического мышления.
Объект исследования : развитие логического мышления средних дошкольников.
Предмет исследован ия: процесс ознакомления с геометрическим материалом, способствующий развитию логического мышления.
Задачи:
- Рассмотреть проблему развития логического мышления в психолого-педагогической литературе.
- Изучить особенности развития логического мышления средних дошкольников.
- Исследовать процесс ознакомления средних дошкольников с геометрическими фигурами как средства развития логического мышления.
Методы исследования : исследование проведено посредством изучения и теоретического анализа психолого-педагогической литературы.
- Проблема развития логического мышления в психолого-педагогической литературе
Проблема развития логического мышления в разные временные периоды была в центре внимания многих отечественных и зарубежных психологов и педагогов. Прежде чем рассмотреть проблемы развития логического мышления, определим понятия «мышление» и «логическое мышление». Мышление как познавательный психический процесс представляет собой появление нового знания на преобразованной человеком действительности [19, с. 182].
Н. Н. Поддъяковым мышление определяется как «высшая форма отражения мозгом окружающего мира, наиболее сложный познавательный, психический процесс, свойственный только человеку» [25, с.11]. Являясь особым психическим процессом, мышление обладает рядом характеристик: обобщенное отражение действительности; связь с речью; связанность с решением определенных задач. При решении задачи с использованием рассуждений используется логическое мышление.
Под понятием «логическое мышление» А. К. Артемов подразумевает последовательный, обоснованный, непротиворечивый процесс, протекающий в форме рассуждений [32, с. 92].
В своих работах Н. А. Менчинской отмечено, что «логическое мышление — это один из видов мышления, который дает возможность анализировать, сравнивать, оценивать явление, ситуацию, предмет, ситуацию [22, с. 39].
О. К. Тихомиров рассматривал логическое мышление как «один из видов мышления, характеризующийся использованием понятий, логических конструкций, выполняющих свои функции на основе языковых средств и языка в целом. Развёрнутость во времени и наличие чётко выраженных этапов являются главными его показателями» [30, с. 46]. В данном исследовании в качестве рабочего определения будет использоваться определение Н. А. Мечинской.
В соответствии с данными определениями понятия «логическое мышление», выделяются этапы в развитии логического мышления: на первом этапе «совершаемые мыслительные операции выполняются на основе визуализаций, материальных объектов; на втором этапе человек мыслит в общих чертах. На первом этапе при рассмотрении явлений и объектов идет опора на имеющийся жизненный опыт детей, пусть он и небольшой в данный момент. Второй этап способствует рассуждениям, обоснованиям своих мнений; использованию мыслительных операций в созданных новых условиях.
А. Валлон, Ж. Пиаже в развитии психических процессов придавали важное значение наследственности, задаткам человека, которые генетически в нем заложены [4; 24]. О. Кюльпе, А. Мессер рассматривали мыслительный процесс как проявление «особых духовных способностей» [17].
Отечественные педагоги и психологи (В. М. Дерябин, Н. Ф. Талызина) имели другую точку зрению на данный вопрос. Они связывали развитие психических процессов, включая мышление, с социальными факторами. Решая данную проблему, ими был взят за основу принцип единства сознания и деятельности. Учеными было доказано, что логический прием является результатом «усвоения социального опыта, формируется прижизненно» [11, с. 12].
И. С. Казаков, Н. С. Омельченко, говоря о логическом мышлении как поступательном процессе, отмечали, что он требует дифференцированный подход каждому ребенку, приложения больших усилий со стороны педагогических работников. Это необходимо для того, чтобы были учтены возрастные особенности человека и им соответствовали выбранные задания для решений заданий [23, с. 21].
И. Л. Матасовой указывалось, что одни ученые разделяют точку зрения о том, что структуризация логического мышления происходит без внешней стимуляции», другие делают акцент, направленный на целенаправленное педагогическое воздействие [20, с. 15]. Например, Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин и др. рассматривали в своих работах важный вопрос о целенаправленном развитии мышления, отмечая, что основу умственного развития составляют методы для развития мыслительных действий. Причем важность в этом вопросе заключается не только в ознакомлении с этими методами, но и с применением их в познавательном процессе [20, с. 16].
П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Ю. М. Колягин и др. изучая вопрос развития логического мышления, рассматривали роль обучения в этом процессе. В ходе исследования ими был сделан вывод о том, результативность процесса будет высока при соблюдении определенных условий:
– учет длительности в развитии мышления на каждом занятии;
– наличие мотивации к мыслительной деятельности;
– учет последовательности подачи материала («порционно»);
– понимание используемых мыслительных приемов и методов теми, кто их применяет [34, с. 190].
Еще одна проблема заключалась в рассмотрении непосредственной связи мышления детей с практическими действиями. Э. Мейман, В. Штерн, Ж. Пиаже не смогли убедительно охарактеризовать ранние формы мышления детей, условия для их развития. Отрицательное влияние оказали и некоторые ложные методологические суждения о возможностях мыслительных действий детей 5–10 лет, в частности, вывод о том, что связной речью ребенок овладевает в возрасте 8–10 лет, поэтому и логически мыслить может, начиная с этого возрастного отрезка. В сущности, было объявлено, что до 10 лет ребенок не может совершать логические операции, он способен только к выполнению практических действий с конкретными предметами [24, с. 254].
Мыслительная деятельность человека связана с речью. Логическое мышление в речевом процессе позволяет устанавливать связь между значениями тех или иных слов. Проблемные вопросы взаимодействия логического мышления и речи рассматривали многие ученые. Л. С. Выготский [8], С. Л. Рубинштейн [27], Н. Ф. Талызина [29] писали о проведении психологического анализа, в ходе которого исследовали когнитивное развитие. Ученые выявили, что его осуществление происходит во взаимосвязи двух компонентов: операционального, представленного мыслительными операциями, и содержательного, представленного непосредственно знаниями. Хотя знания и обязательны, но их недостаточно для когнитивного развития, необходимы еще мыслительные действия, составляющие основу для познавательного развития человека. Качество проведенных мыслительных операций определяет качество полученных знаний. Под термином «мыслительная операция» понимается комплекс движений, необходимых для выполнения определенного действия с целью его достижения. Мыслительные операции различны: анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация и др. анализа и синтеза, абстрагирования, сравнения, обобщения и конкретизации Их правильный выбор и правильное проведение позволяют человеку эффективно усвоить необходимые знания [29, с. 37].
Проведение данных мыслительных операций начинается с дошкольного возраста, с течением времени дети накапливают необходимый опыт и становятся способны воспринимать большее количество предметов и явлений действительности. Сначала дети могут либо различить предметы, либо установить их похожесть. Мыслительные операции происходят при совершении конкретных действий: сортировка, разбиение, группировка [24, с. 93]. Взрослея, дети начинают точнее определять различия и сходства между ними, односторонность в познании уходит. Ребенку становится возможным в некоторых случаях выяснить и причину конкретных явлений [29, с. 49]. То есть, дети начинают оперировать операциями логическими. Эффективней это происходит при решении заданий, связанных с определением предметов по размеру, форме, цвету [19, с. 200].
Проблема, связанная с формированием умственных действий рассматривалась А. Н. Леонтьевым, который в этом процессе на первый план выдвигал идею интериоризации. Идея заключалась в том, что любые сложные действия должны быть вовне реализоваться, то есть в мыслях «про себя», которые не отвлекают окружающих людей [18, с. 38]. Другими учеными (П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин) рассматривалась гипотеза о формировании умственных действий в соответствии с определенными этапами [35, с. 26].
Н. Н. Поддъяков отмечал, что развитие детского логического мышления отличается тем, что имеет место преобразование пройденных этапов в решении задач и их результатов на новые этапы познания, при возникновении которых вновь включаются все мыслительные операции для решения тех или иных логических задач [25, с 28].
Таким образом, ретроспективный обзор источников психолого-педагогической литературы по проблеме развития логического мышления показал, что в разные возрастные периоды мыслительные операции совершаются по-разному. Под понятием «логическое мышление» понимается вид мышления, при котором осуществляется оперирование различными суждениями, позволяющими сделать выводы с использованием логических законов; проведение сравнений в сопоставлении их с мыслительными действиями; выявление причинно-следственных закономерностей на основе вынесенных суждений.
Проблемы развития логического мышления, изученные в различных источниках, связаны с зависимостью мыслительных операций от социальных факторов, целенаправленного педагогического воздействия, роли обучения в мыслительном процессе. Кроме того, рассматривалась учеными непосредственная связь мышления с практическими действиями, взаимодействие логического мышления и речи. Отмечалась взаимосвязь содержательных компонентов мышления и операций, указывалось на необходимость развития логического мышления детей дошкольного возраста в ходе целенаправленной образовательной деятельности.
- Особенности развития логического мышления средних дошкольников
Логическое мышление как процесс, помогает человеку преобразовывать и усваивать информационный материал и продуктивно применять его в определенных ситуациях. Охарактеризуем особенности развития логического мышления у средних дошкольников. В этот период происходит смена типа мышления: от наглядно-действенного к наглядно-образному. На новом качественном уровне мыслительной деятельности дети получают возможность усваивать новую информацию и воспроизводить ее, познавая мир вокруг себя.
Дети среднего дошкольного возраста отличаются высокой эмоциональностью, ярко и непосредственно выражают свои чувства. У средних дошкольников мышление нестабильное. Ребенок, познавая мир, пытается анализировать и сравнивать окружающие его предметы, пытается установить взаимосвязи между ними, но, чаще всего его речь в отношении наблюдаемых объектов сводится к их простому перечислению. Установление зависимости одного предмета от другого для среднего дошкольника является еще сложным действием, он может сгруппировать предметы, дать им название, но почему именно эти предметы отнесены им к одной группе, ребенок не может объяснить.
В возрасте 5 лет средние дошкольники могут быть очень умственно активны: у них отмечается высокий уровень познавательного интереса, есть стремление к самостоятельному решению познавательной или игрой задачи. При манипулировании предметами они способны определить около трех признаков, по которым возможно сравнение предметов. Особенность заключается в том, что ребенок пытается сам сравнивать, отвергая помощь взрослого. Например, играя в машинки, ребенок выбирает несколько маленьких и больших машинок и расставляет их по очереди (сначала большие машины, потом маленькие), объясняя, что у него два гаража для разных машин. Как вариант, ребенок может выбрать машинки по цвету или по форме. То есть, в этом примере ребенок выбирает интересующие его предметы по 3 признакам: цвету, форме и размеру, производит и объясняет последующую группировку предметов [32, с. 94].
Со средними дошкольниками необходимо продолжать работу по различению части и целого, частного и общего, по установлению причинно-следственных связей между предметами, построению простых логических цепочек. Самым простым обучающим способом является ответ на вопрос ребенка. При объяснении ему явления, например, «дождь идет», воспитатель вместе с ребенком выстраивают логическую цепочку: капли дождя падают с неба — туча на небе — ветер тучу принес — погода изменилась из — за ветра. В этой логической цепочке показана причинно-следственная связь, которой обусловлено данное природное явление. В случае заинтересованности детьми выстраивания подобных цепочек, можно усложнить задачу, взяв более сложное явление. Дать ребенку сначала самостоятельно построить логическую цепочку, при необходимости оказать помощь [15, с. 3].
Дети постепенно накапливают жизненный опыт, познавая явления и предметы, которые их окружают, развиваются в связи с этим и их мыслительные способности [12, с. 28].
Развитие логического мышления обязательно должно проходить через действия средних дошкольников. Простое объяснение, данное воспитателем, останется не понятым им, если оно не будет подкреплено жизненными примерами и не будут выполнены им самим ряд мыслительных операций, которые направлены на понимание каких-либо связей между явлениями или предметами. После усвоения новых знаний, они используются ребенком в его мыслительных действиях при решении других задач. То есть, мыслительные действия лежат в основе развития логического мышления.
Усвоение знаний детьми зависит от степени владения ими мыслительных действий. Овладение ими в дошкольном возрасте происходит «по общему закону усвоения и интериоризации внешних ориентировочных действий. В зависимости от того, каковы эти внешние действия и как происходит их интериоризация, формирующиеся мыслительные действия ребенка принимают либо форму действия с образами, либо форму действия со знаками — словами, числами» [10, с. 21].
Характерной особенностью мышления в среднем дошкольном возрасте является способность представлять образ предмета, а не сам предмет. При данном представлении дети способны узнать на изображении одну вещь, несмотря на ее разные свойства (форму, цвет, размер).
В этом возрасте, работая с детьми над развитием логического мышления, следует обращать внимание на изменения, происходящие вокруг; на многообразие событий и их вариативность; на взаимосвязи между объектами и явлениями действительности; на проведение сравнения предметов, анализ происходящих явлений, обобщение предметных признаков. Необходимо учить детей видеть закономерности в природе, и в социуме, подкрепляя обучение практическими действиями.
Развитие логического мышления взаимосвязано с развитием навыков речи у средних дошкольников (объяснение, рассуждение). Ребенка необходимо научить объяснять действия, совершаемые им, рассуждать о свойствах конкретного предмета или явления. В логическом мышлении главными инструментами выступают умозаключения и суждения и слова-понятия. Это необходимо учесть при развитии знаковой функции сознания [6, с. 35]. Следует так организовать игровой процесс, чтобы дети активно вступали в общение и учились использовать слова в своей внутренней и внешней речи. В среднем дошкольном возрасте в речевой деятельности ребенок может проговаривать совершаемые действия. «Проговаривание» является дополнением к образному мышлению. Если предложить ребенку рассказать о своих действиях, то данная речь становится развернутой.
Абстрактные понятия являются еще одним элементом в развитии логического мышления. Усвоить абстрактное понятие для ребенка среднего дошкольного возраста — значит понять смысл слова, которое никак не связано с чувственным конкретным образом. Проще всего из таких понятий средний дошкольник усваивает сенсорный эталон, так как небольшие привязки к конкретным объектам в этом случае имеют место. Наиболее сложными для постижения значений являются слова «радость», «праздник», «справедливость» и пр. Числа и знаки тоже являются абстрактными понятиями, совершение с ними математических действий развивают логику. Но совершение операций с числами идет с опорой на образ [5, с. 223].
Работу по развитию логического мышления у средних дошкольников воспитателю следует организовывать не только на математических занятиях, но и включать в другие виды деятельности, режимные моменты. Материалом для работы могут служить разработанные задания и упражнения, развивающие мыслительный процесс и логику характеристики предмета или явления, направленные на установление причинно-следственных связей между объектами.
Таким образом, развитие логического мышления у средних дошкольников имеет определенные особенности, которые следует учитывать в работе, требующей активной мыслительной деятельности: умение определять часть и целое, выделение признаков предметов, установление причинно-следственных связей предметов, умение видеть изменение свойства предмета в разные временные промежутки, понимание закономерности происходящих событий, умение выстраивать логические цепочки.
Учет данных особенностей позволяет средним дошкольникам правильно взаимодействовать с окружающей действительностью. Проводимая работа по развитию логического мышления у детей интегрируется с другими задачами, направленными на развитие игровых умений, речевых и двигательных умений, общения. Все вышеуказанное ведет к осознанному поведению средних дошкольников в социуме.
- Ознакомление средних дошкольников с геометрическими фигурами как средство развития логического мышления
Ознакомление с геометрическими фигурами способствует расширению кругозора детей, более точному восприятию формы предметов, окружающих ребенка, что оказывает положительное влияние при организации продуктивной деятельности детей (рисования, лепки, аппликации). Геометрические фигуры, в отличие от чисел, так же как и предметы из окружающего мира, имеют «ориентацию на плоскости и в пространстве» [33, с. 88]. В связи с чем, можно рассматривать геометрические фигуры относительно их взаимного расположения (местоположение, касание, включение и пр.). С помощью геометрического материала дошкольники знакомятся и усваивают значимые математические аспекты. Например, при сравнении фигур, сначала устанавливается сам признак (свойство) сравнения; изменение положения предмета никак не влияет на изменение его формы, длины, массы, площади. В отличие от чисел, геометрическим фигурам свойственна наглядность качеств (свойств), поэтому их можно использовать в работе с детьми очень рано.
Н. В. Котова рекомендует ознакомление средних дошкольников с геометрическими фигурами рассматривать в двух направлениях: «сенсорное восприятие форм геометрических фигур и развитие элементарных математических представлений, элементарного геометрического мышления» [16]. По ее мнению, невозможно переходить к логическому осознанию без чувственного восприятия. Сенсорное восприятие формы предмета необходимо для того, чтобы дети, абстрагируясь, умели видеть и узнавать форму в разных предметах, а также могли определять форму вместе с другими признаками.
А. В. Запорожец также рассматривал способы восприятия детьми различных форм: восприятие простой нерасчленённой формы (объект — предметы, форма которых совпадает с геометрической формой эталонов); восприятие формы, не вполне совпадающей с геометрической (усложнение способов обследования и сопоставления: происходит замена «Одинаковое — разное» на «похоже, но разное»), выделение основных элементов в предмете (выделение в предмете основных деталей и умение соотносить их с целым), выделение характерных и существенных предметных признаков (существенный признак определяет отнесение предмета к той или иной группе; характерный признак определяет восприятие предмета в совокупности его индивидуальных отличий) [14, с. 19]
А. А. Столяр было отмечено, что в развитии логики при ознакомлении дошкольников с геометрическими фигурами наблюдаются различные уровни:
– первый уровень (фигура воспринимается как целое, дети не умеют выделять в ней отдельные элементы, не замечают сходства и различия между фигурами, каждую из них воспринимает обособленно);
– второй уровень (выделение элементов в фигуре и установление связей между ними и между отдельными фигурами, без осознания общности между фигурами);
– третий уровень (установление связей между связи между самими свойствами. свойствами и структурой фигур) [21].
Работа с геометрическим материалом позволяет развивать у среднего дошкольника логическое мышление, так как они оперируют следующими логическими мыслительными операциями: анализом (разделяют предмет на составляющие части, устанавливая связь между ними), синтезом (соединяют части предмета в целое), сравнением (устанавливают различие или сходство между предметами), обобщением (объединяют предметы в группу на основе существенных признаков) и пр.
Каждый возрастной период имеет свои особенности при организации работы с геометрическим материалом. Рассмотрим организацию работы со средними дошкольниками при ознакомлении их с геометрическим материалом.
В программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы при обучении средних дошкольников элементарным математическим представлениям предусмотрена следующая работа с геометрическим материалом: «развитие представлений детей о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике, а также шаре, кубе; выделение особых признаков фигур с помощью зрительного и осязательно-двигательного анализаторов (наличие или отсутствие углов, устойчивость, подвижность и др.); ознакомление с прямоугольником, сравнение его с кругом, квадратом, треугольником; различение и называние прямоугольника, его элементов: углов и сторон; формирование представлений о разных размерах фигур: большой / маленький куб (шар, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник); соотнесение формы предметов с известными геометрическими фигурами: дверь — прямоугольник, тарелка — круг и пр. [7, с. 198]
Со средними дошкольниками необходимо в первую очередь организовать работу по закреплению умений, направленных на правильное называние фигур «квадрат», «круг», «треугольник» и различение их. Данная работа организуется с помощью игровых упражнений на группировку геометрических фигур, разных по размеру и цвету. Вывод, к которому приходят дети, заключается в том, что сама форма не меняется, несмотря на изменение ее размера и цвета. Так происходит начало формирования обобщенного представления о фигуре.
Для уточнения представлений о разных размерах геометрических форм средним дошкольникам могут быть представлены, например, на фланелеграфе, те фигуры, которые им известны, а затем детям предлагается к каждой фигуре подобрать такую же, но размера меньшего (большего). Сравнение по величине, организованное воспитателем путем наложения фигур друг на друга или визуально, приведет к выводу о том, что геометрические фигуры разные по размеру, но одинаковые по форме. Далее можно предложить детям разложить в убывающем или возрастающем порядке разные по размеру фигуры; разложить по рядам фигуры в соответствии с их размерами (ряд маленьких, средних, больших фигур). На следующем занятии возможна организация сравнения фигур средними дошкольниками: каких фигур по размеру больше у ребенка, каких фигур находится поровну. Можно провести работу по установлению неравенства или равенства количества комплектов геометрических фигур в зависимости от их комплектации.
Организуются упражнения для проведения сравнения и группировки фигур одновременно по размеру и цвету. В этом случае, детьми должно быть установлено соответствие между фигурами на основе их сравнения. Приемы могут быть применены разные, например, накладываться друг на друга, располагаться рядами или парами. Таким образом, средним дошкольником определяется соответствие между фигурами и устанавливается их количество (неравное или равное). Упражнять детей можно несколько раз, производя замену наглядного материала.
При ознакомлении средних дошкольников с новой геометрической фигурой, обязательно проводится ее сравнение с фигурами, которые уже известны детям, например, квадрата с кубом, куба с шаром, прямоугольник с цилиндром и пр. При этом необходимо учитывать следующую последовательность:
– использовать наложение фигур, так как это дает возможность точнее воспринять особенность сравниваемых фигур;
– обследовать фигуры, используя «осязательно-двигательный путь» и выделить признаки (элементы) конкретных фигур. В этом случае. Важна направляющая роль воспитателя, его указания на то, что необходимо знать или на что нужно смотреть;
– организовать разные манипуляции детей с моделями геометрических фигур (ставить в определенное положение, класть, катать и пр.) для выявления их определенных свойств или неустойчивости / устойчивости;
– организовать группировку фигур в соответствии с размером их. Возможны упражнения «Выдели по цвету», «Разложи по цвету» и пр.;
– закрепить умения средних дошкольников в назывании и различении разных фигур с помощью проведения дидактических игр ««Найдите пару», «Что в круге изменилось» и пр. [13, с. 110].
Соблюдение данной последовательности позволяет лучше усвоить средними дошкольниками характеристики геометрических фигур.
Моделирование выступает в процессе ознакомления детей с геометрическим материалом ведущим способом, так он ориентирован на то, чтобы стимулировать образное мышление и соответствует возрасту средних дошкольников. При ознакомлении с геометрическими фигурами большую роль играет моделирующая деятельность, которую совершает сам ребенок. То есть за основу берется личностно ориентированный, деятельностный подход. Для среднего дошкольника оптимальным является выбор вещественного моделирования, то есть конструирования, так как оно позволяет выстроить наглядно изучаемые объекты. Смысл данного выбора состоит в том, что происходит отвлечение от реально существующих объектов, то есть изучается только цвет или пространственное размещение, усваивается только модель того или иного реального объекта. Тем не менее, сенсорно воспринимаемую модель можно построить с любой геометрической фигурой. Моделирование как дидактически обоснованное действие отражает особенность математического восприятия и описания действительности.
Таким образом, если ребенок узнает, называет геометрическую фигуру, умеет ее описать, сравнивает с другими фигуры, отмечая сходство и различие, то в этом случае, можно говорить о том, что ознакомление средних дошкольников с геометрическими фигурами выступает как средство развития логического мышления.
Заключение
В результате анализа психолого-педагогической литературы при проведении исследования пришли к выводу, что существуют разные точки зрения на проблему развития логического мышления у дошкольников.Проблемы развития логического мышления, изученные в различных источниках, связаны с зависимостью мыслительных операций от социальных факторов, целенаправленного педагогического воздействия, роли обучения в мыслительном процессе. Кроме того, рассматривалась учеными непосредственная связь мышления с практическими действиями, взаимодействие логического мышления и речи.Рассмотренные проблемы при развитии логического мышления у средних дошкольников показали, что необходимы системность и непрерывность знаний в области развития мыслительных операций.
В период среднего дошкольного возраста происходит смена типа мышления: от наглядно-действенного к наглядно-образному. На новом качественном уровне мыслительной деятельности дети получают возможность усваивать новую информацию и воспроизводить ее, познавая мир вокруг себя. Средние дошкольники отличаются высокой эмоциональностью, ярко и непосредственно выражают свои чувства. У них мышление нестабильное. Были отмечены следующие особенности развития логического мышления средних дошкольников при развитии логического мышления: умение определять часть и целое, выделение признаков предметов, установление причинно-следственных связей предметов, умение видеть изменение свойства предмета в разные временные промежутки, понимание закономерности происходящих событий, умение выстраивать логические цепочки. От особенностей восприятия формы зависят задачи и содержание работы. Учет данных особенностей позволяет средним дошкольникам правильно взаимодействовать с окружающей действительностью
Нами выявлены оптимальные методы ознакомления средних дошкольников с геометрическими фигурами: дидактическе игры, наблюдение сравнительное, группировочные игры, сравнение форм предметов с геометрическими фигурами. При ознакомлении средних дошкольников с новой геометрической фигурой, обязательно проводится ее сравнение с фигурами, которые уже известны детям. При этом необходимо учитывать следующую последовательность: использовать наложение фигур, обследовать фигуры, организовать разные манипуляции детей с моделями геометрических фигур, организовать группировку фигур, закрепить умения средних дошкольников в назывании и различении разных фигур с помощью проведения дидактических игр.
Обобщив результаты теоретического анализа интересующего нас вопроса, можно сделать следующие выводы: развитие логического мышления является важным психическим процессом; ознакомление средних дошкольников с геометрическими фигурами представляет собой эффективное средство для развития логики у детей.
Итак, цель работы достигнута, задачи решены.
Литература:
- Алябьева, Е. А. Развитие логического мышления и речи детей 5–8 лет [Текст] / Е. А. Алябьева. — М.: Сфера, 2005. — 108 с.
- Богоявленская, Д. Б. О предмете и методе исследования творческих способностей [Текст] / Д. Б. Богоявленская // Психологический журнал. — 1995. — Т.16. — № 5. — С49–58.
- Божович, Д. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Д. И. Божович. — М.: Просвещение, 2008. — 380 с.
- Валлон, А. Психическое развитие ребенка [Электронный ресурс] / Педагогическая библиотека, сайт — URL: https://pedlib.ru/Books/1/0375/ (дата обращения: 20.01.2023).
- Вандаева, Е. Ю. Логическое мышление как психолого-педагогическая проблема развития детей дошкольного возраста / Е. Ю. Вандаева, Л. Н. Томилова [Текст] // Молодой ученый. –2019. — № 41 (279). — С. 221–224.
- Вахрушева, Л. Н. Развитие мыслительной деятельности детей дошкольного возраста [Текст]: учебное пособие для студентов учебных заведений, реализующих программу среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 Дошкольное образование / Л. Н. Вахрушева. — Москва: ИНФРА-М, 2019. — 187с.
- Веракса, Н. Е. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования [Текст] / Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, Э. М. Дорофеева. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — c. 336.
- Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. — М.: Лабиринт, 2009. — 351 с.
- Гальперин, П. Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка [Текст] / П. Я.Гальперин // Вопросы психологии. — 2009. — № 1. — С.15–18.
- Горюнова, А. Н. Развитие мышления у детей среднего дошкольного возраста / А. Н. Горюнова [Текст] // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 4 (14). — С. 20–22.
- Дерябин, В. М. Психологические основы стратегии при диагностике приемов логического мышления: диссертация... кандидата психологических наук: 19.00.07. [Текст] / В. М. Дерябин. — Москва, 1979. — 147 с.
- Ермакова, Е. С. Развитие гибкости мышления детей. Дошкольный и младший школьный возраст [Текст] / Е. С. Ермакова, И. Б. Румянцева, И. И. Целищева. — Санкт-Петербург: Речь, 2007. — 204 с.
- Ефремова, С. П. Дидактические игры как средство формирования познания детей среднего дошкольного возраста [Текст] / С. П. Ефремова, Л. В. Николаева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2020. — № 10 (октябрь). — С. 102–113.
- Запорожец, А. В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст. [Текст] / А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев. — М.: Международный образовательный и психологический колледж, 1995. — 144 с.
- Карчага, Е. С. Рассуждать логично — значит рассуждать в соответствии с законами логики [Текст] / Е. С. Карчага // Новые идеи в философии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2018 г.). — Санкт-Петербург: Свое издательство, 2018. — С. 1–5.
- Котова, Н. В. Программа по подготовке дошкольников к изучению математики «Путешествие в мир математики» [Электронный ресурс] / 1 сентября, сайт. — URL: http://festival.1september.ru/articles/509477/ (дата обращения: 21.01. 2023)
- Кюльпе, О. Психология мышления [Электронный ресурс] / Психология, электр. журнал. — URL: https://www.psychology-online.net/articles/doc-1538.html (дата обращения: 21.01. 2023)
- Леонтьев, А. Н. Вступительная статья [Текст] / А. Н. Леонтьев // Выготский Л. С. Собрание сочинений. В 6-ти т. Т.1. — М.: Педагогика, 1982. – 487 с.
- Люблинская, А. А. Учителю о психологии младшего школьника [Текст] / А. А. Люблинская. — М.: Просвещение, 2004. — С.182–203.
- Матасова, И. Л. Математические игры как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста: авторефер. дис.... канд. психол. наук [Текст] / И. Л. Матасова. — Самара, 2003. — 21 c.
- Матренина, А. П. Развитие геометрического мышления в дошкольном возрасте [Электронный ресурс] / Педагог, электр. журнал. — URL: https://zhurnalpedagog.ru/servisy/publik/publ?id=3317 (дата обращения: 21.01. 2023)
- Менчинская, Н. А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка [Текст] / Н. А. Менчинская. — М.: МПСИ, Воронеж: Модэк, 2004. — 512 с.
- Омельченко, Н. С. Развитие логического мышления у старших дошкольников [Текст] / Н. С. Омельченко, И. С. Казаков // Молодой ученый. — 2016. — № 9.3. — С. 20–22.
- Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка [Текст] / Ж. Пиаже. — Москва: Педагогика-пресс, 1994. — 526 с.
- Поддъяков, Н. Н. Мышление дошкольника [Текст] / Н. Н. Поддъяков. — М.: Педагогика, 1977. — 271 с.
- Прудникова, Н. К. Условия развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н. К. Прудникова // Молодой ученый. — 2017. — № 13 (147). — С. 590–592.
- Рубинштейн, С. Л. О мышлении и путях его исследования [Текст] /С. Л. Рубинштейн. — М.: Просвещение, 2012. — 147 с.
- Столяр, А. А. Формирование элементарных понятий геометрический представлений у дошкольников [Текст] / А. А. Столяр. — М.: Просвещение, 2017. — 376 с.
- Талызина, Н. Ф. Педагогическая психология [Текст]: учебное пособие / Н. Ф. Талызина. — М.: Academia, 2013. — 288 c.
- Тихомиров, О. К. Психология мышления: Учебное пособие [Текст] / О. К. Тихомиров. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2013. — 272 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерствам образования и науки РФ от 17.10.2013 года № 1155 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования / Сайт Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. — URL: https://docs.cntd.ru/document/499057887
- Шинкарева, Н. А., Дробязгина, Т. В. Педагогические условия и особенности развития логического мышления [Текст] / Н. А. Шинкарева, Т. В. Дробязгина // Азимут научных исследований: педагогика и психология. — 2018. — № 3. — С.91–95.
- Шинкарева, Н. А., Дробязгина, Т. В. Особенности готовности педагогов дошкольной организации к развитию логического мышления дошкольного возраста [Текст] / Н. А. Шинкарева, Т. В. Дробязгина // Азимут научных исследований: педагогика и психология. — 2021. — № 1. — С. 85–88.
- Шмелева Н. Г. Педагогические условия формирования логического мышления [Текст] / Н. Г. Шмелева // Мир науки. Культуры, образования. — 2020. –№ 3 (82). — С. 189–190.
- Эльконин, Б. Д. Опосредованние. Действие. Развитие [Текст] / Б. Д. Эльконин. — М.: ERGO, 2010. — 280 с.