Правотворческие ошибки при подготовке муниципальных правовых актов и их проектов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №32 (479) август 2023 г.

Дата публикации: 14.08.2023

Статья просмотрена: 498 раз

Библиографическое описание:

Шендрик, В. А. Правотворческие ошибки при подготовке муниципальных правовых актов и их проектов / В. А. Шендрик. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 32 (479). — С. 110-112. — URL: https://moluch.ru/archive/479/105371/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье анализируются типичные правотворческие ошибки в муниципальных правовых актах и их проектах, которые являются результатом несоблюдения правил юридической техники в процессе муниципального нормотворчества.

Ключевые слова: правотворческая ошибка, юридическая техника, муниципальное нормотворчество.

Муниципальное нормотворчество является неотъемлемой частью в цепи взаимодействия населения и местной власти, а качество издаваемых муниципальных нормативных правовых актов оказывает непосредственное влияние на благополучие населения. В связи с этим, данный вид деятельности нуждается в постоянном совершенствовании и формировании единой системы правил муниципального нормотворчества, который напрямую обеспечивает качество издаваемых нормативных правовых актов в муниципальных образованиях.

Нормативные правовые акты, принятые муниципальными органами власти, имеют свои особенности и вместе с тем подчиняются общим принципам правотворческой техники. Высокое качество данных актов зависит от непреклонного соблюдения необходимых элементов правотворческой техники. В противном случае снижается качество нормативного материала, появляются издержки и правотворческие ошибки.

Правотворческая ошибка — это отступление от требований юридической техники, логики и грамматики, которое снижает качество правового акта, вызывает затруднения в толковании содержания его нормативно-правовых предписаний, препятствует их реализации в конкретных правоотношениях. Правотворческие ошибки классифицируются по видам нарушенных правил на юридические, логические и грамматические. Юридические ошибки преобладают в системе правотворческих ошибок [1, с. 84]. В случае с местным уровнем власти и его нормотворческой деятельностью, необходимо понять юридические ошибки, их причину и варианты устранения и недопущения.

Правотворческая деятельность неразрывно связана с использованием различных средств и методов юридической техникой. В. И. Тагиров дает следующее определение понятию «юридическая техника». «Это свод правил ведения юридической работы и составления в процессе ее юридических документов» [2, с. 730]. С. С. Алексеев рассматривает юридическую технику «как совокупность средств, приемов, правил разработки, оформления, публикации и систематизации законов и иных правовых актов, обеспечивающую их совершенство и эффективное использование» [3, с. 47]. Т. Шарпе считает, что «Юридическая правотворческая техника — это система правил и приемов подготовки, наиболее совершенных по форме и структуре проектов нормативных актов, обеспечивающих максимально полное и точное соответствие формы нормативных предписаний их содержанию, а также доступность, простоту и обозримость нормативного материала, исчерпывающих охват регулируемых вопросов» [4, с. 688].

Все выше отмеченные определения объединены общим моментом — это свод правил, обязательных для соблюдения органами власти в деятельности по принятию нормативных правовых актов.

Для юридической техники характерны следующие ее виды:

– правотворческая техника;

– техника опубликования нормативных актов;

– техника систематизации нормативных актов;

– интерпретационная техника;

– правореализационная техника;

– правоприменительная техника.

Согласно данным Министерства юстиции Российской Федерации, опубликованным на официальном интернет-портале ведомства, наиболее типичными ошибками являются [5]:

  1. Отсутствует номер государственной регистрации у муниципальных актов в федеральном регистре.
  2. Неверно определен вид муниципального акта.
  3. Дата принятия (издания) указана неверно, т. е. дата принятия превышает дату принятия акта в соответствии с его реквизитами.
  4. Орган, принявший муниципальный акт указан неверно.

Проведенный самостоятельный анализ муниципальных актов позволил выявить следующие ошибки в нарушениях правил юридической техники:

  1. Неравномерный объем статей (непозволительно короткая с отсутствием необходимых предписаний, или чрезмерно громоздкая и структурно слабо отработана).
  2. Зачастую принятие нового акта, не гарантирует отмену старого или его частей, что приводит к полной несостоятельности нормативного акта и вызывает правовую коллизию.
  3. Декларативный характер предписаний и отсутствие отлаженного механизма действия его норм и обеспечения их реализации.
  4. Нарушение принципа иерархии юридических норм, когда муниципальный акт противоречит федеральному или региональному.
  5. Ошибки, выявленные в нарушении нормотворческих полномочий органов местного самоуправления и должностных лиц (выход за пределы установленных полномочий и как итог присвоение нормотворческой компетенции, т. е. дублирование полномочий). Данная ошибка способствует противоречию актам высшей юридической силы.
  6. Неверное определение предмета, объема и метода правового регулирования приводит к возникновению правовых пробелов и неопределенности правоприменительной практики. То есть возникает двусмысленность, неточность правовых норм.
  7. Неверно определены реквизиты нормативного правового акта, сноски оформлены в ненадлежащем порядке и виде, отсутствует указание на официальный источник опубликования или он неверно указан. Неверно указаны даты, сложные длинные конструкции в наименовании нормативного правового акта, отсутствует единый стиль применения кавычек.
  8. Стилистические, орфографические, синтаксические ошибки позволяют объединить в единую группу языковых ошибок. Данные ошибки могут проявляться в смешении стиля изложения нормативного акта, применение сложных грамматических конструкций, произвольное использование юридических понятий.

Все вышеперечисленные ошибки юридической техники, характерны для муниципального нормотворчества в процессе разработки нормативных правовых актов и их проектов.

На основании вышеизложенного видится логичным принятие Федерального закона, который бы придал правилам юридической техники федеральный статус с общеобязательным исполнением на всех уровнях власти — федеральном, региональном и местном. В данный закон следует включить не только общие правила юридической техники, но и иерархию нормативных актов, их виды, порядок опубликования и вступления в силу. Это значительно бы упростило нормотворческую деятельность и позволило бы унифицировать по структуре и стилю изложения муниципальные правовые акты. Произошло бы сокращение неоправданно поспешных разработанных новых норм, которые содержат в себе ошибки правотворческой техники, нормативные акты были бы приведены к единой терминологии, например, в вопросах именования органов власти. Кроме того, следование нормам, регулирующим вопросы юридической техники, будет способствовать повышению правовой культуры среди населения и эффективному регулированию общественных отношений.

Литература:

  1. Леоненко, Н. Т. Юридическая техника подготовки правовых актов исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Метод. рекомендации. — Новосибирск: СибАГС, 2004. — 132 с.
  2. Тагиров, В. И. Юридико-технические проблемы оформления нормативных правовых актов / В. И. Тагиров. — Текст: непосредственный // Научно-практический электронный журнал Аллея Науки. — 2019. — № 6. — С. 728–734.
  3. Бочкарев, М. В. Несоблюдение правил юридической техники в региональных и муниципальных правовых актах как причина нарушения меры правовой формы / М. В. Бочкарев. — Текст: непосредственный // Организация противодействия коррупции на региональном уровне: опыт, состояние, перспективы. — Нижний Новгород: Сборник материалов второй научно-практической конференции, 2021. — С. 47–52.
  4. Шарпе, Т. Особенности правотворческой деятельности органов местного самоуправления / Т. Шарпе, Н. В. Павлов. — Текст: непосредственный // Международный научный журнал «Синергия наук». — 2019. — № 33. — С. 686–692.
  5. Обзор практики ведения федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов за 2022 год. — Текст: электронный // Официальный сайт Министерства юстиции Российской Федерации: [сайт]. — URL: http://pravo-minjust.ru/analytics_statistics/reviews/obzor-praktiki-vedenia-federalnogo-registra-municipalnyh-normativnyh-pravovyh-aktov-za-2022-god (дата обращения: 25.07.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): юридическая техника, акт, муниципальное нормотворчество, ошибка, правотворческая техника, муниципальный акт, нормативный акт, нормативный материал, нормативный правовой акт, нормотворческая деятельность.


Ключевые слова

юридическая техника, муниципальное нормотворчество, правотворческая ошибка

Похожие статьи

Нормоконтроль как способ улучшения качества муниципальных правовых актов

В статье рассмотрена сущность нормоконтроля применительно к муниципальному правотворчеству. Определена роль нормоконтроля как способа улучшения качества муниципальных правовых актов, предотвращения нарушений юридической техники. Представлены причины ...

Актуальные проблемы нормотворческой деятельности органов местного самоуправления

В статье проанализированы актуальные проблемы в сфере муниципального нормотворчества, выделены типичные нарушения в муниципальных нормативных правовых актах.

Проблемы нормотворческой деятельности Правительства Российской Федерации

В статье рассматриваются проблемы нормотворческой деятельности Правительства Российской Федерации на современном этапе развития. Отмечается, что в современных условиях для реализации прав и свобод граждан меняются подходы к нормотворчеству.

К вопросу о законодательном закреплении правил юридической техники

В данной статье проводится анализ необходимости закрепления норм юридической техники в единый нормативно-правовой акт федерального уровня. В частности, исследуются предыдущие попытки разработки соответствующего проекта закона, а также действующие нор...

Проблемы нормотворчества органов местного самоуправления

В статье рассматриваются проблемы органов местного самоуправления в области нормотворчества и предлагаются пути их решения.

Актуальные проблемы в муниципальном правотворчестве

В статье автор пытается определить существующие проблемы в муниципальном правотворчестве и возможности их решения.

Некоторые вопросы совершенствования правового регулирования подзаконного нормотворческого процесса

Правовая основа принятия подзаконных правовых актов не является идеальной. В настоящее время имеются отдельные пробелы, снижающие эффективность нормотворческой деятельности. Одним из них является отсутствие определений форм подзаконных актов, в стать...

Муниципальное правотворчество

В статье автор пытается рассмотреть вопросы о роли и месте муниципального правотворчества в общей правовой системе Российской Федерации, а также определить субъектный состав просса правотворчества в муниципалитете.

Об особенностях муниципального правотворческого процесса

В статье рассматривается понятие муниципального правотворчества, его особенности. Приводится значение и содержание принципа стадийности муниципального правотворческого процесса. Раскрывается содержание подходов к стадиям муниципального правотворчеств...

Основы надзора за региональным нормотворчеством в России

В статье рассматриваются вопросы принятия нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Проанализированы виды экспертиз, проводимым при региональном нормотворчестве. Сделаны выводы о необходимости повышения качества надзора за принятием ...

Похожие статьи

Нормоконтроль как способ улучшения качества муниципальных правовых актов

В статье рассмотрена сущность нормоконтроля применительно к муниципальному правотворчеству. Определена роль нормоконтроля как способа улучшения качества муниципальных правовых актов, предотвращения нарушений юридической техники. Представлены причины ...

Актуальные проблемы нормотворческой деятельности органов местного самоуправления

В статье проанализированы актуальные проблемы в сфере муниципального нормотворчества, выделены типичные нарушения в муниципальных нормативных правовых актах.

Проблемы нормотворческой деятельности Правительства Российской Федерации

В статье рассматриваются проблемы нормотворческой деятельности Правительства Российской Федерации на современном этапе развития. Отмечается, что в современных условиях для реализации прав и свобод граждан меняются подходы к нормотворчеству.

К вопросу о законодательном закреплении правил юридической техники

В данной статье проводится анализ необходимости закрепления норм юридической техники в единый нормативно-правовой акт федерального уровня. В частности, исследуются предыдущие попытки разработки соответствующего проекта закона, а также действующие нор...

Проблемы нормотворчества органов местного самоуправления

В статье рассматриваются проблемы органов местного самоуправления в области нормотворчества и предлагаются пути их решения.

Актуальные проблемы в муниципальном правотворчестве

В статье автор пытается определить существующие проблемы в муниципальном правотворчестве и возможности их решения.

Некоторые вопросы совершенствования правового регулирования подзаконного нормотворческого процесса

Правовая основа принятия подзаконных правовых актов не является идеальной. В настоящее время имеются отдельные пробелы, снижающие эффективность нормотворческой деятельности. Одним из них является отсутствие определений форм подзаконных актов, в стать...

Муниципальное правотворчество

В статье автор пытается рассмотреть вопросы о роли и месте муниципального правотворчества в общей правовой системе Российской Федерации, а также определить субъектный состав просса правотворчества в муниципалитете.

Об особенностях муниципального правотворческого процесса

В статье рассматривается понятие муниципального правотворчества, его особенности. Приводится значение и содержание принципа стадийности муниципального правотворческого процесса. Раскрывается содержание подходов к стадиям муниципального правотворчеств...

Основы надзора за региональным нормотворчеством в России

В статье рассматриваются вопросы принятия нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Проанализированы виды экспертиз, проводимым при региональном нормотворчестве. Сделаны выводы о необходимости повышения качества надзора за принятием ...

Задать вопрос