Важность изучения вопросов, касающихся правового регулирования отношений, которые возникают в юридических отношениях в процессе заключения и исполнения договора поставки для государственных и муниципальных нужд заключается в снижении барьеров для организаций и индивидуальных предпринимателей для предоставления своих услуг государственным или муниципальным заказчикам. На сегодняшний день получить государственный контракт становится проще. Изученные в данной статье положения могут быть полезными для сторон договора поставки для государственных и муниципальных нужд.
Ключевые слова: договор поставки, государственный контракт, контрактная система, поставка, ответственность, стороны договора, правоотношения.
The relevance of studying the issues of legal regulation of relations arising in the process of concluding and executing a supply contract for state and municipal needs is to reduce barriers for organizations and individual entrepreneurs to provide their services to state or municipal customers. Today, getting a state contract is becoming easier. The provisions studied in this article may be useful for the parties to the supply agreement for state and municipal needs.
Keywords: supply contract, state contract, contract system, delivery, responsibility, parties to the contract, legal relations.
Государственные расходы всегда являлись одним из важных объектов контроля со стороны исполнительных органов государственной власти. Поэтому, законодательство, регулирующее аспекты государственных и муниципальных закупок, постоянно трансформируется, подстраиваясь под современные реалии. Так, Пандемия, которая была объявлена в марте 2020 года и начавшийся после нее карантинный периода, послужили катализатором изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 N 44-ФЗ. Изменения, в основном связанные с исполнением государственных контрактов.
Правовое регулирование публичных закупок в общем и государственного контракта в частности определено перечнем нормативных актов, указанных в ч. 1 и 2 ст. 1 Федерального закона Российской Федерации «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [5]: это законы (Конституция РФ [1], Бюджетный Кодекс РФ [4], Гражданский Кодекс РФ [3], Закон о контрактной системе, Закон о защите конкуренции и др.), а также подзаконные акты (в основном, Постановления Правительства РФ). Как указал верховый Суд, закон о размещении заказов является комплексным нормативным актом. Данный вывод касался утратившего силу закона, однако, по нашему мнению, он актуален и в настоящее время. Кроме того, как указал Пленум Верховного Суда в спорах, связанных с контрактами применяют нормы закона о контрактной системе во взаимосвязи с ГК РФ, при отсутствии специальный норм применяется ГК РФ. Таким образом, сочетание публичных и частных интересов является первой особенностью правового регулирования государственного контракта.
Понятие государственного (муниципального) контракта представлено законодателем в п. 8 ст. 3 Федерального закона РФ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 года № 44-ФЗ [5]. В данной правовой норме понятие трактуется как: «гражданско-правовой договор…» [5].
Если рассматривать сущность государственного или муниципального контракта в рамках гражданского оборота, то он представляет ничто иное как договор поставки товаров (услуг). Единственным его отличием является факт удовлетворения нужд только государственных или муниципальных субъектов договорных отношений. Таким образом, использующийся в практический деятельности термин «государственный или муниципальный контракт» это и есть договор поставки.
В настоящее время существует особый порядок оформления и заключения договора поставки.
Сама по себе специфика договора включает:
– форму
– правоотношение
– наличие письменного акта.
Договор расценивается в качестве сделки, которая составляется в отношении товара или услуги, которое наиболее действенным способом переходит от одного субъекта договора к другому, не теряя своих покупательских свойств.
Сам по себе факт заключения договора означает достижение согласие продавца с покупателем по всем пунктам договорных обязательств. Соблюдение порядка составления письменного акта должно исполняться.
Следует отметить, что в ГК РФ отсутствует легальное определение публичных нужд. Следует согласиться с Е. А. Цатурян, которая определяет публичные нужды можно определить, как потребности публичного субъекта в товарах работах или услугах [8]. Исследователь выделяет два критерия, достаточных для квалификации потребностей в качестве государственных (муниципальных) нужд:
1) в качестве субъекта, который заявил о потребности должно выступать публично-правовое образование;
2) в качестве источника финансирования заявленных потребностей должны выступать средства бюджета Российской Федерации и средства внебюджетных фондов.
Считаем данное мнение ученого можно считать верным, поскольку включает в себя необходимые и достаточные признаки публичных нужд.
Правила, которыми руководствуются при заключения государственных или муниципальных контрактов в нашей стране, представлены в правовых нормах, включенных в Федеральный закон № 44-ФЗ. Так, данной нормативно — правовой акт регламентирует правила определение поставщика товаров или услуг, а также положения самого договора и его содержания.
В связи с этим становится важным рассмотреть непосредственных субъектов договора поставки для государственных и муниципальных нужд.
Заказчиком товаров и услуг выступает государственное или муниципальное учреждение. Все заказы производятся от имени Российской Федерации. Исполнителем государственного или муниципального контракта является любое юридическое или физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Особенности правового статуса субъектом договора государственного контракта на поставку определяются п. 2 ст. 764 ГК РФ, пп.5–7 ч. 1 ст. Закона о контрактной системе.
Первое требование, предъявляемое законом к обеим сторонам контракта, является наличие регистрации в электронной форме в единой информационной системе (ЕИС). В соответствии с п. 6.1 ч. 1 ст. 4 Закона о контрактной системе, в ЕИС входит единый реестр участников закупок.
Порядок аккредитации и регистрации участников закупок устанавливается Правительством РФ. Данная регистрация осуществляется на безвозмездной основе с 01.01.2019 г. Обеим сторонам необходимо иметь в распоряжении соответствующее системным требованиям портала программное обеспечение.
Способы определение исполнителя договора поставки для государственных и муниципальных нужд изложены в ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 № 44 — ФЗ. Заказчик может выбрать любой из представлены способов. Способ выбора может зависеть от ряда факторов: цена контракта, место исполнение, объем, предмет договора и т. д.
Таким образом, обязательным условием является соответствие подрядчика всем требованиям, необходимым для участия в гражданском обороте. Система налогообложения, которую применяет подрядчик, на возможность быть участником закупки никоим образом не влияет.
Расторгнуть договор поставки возможно, как со стороны заказчика, так и со стороны исполнителя. В качестве оснований расторжения договора поставки могут служить следующие: по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Общие основания для расторжения договоров приведены в статье 450 Гражданского кодекса РФ [2].
На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
- Если рассматривать государственный или муниципальный контракт в рамках гражданского оборота, то он представляет ничто иное как договор поставки товаров (услуг). Единственным его отличием является факт удовлетворения нужд только государственных или муниципальных субъектов договорных отношений.
- Договор поставки для государственных и муниципальных нужд отличается субъективным составом. Заказчиком товаров и услуг выступает государственное или муниципальное учреждение. Все заказы производятся от имени Российской Федерации. Исполнителем государственного или муниципального контракта является любое юридическое или физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
- Существенные условия, которые включены в государственный или муниципальный контракт строго определены законодательством Российской Федерации.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 6 октября 2022 г., N 0001202210060013.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) (Часть 1) от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ (ред. от 25.02.2022 N 20-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
- Гражданский кодекс Российской Федерации часть 2 (ГК РФ ч.2) от 26 января 1996 года N 14-ФЗ (ред. от 01.07.2021 N 295-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, N 5, ст. 410.
- Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 14.07.2022) // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 августа 1998 г. N 31 ст. 3823.
- Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 14.07.2022 N 272-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 08.04.2013, N 14, ст. 1652.
- Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 N 223-ФЗ (ред. от 14.07.2022 N 272-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 25.07.2011, N 30 (ч. 1), ст. 4571.
- Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 11.06.2022 N 168-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации от 31 июля 2006 г. N 31 (часть I) ст. 3434.
- Цатурян, Е. А. Государственный контракт в гражданском праве России: проблемы теории и практики: монография / Е. А. Цатурян. — Москва: Статут, 2020 .