В статье представлены результаты анализа государственных программ и мер, направленных на поддержку занятости пожилых работников в Японии. Расширение участия в экономике лиц пенсионного возраста позволяет смягчить проблему нехватки рабочей силы, которая обостряется по мере старения населения, способствует поддержанию экономического роста и снижению нагрузки на систему социального обеспечения. В Японии реализовано немало мер в этом направлении. Японский опыт поддержки трудоустройства пожилого населения может быть полезен для ряда других стран, в том числе России, которые также имеют тенденцию старения населения.
Работа опирается на японские правительственные источники и статистические данные — Белая книга по проблемам старения общества; официальный сайт Министерства здравоохранения, труда и благосостояния Японии; официальный сайт Администрации кабинета министров Японии. Также тема разрабатывалась на базе исследований таких российских авторов, как И. П. Лебедева, М. В. Пантелеева, И. Ю. Наумова.
Ключевые слова: старение населения, пожилые работники, трудовая мотивация, система социального обеспечения, социокультурная вовлечённость.
Японское правительство активно разрабатывает меры по расширению занятости пожилых людей. В обществе всячески поощряется заниматься той или иной трудовой или социальной деятельностью даже после выхода на пенсию. На такие шаги правительство подталкивает сложившаяся в стране демографическая обстановка. Доля населения в возрасте 65 лет и старше достигла 29 %, по состоянию на 2022 год. Темпы старения будут только расти — по прогнозам ожидается, что к 2070 году на каждого человека в возрасте 65 лет и старше будет приходиться 1,3 человек трудоспособного населения [7]. Это обусловлено целым рядом факторов.
Во-первых, в Японии средняя продолжительность жизни одна из самых высоких в мире, она составляет 81 год для мужчин и 87 лет для женщин, по состоянию на 2021 год (в будущем ожидается рост до 91 года для женщин и 85 лет для мужчин) [7]. Во-вторых, ситуацию усугубляет постоянный спад коэффициента рождаемости (количество родившихся детей на 1000 человек), в 1950 году он равнялся 28,1, а в 2021 году уже 6,6 [7]. В-третьих, в категорию пожилых уже полностью влилось поколение первого послевоенного бэби-бума (1947–1949 гг.), которое отличалось высокой рождаемостью.
Такое положение дел в стране порождает острые социальные и экономические проблемы. Одна из них — увеличение финансового бремени по социальному обеспечению пожилого населения. Так, объём расходов на социальное обеспечение в 2021 году достиг 129,6 трлн иен (по сравнению с 24,8 трлн иен в 1980 году), что составило 23,2 % ВВП, в расчете на душу населения — около 1 млн иен — один из самых высоких показателей в мире [5, с. 34]. При этом значительную часть составляют пенсионные выплаты — 45,1 % всех социальных выплат. Также из-за сокращения доли трудоспособного населения возникает естественная нехватка рабочей силы. Для решения этих проблем японское правительство в числе прочего стремиться расширить занятость пожилых.
Сначала стоит сказать о предыстории вопроса. Преобразования в области пенсионной системы и трудоустройства пожилых людей в Японии– связаны, так как «центральной проблемой занятости работников старших возрастных групп является разрыв между пенсионным возрастом и тэйнэн — предельным возрастом пребывания работников в фирме» [4, с. 63]. Фактически в Японии существует практика увольнения по возрастному признаку. Долгое время до 1980–1990-х годов тэйнэн составлял 55 лет, после этого рубежа работники обычно находили работу в мелких и средних фирмах, где тэйнэн нет. При этом во всех трёх пенсионных системах (для разных категорий работников) пенсионный возраст был выше тэйнэн — 60 или 65 лет.
В декабре 1995 года вступил в силу «Основной закон о политике в стареющем обществе» [5, с. 35], вследствие чего правительство начало активную деятельность по вопросу улучшения материального положения лиц пожилого возраста. Так, в 1998 году было запрещено устанавливать тэйнэн на уровне ниже 60 лет [4, с. 64]. Это позволило на время решить проблему разницы тэйнэн и пенсионного возраста. Однако из-за нестабильности экономики и роста расходов на социальное обеспечение японское правительство с 2001 года взяло курс на постепенное повышение пенсионного возраста. К 2025 году он должен быть повышен до 65 лет [4, с. 65]. Для решения вновь возникшей проблемы правительство в 2000 году приняло постановление о «Мерах по обеспечению занятости пожилых работников», согласно которому компаниям предлагалось реализовать одну из следующих мер:
1) повысить тэйнэн ;
2) ввести систему непрерывного продолжения занятости;
3) упразднить тэйнэн .
Непрерывное продолжение занятости предполагало увольнение с перенаймом, либо продление занятости без увольнения. В 2006 году принятие этих мер стало обязательным к исполнению для всех компаний. Также осуществлялся комплексный проект «Jump 65» по консультированию и поддержке работодателей в обеспечении занятости до 65 лет. За введение данных мер компаниям назначались субсидии [6].
Однако, большинство компаний внедрили систему непрерывной занятости, нежели повысили тэйнэн (рис. 1). В большинстве случаев осуществляется повторный наем сотрудников старше 60 лет по договорам с фиксированным сроком. При этом более 3/4 работников, продолжавших выполнять прежнюю работу, стали получать более низкую зарплату [4, с. 70]. Таким образом компании стремятся сократить издержки на большие зарплаты опытных работников, которые получают значительные надбавки за свой стаж работы. В итоге коренных преобразований в системе тэйнэн не произошло, но введение новых мер позволило значительно сгладить остроту вопроса.
Рис. 1. Осуществление мер по обеспечению стабильной занятости для лиц старше 60 лет (на июнь 2013 года) [2]
Можно сказать, что японскому правительству удалось полностью обеспечить занятость пожилых людей в возрасте 60–65 лет. В 2000-е и 2010-е годы значительно упрочилось их положение на рынке труда, что и привело к росту их экономической активности [4, с. 63].
Основная госпрограмма, в рамках которой сейчас реализуются различные меры по поддержке трудоустройства пожилых, была представлена в 2017 году и носит название «План реализации реформы стиля работы» (働き方改革実行計画) [10]. Она была разработана в ключе концепции «активного вовлечения в жизнь всех 100 млн» (ニッポン一億総活躍), согласно которой необходимо предоставить возможности для активной социальной жизни всем возрастным категориям. Приведение в исполнение возложено на Министерство здравоохранения, труда и благосостояния Японии и рассчитано на 10 лет (до 2027 года).
Всего в программе выделено девять направлений. Одно из них — содействие трудоустройству пожилых людей. Главная цель — дальнейшее расширение занятости пожилых людей старше 65 лет. Данные опросов выявили следующую проблему: пожилые люди, которые хотят работать даже после 65 лет — 65,9 % (2013 год), уровень занятости для лиц в возрасте 65 лет и старше — 22,3 % (2016 год) [10]. То есть, количество желающих работать старше 65 лет превышает количество реально работающих примерно в 3 раза, что может говорит о недостаточном количестве возможностей для трудоустройства этой возрастной категории.
Для достижения данной цели были поставлены три главные задачи:
- поддержка непрерывной занятости пожилых людей;
- поддержка повторного трудоустройства пожилых людей;
- расширение мест, где пожилые люди могут работать в обществе и где они могут участвовать в мероприятиях, поддерживающих общество.
Скажем о том, какие меры в рамках данной программы уже были реализованы.
Поддержка непрерывной занятости пожилых людей. Главные действия правительства в этой области связаны с продолжением курса реформирования системы тэйнэн . После того, как государство полностью обеспечило трудоустройство работникам до 65 лет, направленность действий сместилась в сторону работников в категории 65–70 лет. Таким образом, был пересмотрен Закон о стабилизации занятости пожилых людей (поправки вступили в силу в апреле 2021 года) [7]. Поправки призывают компании вводить меры по обеспечению занятости пожилых людей в возрасте до 70 лет. Вновь даётся выбор: отменить тэйнэн ; повысить тэйнэн ; внедрить систему непрерывной занятости; внедрить систему, позволяющую работникам продолжать заниматься в компании корпоративным социальным вкладом (деятельность компании, направленная не на прибыль, а на помощь обществу). За внедрение указанных мер предусмотрена система субсидий.
Поддержка повторного трудоустройства пожилых людей. Для пожилых людей, которые ищут работу, также был принят ряд мер, призванных помочь им в этом деле. Так, по всей стране в 300 офисах HelloWork (служба вакансий для помощи в трудоустройстве) были созданы службы помощи в поиске работы для лиц старше 60 лет «Служба поддержки активной работы на протяжении всей жизни» [9]. Компании, желающие нанять опытных пожилых работников, направляют запрос в данную службу. Далее на вакансию ищут подходящих кандидатов, которым оказывают консультацию в планировании карьеры, проводят экскурсии на рабочие места и т. д. Вновь предусмотрена система субсидий для компаний, которые нанимают пожилых по направлению от HelloWork. Также служба начала сотрудничать с Silver Human Resources Center (о котором говорится ниже) и предоставляет в числе прочего варианты лёгкой работы на краткосрочной основе.
Расширение мест, где пожилые люди могут работать в обществе и где они могут участвовать в мероприятиях, поддерживающих общество. Сначала стоит сказать о мерах по поддержке и развитию системы муниципальных объединений пожилых Silver Human Resources Center. Эти центры предоставляют возможности трудоустройства пожилым людям, которым нужна временная, краткосрочная или легкая работа. Эти центры, субсидируемые государством, были образованы по всей стране в 1980 году на базе добровольных инициативных объединений пожилых людей, выполнявших небольшую подрядную работу [8]. В рамках данной программы министерство взяло на себя обязанность главным образом активно продвигать центры в информационной среде (газеты/тв). А также обеспечило координирование центров с другими организациями, которые работают с пожилыми (HelloWork, местные органы власти и т. д.). Также следует отметить, что на базе таких центров реализуются классы обучения и культуры, курсы карьерного планирования на пенсии и т. п [8]. Кроме того, есть центры, в которых организовано производство и продажа изделий кустарного промысла.
Для расширения базы трудоустройства в регионах действует отдельная программа «Проект регионального сотрудничества для содействия активной работе на протяжении всей жизни» (生涯現役促進地域連携事業) [11]. Цель — создание разнообразных рабочих мест путем поддержки усилий местных властей в содействии занятости пожилых людей. Данная программа субсидирует региональные проекты, которые прошли отбор на соответствие всем требованиям.
Муниципалитеты могли подать заявку на реализацию своего кейса в Министерство здравоохранения, труда и благосостояния. Поддерживались следующие инициативы:
– проведение семинаров по планированию профессиональной жизни для пожилых людей;
– проведение семинаров для поощрения компаний продолжать работать с пожилыми людьми;
– проведение совместного брифинга по трудоустройству пожилых людей (в сотрудничестве с HelloWork и Silver Human Resources Center);
– создание и распространение путеводителей и информационных журналов для активного вовлечения в социальную деятельность пожилых людей;
– создание рабочих мест и возможностей трудоустройства для пожилых людей в муниципалитетах (например, кустарное производство и сельскохозяйственные работы);
– создание курсов по профессиональному обучению и подготовке для пожилых людей (например, в сфере туризма) и т. д.
Сама программа была рассчитана на 3 года, с 2017 по 2021 год. По состоянию на 2019 год в жизнь было приведено 62 кейса в 43 префектурах.
По итогам реализации данных программ по расширению занятости пожилых, сейчас можно наблюдать следующее. Компании, которые ввели меры занятости для работников до 70 лет, — менее 30 % [7]. При этом занятость среди пожилых продолжает расти каждый год (рис. 2). Если посмотреть на долю работающих пожилых в 2022 году, то в возрасте от 65 до 69 лет — работает 50,8 %, а в возрасте от 70 до 74 лет — 33,5 % [7].
Рис. 2. Увеличение количества работающих пожилых людей по сравнению с предыдущим годом [2]
В ходе исследования был проведен анализ госпрограмм и мер по расширению занятости пожилых работников в Японии.
В результате можно придти к таким выводам:
– меры по поддержке трудоустройства пожилых людей, предусматриваемые госпрограммой «План реализации реформы стиля работ», направлены на лиц в возрасте старше 65 лет и заключаются в поощрении введения системы непрерывной занятости и участи в социальном корпоративном вкладе компании или отмены/повышения тэйнэн ;
– предусмотрены меры по обеспечению возможностей для разных стилей работы путём поддержки повторного найма пожилых людей в других компаниях, обеспечения координации между разными проектами по трудоустройству пожилых (HelloWork и Silver Human Resources Center) и содействия региональным инициативам в области создания рабочих мест для пожилых по программе «Проект регионального сотрудничества для содействия активной работе на протяжении всей жизни».
В заключение следует сказать, что разностороннее расширение занятости пожилых необходимо для улучшения их финансового положения, обеспечения социальной активности. Японское правительство прикладывает много усилий к этому, что даёт определённые результаты — мы можем наблюдать рост занятости пожилых каждый год, уже каждый второй в возрасте 65–70 лет работает. Не исключено, что в будущем японское правительство повысит пенсионный возраст до 70 лет.
Литература:
- В Японии работает каждый второй человек в возрасте от 65 до 69 лет: самое большое количество работающих пожилых людей за всю историю страны [Электронный ресурс]. — URL: https://www.nippon.com/ru/japan-data/h01453/?cx_recs_click=true.
- Имано, Коитиро. Система повторного найма и проблемы трудоустройства людей старше 60-ти [Электронный ресурс]. — URL: https://www.nippon.com/ru/in-depth/a04202/?cx_recs_click=true.
- Лебедева, И. П. Система социального обеспечения Японии: достижения и проблемы // Японские исследования. — 2016. — № 4. — С. 23–34.
- Лебедева, И. П. Япония: проблемы занятости пожилых работников // Японские исследования. — 2018. — № 4. — С. 60–77.
- Пантелеева, М. В., Наумова, И. Ю. Социальная политика в сфере социокультурной вовлеченности пожилых граждан Японии / М. В. Пантелеева, И. Ю. Наумова // Известия Восточного института. — 2022. — № 2(54). — С. 32–38.
- 平成14年版高齢社会白書. — URL: https://www8.cao.go.jp/kourei/whitepaper/w-2002/zenbun/14index.html Белая книга по проблемам старения общества — 2002 (Официальный сайт Администрации кабинета министров Японии).
- 令和5年版高齢社会白書. — URL: https://www8.cao.go.jp/kourei/whitepaper/w-2023/zenbun/05pdf_index.html Белая книга по проблемам старения общества — 2023 (Официальный сайт Администрации кабинета министров Японии).
- 全国シルバー人材センター事業協会 [Electronic resource]. — URL: https://zsjc.or.jp/kyokai/history.html Национальная ассоциация Silver Human Resources Center.
- 高齢者雇用対策の取組について. — URL: https://www.mhlw.go.jp/content/11601000/000572040.pdf О реализации мер по трудоустройству пожилых людей (Официальный сайт Министерства здравоохранения, труда и благосостояния Японии).
- 働き方改革実行計画. — URL: https://www.mhlw.go.jp/file/05-Shingikai-12602000-Seisakutoukatsukan-Sanjikanshitsu_Roudouseisakutantou/0000173130.pdf План реализации реформы стиля работ (Официальный сайт Министерства здравоохранения, труда и благосостояния Японии).
- 生涯現役促進地域連携事業のご案内. — URL: https://www.mhlw.go.jp/content/000505087.pdf Руководство по проекту регионального сотрудничества для содействия активной работе на протяжении всей жизни (Официальный сайт Министерства здравоохранения, труда и благосостояния Японии).