Анализ образов Дуни и Минского в рассказе Пушкина «Станционный смотритель» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №32 (479) август 2023 г.

Дата публикации: 12.08.2023

Статья просмотрена: 4334 раза

Библиографическое описание:

Цзя, Жуйцин. Анализ образов Дуни и Минского в рассказе Пушкина «Станционный смотритель» / Жуйцин Цзя. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 32 (479). — С. 201-205. — URL: https://moluch.ru/archive/479/105392/ (дата обращения: 16.10.2024).



Рассказ Пушкина «Станционный смотритель» — один из лучших рассказов в «Повести Белкина». В данном рассказе в основном описывал образ Вырина, Дуни и Минского, в том числе Вырин является главным героем. Но в данной статье автор пытается проанализировать образ Дуни и Минского.

Ключевые слова: Пушкин, анализ образов, Станционный смотритель.

Пушкин — один из величайших русских писателей XIX века, которого называли солнцем русской поэзии и отцом русской литературы. Он выдающийся представитель русского романтизма, а также и важный основоположник русской реалистической литературы. Произведения Пушкина любимы людьми во всем мире. «Станционный смотритель» — одно из важнейших произведений в «Повести Белкина». В данном рассказе Пушкин сосредоточивал внимание на описание образа Вырина и с сочувствием описывал трагедию данного маленького человека. Тема «маленького человека» и гуманизм данного рассказа оказали глубокое влияние на русскую литературу того времени и после [1].

Рассказ — это литературный стиль, в котором основное внимание уделяется описанию образов и повествованию [2]. Глубокое и детальное описание образов может отразить замысел автора и раскрыть основную идею произведения. В рассказе «Станционный смотритель» всего девять образов и в данной статье основное внимание будет уделено образе Дуни и Минского.

Дочь Вырина, то есть Дуня, занимает важное место в данном рассказе. Она является центром сюжета и фокусом конфликта между Выриным и Минским. Прямого описания образа Дуни в данном рассказе не так много, и в основном образ Дуни показан через повествование Вырина. Из описания Дуни со стороны автора можно сделать вывод, что особенность ее образа состоит из следующих двух частей. Во-первых, Дуня — умная и смелая девушка из низшего класса; во-вторых, она одновременно современна и традиционна.

Дуня играет большую и важную роль в работе и жизни станции. Она незаменимый человек, так как она заботится об отце и успокаивает гнев путешественников. Она использует свой ум решить проблемы отца, а также стремиться к собственному счастью. Ум и смелость Дуни проявляются в основном в следующих аспектах.

Во-первых, Дуня упорядоченно организует жизнь и работу станции. Например, комментарий Вырина к ей. «Так вы знали мою Дуню? — начал он. — Кто же и не знал ее? Ах, Дуня, Дуня! Что за девка-то была! Бывало, кто ни проедет, всякий похвалит, никто не осудит. Барыни дарили ее, та платочком, та сережками. Господа проезжие нарочно останавливались, будто бы пообедать, аль отужинать, а в самом деле только чтоб на нее подолее поглядеть. Бывало, барин, какой бы сердитый ни был, при ней утихает и милостиво со мною разговаривает. Поверите ль, сударь: курьеры, фельдъегеря с нею по получасу заговаривались. Ею дом держался: что прибрать, что приготовить, за всем успевала» [3]. Это яркое доказательство важной роли Дуни в работе и жизни станции. Дамы дарят ей подарки, господа специально останавливаются, чтобы увидеть ее и она всегда может успокоить путешественников. Она в юном возрасте уже способна взять на себя все хлопоты дилижанса, которые не в состоянии сделать Вырин.

Во-вторых, Дуня способна безошибочно улавливать намерения гостей станции. Например, следующая фраза. «Маленькая кокетка со второго взгляда заметила впечатление, произведенное ею на меня» [3]. Дуня быстро догадалась о том, какое глубокое впечатление она произвела на «меня», и делает это только со «второго взгляда». В данной сфере самое яркое доказательство это то, что Дуня правильно угадала истинное чувство Минского к себе. Дуня — умная девушка. Она точно знала, что Минский не заболел. И точно знала намерение Минского. Например, следующий фрагмент: Дуня стояла в недоумении... «Чего же ты боишься? — сказал ей отец, — ведь его высокоблагородие не волк и тебя не съест: прокатись-ка до церкви» [3]. Колебания Дуни свидетельствуют именно о том, что она догадалась о намерениях Минского. Ее колебания связаны не с тем, идти ли за Минским в церковь или нет, а с тем, оставлять ли ей отца. Как уже мы уже анализировали выше, на станции так много путешественников, что Минский далеко не единственный, кто хочет увезти Дуню. Именно потому, что она уверена в искренности Минского по отношению к ней, она готова уехать с ним. Такая мудрость Дуни — результат долгой жизни на станции и общения с самыми разными людьми.

В-третье, Дуня вопреки всему стремится к своей любви. Дуня принадлежит к низшему классу. Ее решимость бежать с Минским отражает ее храбрость. В феодальной России, где существовал строгий иерархический порядок, сбежать с кем-либо было уже не очень хорошим поступком, тем более дочь станционного смотрителя и молодой гусар. Стремление к любви и счастью вопреки взглядам окружающих — истинное проявление мужественного характера Дуни. В итоге ее мужество было вознаграждено счастливой жизнью.

Подводя итог, можно сказать, что Дуня — хорошая, умная и смелая девушка. «Дочка-с, — отвечал он с видом довольного самолюбия, — да такая разумная, такая проворная, вся в покойницу мать» [3]. Отзывы Вырина о ней — яркое доказательство.

У Дуни еще одна отличительная черта, то есть, она одновременно и современна, и традиционна. Конфликт между ними заставлял ее страдать и сталкиваться с дилеммой. Некоторые исследователи отмечают, что Дуня как новая женщина, осмелившаяся добиваться собственного счастья, обладает высочайшей настойчивостью и мужеством, но сила традиционной религиозной этики превышает пределы ее психологической терпимости, поэтому она не может освободиться от собственного поведения и испытывает сильные внутренние муки и боль [4].

Современность Дуни означает, что она нарушила традиционные нормы морали и нравственности с целью стремления к личному счастью. Ее эгоизм, то есть она бросала отца и убегала с Минским, испортил традиционное представление о семье в русском обществе. Ее такая концепция была продиктована ходом исторического развития того времени. Рассказ «Станционный смотритель» был написан в 1823–1830 годах. Некоторые исследователи отмечают, что в данный период в Россию были привнесены идеи Просвещения Западной Европы, которые поощряют людей стремиться к свободе и ценить внутренние переживания человека. Стремление Дуни к личному счастью и нарушение традиционной морали происходило под влиянием данной просветительской мысли. На основе сильного изменения общества и углубления кризиса самодержавия в России вмешались европейские идеи свободы и равенства, которые не могли не поколебать стремление Дуни к свободе и счастью в представлении Пушкина [5]. В других произведениях Пушкина мы можем найти одно и то же явление. Например, в рассказах «Метель» и «Барышня-крестьянка» из сборника «Повести Белкина», у главных героев которых возникает идея о свободе и стремлении к счастью. Как отмечают ученые, бунт против патриархальной власти и моральных норм, активное стремление к любви — вот на чем в значительной степени сосредоточено современное женское сознание в творчестве Пушкина [6].

Однако, поскольку распространение идей Просвещения в тогдашней России находилось лишь в зачаточном состоянии и не было господствующей идеологией во всех слоях общества, традиционная мораль все еще остается доминирующей в российском обществе. Таким образом, в современности Дуни все еще содержат традиционный аспект. Традиционность Дуни означает то, что Дуня стремится придерживаться традиционных норм и морали, т. е. отказаться от своего счастья и вернуться к отцу. Это хорошо видно на таких примерах, как нерешительность Дуни перед поездкой, слезы в дороге, обморок при встрече с отцом, слезы на могиле отца и др. Возвращение Дуни в родной город само по себе свидетельствует о позднем возвращении «блудного сына». Все это говорит о том, что в сознании Дуни традиционная мораль все еще занимает определенное место.

Борьба между традиционностью и современностью в душе Дуни может объяснить ее долгое нежелание возвращаться к отцу. Во-первых, она не хотела оставлять Минского и отказываться от собственного счастья — это ее современность. Во-вторых, она бросала отца и убегала с Минским, понимая, что нарушила традиционную мораль, поэтому ей не светит увидеть отца снова — это ее традиционность. Когда традиционная идея в ней побеждала, она вернулась снова к отцу. Но ее отец уже умер.

Трудно сказать, что Дуня более современная или более традиционная девушка, но без сомнения, что именно переплетение этих двух характеристик Дуни делает данный рассказ столь мыслительным.

Далее рассмотрим особенность образа Минского.

Хотя Минский в данном рассказе — персонаж второстепенный, и его описание Пушкина очень ограниченно, но его роль незаменима и является важной частью парадоксальной композиции произведения. В целом мы видим, что Минский — не только типичный, высокомерный, и равнодушный молодой гусар, но и преданный и ответственный муж для Дуни. Образ Минского имеет двойственную характеристику.

С одной стороны, Минский — высокомерный и эгоистичный молодой гусар.

Во-первых, он совсем не уважает людей низкого класса. Например, когда Минский подъехал к станции, в рассказе было написано, что все лошади были разогнаны. «При сем известии путешественник возвысил было голос и нагайку» [3]. Данная фраза показывает, что Минский, как и другие путешественники из высшего класса, крайне высокомерен, взбалмошен и у него естественное предубеждение к людям низкого класса. Другой пример — отношение Минского к лекарю. «Тот же лекарь, который приезжал к гусару, лечил и его. Он уверил смотрителя, что молодой человек был совсем здоров и что тогда еще догадывался он о его злобном намерении, но молчал, опасаясь его нагайки» [3]. Молчание лекаря из-за страха — яркое доказательство давлению от стороны Минского на других с помощью собственной власти.

Во-вторых, воспользовавшись добротой и благосклонностью станционного смотрителя, он замышлял увести Дуню. Сначала Минский притворяется больным, чтобы получить возможность остаться с Дуней, а затем завоевал доверие у Верина, чтобы отвести Дуню в церковь. Расчеты Минского отражают его хитрость и эгоизм в качестве гусара из высшего класса. Например, следующий отрывок рассказа. «Больной при смотрителе охал и не говорил почти ни слова, однако ж выпил две чашки кофе, и охая заказал себе обед. Дуня от него не отходила. Он поминутно просил пить, и Дуня подносила ему кружку ею заготовленного лимонада. Больной обмакивал губы, и всякий раз, возвращая кружку, в знак благодарности слабою своей рукою пожимал Дунюшкину руку» [3]. Такие тонкие противоречия, как гусар выпил две чашки кофе, когда явно болел, и благодарно пожал руку Дуне, когда она подала воду, отражают хитрость Минского. Это обманчивое поведение Минского отражает легкомыслие и хитрость людей высшего класса. Он обманным путем уводил Дуню, не считаясь чувство бедного смотрителя, крепкие отношения между отцом и дочерью, и результат Вырина после потеря Дуни. Для Минского важно только свое счастье.

В-третье, он грубо относился к Вырину, пришедшему к нему в поисках справедливости. Вырин встретился с Минским всего два раза, чтобы заставить его вернуть Дуню. В первый раз Минский пытался уладить дело деньгами, но только всего несколько мятых рублей. Во второй раз Минский раскрывал свою истинную сущность. Например, следующий фрагмент. ««Чего тебе надобно? — сказал он ему, стиснув зубы, — что ты за мною всюду крадешься, как разбойник? или хочешь меня зарезать? Пошел вон!» — и, сильной рукою схватив старика за ворот, вытолкнул его на лестницу» [3]. Описание речи и поступки Минского ярко показано издевательство над людьми низшего класса. Вырин — отец Дуни. Минский очень любит Дуню, поэтому он не должен так грубо обращаться с ее отцом. Если бы Дуня родилась в дворянской семье и ее отец был очень богатым и влиятельным человеком, то Минский не стал бы так грубо прогонять Вырина. Данный отрывок наглядно демонстрирует издевательства высших слоев общества над слабыми.

С другой стороны, хотя Минский — молодой гусар из высшего класса, он выполнял свое обещание — сделать Дуню счастливой. Чувство ответственности делает его характер более реальным, добавляя человеческий оттенок к его эгоистичному безразличию.

Минский не бросил Дуню, как предполагал Вырин. Напротив, он был верен и глубоко любил Дуню. Как было написано в рассказе. «В комнате, прекрасно убранной, Минский сидел в задумчивости. Дуня, одетая со всею роскошью моды, сидела на ручке его кресел, как наездница на своем английском седле. Она с нежностью смотрела на Минского, наматывая черные его кудри на свои сверкающие пальцы» [3]. В этом отрывке показано счастье Дуни, которое заключается не только в одежде и еде, но и в духовном жизни. Счастье Дуни еще отражено в конце данного рассказа. «Прекрасная барыня, — отвечал мальчишка; — ехала она в карете в шесть лошадей, с тремя маленькими барчатами и с кормилицей, и с черной моською» [3]. Слова или словосочетание «прекрасный», «карета в шесть лошадей», «три маленького барчонка», «кормилица» и «черная моська» в данном отрывке еще больше отражают чувство ответственности Минского. С течением времени любовь Минского к Дуне не ослабевала, и он выполнял данную Дуне клятву. Кроме отношения Минского к Дуне, его страх и смущение перед Выриным, желание получить его прощение также свидетельствуют о том, что он не совсем равнодушный и бессердечный аристократический молодой человек. У Минского все же есть совесть. Российские ученые отмечают, что если бы Минский выступил в роли бесчестного соблазнителя и бросил Дуню, то весь смысл повести сводился бы к его обличению [7].

На основе анализа, мы пришли к выводу. Дуня — умная и мужественная девушка из низкого класса. У нее одновременно и традиционная и современная специфика. Что касается Минского, то он не только типичный высокомерный гусар, но и ответственный муж. В то же время, Дуня и Минский также являются типичными представителями, которые более и менее приняли новые западные идеи в ту эпоху. Некоторые ученые отмечают, что в России в начале XIX века, по мере развития капитализма некоторые молодые уже скептически относились к феодальным этическим и старым моральным концепциям и начинала бороться с ними. Такое пробуждение проявилось прежде всего в борьбе за свободу любви [8].

Рассказ «Станционный смотритель» — настоящий шедевр, обладающий глубоким и бесконечным смыслом, дает людям возможность задумывать. Образы, созданные Пушкиным, яркие и реальные, демонстрирующие превосходное мастерство автора, а их судьба отражает сильный гуманистический дух Пушкина.

Литература:

  1. Жэнь Гуансюань. Краткая история русской литературы // — Издательство Пекинского университета. — 2006.
  2. Тун Цинбин. Курс теории литературы (Версия 5). — Пекин: Издательство высшего образования, 2015.
  3. Пушкин А. С. Станционный смотритель // [Режим доступа]: https://www.culture.ru/books/769/stancionnyi-smotritel/read.
  4. Ван Инь, Тянь Пань. Станционный смотритель: еще одно размышление о традиционной религиозной этике // Литературное образование. — 2013. — No.250(04). — С. 25–27.
  5. Мэй Чжэньдо. Повествование на основе простой структуры и разных ядер — современное осмысление религиозной этики в рассказе «Станционный смотритель» // Вестник Хэбэйского северного института (Общественно-научное издание). — 2010. — 26(01). — С. 20–23.
  6. Сун Синьсинь. Пространство станции в произведениях Пушкина // — Нанкайский университет. — 2022.
  7. Акулова Л. В. Проблема интерпретации повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель» // Филологические науки. — Вопросы теории и практики. — 2016. — № 2–2 (56). — С. 13–16.
  8. Ян Ахуа. Анализ отцовской любви главного героя Верина в рассказе «Станционный смотритель» // Обзор мировой литературы (издание для вузов). — 2014(02). — С. 123–126.
Основные термины (генерируются автоматически): отец, рассказ, высший класс, Пушкин, традиционная мораль, образ, собственное счастье, станционный смотритель, яркое доказательство, личное счастье.


Ключевые слова

Пушкин, анализ образов, Станционный смотритель

Похожие статьи

Самсон Вырин как романтический герой в повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель»

В работе рассматриваются черты романтической личности в образе Самсона Вырина, отмечаются аспекты, выделяющие его судьбу из числа окружающих. Черты романтизма героя являются воплощением принципов народности и социальности романтических произведений, ...

Функции психологических прилагательных в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (на материале повести «Княжна Мери»)

Статья посвящена характеристике психологических прилагательных лексико-семантической группы «Внутренние качества личности» в художественном тексте на материале романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Объект рассмотрения — повесть «Княжна Мери...

Сравнительный анализ образов Константина Левина и Алексея Вронского из романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина»

Статья посвящена сравнению Константина Левина и Алексея Вронского. Автор выявляет общее начало у обоих героев, которое скрыто за занавесом контраста. Это «общее» еще более раскрывает мысль семейную, которое является центральной идеей романа. Таким об...

Анализ авторской манеры повествования в раскрытии многогранностей характера главного героя повесть А.С. Пушкина «Выстрел»

В статье рассматривается характер главного героя повести А. С. Пушкина «Выстрел». Акцентируются его многогранности. Особое внимание уделяется манере повествования автора в раскрытии неоднозначного существования человеческого «я» Сильвио.

Роль художественной детали в раскрытии образов помещиков в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души»

В статье рассматривается один из ключевых приёмов раскрытия образов в поэме — художественная деталь. Доказывается, что именно эта особенность играет главную роль в передаче характеров помещиков, а также изучаются быт и одеяние героев.

Феномен «неквадратности» в повести Н. В. Гоголя «Иван Федорович Шпонька и его тетушка»

В статье обнаруживается и анализируется музыкальный феномен «неквадратность», в аллегорической форме присутствующий в повести Н. В. Гоголя «Иван Федорович Шпонька и его тетушка». Делается вывод о том, что данный феномен непосредственно влияет на сюже...

Вымышленное и реальное в рассказе Н. С. Лескова «Человек на часах»

В статье анализируется образ часового как типичный в литературе, а также исследуется роль часового при изображении русской действительности в рассказе Н. С. Лескова «Человек на часах».

Тип маленького человека как продолжение русской классической литературы XIX века в романе А. В. Иванова «Географ глобус пропил»

Статья посвящена типу «маленького человека» в современной русской литературе на примере творчества А. В. Иванова. Предметом исследования является роман «Географ глобус пропил». Обосновывается идея о том, что Виктор Служкин является «маленьким человек...

Проблема рассказа в трилогии Чехова

В данной статье описываются рассказы А. П. Чехова, которые вошли в его известную трилогию: «Человек в футляре», «Крыжовник» и «О любви». Выявляется общая проблематика этих произведений. Она в неприязни духовной ограниченности человека и так называемо...

Бунт против Бога как мифологический мотив в русской литературе XIX — начала ХХ века и европейском кинематографе ХХ века

В статье анализируется бунт против Бога как мифологический мотив на примере богоборческих бунтов Ипполита Терентьева в романе Ф. Достоевского «Идиот», героя поэмы В. Маяковского «Облако в штанах» и бунта Александра Экделя против Бога и епископа Верге...

Похожие статьи

Самсон Вырин как романтический герой в повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель»

В работе рассматриваются черты романтической личности в образе Самсона Вырина, отмечаются аспекты, выделяющие его судьбу из числа окружающих. Черты романтизма героя являются воплощением принципов народности и социальности романтических произведений, ...

Функции психологических прилагательных в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (на материале повести «Княжна Мери»)

Статья посвящена характеристике психологических прилагательных лексико-семантической группы «Внутренние качества личности» в художественном тексте на материале романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Объект рассмотрения — повесть «Княжна Мери...

Сравнительный анализ образов Константина Левина и Алексея Вронского из романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина»

Статья посвящена сравнению Константина Левина и Алексея Вронского. Автор выявляет общее начало у обоих героев, которое скрыто за занавесом контраста. Это «общее» еще более раскрывает мысль семейную, которое является центральной идеей романа. Таким об...

Анализ авторской манеры повествования в раскрытии многогранностей характера главного героя повесть А.С. Пушкина «Выстрел»

В статье рассматривается характер главного героя повести А. С. Пушкина «Выстрел». Акцентируются его многогранности. Особое внимание уделяется манере повествования автора в раскрытии неоднозначного существования человеческого «я» Сильвио.

Роль художественной детали в раскрытии образов помещиков в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души»

В статье рассматривается один из ключевых приёмов раскрытия образов в поэме — художественная деталь. Доказывается, что именно эта особенность играет главную роль в передаче характеров помещиков, а также изучаются быт и одеяние героев.

Феномен «неквадратности» в повести Н. В. Гоголя «Иван Федорович Шпонька и его тетушка»

В статье обнаруживается и анализируется музыкальный феномен «неквадратность», в аллегорической форме присутствующий в повести Н. В. Гоголя «Иван Федорович Шпонька и его тетушка». Делается вывод о том, что данный феномен непосредственно влияет на сюже...

Вымышленное и реальное в рассказе Н. С. Лескова «Человек на часах»

В статье анализируется образ часового как типичный в литературе, а также исследуется роль часового при изображении русской действительности в рассказе Н. С. Лескова «Человек на часах».

Тип маленького человека как продолжение русской классической литературы XIX века в романе А. В. Иванова «Географ глобус пропил»

Статья посвящена типу «маленького человека» в современной русской литературе на примере творчества А. В. Иванова. Предметом исследования является роман «Географ глобус пропил». Обосновывается идея о том, что Виктор Служкин является «маленьким человек...

Проблема рассказа в трилогии Чехова

В данной статье описываются рассказы А. П. Чехова, которые вошли в его известную трилогию: «Человек в футляре», «Крыжовник» и «О любви». Выявляется общая проблематика этих произведений. Она в неприязни духовной ограниченности человека и так называемо...

Бунт против Бога как мифологический мотив в русской литературе XIX — начала ХХ века и европейском кинематографе ХХ века

В статье анализируется бунт против Бога как мифологический мотив на примере богоборческих бунтов Ипполита Терентьева в романе Ф. Достоевского «Идиот», героя поэмы В. Маяковского «Облако в штанах» и бунта Александра Экделя против Бога и епископа Верге...

Задать вопрос