В своих исследованиях многие педагоги и психологи уделяют большое внимание вопросу мотивации учащихся на уроках. По мнению Р. А. Готлиба «мотивация — это движущая сила, побуждающая учеников к успешному освоению иностранного языка» [1]. В таком случае у учащихся возникает внутреннее побуждение к учебной деятельности из-за их личных потребностей, интересов, целей, задач и идеалов.
Многие отечественные и зарубежные авторы занимаются исследованием учебной мотивации и из их схожих идей, мы можем заметить традицию деления мотивации на внутреннею и внешнюю [2]. Внутреннею мотивацию формировать сложнее, но она помогает качественному усвоению знаний и поощрять развитие её необходимо каждому учителю. Постепенное усложнение материала, новый материал, основанный на прежней информации, разнообразие в подаче знаний, предоставление выбора заданий, посильные упражнения и другие приемы способствуют поддержанию интереса к учебному предмету. Внешняя мотивация также помогает формированию внутренней мотивации, поэтому её нужно правильно и регулярно использовать. Например, награды и похвала за успешно выполненное задание.
При знакомстве с английским языком, как и с любым другим школьным предметом, у учащихся есть высокая мотивация. Постепенно учебный материал усложняется, достижение целей идет медленно, снижается активность в овладении новыми знаниями и ослабевает сила воли, что в совокупности оказывает негативное воздействие на мотивацию. В таком случае обучение учеников будет проходить неэффективно и учителю потребуется проявить свое мастерство и показать свои знания педагогики и психологии для восстановления мотивации школьников.
Один из способов, который учителя используют на уроках для повышения мотивации учащихся в последнее время — это различные ИКТ-технологии. Есть платформы с готовыми заданиями или сервисы, где учителя могут создавать свой контент, используя различные шаблоны (например, Zenler, JeopardyLabs, LearningApps и др.). Однако, одним из самых простых сервисов в освоении и при этом очень многофункциональным является Genially. На нем можно создать анимированные презентации (интерактивные онлайн презентации, видеопрезентации, дидактические материалы и игры) и инфографику (карты, интерактивные изображения, схемы, инструкции и т. д.) онлайн.
Сервис Genially обладает большой коллекцией готовых шаблонов и объектов на различные темы с интерактивными элементами и анимацией, расположенных по категориям, которые легко использовать в своих наработках. Готовые шаблоны включают в себя: иконки, изображения, текстовые блоки, диаграммы, графики, таблицы, фигуры, интерактивные объекты (элементы, позволяющие управлять слайдами в презентации) и т. д. При желании можно добавить элементы из других внешних сервисов (например, ролики с YouTube). Поэтому создание нового электронного ресурса не требует специальных знаний и особых усилий. Нужно подобрать из конструктора подходящие элементы для педагогической задачи и добавить данные. Еще важным плюсом является отсутствие необходимости скачивать и устанавливать Genially на телефон или компьютер. Для работы на этом сервисе необходим только доступ в интернет.
Для ввода новой информации на уроке можно использовать шаблон презентация. Например, рассказ о знаменитом Биг-Бене можно дополнить фотографиями, видео, загадками и т. п. Их можно добавить с компьютера или с интернета по ссылке. Таким образом информация будет лучше усвоена и на более долгий срок.
Еще одним способом можно привлечь детей к новой теме — сделать интерактивное изображение с картой. Значками на ней можно обозначить необходимые сведения. Вид и цвет значка можно менять. Интерактивность тоже можно менять на свой вкус из нескольких видов: переход на другую страницу, всплывающая подсказка, ссылка, окно, полный экран или аудио.
Переход на другую страницу помогает расположить информацию в необходимом порядке и при нажатии на символ позволяет перейти на другую страницу.
Если навести курсор на объект с всплывающей подсказкой, то появится заданные учителем текст или изображение. В таких подсказках удобно размещать небольшую пояснительную информацию.
Ссылка позволяет перейти по ней на другую веб- страницу. Саму ссылку учитель добавляет в настройках и для ученика она видна, как иконка, что не мешает воспринимать другую информацию.
Окна в отличии от всплывающих подсказок появляются по щелку. В них можно разместить информацию в большом объеме, и она в тоже время не будет закрывать остальные объекты.
При выборе интерактивности полный экран, можно любой маленький объект увеличить на весь экран по щелчку на него, что очень удобно использовать в играх. Например, на маленькие объекты для тренировки чтения следует написать прозрачные слова, которые меняют цвет при наведении лупы.
Минусом аудио является, что его можно добавлять только с компьютера в платной расширенной версии, но на запись и добавление аудио по ссылке плата не распространяется. Это можно делать и в бесплатной версии.
Продолжим рассмотрение шаблонов. Шаблон викторина служит эффективным и быстрым способом проверить знания по конкретной теме. Например, игра «Угадай кто?». Детям предлагаются подсказки, по которым они могут угадать что или кто находится на обороте фотографии. Не все подсказки могут быть известны детям, некоторые могут служить для расширения кругозора.
Сервис Genially помогает сделать собственные популярные аналоги настольных игр на любую тему. Обсудим подробнее игру крестики-нолики. Нужно из линий создать поле, добавить изображения на необходимую тему и фигуры крестики-нолики по пять штук. С помощью этой игры можно проверить знания по лексике, закрепить грамматические темы или потренировать чтение. Игра очень быстрая и дети играют в неё с удовольствием. Для детей с большим опытом игры в крестики-нолики, можно усложнить игру и использовать версию «4 в ряд». Поле может быть 6 на 7 с заданиями на чтение открытого, закрытого слога или дифтонгов. Также удобно проверить знание неправильных глаголов. Количество игроков можно увеличить до 4.
Следующий вид игры — «бродилки». На ее создание потребуется больше времени. Нужно добавить фон, задания, фигурки и кубик. С помощью нее можно проверить одну тему или сразу несколько из-за ее большого количества ходов, но эта игра требует также больше времени от урока. Для внесения разнообразия в игру стоит добавить спиннеры, если повторять грамматические правила. На одном спиннере можно написать или добавить изображения с разными подлежащими, на другом сказуемые, на третьем — названия с правилами. Добавление таймера даст дополнительный азарт игре. Он помогает учителю и ученикам придерживаться временных рамок и ускорять процесс обдумывания ответа.
Еще одним преимуществом сервиса Genially является, что обучающиеся могут работать в совместном режиме с учителем или другими учениками, что помогает освоению навыка командной работы. Для этого требуется регистрация каждого участника процесса.
На сервисе есть возможность опубликовать свою работу в различных системах обучения (Microsoft Teams, Google Classroom и др.), в социальных сетях, поделиться ссылкой на ресурс или скачать задание (платная функция в расширенной версии) в форматах JPG, PDF, HTML на свой компьютер для работы в офлайн варианте или для печати документа.
Genially — это прекрасный сервис для создания добротных электронных образовательных ресурсов, которые позволят внести разнообразие в методику обучения и содержание урока. С помощью этого сервиса уроки английского языка смогут стать более интерактивными, динамичными, продуктивными и современными, а образовательный процесс будет еще более личностно ориентированным. У школьников повысится интерес к выполнению всяческих заданий на уроке и дома, что безусловно способствует повышению их мотивации, усилению вовлеченности и активности учеников учебным процессом и прививанию любви к английскому языку. В итоге качество обучения будет расти, а учителя смогут меньше времени затрачивать на подготовку к уроку.
Литература:
- Пастухова Е. А., Сосоновцева Т. И. ИКТ как средство интенсификации обучения английскому языку // Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации. Материалы докладов XI-ой Всероссийской конференции, посвященной 110-летию СГУ имени Н. Г. Чернышевского, 2019. — с. 219–224.
- Тернова Л. Н. Специфика использования ЭОР-конструкторов при создании учебных материалов по иностранному языку //Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации. Материалы докладов ХII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. — М: Саратов: Саратовский источник, 2020. — с. 296–302.