Статья посвящена исследованию вопросов, касающихся нематериальной мотивации работников организаций социального обслуживания населения. В ходе проведенного исследования были рассмотрены следующие понятия: социально ориентированные некоммерческие организации (СО НКО), мотивация, материальная и нематериальная мотивация. Изучены цели и задачи, а также выявлены основные виды и способы нематириальной мотивации работников социального обслуживания. В результате исследования были определены проблемы нематеральной мотивации работников социальных организаций и предложены рекомендации по их решению.
Ключевые слова: нематериальная мотивация, социальное обслуживание, организации социального обслуживания, работники, население.
The article is devoted to the study of issues related to the non-material motivation of employees of social service organizations. In the course of the study, the following concepts were considered: socially oriented non-profit organizations (SO NPOs), motivation, material and non-material motivation. The goals and objectives are studied, as well as the main types and methods of non-material motivation of social service workers are identified. As a result of the study, the problems of non-material motivation of employees of social organizations were identified and recommendations for their solution were proposed.
Keywords: intangible motivation, social service, social service organizations, employees, population.
В современных условиях эффективное развитие организаций зависит от качественного управления трудовыми ресурсами, что является достаточно сложным процессом, требующим повышенного внимания со стороны руководства компаний. Сегодня на рынке успешно функционируют и развиваются не только коммерческие предприятия, но и социальные организации. В последнее время наблюдается тенденция активного роста социально ориентированных некоммерческих организаций, что свидетельствует и об увеличении числа работников, труд которых направлен на сферу социального обслуживания населения.
Социально ориентированные некоммерческие организации (СО НКО) представляют собой некоммерческие компании, главной деятельностью которых является предоставление социальных услуг населению и решение проблем, которые возникли в обществе [3].
Специфика социальных организаций состоит в том, что их деятельность не предусматривает получение прибыли, то есть в процессе своей работы СО НКО не извлекает дохода, а, следовательно, не распределяет его между участниками социального обслуживания. К таким организациям можно отнести благотворительные фонды, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты для детей, кризисные центры для женщин, дома престарелых и т. п.
В социально ориентированных некоммерческих организациях работают граждане, которые регулярно оказывают помощь и поддержку населению, оказавшемуся в непростой жизненной ситуации. Как правило, сотрудники таких организаций работают на безвозмездной, добровольной основе, то есть без получения материального вознаграждения за свой труд. В связи с этим, такая работа требует постоянной мотивации работников социальных организаций, для того чтобы их стимул социального обслуживания населения продолжал расти.
Мотивация трактуется как стимулирование работников и их прямое побуждение к совершению трудовых действий, в результате которых будут достигнуты основные цели и задачи предприятия, а также удовлетворены индивидуальные потребности работников. В целом, мотивация классифицируется на два вида — материальную и нематериальную [1].
Материальная мотивация трактуется как система материальных благ, которые предоставляются работникам за добросовестный труд и качественно выполненную работу.
Нематериальная мотивация — это такое стимулирование работников, где на первое место выходят не материальные ценности, а моральное поощрение, в котором также нуждается каждый сотрудник организации.
Несмотря на то, что нематериальное поощрение не включает в систему стимулирование денежных вознаграждений и других ценностей, они имеют большую значимость для современных компаний, особенно социально ориентированных организаций.
Основной целью нематериальной мотивации работников СО НКО является увеличение заинтересованности работников в организации и осуществлении социального обслуживания населения, а также снижение текучести персонала.
Задачами социальных организаций являются следующие:
– обеспечение и повышение уровня лояльности работников к осуществлению процесса социального обслуживания населения;
– повышение вовлеченности персонала в предоставление социальных услуг гражданам современного общества;
– создание в коллективе благоприятной атмосферы;
– объединение работников в единый сплоченный коллектив.
Для решения перечисленных задач руководители социально ориентированных некоммерческих организаций должны грамотно организовать процесс нематериальной мотивации, использовав при этом какие-то определенные способы, среди которых можно отметить следующие:
- Организационный способ мотивации работников СО НКО. Как правило, данный способ мотивации направлен на удовлетворение работников от осуществления своей трудовой деятельности. В рамках организационного способа нематериальной мотивации, руководители социальных организаций, могут использовать следующие стимулирующие методы: [2]
– поощрение сотрудников наличием свободного времени, например, предоставление отгулов или сокращение рабочего дня;
– организация удобного рабочего режима, например, работники могут осуществлять свою социальную деятельность по заранее организованному гибкому графику.
Организационный способ нематериальной мотивации работников СО НКО имеет следующие преимущества:
– увеличение уровня ответственности работников, так как предоставление дополнительного свободного времени и гибкого графика, обязует их своевременно выполнять свою работу;
– стимулирование работников к эффективному социальному обслуживанию населения, а также привлечение новых специалистов в данную сферу деятельности.
- Психологический способ мотивации работников. В основу этого способа мотивации заложена потребность каждой личности, в регулярном осуществлении коммуникационных процессов. Здесь руководителям СО НКО, для стимулирования работников, целесообразно проводить следующие мотивационные мероприятия: [4]
– организовывать корпоративы, где руководство и штатные работники получат возможность в неформальной обстановке общаться друг с другом, что позволит снизить уровень психологической напряженности у работников;
– обращать внимание на индивидуальность, темперамент, творческие способности работников и на основе этого формировать группу, включающую работников схожих по данным критериям — данное действие сделает команду сплоченнее, а полученный результат будет более эффективным;
– создать благополучный психологический климат в коллективе, который повысит стремление работников к самореализации.
- Моральный способ мотивации. Такой способ предполагает, что всем работникам требуется внимание со стороны руководителей организации, которое может быть выражено в признании их трудовых заслуг. Так, например, работник, который вовремя и качественно оказал социальные услуги населению, может быть морально поощрен руководителем организации. К наиболее распространенным моральным поощрениям относятся:
– публичное объявление благодарности социальному работнику, которое может быть выражено на совещании перед всем коллективом организации;
– вручение письма благодарности или почетной грамоты;
– размещение благодарности работнику на доске почета;
– награждение специальными орденами;
– присвоение почетных званий.
Кроме того, в социальных организациях могут быть использованы и другие методы моральной мотивации работников, разработанные лично руководством какого-то конкретного предприятия.
- Социальная мотивация. Данная нематериальная мотивация направлена на то, чтобы работник почувствовал свою значимость в социальной организации. Для этого руководители организуют различные совместные занятия, например, решение сложных вопросов и задач, которые касаются рабочих моментов социально ориентированной организации. Именно при решении проблем вместе с руководителями, работники ощущают себя неотъемлемым звеном в организационной системе, в котором нуждается СО НКО.
Результаты исследования показали, что нематериальная мотивация работников социального обслуживания населения играет важнейшую роль в развитии СО НКО и способствует:
1) Формированию доверительных отношений работников к руководству социальной организации.
2) Повышению эффективности трудовой деятельности работников и улучшению ее результативности.
3) Улучшению профессиональных качеств сотрудников социальной организации.
4) Снижению текучести кадров.
5) Прибытию новых работников, желающих заниматься социальным обслуживанием населения.
Анализ показал, что руководители современных социальных организаций используют различные способы нематериальной мотивации работников, однако, несмотря на это во многих компаниях данного направления, существует ряд проблем, к которым относятся [5]:
- Отсутствие системности нематериальной мотивации работников социальных организаций.
- Недостаточное количество инструментов нематериального воздействия на работников СО НКО.
- Отсутствие индивидуального подхода к нематериальной мотивации работников социальных организаций, то есть руководители не делают акцент на индивидуальные качества и особенности отдельных работников.
Для решения данных проблем предлагаются следующие мероприятия:
1) Разработать систему нематериальной мотивации работников, в которую будут включены все способы нематериального стимулирования, а также выбрана периодичность проведения мероприятий, например один раз в месяц.
2) Выбрать эффективные инструменты, которые в комплексе сформируют эффективный механизм, направленный на нематериальную мотивацию работников, занимающихся социальным обслуживанием населения. Например, одними из эффективных инструментов нематериальной мотивации являются выражение благодарности, регулярная похвала и доска почета.
3) Сформировать индивидуальный подход к нематериальной мотивации работников, в зависимости от их психологических особенностей. Так, например, работникам флегматичного типа темперамента больше подойдет нематериальное стимулирование посредством выражения руководителем личной благодарности, в то время как холерикам такую благодарность рекомендуется выражать публично на совещаниях. При этом, в обоих случаях необходимо вручить почетную грамоту. Учитывая психологические особенности работников, можно существенно повысить эффективность нематериальной мотивации работников социальных организаций.
Таким образом, нематериальная мотивация персонала играет важную роль в функционировании современных социальных организаций, так как она побуждает работников к осуществлению регулярной трудовой деятельности на безвозмездной основе. Как выяснялось, нематериальная мотивация работников организаций социального обслуживания населения, положительным образом воздействует на их трудовую деятельность и делает ее в разы эффективнее.
Литература:
- Галкина, А. Ф. Мотивация и стимулирование труда социальных работников: проблемы и способы решения / А. Ф. Галкина, С. Б. Смирнова // Молодой исследователь Дона. — 2017. — № 1. — С. 2–4.
- Гаценко, Ю. В. Особенности использования методов нематериального стимулирования персонала в организации / Ю. В. Гаценко, Л. Н. Захарова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2021. — № 4–2 (55). — С. 169–172.
- Григорьева, И. А. Социально ориентированные НКО и социальные предприятия как драйверы разгосударствления социального обслуживания: барьеры и возможности / И. А. Григорьева, О. А. Парфенова // Журнал исследований социальной политики. — 2021. — № 1. — С. 7–9.
- Рекадзе, Л. О. Анализ способов нематериального стимулирования сотрудников учреждения социального обслуживания / Л. О. Рекадзе // StudNet. — 2021. — № 1. — С. 3–9.
- Соколова, С. Д. Проблема мотивации персонала в некоммерческих организациях / С. Д. Соколова // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. — 2017. — № 1. — С. 1–3.