В настоящее время существует объективная необходимость повышения качества инженерного образования в сфере связи, информатизации и телекоммуникационных технологий, обусловленная как стремительным развитием науки, внедрением наукоемких технологий в производственные, технологические и обслуживающие процессы, так и возрастающими требованиями к специалисту-инженеру информационных технологий, в руках которого зачастую находится не только обеспечение нормальной жизнедеятельности людей, но и их безопасность.
При анализе научно-педагогической литературы, статей, посвященных проблемам современного профессионального образования в сфере информационных технологий, невозможно не заметить, что большей частью они раскрывают вопросы совершенствования содержания математического образования или обще профессиональных или специальных дисциплин, т.к. до сих пор нет четкой преемственности и систематичности в изучении дисциплин различных блоков учебного плана специальности, изложение предметов разрознено и изолированно, нет единой многоуровневой логики, способной сформировать у обучаемых единую научно-техническую картину народного хозяйства и очертить в ней сферу их деятельности [1].
С другой стороны, развитие научно-технического прогресса требует узкой специализации инженерных кадров, особенно в области связи, информатизации и телекоммуникационных технологий, и приводит к необходимости более глубокого изучения отдельных дисциплин. Кроме того, признанный в мировом образовательном пространстве компетентностный подход к образованию требует формирования личностных качеств специалиста, таких, как стремление постоянно обновлять свои профессиональные знания, готовность к активному участию в научно-исследовательской, конструкторской, изобретательской, рационализаторской деятельности.
Следует отметить, что в получении необходимых знаний и формировании указанных качеств, в технических вузах, особая роль отводится математике, т.к. профессиональная сфера деятельности инженера, специалиста в области связи, информатизации и телекоммуникационных технологий, требует особого склада мышления, характеризующегося точностью, обоснованностью и определенностью, то есть теми качествами, которые воплощаются в математической деятельности.
Следовательно, изучение математики должно проходить при постоянном контакте со специальными дисциплинами. В настоящей практике профессионального образования существуют попытки осуществить контакт математики и специальных дисциплин, но делается упор на прикладные задачи. Это, как правило, осуществляется на интуитивном уровне бессистемно и эпизодически.
Современный специалист в области связи, информатизации и телекоммуникационных технологий всё более и более нуждается в математике, особенно в прикладной - вычислительной математике. Тем не менее известно: большинство специалистов в области информационно-коммуникационных технологий использует только малую долю познаний, почерпнутых из математических курсов, прослушанных в высшей школе. Создаётся впечатление, что объём математических сведений, входящих в программы, соответствует в основном необходимости, но что у учащихся не развито в достаточной мере умение самостоятельно формулировать математическое содержание заданной технической задачи. Существует потребность не только в том, чтобы дать «побольше математики», сколько в том, чтобы получше пояснить возможность её применения.
Проблема математической подготовки будущих инженеров рассматривалась многими исследователями: Б.В. Гнеденко, Ю.А. Дробышевым, А.С. Калитвиным, В.Е. Медведевым, А.Н. Колмогоровым, Ю.М. Колягиным, Л.Д. Кудрявцевым, А.Г. Мордковичем, С.А. Розановой и др. в республике Узбекистан В.К.Кабуловым, Ф.Б.Абуталиевым, Е. Соатовым, Ф.Бадаловым, Ш.Алимовым, А.Садуллаевым, М.Ариповым, и др.
Беглый анализ литературы по данной тематике исследования показывает, что, несмотря на, большое количество теоретических и прикладных исследований в области математической подготовке инженера, проблема гармонизации математических и специальных дисциплин остается нерешенной. В этих исследованиях недостаточно представлено такое направление совершенствования математической подготовки будущего инженера информатика, особенно прикладного информатика (программист), как гармонизация преподавания математических и специальных дисциплин во взаимосвязи. Гармонизация изложения математического материала заключается в использовании в образовательном процессе исторического и содержательного аспектов между математическими и специальными дисциплинами, прикладных задач, информационных технологий [1].
Таким образом, назрела необходимость устранения противоречий между:
целостностью научной картины мира и необходимостью ее разделения на отдельные области и дисциплины в целях ее познания;
исторически обусловленной взаимосвязью общих математических и естественнонаучных дисциплин, общих профессиональных дисциплин и дисциплин специализации в подготовке инженера в области связи, информатизации и телекоммуникационных технологий, и отсутствием теоретических и практических разработок, гармонично реализующих эту взаимосвязь.
Проблема недостаточной разработанности информационных, программных и педагогических условий, форм, средств и методов реализации взаимосвязи математических и специальных дисциплин определяет актуальность темы исследования проекта.
Цель исследования состоит в обосновании и разработке методики реализации взаимосвязи математических и специальных дисциплин в подготовке инженеров в области связи, информатизации и телекоммуникационных технологий на основе информационной базы дисциплин и пакетов прикладных программ обучения и контроля знаний.
В работе известного исследователя в области применения компьютера в обучении Роберт И.В. отмечено, что внедрение новых информационных технологий ставит ряд задач и проблем перед преподавателем. Их можно решить только имея хорошо сбалансированный курс, в котором активные методы обучения позволяют формировать у студентов знания, умения и навыки путем вовлечения их в творческую учебно-познавательную деятельность.
Анализ литературы по проблеме позволяет сформулировать типичные, на наш взгляд, недостатки существующих методик обучения: слабо разработаны критерии личности обучаемого; несущественен предлагаемый материал; отсутствует обратная связь между преподавателем и обучаемым, несовершенен алгоритм обучения; нерационально используется время преподавателя.
Создание условий для устранения этих недостатков в процессе перехода от использования традиционных к качественно иным технологиям, возможно лишь на основе современных технических средств, в частности, компьютера. Для этого требуется пересмотр и анализ психолого-педагогических проблем, многих понятий и представлений, реализуемых в рамках традиционного подхода.
В настоящее время совершенствование системы высшего образования невозможно без комплексной информатизации (компьютеризации). При этом под компьютеризацией следует понимать не только оснащение вузов современными средствами вычислительной техники и программного обеспечения, но и широкое внедрение новых информационных технологий в учебный процесс. Таким образом, данная проблема не сводится к техническому решению, а подразумевает перестройку научно-педагогического мировоззрения преподавателей и будущих специалистов. Между тем, внедрение вычислительной техники вызывает отставание методик от уровня технических требований учебного процесса. Это объясняется в большинстве случаев переносом старых методических приемов в среду новых информационных технологий (НИТ), что не дает возможности использования таких важных преимуществ вычислительной техники как наглядность, работа с большими объемами информации; реализации индивидуального обучения.
Необходимой составной частью внедрения НИТ является соответствующее методическое обеспечение, направленное на формирование навыков использования технологических и программных средств применительно к математическим и специальным дисциплинам.
Анализ публикаций, а также содержательной стороны подготовки специалистов в области информационных технологий в некоторых технических вузах страны, позволяет сделать вывод, что ни один из авторов не предлагает полную и содержательную систему подготовки будущего специалиста в сфере связи, информатизации и телекоммуникационных технологий, некоторые программы не удовлетворяет в полной мере современным требованиям высокопрофессиональной подготовки будущих специалистов.
Разработанные методики и программные средства обучения специалистов не находят практической реализации, квалификация преподавателей по использованию компьютерных технологий не имеет достаточного уровня.
Решение проблемы интеграции обучения математических и специальных дисциплин во взаимосвязи мы видим, прежде всего, в создании непрерывной научно-методической, автоматизированной компьютеризованной системы подготовки будущего специалиста в сфере связи, информатизации и телекоммуникационных технологий [2,3].
Исходя из вышеизложенного назрело решит следующие задачи:
определить педагогическую сущность процесса взаимосвязи математических и специальных дисциплин и доказать необходимость введения в научно-методический оборот понятия гармонизации и интеграции обучения дисциплин как необходимого условия реализации этих взаимосвязей;
установить межпредметные связи в виде граф семантической сети между математическими и специальными дисциплинами;
определить место информационных технологий (информационной базы дисциплин, пакетов прикладных программ обучения и контроля знаний) в гармонизации преподавания математических и специальных дисциплин в подготовке инженера;
провести опытно-экспериментальную работу по выявлению эффективности гармонизации преподавания математических и специальных дисциплин в подготовке современного инженера информатика;
необходимо создать информационную базу и знаний специальности и на основе этих разработать пакеты прикладных программ эффективного, интегрированного обучения и контроль знаний математических и специальных дисциплин в единстве.
Литература:
Гридчина И.Н., Савина О.А., Щербатых С.В. Информационные технологии как средство гармонизации математических и специальных дисциплин./Педагогическая информатика, 2009. №1. - С. 61-67.
Федорец Г.Ф. Проблема интеграции в теории и практике обучения. – Ленинград: РГПУ, 1989 - 94 с.
Медведев В.Е. Межпредметные связи естественнонаучных и технических дисциплин: Учебное пособие. – М.: МПУ, 1999.- 107 с.