В статье рассматриваются преимущества и проблемы аутсорсинга в сфере бухгалтерских услуг. Также проводится анализ степени развития аутсорсинговых услуг в России, и выявляются перспективы дальнейшего развития данной модели организации бизнеса.
Несмотря на то, что аутсорсинг давно получил широкое распространение в США и странах Европы, в России об этом понятии узнали сравнительно недавно. Аутсорсингом называется способ оптимизации деятельности фирмы, при котором происходит передача на договорной основе непрофильных функций по обслуживанию деятельности предприятия другой организации-исполнителю, специализирующейся в соответствующей области и обладающей опытом и необходимым техническим оснащением. Сущность аутсорсинга заключается в распределении функций бизнес-системы в соответствии с принципом «оставляю себе только то, что могу делать лучше других, передаю внешнему исполнителю то, что он делает лучше других». [5, с. 68] Термин «аутсорсинг» составлен из двух слов: out — «внешний» и resourcing — снабжение ресурсами.
Самыми популярными видами аутсорсинга считаются бухгалтерский, юридический, кадровый, IT аутсорсинг, логистический, аутсорсинг персонала. В данной статье более подробно рассматривается аутсорсинг бухгалтерского учета. Бухгалтерский аутсорсинг — это передача ведения бухгалтерии предприятия сторонним специалистам с целью оптимизации бизнес-процессов.
Вопросы аутсорсинга на данный момент интересуют многих научных деятелей, и существуют различные точки зрения относительно данного термина. Например, Э.Абрамова [1, с. 79] считает, что «конкуренция требует роста эффективности и сокращения издержек бизнес-процессов. Это возможно, если использовать аутсорсинг, который позволяет отдать часть процессов в «чужие» руки. Таким образом, под аутсорсингом понимается передача на договорной основе непрофильных или сопутствующих функций профессионалу». С данной трактовкой термина можно согласиться, так как в современных условиях интенсивного развития общества, технологий, а, следовательно, роста конкуренции просто необходимо создавать аутсорсинговые компании, которые, несомненно, внесут свой вклад в развитие экономики. С.Наумова [4, с. 1] даёт наиболее точное определение аутсорсинга бухгалтерского учета. Она понимает бухгалтерский аусорсинг как передачу функций бухгалтерского учета или процессов ведения бухгалтерского учета или отдельных участков учета (учет заработной платы, учет основных средств, учет банковских операций и т. д.), иногда вместе с соответствующими активами внешнему (стороннему) поставщику или провайдеру, который предоставляет конкретную услугу по учету в течение установленного времени по согласованным сторонами расценкам, гарантируя определенное качество ведения учета и распределяя риски по ведению учета на себя и заказчика. Таким образом, бухгалтерский аутсорсинг представляется нам, как эффективный способ организации деятельности фирмы и в то же время, — как взаимовыгодное соглашение, в результате которого компания-аутсорсер получает прибыль, а организация-заказчик — качественные услуги.
В настоящем исследовании, целями которого являются определение преимуществ и недостатков аутсорсинга бухгалтерского учета, а также оценка развития аутсорсинговых процессов в современной российской экономике, преследуются следующие задачи:
раскрыть содержание концепции аутсорсинга;
выделить преимущества для организации, заключающей договор с аутсорсинговой компанией на ведение бухгалтерского учета;
определить минусы применения аутсортинга в бухгалтерском учете;
оценить степень освоенности практики аутсорсинга в Российской Федерации;
дать оценку перспективам аутсорсинга бухгалтерского учета в Российской Федерации.
В условиях стремительного развития и роста количества предприятий малого и среднего бизнеса, когда имеет место быть высокий спрос на услуги квалифицированного бухгалтера, тема бухгалтерского аутсорсинга в России особенно актуальна. Основной целью аутсорсинга в бухучете является снижение издержек коммерческой деятельности предприятия, поиск наиболее оптимальных режимов налогообложения, эффективное взаимодействие с налоговыми органами и иными инстанциями, что позволяет повысить эффективность бизнеса в целом.
На сегодняшний день многие организации прибегают к бухгалтерскому аутсорсингу, и, можно сказать, зачастую результаты оправдывают ожидания. Ведь фирма приобретает качественный сервис со значительной экономией денежных средств. Так как организация пользуется услугами сторонней компании, то отпадает необходимость содержать собственную бухгалтерию, что означает ненадобность тратиться на оборудование рабочих мест, специальные программные обеспечения и литературу. Кроме того, не нужно платить зарплату штатному бухгалтеру и финансировать необходимые тренинги и курсы повышения квалификации. Соответственно, происходит минимизация затрат, что особенно актуально для малых предприятий. Вместе с тем нельзя не заметить то, что при использовании фирмой аутсорсинга происходит экономия не только денежных средств, но и времени, трудовых ресурсов, что позволяет развиваться компании более эффективно. Также стоит отметить, что в организации наблюдается усиление концентрации внутрикорпоративного внимания на главных целях компании путем делегирования обязанностей по ведению бухгалтерского учета аутсорсеру, что положительно сказывается на ведении бизнеса. Кроме того, компания, оказывающая аутсорсинговые услуги, как правило, имеет в своём распоряжении штат высококвалифицированных специалистов с обширным опытом работы, накопленным при решении аналогичных задач, что означает значительное снижение риска неправильности отражения бухгалтерских операций и искажения отчётности.
Бухгалтерский аутсорсинг имеет огромное количество преимуществ, но не стоит забывать о недостатках. Самым важным из них является опасность утечки информации. Именно поэтому многие руководители организаций с недоверием относятся к аутсорсинговым компаниям. На самом деле, следует более тщательно выбирать организацию по предоставлению аутсорсинговых услуг, основываясь на ее репутации на рынке. Еще на этапе заключения договора с аутсорсинговой компанией, при планировании и подготовке работы необходима четкая проработка и согласование всех деталей в отношении объема услуг, сроков и этапов их выполнения, предоставляемых результатов, распределения функций, полномочий, обязанностей. Чем детальнее и точнее будет проведена данная работа, тем лучше стороны будут информированы об условиях и требованиях друг друга. [2, с. 3–4] Еще один недостаток в глазах руководителей предприятий заключается в боязни того, что в один день компания-аутсорсер разорится, и необходимо будет в кратчайшие сроки искать нового партнёра, а, возможно, вновь вести бухгалтерию самостоятельно. Также одна из важных проблем аутсорсинга бухгалтерского учета в России заключается в том, что экономическая сущность аутсорсинга, как метода повышения эффективности и минимизации расходов на ведение учета, в законодательной базе РФ отсутствует. Повышение эффективности и развитие средств и методов методологии бухгалтерского учета является важнейшей задачей. В настоящее время имеется небольшое количество литературных источников, посвящённых вопросам сущности аутсорсинга бухгалтерского учета. [4, с. 1] Затем необходимо обратить внимание на такой недостаток, как частичная оторванность руководства от деятельности компании, в результате чего могут приниматься не совсем правильные решения в силу отсутствия полного контроля на предприятии.
Использование аутсорсинга становится повседневной бизнес-практикой для тысяч отечественных компаний. По данным различных опросов и исследований, более 80 % руководителей отечественных предприятий намерены использовать аутсорсинг в ближайшее время или в среднесрочной перспективе. [3] Можно сказать, что аутсорсинг становится массовым явлением в России. Сегодня, в период экономического роста, данный способ оптимизации деятельности фирмы особенно актуален, потому что необходимо развивать свой бизнес, чтобы оставаться на плаву в условиях жёсткой конкуренции. Именно поэтому требуется направить все силы на основной профиль деятельности организации, а второстепенные операции доверить профессионалам. Но, тем не менее, по сравнению со странами Запада, аутсорсинг в России носит развивающийся характер. Нельзя не заметить, что в стране наблюдается нехватка аутсорсинговых компаний, уровень которых удовлетворял бы запросам крупных компаний и корпораций. Также тормозит развитие данного рода услуг то, что часто в России компании опасаются раскрытия информации другим лицам, так как бухгалтерский учет в организации имеет полулегальный характер. По нашему мнению, это дело времени и спустя недолгий период в Россию придёт понимание высокой эффективности данного метода. Для успешного осуществления аутсорсинговой деятельности в России необходимо проработать законодательную базу, что позволит привлечь новых клиентов в эту сферу деятельности.
В заключение можно сказать, что аутсорсинг бухгалтерского учета стремительно развивается в США, странах Европы, а также в России. Данная модель организации и ведения бизнеса, несомненно, эффективна и, на наш взгляд, многочисленные преимущества аутсорсинга позволят ему и в дальнейшем оставаться перспективным направлением в бизнесе. Применение бухгалтерского аутсорсинга в организации способствует повышению основных показателей деятельности фирмы, значительно снижает риск искажения отчетности, а также позволяет сосредоточить внимание на главных задачах предприятия. Руководители, которые доверяют ведение бухгалтерского учета высококвалифицированным специалистам, обеспечивают стабильное развитие своего бизнеса. Таким образом, можно сделать вывод, что аргументы в пользу использования аутсорсинга являются более весомыми, нежели недостатки этого метода.
Литература:
Абрамова Э. Бухгалтерский аутсорсинг. // Аудит и налогообложение. — 2007. — № 3(135) — Стр. 79.
Ермакова Т. М. Аутсорсинг в бухгалтерском учете. // Бухгалтерский учет. — 2007. — № 7. — Стр. 3–4.
Зацепа С. История аутсорсинга в России // Бизнес-журнал — 2006 — [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.klerk.ru/boss/articles/49429/ (дата обращения: 20.11.2012)
Панков В. В., Наумова С. А. Аутсорсинг в бухгалтерском учете. // Аудит и финансовый анализ: ВАК. — 2009. — № 1. — Cтр. 1.
Харламова Т. Н., Герасимов Б. И., Злобина Н. В. Управление затратами на качество продукции: отечественный и зарубежный опыт: монография. — Издательство ТГТУ — 2006. — Стр. 68.