Ключевые слова: экологическое образование, экологическая культура, информационно-коммуникационные технологии, образовательные компетенции.
Одна из основных тенденций современного образования — экологизация всех сфер образовательно-воспитательного процесса, осуществление которой возможно при условии непрерывного экологического образования и просвещения. Важнейшим звеном в системе непрерывного экообразования является школа, где должны быть заложены основы сознательного, ответственного отношения к природной среде как к общественной и личной ценности. Однако это осуществимо лишь при условии соответствующей профессиональной подготовленности самих педагогов. С учетом того, что ежегодно в школы на работу приходят молодые педагоги, воспитание экологической культуры у студенческой молодежи является одним из факторов модернизации всей системы образования.
В то же время, информатизация образования, являющаяся одним из приоритетных направлений процесса информатизации общества, предъявляет новые требования к профессиональным качествам и уровню подготовки будущих учителей начальных классов, к методическим и организационным аспектам использования в их обучении средств информационных и коммуникационных технологий. Будущий педагог должен быть подготовлен к широкому применению современных информационных технологий в процессе экологического образования младших школьников, которые в свою очередь способствовать формированию следующих компетенций:
общекультурных (ОК), благодаря которым студент становится
способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования;
готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готов работать с компьютером как средством управления информацией;
готов использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;
способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны;
профессиональных (ПК), позволяющих сформировать готовность и способность
применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения;
использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;
разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;
специальных (СК), позволяющих владеть
современными, в том числе интерактивными, методиками в обучении технологии в начальной школе;
современными методиками и технологиями изучения природы родного края в начальной школе;
современными методиками и технологиями обучения основам экологической культуры в начальной школе;
а так же применять-
знания теоретических основ и технологий естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности;
знания теоретических основ и технологий в преподавании курса«Окружающий мир»;
знания теоретических основ и технологий естественнонаучногообразования при изучении родного края в начальной школе;
способен использовать современные методики и технологии в курсе «Окружающий мир».
Учитывая современные требования к подготовке будущих учителей начальных классов, становится обязательным включение информационных и коммуникационных технологий в учебный процесс по дисциплинам, способствующим формированию экологической культуры. В связи с этим необходимо учитывать следующие аспекты использования средств информационных и коммуникационных технологий в подготовке будущего учителя:
Использование средств информационных и коммуникационных технологий в процессе обучения различным дисциплинам экологической направленности при комплексном использовании средств обучения.
Электронная интерактивная доска, одно из современных достижений в области упрощения учебного процесса и повышения интереса к нему, позволяет сочетать в себе комплексное использование таких средств обучения как:
печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т. д.) в электронном виде — формата DjVu, RTF, FB2 и др.;
электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т. п.);
аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях (Video-CD, DVD, BluRay.HDDVD и т. п.);
наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные).
Использование средств информационных и коммуникационных технологий при проектировании и создании студентами средств экологического обучения младших школьников.
Научить студентов созданию средств обучения, отвечающих требованиям конкретного урока, одна из основных задач учебного процесса,реализация которой возможна при изучении таких учебных курсов как «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе», «Технические аудио-визуальные средства обучения». Осуществляется это посредством программ PowerPoint, NeroVisionXtra
Использование средств информационных и коммуникационных технологий при проектировании и создании студентами системы средств контроля и оценивания экологических знаний.
Один из эффективных способов проверки знаний обучающихся, подготовка материалов для тестирования с использованием сервиса MasterTest — универсальная программа для создания и проведения тестирования.
При подготовке будущих учителей к применению средств информационных и коммуникационных технологий в процессе экологического образования и воспитания целесообразно комплексное использование средств обучения при преподавании соответствующих учебных дисциплин. Комплексный подход реализуется в процессе организации и самоорганизации коллективной, совместной и индивидуальной аудиторной самостоятельной учебной деятельности на лекционных, лабораторно-практических и семинарских занятиях, при организации контроля и оценки учебной деятельности студентов, при самоорганизации студентами внеаудиторной учебной деятельности, а также при проведении самоконтроля и самооценки. Программа PowerPoint может быть использована при подготовке лекционного материала, создания студентами индивидуальных экологических проектов; тестовый контроль знаний студентов может быть осуществлен посредством программы MasterTest.
На сегодняшний день в связи с переходом ПГУ им. Т. Г. Шевченко на обучение, основанное на ФГОС ВПО третьего поколения обязательным требованием организации учебной деятельности в процессе подготовки будущих учителей является использование учебно-методических комплексов. Возможность проектирования и конструирования предметного учебно-методического комплекса учебной дисциплины как дидактической системы позволит преподавателю через информационную составляющую процесса обучения, представленную в педагогических программных продуктах, базах данных и учебных материалах, проектировать и осуществлять целостную технологию обучения. Таким образом, будет достигнута задача повышения качества и доступности высшего образования. Каждый элемент предметного учебно-методического комплекса (УМК) станет не просто носителем соответствующей информации, но и позволит выполнять специфические функции, определенные замыслом преподавателя. Соответственно, необходимо рассматривать УМК информационного обеспечения учебной дисциплины как целостную систему, представляющую собой постоянно развивающуюся базу знаний в одной из предметных областей. Так, например, реализация такого подхода возможна в процессе изучения таких дисциплин как «Основы педагогического мастерства», «Педагогические технологии», «Методика преподавания интегрированного курса «Окружающий мир»», «Теория и методика воспитания», «Социальная педагогика» и др., тематика которых позволяет осветить не только основной учебный материал, но и раскрыть вопросы отражающие мировые экологические проблемы, а также затрагивающие вопросы экологической направленности Приднестровского региона.
Формирование экологической культуры студентов педагогического факультета в процессе обучения естественно-научным дисциплинам остается кардинальной задачей экологического образования в целом, с целью воспитания человека современного и ответственного, способного творчески овладевать знаниями, развивая интеллектуальную культуру, мобильно реагировать на изменения в окружающей среде, прогнозировать, анализировать результаты деятельности, развивая культуру исследователя, способного работать в компьютеризированной среде, развивая операциональную, мотивационную и рефлексивную готовность к использованию информационных и коммуникационных технологий в экологической практике.
В заключение необходимо отметить, что приоритетным направлением в формирования экологической культуры будущих педагогов в процессе информатизации образования должен стать переход от обучения техническим и технологическим аспектам работы с компьютерными средствами к обучению корректному содержательному формированию, отбору и уместному использованию образовательных электронных изданий и ресурсов. Современный педагог должен не только обладать знаниями в области информационных и телекоммуникационных технологий, что входит в содержание курсов информатики, изучаемых в педагогических вузах, но и быть специалистом по применению новых технологий в будущей профессиональной деятельности. В связи c этим еще раз подчеркнем актуальность информатизации экологического образования, необходимость широкого применения современных информационных технологий в процессе формирования и развития экологической культуры будущих педагогов начального звена.
Литература:
Глазачев С. Н. Теоретические основы формирования экологической культуры учителя / С. Н. Глазачев.- М., 2000.- 231 с.
Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология: для студентов вузов. Р.-н-Д., 1996.
Мамедов Н. М. Культура, экология, образование. — М.: Изд-во РЭФИА, 1996.-51с.
Сластенина Е. С. Основы экологической подготовки учителя. // Система подготовки учителя к экологическому образованию школьников. Сб.н.тр./Под ред. Е. С. Сластениной. — М.: АПН СССР, 1985,- 106с.- с. 11- 29.