Впервые метод проектов привлек внимание отечественных ученых еще в начале XX века. Подобные идеи появились в России параллельно с созданием аналогичных методик преподавания в США. В Штатах его именовали как метод проблем, так как он был связан с идеями гуманизма в философии, которые разработал Дж.Дьюи и В. Х. Килпатрик.
В 1905 году в России под руководством отечественного педагога С. Т. Шацкого был создан небольшой кружок из научных деятелей, которые своей целью ставили активное использование метода проекта в преподавании.
При советской власти эти идеи стали широко внедряться в процесс обучения школьников, однако спустя некоторое время он был осужден ЦК ВКП(б) и в 1931 году получил запрет на применение. Но, что касается зарубежных образовательных учреждений, там он продолжил своё развитие очень успешно. В школах таких стран как Великобритания, Бельгия, США, Германия, Финляндия, Израиль, Бразилия методика проектного обучения, возникшая больше века назад, продолжает развиваться и по сей день. Но в чем же заключается суть метода проектов?
В основу проектного обучения положена система развития познавательных навыков школьника, его способность ориентироваться в информационном мире современных технологий, развитие творческого и критического мышления. Если метод проектов используется в пределах какого-то определенного предмета, то область его познания — это дидактика. В общем понимании проектное обучение — это совокупность операций и приемов овладения заранее выделенной частью теоретического или практического знания того или иного рода деятельности. Если говорить о методике проектов в частности, то его можно обозначить как способ организации процесса познания учебного материала. Когда речь идет об этом методе, то чаще всего имеется в виду то, что поставленная цель реализуется при помощи тщательной детальной разработки технологии (проблемы), завершающейся вполне осмысленным, осязаемым результатом, которым можно применять на практике. Именно это и является положительной стороной в использовании методики проектов в школе. Результат деятельности обучаемого можно осмыслить, увидеть и применить в реальной жизни. Для того, чтобы достигнуть положительного результата, нужно научить студентов или школьников самостоятельно рассуждать, мыслить и принимать решения, используя для этого знания из различных сфер деятельности, умения создавать причинно-следственные связи.
Очень часто метод проектов направлен на самостоятельную работу учащихся — парную, индивидуальную или групповую, которую ребята способны выполнить на протяжении заранее выделенного промежутка времени. Очень часто данный метод приводится в сочетании с иными групповыми методами. Метод проекта должен обязательно решать какую-либо проблему, которая предусматривает использование различных средств обучения с одной стороны и необходимость применения различных знаний на практике, с другой. Результатом применения метода проектов должны являться осязаемые решения задач, например, готовый к использованию результат. В контексте рассмотрения метода проекта как педагогической технологии, можно отметить, что она предполагает собой использование поисковых, исследовательских и иных проблемных методов, которые в большинстве случаев являются творческими.
Существуют определенные требования, которые необходимо учитывать во время работы с методом проектов. Среди них можно отметить:
наличие проблемы, которая в научном и исследовательском смысле наиболее значима и требует наличия интегрированного знания для её решения (например, создание ряда репортажей из разных точек мира, объединенных общей тематикой; исследование проблемы демографического роста населения планеты; влияние осадков; влияние жаргонных выражений на состояние современного русского языка);
теоретическая, практическая, нравственная, познавательная значимость результатов, полученных после применения метода проектов (к примеру, информационный доклад в соответствующие службы о тенденциях демографического развития того или иного региона Земли, возможных причинах этого состояния и его последствиях; выпуск газеты, журнала или иного печатного издания с репортажами; план мероприятий по охране лесов; написание эссе на тему «Согласны ли вы с утверждением Е.Базарова из романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», что «природа не храм, а мастерская, а человек в ней работник»?;
самостоятельная работа учащихся;
структурирование основной части работы над проектом с указанием итогов;
применение на практике методов исследования, которые основываются на использовании определенной последовательности действий:
нахождение проблемы и определение вытекающих исследовательских задач (возможно использование таких методов, как «круглый стол» и «мозговая атака»);
выдвижение возможных гипотез решения этих задач;
совместное обсуждение исследовательских методов (статистических, наблюдений, экспериментальных);
обсуждение и выбор оформления итога работы (защита реферата, презентации, отчета и т. д.);
систематизация собранных результатов и их анализ;
оформление результатов, подведение итогов;
озвучивание выводов, полученных в результате проделанной работы.
Все проекты можно подразделить на несколько типов в зависимости от типологических признаков:
преобладающие в проекте виды деятельности: поисковый, исследовательский, творческий, прикладной, ролевой, ознакомительно-ориентировочный;
предметно-содержательная область: межпредметный проект и монопроект;
характер контроля за проектом: скрытый или непосредственный;
количество участников проекта;
характер контактов (межклассовые, межшкольные, международные);
длительность проекта.
Реализация на практике метода проектов ведет к коренному изменению позиции преподавателя. Он из носителя знаний превращается в организатора познавательного процессии и исследовательской деятельности учеников. Также в корне меняется психологический климат аудитории, в которой проходит обучение с использованием метода проектов, который меняет деятельность учителя из учебно-воспитательной в организаторскую.
Не стоит забывать и о необходимости внешней организации метода проектов, так как без этого не получится достоверно отслеживать их сбои и эффективность, а также необходимость своевременной коррекции. Характер организации в большинстве случаев зависит от вида проекта, а также от его темы. Если проект представляет собой решение научно-исследовательской задачи, то он должен обязательно включать в себя этапность проведения.
Если говорить об общих подходах к изучению структуры проекта, то можно отметить, что начинать проект нужно обязательно с выбора типа и тематики проекта и количества участников. Затем преподаватель придумывает проблему, которая потом будет решаться учащимися. Ученики должны коллективно её рассмотреть и решить, каким методом она будет решена. Затем ученики разделяются на группы и занимаются самостоятельным решением поставленной задачи. И, наконец, завершающим этапом будет защита проектов и оппонирование. В завершение ученики должны высказать своё мнение и сделать свои собственные выводы.
Особое место в образовательной деятельности учебного заведения занимают телекоммуникационные международные и региональные проекты. Очень интересны международные проекты в процессе обучения иностранному языку, с их помощью, создаются условия для реального межкультурного общения.
Под учебным телекоммуникационным проектом преподаватели понимают совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, организованную на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение совместного результата.
Решение проблемы, которая заложена в любом проекте, всегда требует привлечения интегрированного знания. Но в телекоммуникационном проекте, особенно международном, требуется, как правило, более глубокая интеграция знаний, предполагающая не только знания собственно предмета исследуемой проблемы, но и знания особенностей национальной культуры партнера, особенностей его мироощущения. Это всегда диалог культур.
Международные проекты, которые проводятся на английском языке, целесообразно включать, если позволяет программа, в структуру содержания обучения для данного класса, курса и соотносить его с той или иной темой устной речи и чтения. Таким образом, выбранная тема для телекоммуникационного проекта будет органично вписываться в систему обучения, включая весь программный языковой материал. Если международный проект предусматривается по другим предметам школьной программы, который также должен выполняться на английском языке, но который не соответствует программному материалу по английскому языку, то такой проект выполняется во внеклассной работе, как правило, не всей группой, а отдельными учениками.
Таким образом, следует отметить, что новые информационные технологии в образовании — это синтез уже существовавших ранее и современных компьютерных технологий. Всё это помогает образованию двигаться вперед по пути совершенствования.
Литература:
Полат, Е. С. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика//Е. С. Полат — М.: Инфра-М, — 2010г. — 375 с.
Полат, Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования//Е. С. Полат — М.: Норма, — 648 с.
Полат, Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка/Иностранные языки в школе — № 2–2008 г.
Полат, Е. С. Типология телекоммуникационных проектов//Наука и школа — № 4–2009 г.