В настоящей статье рассматриваются основания для применения сотрудниками полиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, проводится анализ нормативно-правовой базы и выделяются проблемы в данной области.
Ключевые слова: сотрудник полиции, физическая сила, огнестрельное оружие, специальные средства.
В Российской Федерации из-за усложнения криминогенной ситуации появляется острая нужда практических подразделений органов внутренних дел в подготовленных сотрудниках, которые имеют не только теоретические знания, но и сформированные профессиональные навыки.
Сотрудники ОВД проходят специальную подготовку и периодическую проверку к действиям в условиях, когда требуется применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
При задержании лица, которое подозревается в совершении общественно опасного деяния, сотрудник полиции должен учитывать ряд обстоятельств, в том числе: опасность преступника (наличие у него оружия, физические данные, психическое состояние и т. д.); количество лиц, подлежащих задержанию; наличие времени для подготовки к задержанию и возможности привлечения к этой операции других нарядов полиции; место задержания преступника (многолюдная улица, замкнутое помещение, открытая местность) и другие обстоятельства [1].
Федеральный закон «О полиции» предусматривает случаи, когда требуется применение сотрудниками полиции огнестрельного оружия (части 1 и 3 ст. 23), при анализе, можно сделать вывод, что действия сотрудника полиции зависят от того, на какой объект происходит воздействие. В соответствии с ч. 1 ст. 23 закона объектом воздействия является лицо, совершающее общественно опасное деяние [2].
Объектом воздействия при применении оружия по ч. 3 ст. 23 Федерального закона «О полиции» являются транспортное средство, животное, психика человека, и др.
Первым основанием (п. 1 ч. 1) применения сотрудниками полиции огнестрельного оружия является защита другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья [3].
Вторым основанием (п. 2 ч. 1) применения огнестрельного оружия является пресечение попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством полиции, специальной и боевой техникой, состоящими на вооружении полиции.
Третьим основанием (п. 3 ч. 1) применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции является освобождение заложников.
Следующим основанием является (п. 3 ч. 3) разрушение запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в жилые и иные помещения по основаниям, предусмотренным статьей 15 Федерального закона «О полиции».
Самым распространенным видом огнестрельного оружия, состоящим на вооружении полиции, является пистолет Макарова «... предназначен для поражения противника на коротких расстояниях» [4].
Из всего вышеперечисленного, можно сделать вывод, что главной задачей применения огнестрельного оружия является поражение определенного лица или лиц, производимое для достижения цели, определенной конкретным условием применения огнестрельного оружия, соответствующим части 1 статьи 23 Федерального закона «О полиции».
Служба в органах внутренних дел предполагает также и возможность легального применения насилия в определенных границах в целях пресечения преступлений и иных правонарушений.
Принципиально важно при квалификации подобных фактов определить два ключевых момента: было ли у сотрудника основание для применения насилия и если да, то соблюдены ли допустимые пределы такого насилия.
В частности, нарушение уголовного и уголовно-процессуального закона может выражаться в такой квалификационной ошибке как игнорирование факта общественной опасности и действительности посягательства.
Конкретным примером является следующее, оперуполномоченный уголовного розыска Н. был осужден за убийство при превышении пределов необходимой обороны и покушение на убийство при превышении пределов необходимой обороны (статья 105 и статьи 15 и 105 УК РСФСР 1960 года). На данного сотрудника попытались напасть. Президиум Московского городского суда, отменяя обвинительный приговор, сослался на то, что по делу не была дана оценка характеру опасности, которая имела место в отношении Н., и обстановке, при которой было совершено нападение.
Такие правоприменительные ошибки приводят к тому, что сотрудники ОВД применяют огнестрельное оружие только в самых крайних случаях.
Отсюда возникает важная проблема о возможности распространения на полицейских действия части 21 статьи 37 УК РФ, касающейся пределов причинения вреда при необходимой обороне в условиях неожиданности посягательства.
В связи с этим можно предположить, что проблема неприменения оружия связана с опасениями неправильной оценки их действий со стороны проверяющих органов.
Таким образом, при уголовно-правовой оценке применения полицейскими огнестрельного оружия, физической силы, а также специальных средств и в настоящее время учитывается и соблюдение ими положений Закона о полиции.
Проанализировав нормативно-правовую базу, можно сделать вывод, что нормативно-правовое обеспечение применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия у всех ведомств, за которыми закреплена на законодательном уровне возможность их применения, прослеживается общая линия нормативно-правового регулирования, отличия обусловлены спецификой выполняемых задач.
Для усовершенствования нормативно-правовой базы по применению физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками ОВД, следует закрепить на законодательном уровне такие способы, как применение фото, аудио- и видео- фиксацию происходящего, исключая случаи применения данных средств, если это нарушает доступ хранения государственной тайны.
Литература:
- Глушков, M. P. Проблемный аспект применения физической силы при проведении оперативно-розыскных мероприятий // Оперативник. — 2017. — № 1 (42). — С. 11.
- Сергиенко, А. С. Применение огнестрельного оружия сотрудниками полиции // Сборник материалов Всероссийской заочной конференции с международным участием. — Краснодар: Изд-во Краснодар. ун-та МВД России, 2021. — С. 158.
- Викторова, Т. В. К вопросу о применении оружия сотрудниками уголовно-исполнительной системы // Вестник института. Научно-практический журнал. — Ухта, 2020. — № 2 (26). — С. 64.
- Алтухова, Е. А. Вопросы правового регулирования применения сотрудниками УИС физической силы, специальных средств и оружия // Актуальные проблемы уголовно-исполнительного права и исполнения наказаний. — Рязань, 2022. — С. 183.