Перспективные возможности игромастерства в развитии сюжетно-ролевой игры дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №33 (480) август 2023 г.

Дата публикации: 21.08.2023

Статья просмотрена: 33 раза

Библиографическое описание:

Чуева, И. В. Перспективные возможности игромастерства в развитии сюжетно-ролевой игры дошкольников / И. В. Чуева, Е. Н. Ходячих, О. В. Котлярук. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 33 (480). — С. 200-202. — URL: https://moluch.ru/archive/480/105453/ (дата обращения: 18.12.2024).



Каждому взрослому приятно наблюдать за игрой ребенка, где он строит диалог и разворачиваются события, которым ребенок находит собственное решение. Играя самостоятельно или со сверстниками, ребенок получает новые эмоции, проходит обучение навыкам общения и учится контролировать себя, имеет возможность познать жизнь взрослых, делает самостоятельные открытия, решает собственные проблемы, т. к. именно в игре появляется возможность понять себя и построить путь к самооздоровлению и гармоничному воспитанию ребёнка.

Выполняя различные игровые действия, происходит развитие всех психических процессов и успешное взросление ребенка. Благодаря предметно-манипуляционной деятельности до трех лет, ребенок был поглощен действиями с предметом, постепенно у ребенка возрастает потребность в полноценном игровом общении, что приводит к расширению спектра игровых умений и игра становятся богаче и разнообразнее, усложняются способы построения — впервые возникает игра с сюжетом, где дети воспроизводят определенные роли и отношения, что помогает успешному психическому развитию детей.

Однако можно встретить детей, не умеющих играть, которым необходима помощь взрослых и близкого окружения: родители, воспитатели. Внутренняя зажатость мешает им включиться в процесс игры и понять воображаемый сюжет. Такие дети проявляют трудности полноценного взаимодействия с социумом, им сложно общаться, они не могут сделать первый шаг, чтобы попробовать себя на новом поприще. Они не получают необходимого развития.

Педагогам детского сада важно вовремя прийти на помощь таким детям, чтобы поверить в себя и повысить интерес к игровому взаимодействию в начале с педагогом, и постепенно включать во взаимодействие с детьми в малых группах.

Важно проявить интерес к чувствам ребенка, понять мир его ощущений и интересов. На начальном этапе мы наблюдаем к каким игрушкам проявляет ребенок интерес и о чем он рассказывает нам, какими переживания делится.

Не все дети сразу готовы пустить взрослого в свою игру. Здесь важно не настаивать, необходимо побыть рядом в качестве пассивного наблюдателя и понять его игру, его интересы.

Нам важно осознать, насколько ребенок психологически готов к игре, т. е. проявляет способность воспринимать разные (условные и реальные) позиции себя и партнера по игре. Активное наблюдение за игровой деятельностью детей помогает педагогу увидеть проблемы в развитии воображения и речи ребёнка, и оказать специальное педагогическое воздействие, что в дальнейшем обеспечит правильное и своевременное развитие не только игры, но подготовит ребенка к жизни в обществе.

В процессе взаимодействия с ребенком обязательно наступает момент, когда ребенок начнёт вносить в игру свои идеи и определит роль свою и роль взрослого. Здесь важно не нарушать детский сценарий, важно идти за детским замыслом.

По ходу игрового замысла педагогу хорошо задавать вопросы и строить с ребенком диалог, показывая свою заинтересованность в нём. Можно попросить ребенка дать вам игрушку и спросить, какие действия с ней можно сделать. Так мы исследуем игру ребенка, узнаем правила и мир его интересов и ощущений.

Педагогу необходимо побудить ребенка к действию с предметами и постепенно выстраивать логическую цепочку реальных действий. Вместе с ребенком в начале игры необходимо обозначить свои роли и в ходе игры и совершать соответствующие им действия. Если ребенок испытывает затруднения в процессе игры или слабо проявляет инициативу в собственных действиях, взрослому необходимо его направлять (подумай, как бывает; что может произойти дальше?), но не давать готовых действий, предоставляя возможность освоить действия самостоятельно. Постепенно количество действий и логика событий расширяются соответственно игровой ситуации.

Воспитатель является непосредственным участником действия, проявляя тактичность и чуткость, соблюдая меру собственной активности. Взрослому важно понять, когда необходимо выполнить роль ведущего, когда подыграть детям, а когда ограничиться скрытым наблюдением («уйти в сторону»). Здесь важно соблюдать баланс, увидеть и поощрить инициативу детей их творческую активность.

Необходимо потратить время, но результат порадует нас, когда ребенок создаёт игру сам, взаимодействует с играющими детьми и воспроизводят в ней то, что им близко и интересно, где на первый план выступают действия ребенка в воображаемой ситуации.

Креативные способности воспитателя и его игровая компетентность: умение играть и заражать детей своими эмоциями, открытость, артистичность, и конечно серьезное отношение к игровому взаимодействию, помогают детям поверить в созданную педагогом ситуацию и прожить ее вместе.

Играя, ребенок раскрывает определенную роль и выполняет действия героя игры, осуществляет поступки, присущие выбранному персонажу. Постепенно у детей появляется специфическая ролевая речь, наполненная эмоциональным характером героя.

Педагог знает проблемы и затруднения, которые испытывают дети и при распределении ролей он обязательно учитывает их личные возможности, что поможет детям решить проблемы индивидуального характера. Внимательное отношение к возможностям детей в последствии поможет им справиться с трудностями.

С октября прошлого года, по причине напряженной обстановке на границе, детские сады в городе Белгород работали в режиме дежурных групп. В нашем ДОУ была организована работала в режиме дежурных групп. В данных условиях дети посещали разновозрастную группу, что оказало положительный эффект на развитие игровой деятельности детей средней группы. Общение с детьми обладающими более высокими уровнем игры, когда младшие дети, наблюдая и подключаясь на доступном уровне, проникаются в целом «духом игры» со старшими детьми, которые используют все возможные способы построения игры.

Такой опыт взаимодействия послужил естественным механизмом передачи игровой культуры поколению младших детей. Так младшие дети накапливали игровой опыт: в плане игровых умений, в плане конкретной тематики игр; а прейдя в старшую группу воспитанники средней группы имели широкий игровой опыт.

Сейчас мы наблюдаем у воспитанников проявление творчества и радость в процессе сюжетно-ролевых игр. И можем сделать вывод, что педагогические возможности игрового взаимодействия и общение с детьми старшего дошкольного возраста — лучшие учителя игры, где каждый ребенок является активным членом коллектива и может справедливо оценить действия и поступки своих товарищей и свои собственные.

Литература:

  1. Воспитание детей в игре. / Сост. Бондаренко А. К., Матусик А. И. — М.: Просвещение, 1983. — 192 с.
  2. Жуковская Р. И. Руководство сюжетно-ролевыми играми дошкольников. М., 1965.
  3. Запорожец А. В. Проблемы дошкольной игры и руководства ею воспитательных целях. // Игра и её роль в развитии ребёнка дошкольного возраста. Сб. научных трудов. — М., 1978–321 с.
  4. Солнцева О. В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей. — СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010.-176 с.
  5. Комарова Н. Ф. Руководство игрой. Нижний Новгород, 1991.
  6. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре. / Под ред. Т. А. Марковой. — М., 1982 -145 с.
  7. Михайленко Н. Я. Короткова Н. А. Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду. — М., 1997 -127 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, действие, игра, игровое взаимодействие, возможность, игра ребенка, игровая деятельность детей, интерес, процесс игры, режим дежурных групп.


Похожие статьи

Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста

Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры

Влияние театрализованной игры на формирование личностных компетенций ребенка-дошкольника

Развитие познавательно-исследовательской деятельности у старших дошкольников через технологию детского экспериментирования

Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей старших дошкольников

Формирование коммуникативной компетентности у детей с ОНР в процессе организации сюжетно-ролевой игры

Воспитание доброжелательности у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх

Использование ТРИЗ-технологии в развитии нестандартного мышления дошкольников

Роль современных технологий в развитии коммуникативно-музыкальной личности дошкольника

Условия развития положительных взаимоотношений дошкольников в сюжетно-ролевой игре

Похожие статьи

Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста

Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры

Влияние театрализованной игры на формирование личностных компетенций ребенка-дошкольника

Развитие познавательно-исследовательской деятельности у старших дошкольников через технологию детского экспериментирования

Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей старших дошкольников

Формирование коммуникативной компетентности у детей с ОНР в процессе организации сюжетно-ролевой игры

Воспитание доброжелательности у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх

Использование ТРИЗ-технологии в развитии нестандартного мышления дошкольников

Роль современных технологий в развитии коммуникативно-музыкальной личности дошкольника

Условия развития положительных взаимоотношений дошкольников в сюжетно-ролевой игре

Задать вопрос