Воля личности в современной психологии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №33 (480) август 2023 г.

Дата публикации: 17.08.2023

Статья просмотрена: 1177 раз

Библиографическое описание:

Михалькова, Е. И. Воля личности в современной психологии / Е. И. Михалькова, С. А. Радченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 33 (480). — С. 95-104. — URL: https://moluch.ru/archive/480/105457/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье исследуются воля и волевая регуляция личности. Используя научные наработки современных ученых, авторы выделяют механизмы волевых процессов. Отмечается, что волевые качества личности в рамках профессиональной деятельности проявляются по-разному, поскольку существует множество факторов в зависимости от характера деятельности, степени сложности профессиональных задач и необходимости проявлять волевые способности. Подчеркивается, что проявление воли происходит тогда, когда человек сознательно ставит перед собой более сложные задачи в планировании достижения цели и, реализуя их, выбирает те альтернативы, которые требуют максимальных волевых усилий. Крое этого, говорится о то, что понятие «воля» следует понимать как высокоразвитые интеллектуальные способности, постоянное психологическое развитие личности, способность управлять своими побуждениями, умение мотивировать себя, планировать и достигать поставленных целей, а также быть свободным в действиях, но не стремление к удовлетворению своих удовольствий.

Ключевые слова: волевая регуляция, воля, действие, качество, волевая сфера личности, волевое действие, волевой акт, волевое поведение.

По мнению Л. С. Выготского, психологический феномен «воля» требует глубокого изучения, так как именно волевая регуляция личности позволяет полноценно функционировать ряду психических механизмов, поскольку воля, как внутренняя свобода, освобождает данные функции от зажимов [10].

Стоит отметить научный вклад в изучение воли таких исследователей как Б. Г. Ананьева, Д. Д. Барабанова [3], В. Б. Батоцыренова [6], Л. И. Божович [46], И. В. Боязитову [7], Л. С. Выготского [10], В. А. Иванникова [15], С. Л. Рубенштейна [30], Т. Н. Султанова [33], В. Н. Шляпникова [40], Т. И. Шульгу [44], К. Г. Эрдынееву [6]. Эти и другие исследователи психологии описывают различные аспекты проявления волевой функции личности. Сходства и различия в изучении волевой сферы личности будут освещены далее.

Анализируя историю становления проблематики в контексте исследования психологического феномена, «воля» можно выделить два важных аспекта, которые непосредственно формируют проблему изучения, — это изучение волевой сферы личности и детерминация активности. Объяснение психологической сущности воли осуществляется с редукционистских позиций, подразумевающих под собой системное понимание и исследование этого феномена [49].

В европейской философии воля трактуется через призму двух идей [47]:

1) как способность к разумному выбору и детерминации поведения. (Аристотель, Платон, Плотин, стоики и другие).

2) как метафизическая онтологическая причинность, которая является основным свойством всего сущего, трактуемым в рамках волюнтаризма. С точки зрения данного подхода, воле приписывается некая самостоятельность по отношению к разуму и аффекту, причинность проявления различных душевных состояний, чувств, эмоций и поведения. (Августин, Э. Гартман, Д. Скотт, Фихте, Шопенгауэр и другие [47].

В отечественной философии понимание «воли» ассоциируется с вопросами свободы выбора, моральным самоопределением и как продолжение божественной воли.

В зарубежной психологической науке изучение воли развивалось в рамках структурализма, функционализма и Варцбюргской школы. Различия их подходов обусловливались отличительными взглядами на сущность воли с позиций основного предмета исследований данных психологических направлений. Общим моментом в определении воли было выделение в структуре волевого акта элемента борьбы мотивов. Если у В. Вундта основанием мотива является чувство, а его побудительная сторона связана с представлением [49], то Н. Ах выделяет в мотиве представление о цели и переживание возможности её достижения, а волевое действие связывает с усилием и его переживанием. У. Джеймс выделяет в волевом акте четыре компонента [47]:

1) источник побуждения, в основе которого всегда лежит идея;

2) запрет, подразумевающий под собой санкции на различные действия, исходящие из решения удовлетворения своих потребностей, обусловленных побуждениями;

3) механизм, тормозящий побуждения в рамках природно-биологических потребностей;

4) механизм, запускающий процесс аккумулирования идеальных побуждений.

Данные теоретические концепции обращены на изучение структурной организации воли как механизма детерминации поведения. При этом Х. Рорахер подчёркивал влияние всех компонентов структуры на волевой акт и невозможность сведения воли к мотивации [20].

В психоаналитической концепции воля рассматривается с позиции функции энергизации активности субъекта (К. Г. Юнг, Р. Ассаджиолли и др.). Психологическое Эго личности управляет основными функциями в структуре психики непосредственно с помощью воли, которое обусловлено энергией Я.

Д. В. Вдовина, ссылаясь на работы Р. Ассаджиолли, выделяла две волевые функции:

1) интеграцию энергии влечений в Я;

2) интеграционный механизм управления элементами личности, направленный на построение разумного поведения, исключающего насилие над самим собой [2].

Современная западная психология характеризуется прагматичностью в отношении исследования волевой сферы личности. Воля рассматривается не как отдельная психическая способность самопреодоления человека, а как качество или аспект его поведения. Акт воли характеризуется четырьмя основными положениями:

1) сосредоточение внимания на одной цели;

2) подбор и анализ взаимозаменяемых решений задач;

3) выбор оптимального решения задачи;

4) проявление упорства и настойчивости на пути достижения цели [49].

Сторонники эго-психологии рассматривали волю в связи с обеспечением контроля над влечениями и нормативностью поведения. Ю. А. Скроцкий в своих работах утверждает, что феноменолог В. Дильтей основой воли считал долженствование, источником которого является религиозно-нравственное развитие личности [47].

Возврат к исследованию феномена воли как такового, наметившийся в зарубежной психологии, был обусловлен попытками найти выход из методологического тупика, в котором оказались сторонники объяснения детерминации поведения с позиций когнитивных и мотивационных теорий, оказавшиеся бессильными в раскрытии природы сложных форм поведения, подчинённого цели в условиях повседневности. Приведём описание следующих комплексных функций, которыми, по мнению некоторых сторонников изучения воли, наделён данный феномен:

а) поддержание активности исполнительных мотивов при формировании необходимых внешних условий для их реализации, энергетическое обеспечение исполнения намерений и контроль выполнения деятельности;

б) механизм формирования и поддержания благоприятных условий для достижения цели, основанный на самоконтроле, осуществляемом с участием многих компонентов и факторов;

в) конструкт самосознания, контролирующий выбор и осуществление деятельности человека, на уверенности в своих способностях и их осознании, самоконтроле, личностных убеждениях и долженствовании, системе ценностей и интересов [32].

Изучение волевой сферы личности как рациональной особенности личности, которая позволяет человеку контролировать и моделировать свое поведение и психические процессы, в отечественной психологии представлено в работах Б. Г. Ананьева [1], Л. И. Божович [46], Е. П. Ильина [20], Т. И. Чедовой [36] и др.

И. М. Сеченов основным элементом волевого акта называл задержку непосредственного моторного импульса, механизм которого способствует развитию мышления и моральной мотивации личности, которые, наряду с желаниями и страстями, в дальнейшем становятся инструментами принятия решений к деятельности [31].

А. Ф. Лазурский связывает волевой акт с осознанностью желаний и влечений, которая позволяет разумно взвешивать разнонаправленные мотивы, осуществляя выбор. Важную роль в деятельности, по А. Ф. Лазурскому, играют личностные способности, наклонности и качества характера, решительность и скорость принятия решений, наличие главного жизненного мотива и др. [47].

С. Л. Рубинштейн рассматривал волю в контексте реализации всей программы жизнедеятельности человека, базирующейся на мотивах, наклонностях, морально-нравственных категориях личности. Он также подчёркивал социальную обусловленность детерминант волевого поведения [30].

А. Н. Леонтьев подчёркивал личностное содержание в основе волевого поведения и выделил идеальные мотивы как важную детерминанту волевой активности. Он описал ощущение волевого усилия, которое связывал с противоречием тонического мышечного напряжения, сопровождающего готовность человека к определённой деятельности, обусловленной реакцией на ситуацию на уровне индивида (физиологическом уровне), содержанию другой целенаправленной сознательной деятельности, осуществляемой на фоне вышеуказанного состояния, руководствуясь сознательным решением [23].

Малоизученными являются вопросы о реальных механизмах волевой сферы в процессе жизнедеятельности человека, об акте воли и ее месте в мотивированном процессе принятия решений, который способствует самопреодолению. Именно этот подход следует рассматривать как способ перехода от объяснительного понимания волевой сферы личности к научному пониманию.

Продолжительное время проблема воли и ее места в жизнедеятельности человека не изучалась как центральная проблема. Причиной этого является отсутствие четкого определения понятия «воля». В связи с этим оно часто заменяется синонимическими понятиями, отсутствие четкого методологического подхода в изучении воли, а также комплексного подхода в ее диагностировании. Названные проблемы возникают из-за того, что часто проблема воли просто отрицается и подменяется такими понятиями, как контроль поведения в зависимости от потребностей, мотивов, целей и задач личности [8].

Чтобы достичь успеха в изучении воли, надо исследовать те реальности, которые ее характеризуют:

а) порождение волевых действий, т. е. действий, осознанно принимаемых человеком к исполнению, но лишенных достаточной мотивации (обратная задача — торможение неприемлемых действий);

б) выбор из равно привлекательных мотивов, целей, действий, желаний;

в) намеренная осознанная регуляция исполнительных действий и различных психических процессов.

Как самостоятельную реальность в ХХ веке выделили еще набор волевых качеств личности, который тоже объяснялся наличием воли.

Самым известным механизмом волевой регуляции считается волевое усилие. Утверждается, что для преодоления препятствий человек мобилизует все свои возможности и через это волевое усилие осуществляет действие.

Объяснение механизма волевых действий было предложено психологом Ш. Н. Чхартишвили. Он считал, что у человека есть специальные мотивы волевых действий. Такими мотивами являются общественные ценности, которые человек принимает как свои и действует ради них.

Необходимо выделить отличительные признаки (критерии) волевой регуляции:

1) полное отождествление обоих понятий по содержанию;

2) произвольность понимается как первая начальная стадия развития воли и волевой регуляции;

3) волевая регуляция — часть произвольной регуляции, а именно — произвольная регуляция действий в условиях преодоления препятствий;

4) волевая и произвольная регуляции рассматриваются как два независимых вида регуляции. При этом отличительным признаком волевой регуляции является использование моральной регуляции [37].

В. Н. Шляпников отмечает, что на сегодняшний день отсутствует общепринятый подход к определению воли [41]. При этом автор отмечает, что термин «воля» является нерасчлененным понятием в современной психологической науке. Вместе с тем В. Н. Шляпников делает акцент на то, что данный психологический феномен объединяет в себе проблемы в области детерминации поведения, определения и формирования действий, их дальнейшую реализацию, преодоление различных препятствий, а также управление психическими состояниями и процессами.

П онятие и сущность волевой сферы личности

Человек, по мнению В. И. Моросановой, постоянно выполняет те или иные действия, которые можно разделить на две группы:

1) произвольные;

2) непроизвольные [24].

Их отличием является тот факт, что произвольные действия осуществляются под сознательным контролем и требуют приложения определенных усилий для достижения осознанно поставленной цели. Усилия, прилагаемые в осуществлении произвольных действий, называются волей.

Волевые действия осуществляются человеком после сознательно поставленной цели. Другими словами, человек сначала ставит перед собой задачу, планирует действия по ее достижению и приступает к ее реализации. Так, чтобы человек достиг успехов в учебе, он должен осознавать цель учебного процесса, уметь организовать свою деятельность для ее достижения [6].

Волевое действие всегда имеет мотивацию. Мотив — это то, что побуждает человека к действию. В качестве таких мотивов могут выступать личностные потребности, чувства и интересы [19].

Четкое представление цели, понимание и осознание заданий, важность их выполнения пробуждает в человеке силу, энергию и решительность в выполнении деятельности. Чем большее значение имеет для человека достижение той или иной цели, тем большую энергию и упорство она вызывает.

Стремление человека может проявляться в виде влечений, которые чаще всего невыразительны и мало осознанны. Такие действия, как правило, не ведут к целенаправленному волевому действию.

Человек осознает свои влечения, которые потом превращаются в желания. После этого человек приходит к стремлению направить свою деятельность в определенное русло.

Д. Д. Барабанов склоняется к идее о том, что осознание цели — половина пути, далее человек должен увидеть средства и способы ее достижения. Определяя нужные пути и способы, человек глубже осознает свои стремления. Глубоко осознанное человеком стремление позволяет отчетливо представить не только цель деятельности, но и способы ее осуществления, что обусловливает активное желание [4].

X. Хекхаузен, указывает на то, что изучение развития мотивационной сферы и опосредование поведения осуществляется как исследование двух независимых явлений. Несмотря на это, отмечаются общие тенденции в их развитии. Так общая тенденция развития воли и произвольности в поведении заключается в перемещении регулятора поведения с конца действия к началу [35].

В волевой сфере личности выделяют следующие качества:

  1. Сила воли — качество, проявляющееся на всех этапах волевого акта, и зависит от того, от чего готов отказаться человек ради чего-то;
  2. Устойчивость воли — степень проявления волевых усилий в однотипных ситуациях;
  3. Широта воли — количество видов деятельности личности, в которых прилагаются волевые усилия;
  4. Целеустремленность — сознательная готовность отказаться от чего-либо ради достижения цели;
  5. Инициативность — стремление строить планы на будущее и способствовать их реализации;
  6. Самостоятельность — способность действовать, исходя из личных суждений и убеждений, не поддаваясь влиянию со стороны;
  7. Выдержка — способность подавить чувства и эмоции в ситуациях, требующих объективного отношения;
  8. Решительность — способность принимать твердые решения, быстро переходить от решения к его реализации;
  9. Энергичность — приложение основных сил на решение поставленной задачи;
  10. Настойчивость — умение двигаться к цели на протяжении длительного времени.
  11. Ответственность — готовность выполнять свой долг, действовать согласно общественным правилам и нормам и нести ответственность за собственные слова и поступки;
  12. Дисциплинированность — сознательное подчинение своего поведения установленным правилам [26].

С. И. Зудов считает, что современная психологическая наука рассматривает волевую регуляцию как одну из форм произвольной регуляции и определяет ее высшей психической функцией. Воля регулирует деятельность на личностном уровне. Она является инструментом самопреодоления человека, стремящегося к отстаиванию своих ценностных установок и преодолевающего различные трудности и преграды. Так можно отметить, что волевая сфера личности выступает движущим механизмом в процессе самоопределения и выполняет три основные функции:

1) самоопределение;

2) самоактуализация;

3) самореализация.

Волевая сфера личности влияет на координацию волевых регуляторов и является инструментом продуктивного функционирования человека в ситуациях, требующих самопреодоления [12].

Волевое усилие всегда возникает в напряженной деятельности, которая возникает в условиях стрессового характера, а с другой стороны — в условиях высокой мотивации к достижению успеха, в процессе определения ключевых моментов в достижении цели.

В. А. Иванников выделил три группы волевых качеств личности:

1) морально-волевые качества (ответственность, обязательность, энергичность, инициативность, самостоятельность, дисциплинированность);

2) эмоционально-волевые (целеустремленность, выдержка, терпение, спокойствие);

3) собственно волевые (смелость, мужество, решительность, настойчивость) [14].

М. Я. Басов считает, что слабость воли связывают с одной или несколькими причинами, среди которых:

а) отсутствие конкретных целей;

б) отсутствие направленности на идеалы и стандарты;

в) нерешительность, возникающая в результате быстрого переключения от одного мнения к другому;

г) неспособность сделать выбор между альтернативными вариантами;

д) неспособность противостоять желаниям и побуждениям, которые мешают достижению цели [5].

Воля проявляется в способности человека к созданию дополнительного мотива к деятельности и волевой регуляции, а также в управлении деятельностью и поведением личности, овладении собой. Явление воли тесно соприкасается с мотивационной сферой личности, где представляет собой произвольную функцию человека. С точки зрения мотивационной сферы личности, воля — это способность человека к активизации рациональной деятельности или усилению мотива. При дефиците воли деятельность осуществляется посредством возникающих преград без желания к самопреодолению.

Волевые качества личности также можно рассматривать через следующие характеристики [45]:

  1. Локус контроля — склонность человека переносить ответственность за свои действия на внешние обстоятельства или собственные способности. Следовательно, выделяют два подтипа локуса контроля:

а) интернальный — готовность брать ответственность за совершенное на себя;

б) экстернальный — склонность переносить ответственность за совершенное на внешние обстоятельства.

Необходимо отметить, что к волевым качествам относится интернальный локус контроля, проявляющийся в самостоятельности действий и готовности личности нести ответственность за принятые ею решения.

  1. Склонность к риску — степень готовности человека идти на риск в ситуациях, неопределенных относительно успеха и неудачи. Рискованное поведение — проявление воли, которое обусловлено двумя типами мотивации:

а) мотивация на успех с игнорированием возможности потерпеть неудачу;

б) мотивация избегания неудач, проявляющаяся в готовности личности пренебречь возможностью добиться успеха ради ухода от возможных неудач.

Для подростков идеалом является человек, который обладает волевыми качествами, он становится для них эталоном, примером для подражания. Развитие волевых качеств у подростков связано с их интеллектуальным развитием, развитием мотивации и личностной рефлексии. А. И. Высоцкий отмечает, что в подростковом возрасте происходит перестройка волевой активности. В отличие от младших школьников подростки чаще обращают внимание на свое поведение и его регуляцию, основываясь на внутренней стимуляции. В то же время, волевая активность подростков недостаточно сформирована из-за общей активности [45].

Результаты исследований Д. В. Вдовиной показали следующие характеристики волевой сферы у подростков-спортсменов [9]:

  1. Высокая мотивация зависит от настойчивости и внимательности, поскольку подростки увлечены своей деятельностью. У них также наблюдается высокая энергичность на протяжении значительной части дня, несмотря на возникающие трудности и препятствия.
  2. В зависимости от типа спорта изменяются показатели ответственности и внимательности. Ответственность спортсменов зависит от организационных моментов, степени самостоятельности и инициативности, а также требований и стандартов тренировочной и соревновательной деятельности.

Было отмечено, что чем более размеренна спортивная деятельность, тем более подростки внимательны и сконцентрированы на качестве ее выполнения.

  1. Проявление волевых качеств, таких как мотивация и инициативность, зависит от настроения подростков. Смена настроения снижает инициативность в деятельности спортсмена, что характеризуется замедленной реакцией, мышлением и снижением эмоционального отклика.
  2. Ответственность зависит от демонстративности, которая проявляется в стремлении самоутвердиться, произвести впечатление и привлечь внимание к себе. Так, когда спортсмен находится во внимании зрителей, родителей или друзей, он осознает, что публика смотрит не только за ходом игры, но и за индивидуальными действиями, точностью и качеством их выполнения. Следовательно, у индивида появляется желание не только оправдать ожидания, но и превзойти их.

Следует также упомянуть возбудимость и импульсивность в поведении. Манера общения и поведения, в данном случае, в большей степени зависит от импульса и влечения, а не от логики и адекватного оценивания своих действий.

  1. Для спортсменов с дистимной акцентуацией характерно слабое проявление целеустремлённости. Дистимики обычно сконцентрированы на мрачных, печальных сторонах жизни, что проявляется в поведении подростка, общении с окружающими, особенностях восприятия жизни.

Из этого следует, что волевые качества выступают как взаимно дополняемая структура личности. Волевая сфера подростков-спортсменов является важнейшим фактором достижения результата и профессионального роста [9].

Т. И. Шульга полагает, что, рассматривая каждое волевое качество в отдельности, можно выделить три их стабильных компонента:

1) моторный — физическое выполнение действия;

2) эмоционально-мотивационный — мотивация к выполнению действия;

3) социально-личностный — выполнение действия, согласно личностным и социальным установкам [44].

Степень выраженности волевого качества оценивается в три уровня:

1) гипоактивный — сниженный уровень выраженности волевого качества;

2) оптимальный — достаточный уровень выраженности волевого качества;

3) гиперактивный — завышенный уровень выраженности волевого качества [17].

Для гармоничного развития личности волевые качества должны выражаться на оптимальном уровне, в то время как гиперактивность и гипоактивность снижают результативность волевого действия и оказывают негативное влияние на деятельность личности.

В. Н. Шляпников утверждает, что в зарубежной психологии воля рассматривается в контексте совокупности психофизиологических процессов. С позиции отечественной психологии воля рассматривается как высшая психологическая функция. При этом автор отмечает, что волю следует понимать, как способ произвольной регуляции, благодаря которой человек имеет возможность управлять своим поведением и определенным рядом психических процессов. Подобное управление позволяет человеку решать различные задачи и, соответственно, достигать намеченных целей [39].

По мнению В. Н. Шляпникова, волевая регуляция определяет профессиональное становление личности, поскольку в процессе профессиональной адаптации происходит трансформация регуляции деятельности волевых усилий в волевых качествах. То есть в ходе трудовой деятельности у субъекта развиваются и совершенствуются способности волевой регуляции, проявляющиеся уже как устойчивая специфика личности [43].

Волевая регуляция в контексте профессиональной деятельности обусловлена индивидуально-психологическими особенностями личности, такими как: удовлетворение своей профессиональной деятельностью, готовность к самоконтролю в процессе труда, волевая активность и мотивация [45].

Вместе с тем Е. П. Ильин отмечает, что волевое решение субъект принимает в конкурирующем контексте и в условиях разноплановых влечений. В данном случае каждое отдельно взятое влечение не в силах побудить личность на принятие волевого усилия. Автор считает, что именно разноплановость и противоречивость влечений является пусковым механизмом волевого акта [20].

Точка зрения Л. С. Выготского в раскрытии понятия «воля» заключается в предположении о том, что данный феномен объединяет в себе сдерживание, самоограничение в рамках сильных влечений, сознательно подчиняя их другим, более приоритетным целям. Помимо этого, воля выступает показателем способности индивида подавлять импульсы и желания, отягощающие различные барьеры в решении поставленных задач [10].

Подобную идею в рассмотрении воли представляет и С. Л. Рубинштейн, который утверждает, что волевой акт — это усилия, которые прилагает и реализует человек на пути достижения цели [30].

По мнению Ф. Раис, волю человека следует понимать, как наличие продуманного плана, который не просто витает в фантазиях субъекта, а непосредственно реализуется в жизни человека, его действиях и поступках. Автор делает акцент на то, что действие нельзя считать волевым в случае, если оно не реализуется на практике и (или) не имеет заранее намеченного плана [29].

И. В. Плахотникова считает, что волевое действие сопровождается ощущением неудовольствия, которое формируется в процессе выполнения данного действия и в результате его выполнения. То есть волевое действие — это отсутствие эмоционального удовольствия в процессе реализации данного действия и наличие морального удовлетворения с успешным достижением поставленной цели [27].

Стоит отметить, что волевые действия чаще всего ориентированы не на то, чтобы победить в условиях конкуренции, а на преодоление самого себя.

Пример не волевого поведения можно наблюдать у импульсивных, эмоционально возбудимых и неуравновешенных людей, которые чаще всего действуют вопреки своим характерологическим и природным данным.

Е. П. Ильин отмечает, что, в сущности, психологического механизма скрывается усиление совершенствования и мотивации личности на основе регуляции своих действий. При этом основной функцией, позволяющей управлять волевыми способностями, выступает активность в соответствующей деятельности. Здесь волевое действие подразумевает под собой целенаправленное сознательное действие субъекта на пути достижения цели, в рамках которого необходимо преодолеть внутренние и внешние препятствия с помощью волевых усилий [19].

Г. П. Иванов, Е. А. Меркер, Л. И. Митюхина, полагают, что воля на личном уровне проявляется в выдержке, настойчивости, целеустремленности, энергичности и т. д. При этом авторы отмечают, что данные проявления воли следует понимать, как базовые волевые качества [18].

О. Н. Яцков считает, что воля отражается в таких личностных характеристиках как уверенность в себе, самообладание, смелость и решительность. Данные особенности личности развиваются в позднем онтогенезе, а в жизни проявляются в совокупности с характером. Поэтому эти волевые проявления называются «характерологическими» и являются вторичными качествами личности [44].

С. А. Шапкин, рассматривая волевые качества человека, отметил, что воля подразумевает под собой комплекс таких качеств как обязательность, принципиальность, дисциплинированность и ответственность. Автор считает, что формирование таких качеств происходит в подростковом возрасте. При этом в состав деятельности включение воли происходит тогда, когда субъект начинает осознавать действия, последовательность деятельности и реально оценивать ситуацию [38]. Такое положение дел позволило И. Д. Ладанову выделить следующую закономерность: для того, чтобы удержать в поле сознания конкретный объект необходима волевая регуляция, поскольку воля управляет всеми основными психическими функциями (речью, мышлением, памятью, воображением, восприятием и ощущениями) [49].

С. В. Кочеткова утверждает, что волевое действие следует понимать, как осознание человеком своей цели в контексте деятельности, её значимости и одновременно с этим подчинение данной цели практически всех своих действий. Безусловно, человеку необходимы дополнительные стимулы для преодоления последних шагов на пути к намеченной цели. Исходя из этого, автор делает акцент на то, что в этом случае процесс выполнения деятельности тесно связан с волевой смыслообразующей функцией [48].

А. Ц. Пуни, полагает, что источником волевых действий и энергии человека являются актуальные потребности личности, опираясь на которые человек приобретает смысложизненные ориентации в своей деятельности. В тоже время волевые действия могут иметь детерминированный характер, так как человек осознаёт реальную картину трудностей, которые надо преодолеть, и напряженной работой своего мышления побеждает в первую очередь себя [28].

По мнению С. Л. Рубинштейна, воля проявляется у человека, способного рефлексировать свои впечатления. Чтобы развить свои волевые качества человеку, по мнению автора, необходимо научиться подниматься над своими влечениями и, в какой-то мере абстрагируясь от них, осознавать и принимать в себе субъекта, способного отодвинуть свои влечения и сделать выбор между ними. Развитие волевого поведения следует осуществлять в трёх направлениях:

– развивать волевые качества;

– развивать способность контролировать своё поведение;

– непосредственно преобразовывать непроизвольные психические процессы в произвольные [30].

Идеи С. Л. Рубинштейна поддерживает А. И. Высоцкий, который позиционирует мыль о том, что в содержании каждого направления по мере развития воли происходят специфические преобразования в контексте феномена «воля». Эти преобразования представляют собой динамическое повышение качества процесса и механизмов волевой регуляции. Параллельно с этим происходит следующее:

– на уровне познавательных процессов воля из формы внешне-речевой регуляции трансформируется во внутри-речевые процессы;

– на уровне поведенческих аспектов волевого управления из произвольных движений отдельных частей тела преобразуется в планирование и управление сложными комплексами движений [49].

И. В. Гаврилина утверждает, что становление и развитие волевых качеств представляет собой движение от первичных к вторичным и затем к троичным волевым качествам [11].

Р. С. Немов считает, что проявление воли происходит тогда, когда человек сознательно ставит перед собой более сложные задачи в планировании достижения цели и, реализуя их, выбирает те альтернативы, которые требуют максимальных волевых усилий. В современном мире есть множество примеров того, когда человек, не обладая высококачественными задатками, добивался поставленных целей за счёт воли, упорства и работоспособности [27].

B. K. Калин в своих исследованиях представляет свою точку зрения на основе многолетних исследований: развитие волевых качеств обусловлено обогащением нравственной и мотивационной сферы. При этом включение индивида в управление механизмом качественных ценностей и мотивов, дальнейшее повышение их статуса в иерархии стимулов, способствующих деятельности, а также умение выделять и адекватно оценивать нравственную сторону совершенных поступков — всё это играет важную роль в развитии волевых качеств. В результате этого поступки становятся произвольными, а волевая регуляция сознательной [21].

По мнению В. С. Манухиной, волевое действие всегда подразумевает под собой произвольно выстроенную иерархию мотивов, где приоритет отдаётся высоконравственному побуждению, которое в случае успешной деятельности даёт человеку моральное удовлетворение. Ярким примером подобной деятельности, на наш взгляд, является победа спортсмена на международных соревнованиях, в рамках которой человек максимально аккумулирует все свои способности и, заняв призовое место, ощущает личную удовлетворенность своей деятельностью, считающейся полезной для государства [47].

Исследователи, такие как Л. С. Выготский, Е. М. Борисова, Е. П. Ильин и другие, связывают развитие воли с развитием интеллекта человека. Соответственно, высокий уровень волевой регуляции отражает в себе высокоразвитые мотивационные, интеллектуальные способности личности, а также хорошо развитое умение рефлексировать. Поэтому развитие волевой регуляции подразумевает под собой общее психологическое развитие. Если же человек не стремиться развиваться, то вместо воли формируются ригидность и упрямство [49].

Понятие и сущность феномена «воля» рассматривает в своих работах Т. Рибо, который утверждает, что этот феномен является олицетворением способностей человека, как побуждать себя к действиям, так и отказываться от побуждений. Воля — это мотивационная сила, которую по праву можно назвать «страстью». Автор выделил ряд положений в контексте изучения данного феномена, указывая на то, что в каждом волевом акте есть психофизиологический механизм и компонент сознательного [22].

В. Франкл раскрывает понятие «воля» как свобододействие, включающее в себя свободу воли к осмысливанию и смыслу жизни, а также свободу в действиях. При этом автор не даёт чётких определений компонентов феномена «воля», но представляет своё описание данным значением. Так, под свободой воли автор подразумевает безграничную свободу в мыслях и действиях, которые всегда зависят от внешних и внутренних факторов. Здесь важную роль играет свобода делать выбор относительно этих условий и относительно самого себя. Волю к смыслу автор рассматривает как антоним понятиям «обладание властью», «стремление к удовольствиям». Франкл делает акцент на том, что воля противоположна удовольствиям. Поэтому обладание силой воли означает постоянное напряжение и невозможность возврата к гомеостатическому состоянию при обретении смысла жизни. Помимо этого, автор трактует осмысленность жизни как долгий и сложный путь созидательной работы, благодаря которой человек обретает определенную позицию, которую уже нельзя изменить, и некие блага мира [34].

О волевых качествах личности заставляют говорить два основных аспекта:

1) возрастная категория;

2) специфические особенности профессиональной деятельности личности [36].

В. А. Иванников считает, что существуют волевые качества двух видов:

– ситуативные (частные), которые характеризуют волевые качества и волевое поведение;

– инвариантные (постоянные), представляющие индивидуально-личностные особенности волевого поведения [13].

Исходя из этого, В. А. Иванников делает акцент на особенности рассмотрения способностей решать проблемные ситуации и справляться с делами разной сложности, поскольку именно эти критерии являются отражением волевых качеств и настойчивости личности.

Для более глубокого понимания видов волевых качеств В. А. Иванников предлагает дифференцировать частные волевые проявления как единичную особенность волевого поведения или волевого поступка (проявление воли в ситуации) и волевые качества как индивидуально-психологическую характеристику личности (как устойчивая особенность субъекта). Проявление воли в контексте произвольного управления позволяет данную особенность личности рассматривать не только как направленность личности, но и как специфику произвольного поведения [16].

В. А. Ильин утверждает, что воля как характеристика личности подразумевает под собой навык, умение, готовность сознательно управлять своим поведением, деятельностью в строгом соответствии с ранее выдвинутыми для себя принципами на пути преодоления трудностей в достижении цели. Стоит отметить, что автор не даёт определение специфики волевым качествам [19].

В то же время М. Ю. Кондратьев считает, что волевые качества — это конкретное проявление воли, которое обусловлено непосредственно способностью личности решать сложные задачи. Данное определение дополняет и расширяет идею Е. П. Ильина: волевые качества представляют собой особенности регулирования волевыми проявлениями в зависимости от конкретных ситуаций и специфики преодоления трудностей личностью [22].

В контексте профессиональной деятельности исследователи по-разному представляют волевые качества людей. Это обусловлено многими факторами, среди которых следует выделить степень сложности профессиональных задач, необходимость проявлять волевые способности и характер деятельности. При этом сущность волевых качеств представителей разных профессией исследователи конкретизируют в зависимости от изучающих корреляционных связей воли с различными феноменами. Помимо этого, исследователи волевые качества рассматривают как способности, проявление волевой силы, умение управлять собой и преодолевать трудности.

В результате выше сказанного следует, что в широком спектре теоретических концепций личностно-целенаправленной регуляции поведения на сегодняшний день сформировалась традиция рассматривать волю как один из ряда возможных инструментов саморегуляции, либо её полного исключения из процессов управления поведением вследствие редукции её функции к отдельным психологическим элементам. Данное положение искажает представления о существующей иерархии механизмов психологических функций управления поведением и деятельностью личности, заложенные в отечественной психологии. В западной психологии воля, основанная на мотивации, мышлении, эмоциях, морали, долженствовании личности, являясь функцией детерминации и управления сознательного, целенаправленного поведения, подчиняет своему руководству все психические функции, процессы и состояния, интегрируя и направляя их работу на достижение цели сознательной деятельности человека.

Волевая сфера личности включает волевые качества и особенности их проявления в деятельности личности. Понятие «воля» подразумевает под собой высокоразвитые интеллектуальные способности, постоянное психологическое развитие личности, способность управлять своими побуждениями, умение мотивировать себя, планировать и достигать поставленных целей, а также быть свободным в действиях, но не стремление к удовлетворению своих удовольствий. При этом единого определения термина «воли» на сегодняшний день нет. Однако считается, что проявление воли происходит тогда, когда человек сознательно ставит перед собой более сложные задачи в планировании достижения цели и, реализуя их, выбирает те альтернативы, которые требуют максимальных волевых усилий.

Волевые качества личности в рамках профессиональной деятельности проявляются по-разному, поскольку существует множество факторов в зависимости от характера деятельности, степени сложности профессиональных задач и необходимости проявлять волевые способности.

Литература:

  1. Ананьев, Б. Г. Б. Г. Ананьев. Избранные труды по психологии. В двух томах. Том 1. [Текст] ‒ СПб.: Издательство СПбГУ, 2007. — 412 с.
  2. Ассаджиоли, Р. Семь типов личности типология психосинтеза. [Текст] — М.: Мир Урании, 2008. –160 с.
  3. Барабанов, Д. Д. Сравнительный анализ изменений волевой регуляции у студентов первого и второго курса (мониторинг). [Текст] // М.: Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 2013.– № 4. — С. 119–130.
  4. Барабанов, Д. Д. Сравнительный анализ особенностей волевой регуляции и мотивационно-смысловой сферы личности у студентов разных курсов. [Текст] // М.: Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 2012. –№ 3. –С. 60–69 .
  5. Басов, М. Я. Воля как предмет функциональной психологии. [Текст] — СПб.: Алетейя, 2007. –544 с.
  6. Батоцыренов, В.Б., Эрдынеева, К. Г. Психологические особенности волевой саморегуляции российских и китайских студентов. [Текст] // Чита: Вестник Забайкальского Государственного Университета, 2010. — № 2 — С. 73–78.
  7. Боязитова, И. В. Взаимосвязь самооценки и волевой регуляции в онтогенезе. [Текст] // М.: Психологический журнал, 2008. — Т. 19. — № 4. — С. 27–40.
  8. Быков, A.B., Шульга, Т. Н. Эмоционально-волевая регуляция как вид психологической готовности человека к обучению. [Текст] — М.: Изд-во МГОУ, 2012. — 142 с.
  9. Вдовина, Д. В. Волевая организация и акцентуация сферы личности спортсменов подросткового возраста. [Текст] // Челябинск: Вестник Челябинского государственного университета, 2013. — С. 12–17.
  10. Выготский, Л. С. Собрание сочинений в 6т, Т. 4. [Текст] — М.: Педагогика, 1984. — 400 с.
  11. Гаврилина, И. В. Факторы влияния на оценки степени развития волевых качеств личности. [Текст] — М.: Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова. Автореф. дис.канд. псих. наук. 2010. –29 с.
  12. Зудов, С. И. Особенности волевых качеств подростков, занимающихся спортом. [Текст] — М.: Психология, 2016. — С. 32–37 .
  13. Иванников, В. Психология. Учебник [Текст] ‒ М.: Юрайт, 2016. — 480 с .
  14. Иванников, В. А. Воля миф или реальность. [Текст] // М.: Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология, 1993. — № 2. — С. 70–73.
  15. Иванников, В. А. Психологические механизмы волевой регуляции. [Текст] — СПб.: Питер, 2006. — 208 с.
  16. Иванников, В. А. Психологические механизмы волевой регуляции: учебное пособие. [Текст] ‒ СПб.: Питер, 2006. — 208 с .
  17. Иванников, В.А., Шляпников, В. И. Воля как продукт общественно-исторического развития человечества. [Текст] // М.: Психологический журнал. 2012. — Т. 33. — № 3. — С. 111–121.
  18. Иванов, Г.П., Меркер, Е.А., Митюхина, Л. И. Высшее образование как испытание силы воли. [Текст] // М.: Прикладная юридическая психология. 2012. — № 4. — С. 79–83.
  19. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы. [Текст] — СПб.: Питер. 2008. –512 с.
  20. Ильин, Е. П. Психология воли.2-е изд. [Текст] ‒ СПб.: Питер, 2009. — 368 с.
  21. Калин, B. K. На путях построения теории воли. [Текст] — М.: Психологический журнал, 1989. –Том 10. –№ 2. –С. 46–56.
  22. Кондратьев, М.Ю., Ильин, В. А. Азбука социального психолога-практика. [Текст] ‒ М.: ПЕР СЭ, 2007. — 464 с .
  23. Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, личность. [Текст] — М.: Смысл. 2005. 352 с.
  24. Моросанова, В. И. Личностные аспекты саморегуляции произвольной активности человека. [Текст] // М.: Психологический журнал. 2002. Том 23. № 6. С. 5–17 .
  25. Немов, Р. С. Психология. [Текст] ‒ М.: Юрайт, 2016. — 639 с .
  26. Огородников, А. М. Психологические подходы в изучении вопроса проявления волевой сферы личности в напряженной деятельности. [Текст] ‒ Самара: Вестник Самарского государственного университета, 2013. — 188–192 .
  27. Плахотникова, И. В. Взаимосвязь волевых качеств и проявлений саморегуляции произвольной активности. [Текст] // М.: Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки, 2012. — № 3. — С. 63–68 .
  28. Пуни, А. Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте. Учебное пособие. [Текст] ‒ Ленинград: Гос. ин-т физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта, Кафедра психологии, 1977. — 48 с .
  29. Раис, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. [Текст] ‒ СПб.: Питер. 2000. — 624 с.
  30. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. [Текст] ‒ СПб.: Питер, 2013 -320 с.
  31. Сеченов, И. М. Психология поведения. Избранные труды. [Текст] ‒ М.: Юрайт, 2018. — 328 с .
  32. Солонович, Е. Г. Общее и особенное в подходах к проблеме исследования волевого «Я» личности. [Текст] ‒ М.: Акмеология, 2014. — С. 242–249.
  33. Султанов, Т. Н. Влияние экстремальных ситуаций на личностные качества спортсменов в рамках социально-психологического тренинга // Безопасность личности, общества, государства (проблемы, задачи, технологии): материалы Второй общероссийской научно-практической конференции в междунар. формате (1 и 2 секции). 17–18 мая 2007 г. [Текст] ‒ СПб.: Академия проблем безопасности, обороны и правопорядка Рос. Федерации, 2008. — 201 с.
  34. Франкл, В. Воля к смыслу. [Текст] ‒ М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. –368 с.
  35. Хекхаузен, X. Мотивация и деятельность / Х. Хекхаузен. — 2-е изд. [Текст] ‒ М.: Смысл, 2003.
  36. Чедова, Т. И. Воспитание морально-волевых качеств подростков в рамках школьного спортивного клуба. [Текст] // М.: Современные проблемы науки и образования. — 2012. — № 1. — С. 138–140.
  37. Чхартишвши, Ш. Н. Проблема воли в психологии. [Текст] // Вопросы психологии, 1967. –№ 4. –С. 72–81.
  38. Шапкин, С. А. Экспериментальное изучение волевых процессов. [Текст] ‒ М: Смысл. 1997. –144 с.
  39. Ширяева, Э. Г. Волевая активность в подростковом возрасте, ее развитие и коррекция. [Текст] ‒ Иркутск: автореф. дис. на соиск. уч. степени кандидата психол. наук, 2003. — 25 с.
  40. Шляпников, В. Н. Динамика волевой регуляции в процессе профессиональной адаптации молодых специалистов. [Текст] // М: Вестник Московского Университета. Серия. 14. Психология. 2007. –№ 4. –С. 75–84.
  41. Шляпников, В. Н. Исследования волевой регуляции в современной зарубежной психологии. [Текст] // М: Вопросы психологии, 2009. –№ 2.– С. 135–144.
  42. Шляпников, В. Н. Понятие воли в рамках модели практической занятости человека. [Текст] // М: Вопросы психологии, 2006.– № 6. –С. 147–154 .
  43. Шляпников, В. Н. Роль волевой регуляции в процессе профессиональной адаптации молодых специалистов. [Текст] // М: Вопросы психологии, 2010. –№ 6. –С. 4–16.
  44. Шульга, Т. И. Проблемы волевой регуляции в онтогенезе. [Текст] ‒ М: Вопросы психологии, 1994. –№ 1. –С. 105–111.
  45. Яцков, О. Н. Психологические особенности развития волевой сферы молодых людей в процессе подготовки специалиста. [Текст] ‒ Астрахань; автореф. дис. на соиск. уч. степени к. псх. наук. 2006. — 20 с.
  46. Божович, Л. И. Формирование воли в подростковом возрасте. [Текст] ‒ Электронный ресурс: URL: https://clck.ru/MiWrp
  47. Волевая сфера личности. Понятие, значение, функции воли. Структура волевого акта. Волевые качества человека. [Текст] ‒ Электронный ресурс: URL: https://clck.ru/MiXMr
  48. Кочеткова, С.В Экстремальность спорта как средство психического самосовершенствования. [Текст] ‒ Электронный ресурс: URL: https://clck.ru/VexuZ
  49. Развитие воли у человека, волевые качества // Обучающий курс «Воля». [Текст] ‒ Электронный ресурс: URL: https://clck.ru/MJwQM
Основные термины (генерируются автоматически): волевая регуляция, действие, волевая сфера личности, воля, качество, волевое действие, волевой акт, волевое поведение, проявление воли, волевое качество личности.


Ключевые слова

качество, воля, волевая регуляция, волевое поведение, действие, волевая сфера личности, волевое действие, волевой акт

Похожие статьи

Роль волевых процессов в формировании личности

Воля является одним из важнейших качеств личности человека. C самого детства родители, а потом учителя, стремятся воспитать это качество у ребенка. Наличие у человека воли делает его свободным и сознательным субъектом собственной жизнедеятельности. В...

Мотивация «на успех» и мотивация «на избегание неудач» в контексте позитивной психологии

Преобладающие мотивы влияют на успешность деятельности каждого человека. С точки зрения основоположников «позитивной психологии», каждому индивиду нужно формировать в своём сознании положительную мотивацию в особенно важной для него области деятельн...

Экстремальная спортивная деятельность

В статье исследуются особенности волевой регуляции людей с экстремальной спортивной деятельности. Анализируя научно-психологическую литературу, авторы выделяют основные личностные свойства людей с экстремальным хобби. Отмечается, что экстремальное хо...

Применение арт-терапии в старших группах детского сада

Арт-терапия предоставляет ребенку возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую-либо проблему наиболее удобным для психики ребенка способом. Часто тайные желания, подсознательные чувства и эмоции, более легко изложить в ...

Мотивы профессиональной карьеры в студенческом возрасте

Диагностика профессиональных мотивов позволяет сделать карьеру молодого специалиста наиболее успешной. Мотивы карьеры будущего специалиста формируются в зависимости от индивидуальных потребностей и личностных свойств ученика и студента. В работе «Пси...

Когнитивная технология обучения как средство повышения познавательного интереса учеников начальных классов

Стратегии обучения могут и должны преподаваться как неотъемлемая часть общего образования в рамках каждого предмета, то есть быть частью содержания преподавания в рамках учебных заведений, а не изолированно и бессмысленно. Чтобы передавать информацию...

Особенности волевой регуляции людей в экстремальной спортивной деятельности

В статье исследуются особенности волевой регуляции людей с экстремальной спортивной деятельности. Отмечается, что занятие экстремальными хобби создает условия для более интенсивного формирования волевых качеств личности: у людей с экстремальными хобб...

Феномен ситуации успеха в гуманитарных науках

Статья посвящена анализу основных представлений о ситуации успеха в философских, психологических и социально-педагогических науках. Приводятся различные трактовки категории «успех»: с точки зрения счастья, удачи, социального статуса и материального б...

Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста

В статье рассмотрены коммуникативные способности, являющиеся важным составляющим развития человека как личности, как учащегося, как специалиста. Коммуникативные способности отражают способность правильно ориентироваться в межличностном общении, относ...

Формирование коммуникативной компетентности как интегративного личностного ресурса на уроках физической культуры

Джон Рэйвен отметил, что «обществу нужны новые верования и ожидания. Но они не могут развиваться независимо от систем личных ценностей, и система образования, школы и общества должна учитывать это. Те, кто желает развить свои навыки, несут ответствен...

Похожие статьи

Роль волевых процессов в формировании личности

Воля является одним из важнейших качеств личности человека. C самого детства родители, а потом учителя, стремятся воспитать это качество у ребенка. Наличие у человека воли делает его свободным и сознательным субъектом собственной жизнедеятельности. В...

Мотивация «на успех» и мотивация «на избегание неудач» в контексте позитивной психологии

Преобладающие мотивы влияют на успешность деятельности каждого человека. С точки зрения основоположников «позитивной психологии», каждому индивиду нужно формировать в своём сознании положительную мотивацию в особенно важной для него области деятельн...

Экстремальная спортивная деятельность

В статье исследуются особенности волевой регуляции людей с экстремальной спортивной деятельности. Анализируя научно-психологическую литературу, авторы выделяют основные личностные свойства людей с экстремальным хобби. Отмечается, что экстремальное хо...

Применение арт-терапии в старших группах детского сада

Арт-терапия предоставляет ребенку возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую-либо проблему наиболее удобным для психики ребенка способом. Часто тайные желания, подсознательные чувства и эмоции, более легко изложить в ...

Мотивы профессиональной карьеры в студенческом возрасте

Диагностика профессиональных мотивов позволяет сделать карьеру молодого специалиста наиболее успешной. Мотивы карьеры будущего специалиста формируются в зависимости от индивидуальных потребностей и личностных свойств ученика и студента. В работе «Пси...

Когнитивная технология обучения как средство повышения познавательного интереса учеников начальных классов

Стратегии обучения могут и должны преподаваться как неотъемлемая часть общего образования в рамках каждого предмета, то есть быть частью содержания преподавания в рамках учебных заведений, а не изолированно и бессмысленно. Чтобы передавать информацию...

Особенности волевой регуляции людей в экстремальной спортивной деятельности

В статье исследуются особенности волевой регуляции людей с экстремальной спортивной деятельности. Отмечается, что занятие экстремальными хобби создает условия для более интенсивного формирования волевых качеств личности: у людей с экстремальными хобб...

Феномен ситуации успеха в гуманитарных науках

Статья посвящена анализу основных представлений о ситуации успеха в философских, психологических и социально-педагогических науках. Приводятся различные трактовки категории «успех»: с точки зрения счастья, удачи, социального статуса и материального б...

Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста

В статье рассмотрены коммуникативные способности, являющиеся важным составляющим развития человека как личности, как учащегося, как специалиста. Коммуникативные способности отражают способность правильно ориентироваться в межличностном общении, относ...

Формирование коммуникативной компетентности как интегративного личностного ресурса на уроках физической культуры

Джон Рэйвен отметил, что «обществу нужны новые верования и ожидания. Но они не могут развиваться независимо от систем личных ценностей, и система образования, школы и общества должна учитывать это. Те, кто желает развить свои навыки, несут ответствен...

Задать вопрос