В статье исследуется семейная схема-терапия как один из подходов семейной психотерапии. Используя научные наработки современных ученых, авторы излагают основной понятийный аппарат схема-терапии. Отмечается, что схема-терапия — это единая синергетическая концептуальная модель, представляющая собой инновационный подход в рамках современной психотерапии. Подчеркивается, что существует ряд требований к терапевту в контексте данного подхода, которые необходимо выполнять для того, чтобы достичь эффективных результатов терапии. Крое этого, говорится о двух основных этапов (диагностический и основной) схема-терапии и использовании таких техник, как самонаблюдение, опрос/тестирование, интервью и диаграммы когнитивной концептцализации.
Ключевые слова: схема-терапия, инновационный подход, этапы схема-терапии, концептцализация, семейная терапия, дезадаптивные схемы, адаптивные схемы, схемафокусированный подход, схема.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью выбора в большом массиве концепций эффективных подходов терапии для решения психологических проблем семьи. Одним из таких психотерапевтических подходов является семейная схема-терапия. Именно этот подход включает в себя набор психологических приемов и методов, способствующих оказанию психологической коррекции как для всей семьи в целом, так и каждому её отдельному члену. Помимо этого, семейная схема-терапия позволяет оптимизировать семейные взаимоотношения с помощью проработки дезадаптивных схем, подразумевающих под собой негативный опыт в контексте неудовлетворенности базовых эмоций в период детства [9].
Стоит отметить, что в контексте системной семейной терапии семья рассматривается как целостная система. Учитывая то, что семья подразумевает под собой целый ряд взаимодействующих компонентов, можно утверждать, что в основе семьи лежат взаимоотношения. В тоже время эти компоненты взаимодействуют между собой организованным и предсказуемым образом [5]. Поэтому изучение взаимоотношений в семье является основной задачей в рамках семейной схема-терапии, представляющей собой интегральную психотерапию на основе когнитивно- поведенческой терапии, гештальт-терапии, теории привязанности и психоаналитической теории объективных отношений [4].
Цель исследования: рассмотреть семейную схему-терапию как один из подходов семейной психотерапии.
Семейная терапия как подход в консультировании
Семейная терапия является одной из основных подходов в контексте современной психологии. Суть данного подхода заключается в том, что человек как индивид, имеющий психологические проблемы не рассматривается как клиент, так как психотерапевтической единицей, в данном случае, является вся семья в целом. Семейная терапия оказывает лечебное воздействие на индивида через групповой семейный эффект. При этом сама терапия направлена непосредственно на оптимизацию семейной атмосферы данного индивида [11].
Семейная терапия подразумевает под собой определенную систему, где мишенью психотерапевтической работы является вся семья как единое целое. При этом семья — это своеобразная схема взаимоотношений между всеми членами семьи. Следовательно, семейная система — это группа человек, связанных между собой общими показателями (совместное хозяйство, место проживания, наличие общих детей и т. д.), где ядром выступают взаимоотношения [7].
В рамках общей теории систем, понятие «личность» подразумевает под собой саморегулирующий субъект в единстве с окружающей средой. Такое положение дел позволяет сделать вывод о том, что личность в рамках семьи — это открытая система, которая постоянно находится в активном обмене информацией и энергией. Безусловно, определенные элементы в подобной системе могут разрушаться и заново восстанавливаться. Это может происходить до тех пор, пока система живёт и не находится в состоянии термодинамического и химического покоя. Следовательно, состояние такой системы следует обозначать как состояние динамического равновесия [9].
В связи с тем, что семья — это система взаимоотношений, а любое семейное взаимоотношение имеет цикличность, то в семье есть детерминанты, которые задают тон семейным взаимоотношениям. В данном случае, подразумеваются такие психологические явления, как: стиль воспитания, личностные особенности членов семьи и т. п. Кроме этого, цикличность включает в себя наличие кризисов развития, с помощью которых формируются новые способы адаптации и осуществляется переход на иной этап развития [7].
Следует отметить, что не всегда кризис выступает предпосылкой для перехода на более высокий уровень развития. Не редко, семейный кризис приводит к дисфункциональности, где индивидуальная терапия беспомощна и бесполезна. Поэтому, в данном случае, уместно прибегать к использованию семейной терапии, цель которой заключается в повышении эффективности ролевого исполнения каждого члена семьи, гармонизация интерперсональной коммуникации, ликвидация конфликтов, оптимизация стиля руководства в семье, редукция симптоматики, а также рост эмпатии и повышение автономии [9].
О. Г. Берестнева, Г. В. Белозерова, И. Л. Шелехов отмечают, что система является одной из категорий научного познания. Именно системный подход с использованием сложных схем позволяет объективно исследовать как отдельно личность, так и семью как субъект исследования. В результате этого терапия имею эффективное воздействие при решении проблем семьи.
По мнению О. Г. Берестневой, Г. В. Белозеровой и И. Л. Шелеховой, в рамках терапии семьи существуют следующие свойства, которые связаны с ресурсами системы и особенностями её взаимодействия с окружающей средой: обособленность, интерактивность, наличие внутренней и внешней энергии, надежность, адаптивность и коммуникабельность [12].
Таким образом, семейная терапия — это система, в которой мишенью психотерапевтической работы является вся семья как единое целое. При этом семья — это своеобразная схема взаимоотношений между всеми членами семьи. Семейная терапия направлена на решение психологических проблем семьи как субъекта психотерапевтической работы.
Цели и задачи схемы-терапии. Схема-терапия была создана в 90-е годы прошлого века американским психотерапевтом Джеффри Янгом. Т. А. Мироненк и Р. В. Кадыров подчеркивают, что схематерапевтический подход является инновационным подходом в рамках современной психотерапии, так как он представляет собой единую синергетическую концептуальную модель. Схема-терапия включает в себя элементы психоаналитической, конструктивной школ и теории объективных отношений, а также гештальт-терапии и контитивно-поведенческой терапии [3].
Е. В. Романова, П. М. Касьяник и М. В. Галимзянова называют схема-терапию «схемафокусированным» подходом в когнитивной терапии. В это название вложено утверждение о том, что базовые потребности в детские годы удовлетворяются или фрустрируются неадекватно, в результате чего формируются ранние дезадаптивные схемы [2].
Н. С. Смирнова и И. Я. Стоянова определяют схема-терапию как схема-ориентированную модель, объединяющую в себе идеи психодинамического подхода, гештальтпсихологии, теории привязанности и КПТ. Данный подход направлен на работу с расстройствами личности, посттравматическими личностными расстройствами и хроническими депрессиями [8].
Цель семейной схема-терапии — это улучшить влияние ранних дезадаптивных схем на жизнедеятельность индивида и создать условия для того, чтобы личность смогла осознать и научиться удовлетворять эффективным способом свои базовые эмоциональные потребности [10]. Исходя из этого, в рамках данного подхода существуют следующие группы задач:
- Задачи синтеза (анализ системы и разработка программы терапии);
- Задачи общего анализа (изучение состояния семейной системы, рассмотрение прошлого семьи, определение взаимосвязей и подсистем, выделение функций, структуры и границ);
- Задачи декомпозиции (изучение как отдельных элементов в семейной системе, так и самой системы в контексте окружающей среды) [12].
В. А. Абрамов и А. В. Абрамов разделяют все схемы на безусловные и условные. В первую группу схем входят все схемы, когда индивид не способен что-либо сделать, чтобы препятствовать проблемам в связи с непредсказуемостью ситуаций. Условные схемы включают в себя ситуации, в которых личность предпринимает активные действия, преодолевая трудности, изменяет ситуацию [1].
Таким образом, схема-терапия, основанная Дж. Янгом, как единая синергетическая концептуальная модель представляет собой инновационный подход в рамках современной психотерапии. Схема-терапия включает в себя элементы психоаналитической, конструктивной школ и теории объективных отношений, а также гештальт-терапии и когнитивно-поведенческой терапии. При этом схема-терапия имеет свою цель и ряд задач, которые необходимо решить, используя данный подход в психотерапевтической практике.
Основные понятия семейной схемы-терапии . Схема-терапия включает в себя основные понятия:
– схемы-режимы;
– ранние дезадаптивные схемы;
– базовые эмоциональные потребности [10].
Схемы-режимы включают в себя состояния личности на данный момент, то есть сиюминутное психологическое состояние индивида, которое обусловлено активацией определенных когнитивных схем или иных триггеров [1].
О. С. Коромыслова подробно раскрывает схемы-режимы. Автор все схемы-режимы объединяет в четыре основных группы:
– здоровые режимы;
– дезадаптивные копинг-режимы;
– дезадаптивные режимы родителей;
– детские режимы.
По мнению О. С. Коромысловой, разграничение дезадаптивных режимов родителей и идентификация истинности режима способствует выявить мотивы критики. Известно, что внутренний критик представляет собой интернализированные убеждения, заимствованные у других с целью критики себя и окружающих. Поэтому разделение дисфункциональных родительских режимов на Критикующего (Наказывающего) и Требовательного родителя позволяет идентифицировать источник нарушения функциональности режима [6].
Дезадаптивные схемы, которые возникли в прошлом опыте, представляют собой устойчивые структуры, сформированные у человека в детские годы под влиянием продолжительного дефицита в плане удовлетворенности основных базовых потребностей. Кроме этого, ранние дезадаптивные схемы могут развиваться на основе пережитого психотравматического опыта. Как правило, такие схемы формируются в период от 10 дл 12 лет. При этом дезадаптивным схемам свойственно развиваться на протяжении всего жизненного пути. Это происходит потому, что индивид сталкивается в своей жизнедеятельности с ситуациями, подтверждающими имеющийся опыт в рамках эмоциональных переживаний [1].
Исследователи выделяют несколько дезадаптивных схем: эмоции, когниции, воспоминания и телесные ощущения [10]. Е. В. Романова, М. В. Галимзянова и П. М. Касьяник представляют ранние дезадаптивные схемы, которые выделил в своей концепции Дж.Янг (рис.1) [4].
Рис. 1. Ранние дезадаптивные схемы
Стоит отметить, что это лишь основные дезадаптивные схемы. На сегодняшний день выделяют около 30 дезадаптивных и адаптивных схем. Так, например, В. А. Абрамов и А. В. Абрамов выделяют следующие дезадаптивные схемы, которые чаще всего доминируют у лиц, ориентированных на поиск социальной поддержки и в частности, на психологическую помощь: эмоциональная депривированность, уязвимость, самопожертвование, покорность, покинутость, поиск одобрения, ожидание жестокого обращения, жесткие стандарты, недоверие, негативизм/пессимизм, запутанность/неразвитое Я [1].
Базовые эмоциональные потребности объединяют в себе основные критерии схема-терапии. Систематическое неудовлетворение эмоциональных потребностей в детские годы способствуют формированию различных дезадаптивных систем. На сегодняшний день в контексте схемы-терапии выделяют пять основных групп потребностей на эмоциональном уровне:
– реалистичные границы и обучение самоконтролю;
– склонности к игре;
– чувство идентичности, автономия и компетентность;
– переживания и свобода в проявлении своих эмоций;
– надежная привязанность.
Н. С. Смирнова и И. Я. Стоянова выделяют три модуса, используемых в рамках схема-терапии:дисфункциональный родитель, дисфункциональный ребенок и дисфункциональные когнитивные режимы [8]. Схема-терапия имеет несколько видов: групповая, индивидуальная, детей и подростков, семейных пар и людей пожилого возраста [3].
Таким образом, основными понятиями схема-терапии являются схемы-режимы (здоровые, детские режимы, дезадаптивные копинг-режимы и дезадаптивные режимы родителей), ранние дезадаптивные схемы (эмоции, когниции, воспоминания и телесные ощущения) и базовые эмоциональные потребности.
Терапевтический инструментарий семейной схеме-терапии
Первый этап психотерапии и в том числе схема-терапии должен начинаться с диагностики. В связи с этим А. Б. Холмогорова полагает, что вся схема-терапия имеет несколько этапов, а именно:
Диагностика. В схема-терапии первые 2–4 сессии ориентированы на решение таких задач, как:
– оценка темперамента членов семьи или конкретного клиента;
– выявлении дезадаптивных схем, сформировавшихся в детстве, выделение преобладающих модусов и доминирующих копинг-стратегий;
– рассмотрение деструктивных паттернов поведение клиента (членов семьи), используемых в настоящее время.
Для диагностики используются следующие инструменты: данные самонаблюдения, заполнение бланков опросников и интервью. Диагностика в контексте схема-терапии заканчивается диаграммой, которая заполняется терапевтом совместно с клиентом. Эта диаграмма является когнитивной концептцализацией и позволяет решить несколько задач:
– прояснение неудовлетворенных эмоциональных потребностей;
– ознакомление клиента с концептуальным аппаратом схематерапии;
– совместное формулирование целей и их корректировка.
Основной этап — это этап терапии. Он включает в себя саму терапию, которая длится в течении продолжительного времени (как правило, это год). Продолжительность терапии зависит от нескольких факторов, основными из которых являются слабость модуса здорового клиента и тяжести проблемы, стоящей перед ним [10].
Любая терапия, в том числе и семейная схема-терапия, может вызвать сопротивление. Поэтому очень важно знать ряд нюансов, позволяющих нивелировать семейное сопротивление к терапии. В данном случае, подразумевается:
– создание альянса, где семейный терапевт, присоединяясь к семье, играет роль сочувствующего и готового помочь каждому члену семьи;
– сопротивление в той или иной степени и в разные периоды терапии оказывает каждая семья без исключения, так как семья — это определенная система, она не терпит каких-либо изменений;
– создание альянса в главенствующей фигурой в семье, так как изменения возможны лишь только тогда, когда трансформируется верхушка иерархии;
– наличие способности осознавать и поддерживать точку зрения каждого члена семьи, чтобы позволить ему осуществить медленный рефрейминг;
– принять культуру семьи, то есть не давать рекомендации сделать что-то, к чему они вовсе не готовы;
– не выбирать конфронтацию, так как любое сопротивление терапевта будет встречать сопротивление семьи или отдельных её членов;
– находить в сопротивлении положительную сторону;
– заключение договора, где каждый член семьи ставит свою цель, а терапевт помогает ему решить задачи для её достижения [7].
Таким образом, схема-терапия включает в себя два основных этапа (диагностический и основной) и использование таких техник, как: самонаблюдение, опрос/тестирование, интервью и диаграмму когнитивной концептцализации.
Основные требования к личности терапевтов , работающих в схемафокусированном подходе
А. Б. Холмогорова выделяет следующие требования, которыми должен обладать терапевт в схемафокусированном подходе, чтобы добиться успеха в своей работе:
– способность открыто выражать заботу и тепло по отношению к клиенту (клиентам);
– умение использовать весь свой опыт и передавать его клиенту;
– быть готовым к экстренным ситуациям, в частности, к суицидальному поведению клиента;
– способность сохранять адекватные границы и реальные ожидания;
– способность выносить и контейнировать сильный аффект;
– умение гибко перестраиваться в новых консультативных условиях и различать потребности клиента;
– способность постоянно выявлять и выделять неудовлетворенные потребности клиента (клиентов);
– не поощрять нереальные компенсаторные продукты воображения, которые сформированные на ложной потребности сохранять образ своего величия;
– поддерживать чувства стабильности объекта у клиента (клиентов) с целью развития модуса здорового взрослого [10].
По мнению В. Г. Старшенбаума, в перечень типичных ошибок, которые допускают начинающие терапевты, работающие с семьей, это:
– мнение, что каждый член семьи должен изменить своё поведение в равной степени с другими;
– терапевт выбирает роль слушателя, которому все члены семь должны рассказать о своих переживаниях и отношениях;
– терапия семьи начинается с первой сессии;
– стремление сделать так, чтобы члены семьи осознали свои проблемы;
– в ходе одной сессии уже можно увидеть результат;
– убеждение в том, что семейный терапевт — это специалист в решении семейных проблем [7].
Разрешить эти ошибки можно с помощью осознания того, что:
– семейная терапия начинается с первого контакта (первая встреча с клиентом или первый телефонный разговор);
– задача семейного терапевта должна заключаться в том, чтобы выявить члена семьи, трансформация поведения которого, будет способствовать запуску цепной реакции в семье и станет катализатором, где остальные члены семьи, реагируя на происходящее, станут стремиться изменить свое поведение;
– необходимо создать условия, где члены семьи по-новому услышат и поймут друг друга;
– изучить и осознать характер семейных взаимоотношений и взаимных ожиданий;
– понимать, что невозможно решить проблему в течении одной сессии [7].
Таким образом, существует ряд требований к терапевту в контексте схемафокусированном подходе, которые необходимо выполнять для того, чтобы достичь эффективных результатов терапии.
В заключении стоит отметить, что в рамках данной работы перед нами стояла цель рассмотреть семейную схему-терапию как один из подходов семейной психотерапии.
Решая задачи исследования, мы установили, что семейная терапия — это система, в которой мишенью психотерапевтической работы является вся семья в целом как единого целого. При этом семья — это своеобразная схема взаимоотношений между всеми членами семьи. Семейная терапия направлена на решение психологических проблем семьи как субъекта психотерапевтической работы.
Схема-терапия, основанная Дж. Янгом, как единая синергетическая концептуальная модель представляет собой инновационный подход в рамках современной психотерапии. Схема-терапия включает в себя элементы психоаналитической, конструктивной школ и теории объективных отношений, а также гештальт-терапии и когнитивно-поведенческой терапии. При этом схема-терапия имеет свою цель и ряд задач, которые необходимо решить, используя данный подход в психотерапевтической практике.
Основными понятиями схема-терапии являются схемы-режимы, ранние дезадаптивные схемы и базовые эмоциональные потребности. Схема-терапия включает в себя два основных этапа (диагностический и основной) и использование таких техник, как: самонаблюдение, опрос/тестирование, интервью и диаграмму когнитивной концептцализации. При этом существует ряд требований к терапевту в контексте схемафокусированного подхода, которые необходимо выполнять для того, чтобы достичь эффективных результатов терапии.
Литература:
- Абрамов, В. А. Субъективное пространство дисфункциональных личностныхпаттернов (дезадаптивных схем) и режимов функционирования улиц с психическими расстройствами (сообщение 2. Дезадаптивные схемы) / В. А. Абрамов, А. В. Абрамов // Журнал психиатрии и медицинской психологии. — 2017. — № 2(38). — С. 73–84.
- Галимзянова, М. В. Выраженность ранних дезадаптивных схем и режимов функционирования схем у мужчин и женщин в период ранней, средней и поздней взрослости / М. В. Галимзянова, П. М. Касьяник, Е. В. Романова // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16. Психология. Педагогика. — 2016. — № 3. — С. 109–125.
- Кадыров, Р. В. К вопросу ранних дезадаптивных схем в суицидальном поведении личности / Р. В. Кадыров, Т. А. Мироненко // Вестник Кемеровского государственного университета. — 2017. — № 3(71). — С. 125–132.
- Касьяник, П. М. Выраженность ранних дезадаптивных схем и режимов их функционирования у взрослых, обращавшихся и не обращавшихся за психологической помощью / П. М. Касьяник, М. В. Галимзянова, Е. В. Романова // Прикладная юридическая психология. — 2016. — № 2(35). — С. 75–83.
- Коньшина, Ю. Е. Психологическое сопровождение семьи на примере системной семейной психотерапии / Ю. Е. Коньшина // Семья в современном мире: Сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Курск, 18–19 мая 2017 года / Лазаренко В. А., Шульгина Т. А., Василенко Т. Д.. — Курск: Курский государственный медицинский университет, 2017. — С. 267–271.
- Коромыслова, О. С. Идентификация родительских режимов в схема-терапии / О. С. Коромыслова // VIII Международный Форум Ассоциации Когнитивно-Поведенческой Психотерапии CBTFORUM: Сборник научных статей VIII Международного Форума, Санкт-Петербург, 20–22 мая 2022 года. — Санкт-Петербург: ООО «Издательство «ЛЕМА», 2022. — С. 121–125.
- Старшенбаум Г. В. Сексуальная и семейная психотерапия. — М.: Изд-во Высшей школы психологии, 2003. — 300 с.
- Стоянова, И. Я. Предикторы психологической безопасности у пациентов депрессивного спектра / И. Я. Стоянова, Н. С. Смирнова // Медицинская психология в России. — 2018. — Т. 10. — № 1(48). — С. 6.
- Сыпкова, Г. Семейная + индивидуальная терапия: Когда мы можем сказать «да»? / Г. Сыпкова, М. Лохматова, И. Корнеева // Психология и психотерапия семьи. — 2022. — № 3. — С. 76–80.
- Холмогорова, А. Б. Схема-терапия Дж. Янга — один из наиболее эффективных методов помощи пациентам с пограничным расстройством личности / А. Б. Холмогорова // Консультативная психология и психотерапия. — 2014. — № 2(81). — С. 78–87.
- Шавернева, Ю. Ю. Системная семейная психотерапия и техники КПТ: свобода выбора / Ю. Ю. Шавернева // VIII Международный Форум Ассоциации Когнитивно-Поведенческой Психотерапии CBTFORUM: Сборник научных статей VIII Международного Форума, Санкт-Петербург, 20–22 мая 2022 года. — Санкт-Петербург: ООО «Издательство «ЛЕМА», 2022. — С. 244–251.
- Шелехов, И. Л. Системные исследования в психологии: в 2 томах / И. Л. Шелехов, Г. В. Белозерова, О. Г. Берестнева. Том 2. — Томск: Томский государственный педагогический университет, 2022. — 700 с.