Семейная схема-терапия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №33 (480) август 2023 г.

Дата публикации: 17.08.2023

Статья просмотрена: 152 раза

Библиографическое описание:

Михалькова, Е. И. Семейная схема-терапия / Е. И. Михалькова, С. А. Радченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 33 (480). — С. 116-121. — URL: https://moluch.ru/archive/480/105459/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье исследуется семейная схема-терапия как один из подходов семейной психотерапии. Используя научные наработки современных ученых, авторы излагают основной понятийный аппарат схема-терапии. Отмечается, что схема-терапия — это единая синергетическая концептуальная модель, представляющая собой инновационный подход в рамках современной психотерапии. Подчеркивается, что существует ряд требований к терапевту в контексте данного подхода, которые необходимо выполнять для того, чтобы достичь эффективных результатов терапии. Крое этого, говорится о двух основных этапов (диагностический и основной) схема-терапии и использовании таких техник, как самонаблюдение, опрос/тестирование, интервью и диаграммы когнитивной концептцализации.

Ключевые слова: схема-терапия, инновационный подход, этапы схема-терапии, концептцализация, семейная терапия, дезадаптивные схемы, адаптивные схемы, схемафокусированный подход, схема.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью выбора в большом массиве концепций эффективных подходов терапии для решения психологических проблем семьи. Одним из таких психотерапевтических подходов является семейная схема-терапия. Именно этот подход включает в себя набор психологических приемов и методов, способствующих оказанию психологической коррекции как для всей семьи в целом, так и каждому её отдельному члену. Помимо этого, семейная схема-терапия позволяет оптимизировать семейные взаимоотношения с помощью проработки дезадаптивных схем, подразумевающих под собой негативный опыт в контексте неудовлетворенности базовых эмоций в период детства [9].

Стоит отметить, что в контексте системной семейной терапии семья рассматривается как целостная система. Учитывая то, что семья подразумевает под собой целый ряд взаимодействующих компонентов, можно утверждать, что в основе семьи лежат взаимоотношения. В тоже время эти компоненты взаимодействуют между собой организованным и предсказуемым образом [5]. Поэтому изучение взаимоотношений в семье является основной задачей в рамках семейной схема-терапии, представляющей собой интегральную психотерапию на основе когнитивно- поведенческой терапии, гештальт-терапии, теории привязанности и психоаналитической теории объективных отношений [4].

Цель исследования: рассмотреть семейную схему-терапию как один из подходов семейной психотерапии.

Семейная терапия как подход в консультировании

Семейная терапия является одной из основных подходов в контексте современной психологии. Суть данного подхода заключается в том, что человек как индивид, имеющий психологические проблемы не рассматривается как клиент, так как психотерапевтической единицей, в данном случае, является вся семья в целом. Семейная терапия оказывает лечебное воздействие на индивида через групповой семейный эффект. При этом сама терапия направлена непосредственно на оптимизацию семейной атмосферы данного индивида [11].

Семейная терапия подразумевает под собой определенную систему, где мишенью психотерапевтической работы является вся семья как единое целое. При этом семья — это своеобразная схема взаимоотношений между всеми членами семьи. Следовательно, семейная система — это группа человек, связанных между собой общими показателями (совместное хозяйство, место проживания, наличие общих детей и т. д.), где ядром выступают взаимоотношения [7].

В рамках общей теории систем, понятие «личность» подразумевает под собой саморегулирующий субъект в единстве с окружающей средой. Такое положение дел позволяет сделать вывод о том, что личность в рамках семьи — это открытая система, которая постоянно находится в активном обмене информацией и энергией. Безусловно, определенные элементы в подобной системе могут разрушаться и заново восстанавливаться. Это может происходить до тех пор, пока система живёт и не находится в состоянии термодинамического и химического покоя. Следовательно, состояние такой системы следует обозначать как состояние динамического равновесия [9].

В связи с тем, что семья — это система взаимоотношений, а любое семейное взаимоотношение имеет цикличность, то в семье есть детерминанты, которые задают тон семейным взаимоотношениям. В данном случае, подразумеваются такие психологические явления, как: стиль воспитания, личностные особенности членов семьи и т. п. Кроме этого, цикличность включает в себя наличие кризисов развития, с помощью которых формируются новые способы адаптации и осуществляется переход на иной этап развития [7].

Следует отметить, что не всегда кризис выступает предпосылкой для перехода на более высокий уровень развития. Не редко, семейный кризис приводит к дисфункциональности, где индивидуальная терапия беспомощна и бесполезна. Поэтому, в данном случае, уместно прибегать к использованию семейной терапии, цель которой заключается в повышении эффективности ролевого исполнения каждого члена семьи, гармонизация интерперсональной коммуникации, ликвидация конфликтов, оптимизация стиля руководства в семье, редукция симптоматики, а также рост эмпатии и повышение автономии [9].

О. Г. Берестнева, Г. В. Белозерова, И. Л. Шелехов отмечают, что система является одной из категорий научного познания. Именно системный подход с использованием сложных схем позволяет объективно исследовать как отдельно личность, так и семью как субъект исследования. В результате этого терапия имею эффективное воздействие при решении проблем семьи.

По мнению О. Г. Берестневой, Г. В. Белозеровой и И. Л. Шелеховой, в рамках терапии семьи существуют следующие свойства, которые связаны с ресурсами системы и особенностями её взаимодействия с окружающей средой: обособленность, интерактивность, наличие внутренней и внешней энергии, надежность, адаптивность и коммуникабельность [12].

Таким образом, семейная терапия — это система, в которой мишенью психотерапевтической работы является вся семья как единое целое. При этом семья — это своеобразная схема взаимоотношений между всеми членами семьи. Семейная терапия направлена на решение психологических проблем семьи как субъекта психотерапевтической работы.

Цели и задачи схемы-терапии. Схема-терапия была создана в 90-е годы прошлого века американским психотерапевтом Джеффри Янгом. Т. А. Мироненк и Р. В. Кадыров подчеркивают, что схематерапевтический подход является инновационным подходом в рамках современной психотерапии, так как он представляет собой единую синергетическую концептуальную модель. Схема-терапия включает в себя элементы психоаналитической, конструктивной школ и теории объективных отношений, а также гештальт-терапии и контитивно-поведенческой терапии [3].

Е. В. Романова, П. М. Касьяник и М. В. Галимзянова называют схема-терапию «схемафокусированным» подходом в когнитивной терапии. В это название вложено утверждение о том, что базовые потребности в детские годы удовлетворяются или фрустрируются неадекватно, в результате чего формируются ранние дезадаптивные схемы [2].

Н. С. Смирнова и И. Я. Стоянова определяют схема-терапию как схема-ориентированную модель, объединяющую в себе идеи психодинамического подхода, гештальтпсихологии, теории привязанности и КПТ. Данный подход направлен на работу с расстройствами личности, посттравматическими личностными расстройствами и хроническими депрессиями [8].

Цель семейной схема-терапии — это улучшить влияние ранних дезадаптивных схем на жизнедеятельность индивида и создать условия для того, чтобы личность смогла осознать и научиться удовлетворять эффективным способом свои базовые эмоциональные потребности [10]. Исходя из этого, в рамках данного подхода существуют следующие группы задач:

  1. Задачи синтеза (анализ системы и разработка программы терапии);
  2. Задачи общего анализа (изучение состояния семейной системы, рассмотрение прошлого семьи, определение взаимосвязей и подсистем, выделение функций, структуры и границ);
  3. Задачи декомпозиции (изучение как отдельных элементов в семейной системе, так и самой системы в контексте окружающей среды) [12].

В. А. Абрамов и А. В. Абрамов разделяют все схемы на безусловные и условные. В первую группу схем входят все схемы, когда индивид не способен что-либо сделать, чтобы препятствовать проблемам в связи с непредсказуемостью ситуаций. Условные схемы включают в себя ситуации, в которых личность предпринимает активные действия, преодолевая трудности, изменяет ситуацию [1].

Таким образом, схема-терапия, основанная Дж. Янгом, как единая синергетическая концептуальная модель представляет собой инновационный подход в рамках современной психотерапии. Схема-терапия включает в себя элементы психоаналитической, конструктивной школ и теории объективных отношений, а также гештальт-терапии и когнитивно-поведенческой терапии. При этом схема-терапия имеет свою цель и ряд задач, которые необходимо решить, используя данный подход в психотерапевтической практике.

Основные понятия семейной схемы-терапии . Схема-терапия включает в себя основные понятия:

– схемы-режимы;

– ранние дезадаптивные схемы;

– базовые эмоциональные потребности [10].

Схемы-режимы включают в себя состояния личности на данный момент, то есть сиюминутное психологическое состояние индивида, которое обусловлено активацией определенных когнитивных схем или иных триггеров [1].

О. С. Коромыслова подробно раскрывает схемы-режимы. Автор все схемы-режимы объединяет в четыре основных группы:

– здоровые режимы;

– дезадаптивные копинг-режимы;

– дезадаптивные режимы родителей;

– детские режимы.

По мнению О. С. Коромысловой, разграничение дезадаптивных режимов родителей и идентификация истинности режима способствует выявить мотивы критики. Известно, что внутренний критик представляет собой интернализированные убеждения, заимствованные у других с целью критики себя и окружающих. Поэтому разделение дисфункциональных родительских режимов на Критикующего (Наказывающего) и Требовательного родителя позволяет идентифицировать источник нарушения функциональности режима [6].

Дезадаптивные схемы, которые возникли в прошлом опыте, представляют собой устойчивые структуры, сформированные у человека в детские годы под влиянием продолжительного дефицита в плане удовлетворенности основных базовых потребностей. Кроме этого, ранние дезадаптивные схемы могут развиваться на основе пережитого психотравматического опыта. Как правило, такие схемы формируются в период от 10 дл 12 лет. При этом дезадаптивным схемам свойственно развиваться на протяжении всего жизненного пути. Это происходит потому, что индивид сталкивается в своей жизнедеятельности с ситуациями, подтверждающими имеющийся опыт в рамках эмоциональных переживаний [1].

Исследователи выделяют несколько дезадаптивных схем: эмоции, когниции, воспоминания и телесные ощущения [10]. Е. В. Романова, М. В. Галимзянова и П. М. Касьяник представляют ранние дезадаптивные схемы, которые выделил в своей концепции Дж.Янг (рис.1) [4].

Ранние дезадаптивные схемы

Рис. 1. Ранние дезадаптивные схемы

Стоит отметить, что это лишь основные дезадаптивные схемы. На сегодняшний день выделяют около 30 дезадаптивных и адаптивных схем. Так, например, В. А. Абрамов и А. В. Абрамов выделяют следующие дезадаптивные схемы, которые чаще всего доминируют у лиц, ориентированных на поиск социальной поддержки и в частности, на психологическую помощь: эмоциональная депривированность, уязвимость, самопожертвование, покорность, покинутость, поиск одобрения, ожидание жестокого обращения, жесткие стандарты, недоверие, негативизм/пессимизм, запутанность/неразвитое Я [1].

Базовые эмоциональные потребности объединяют в себе основные критерии схема-терапии. Систематическое неудовлетворение эмоциональных потребностей в детские годы способствуют формированию различных дезадаптивных систем. На сегодняшний день в контексте схемы-терапии выделяют пять основных групп потребностей на эмоциональном уровне:

– реалистичные границы и обучение самоконтролю;

– склонности к игре;

– чувство идентичности, автономия и компетентность;

– переживания и свобода в проявлении своих эмоций;

– надежная привязанность.

Н. С. Смирнова и И. Я. Стоянова выделяют три модуса, используемых в рамках схема-терапии:дисфункциональный родитель, дисфункциональный ребенок и дисфункциональные когнитивные режимы [8]. Схема-терапия имеет несколько видов: групповая, индивидуальная, детей и подростков, семейных пар и людей пожилого возраста [3].

Таким образом, основными понятиями схема-терапии являются схемы-режимы (здоровые, детские режимы, дезадаптивные копинг-режимы и дезадаптивные режимы родителей), ранние дезадаптивные схемы (эмоции, когниции, воспоминания и телесные ощущения) и базовые эмоциональные потребности.

Терапевтический инструментарий семейной схеме-терапии

Первый этап психотерапии и в том числе схема-терапии должен начинаться с диагностики. В связи с этим А. Б. Холмогорова полагает, что вся схема-терапия имеет несколько этапов, а именно:

Диагностика. В схема-терапии первые 2–4 сессии ориентированы на решение таких задач, как:

– оценка темперамента членов семьи или конкретного клиента;

– выявлении дезадаптивных схем, сформировавшихся в детстве, выделение преобладающих модусов и доминирующих копинг-стратегий;

– рассмотрение деструктивных паттернов поведение клиента (членов семьи), используемых в настоящее время.

Для диагностики используются следующие инструменты: данные самонаблюдения, заполнение бланков опросников и интервью. Диагностика в контексте схема-терапии заканчивается диаграммой, которая заполняется терапевтом совместно с клиентом. Эта диаграмма является когнитивной концептцализацией и позволяет решить несколько задач:

– прояснение неудовлетворенных эмоциональных потребностей;

– ознакомление клиента с концептуальным аппаратом схематерапии;

– совместное формулирование целей и их корректировка.

Основной этап — это этап терапии. Он включает в себя саму терапию, которая длится в течении продолжительного времени (как правило, это год). Продолжительность терапии зависит от нескольких факторов, основными из которых являются слабость модуса здорового клиента и тяжести проблемы, стоящей перед ним [10].

Любая терапия, в том числе и семейная схема-терапия, может вызвать сопротивление. Поэтому очень важно знать ряд нюансов, позволяющих нивелировать семейное сопротивление к терапии. В данном случае, подразумевается:

– создание альянса, где семейный терапевт, присоединяясь к семье, играет роль сочувствующего и готового помочь каждому члену семьи;

– сопротивление в той или иной степени и в разные периоды терапии оказывает каждая семья без исключения, так как семья — это определенная система, она не терпит каких-либо изменений;

– создание альянса в главенствующей фигурой в семье, так как изменения возможны лишь только тогда, когда трансформируется верхушка иерархии;

– наличие способности осознавать и поддерживать точку зрения каждого члена семьи, чтобы позволить ему осуществить медленный рефрейминг;

– принять культуру семьи, то есть не давать рекомендации сделать что-то, к чему они вовсе не готовы;

– не выбирать конфронтацию, так как любое сопротивление терапевта будет встречать сопротивление семьи или отдельных её членов;

– находить в сопротивлении положительную сторону;

– заключение договора, где каждый член семьи ставит свою цель, а терапевт помогает ему решить задачи для её достижения [7].

Таким образом, схема-терапия включает в себя два основных этапа (диагностический и основной) и использование таких техник, как: самонаблюдение, опрос/тестирование, интервью и диаграмму когнитивной концептцализации.

Основные требования к личности терапевтов , работающих в схемафокусированном подходе

А. Б. Холмогорова выделяет следующие требования, которыми должен обладать терапевт в схемафокусированном подходе, чтобы добиться успеха в своей работе:

– способность открыто выражать заботу и тепло по отношению к клиенту (клиентам);

– умение использовать весь свой опыт и передавать его клиенту;

– быть готовым к экстренным ситуациям, в частности, к суицидальному поведению клиента;

– способность сохранять адекватные границы и реальные ожидания;

– способность выносить и контейнировать сильный аффект;

– умение гибко перестраиваться в новых консультативных условиях и различать потребности клиента;

– способность постоянно выявлять и выделять неудовлетворенные потребности клиента (клиентов);

– не поощрять нереальные компенсаторные продукты воображения, которые сформированные на ложной потребности сохранять образ своего величия;

– поддерживать чувства стабильности объекта у клиента (клиентов) с целью развития модуса здорового взрослого [10].

По мнению В. Г. Старшенбаума, в перечень типичных ошибок, которые допускают начинающие терапевты, работающие с семьей, это:

– мнение, что каждый член семьи должен изменить своё поведение в равной степени с другими;

– терапевт выбирает роль слушателя, которому все члены семь должны рассказать о своих переживаниях и отношениях;

– терапия семьи начинается с первой сессии;

– стремление сделать так, чтобы члены семьи осознали свои проблемы;

– в ходе одной сессии уже можно увидеть результат;

– убеждение в том, что семейный терапевт — это специалист в решении семейных проблем [7].

Разрешить эти ошибки можно с помощью осознания того, что:

– семейная терапия начинается с первого контакта (первая встреча с клиентом или первый телефонный разговор);

– задача семейного терапевта должна заключаться в том, чтобы выявить члена семьи, трансформация поведения которого, будет способствовать запуску цепной реакции в семье и станет катализатором, где остальные члены семьи, реагируя на происходящее, станут стремиться изменить свое поведение;

– необходимо создать условия, где члены семьи по-новому услышат и поймут друг друга;

– изучить и осознать характер семейных взаимоотношений и взаимных ожиданий;

– понимать, что невозможно решить проблему в течении одной сессии [7].

Таким образом, существует ряд требований к терапевту в контексте схемафокусированном подходе, которые необходимо выполнять для того, чтобы достичь эффективных результатов терапии.

В заключении стоит отметить, что в рамках данной работы перед нами стояла цель рассмотреть семейную схему-терапию как один из подходов семейной психотерапии.

Решая задачи исследования, мы установили, что семейная терапия — это система, в которой мишенью психотерапевтической работы является вся семья в целом как единого целого. При этом семья — это своеобразная схема взаимоотношений между всеми членами семьи. Семейная терапия направлена на решение психологических проблем семьи как субъекта психотерапевтической работы.

Схема-терапия, основанная Дж. Янгом, как единая синергетическая концептуальная модель представляет собой инновационный подход в рамках современной психотерапии. Схема-терапия включает в себя элементы психоаналитической, конструктивной школ и теории объективных отношений, а также гештальт-терапии и когнитивно-поведенческой терапии. При этом схема-терапия имеет свою цель и ряд задач, которые необходимо решить, используя данный подход в психотерапевтической практике.

Основными понятиями схема-терапии являются схемы-режимы, ранние дезадаптивные схемы и базовые эмоциональные потребности. Схема-терапия включает в себя два основных этапа (диагностический и основной) и использование таких техник, как: самонаблюдение, опрос/тестирование, интервью и диаграмму когнитивной концептцализации. При этом существует ряд требований к терапевту в контексте схемафокусированного подхода, которые необходимо выполнять для того, чтобы достичь эффективных результатов терапии.

Литература:

  1. Абрамов, В. А. Субъективное пространство дисфункциональных личностныхпаттернов (дезадаптивных схем) и режимов функционирования улиц с психическими расстройствами (сообщение 2. Дезадаптивные схемы) / В. А. Абрамов, А. В. Абрамов // Журнал психиатрии и медицинской психологии. — 2017. — № 2(38). — С. 73–84.
  2. Галимзянова, М. В. Выраженность ранних дезадаптивных схем и режимов функционирования схем у мужчин и женщин в период ранней, средней и поздней взрослости / М. В. Галимзянова, П. М. Касьяник, Е. В. Романова // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16. Психология. Педагогика. — 2016. — № 3. — С. 109–125.
  3. Кадыров, Р. В. К вопросу ранних дезадаптивных схем в суицидальном поведении личности / Р. В. Кадыров, Т. А. Мироненко // Вестник Кемеровского государственного университета. — 2017. — № 3(71). — С. 125–132.
  4. Касьяник, П. М. Выраженность ранних дезадаптивных схем и режимов их функционирования у взрослых, обращавшихся и не обращавшихся за психологической помощью / П. М. Касьяник, М. В. Галимзянова, Е. В. Романова // Прикладная юридическая психология. — 2016. — № 2(35). — С. 75–83.
  5. Коньшина, Ю. Е. Психологическое сопровождение семьи на примере системной семейной психотерапии / Ю. Е. Коньшина // Семья в современном мире: Сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Курск, 18–19 мая 2017 года / Лазаренко В. А., Шульгина Т. А., Василенко Т. Д.. — Курск: Курский государственный медицинский университет, 2017. — С. 267–271.
  6. Коромыслова, О. С. Идентификация родительских режимов в схема-терапии / О. С. Коромыслова // VIII Международный Форум Ассоциации Когнитивно-Поведенческой Психотерапии CBTFORUM: Сборник научных статей VIII Международного Форума, Санкт-Петербург, 20–22 мая 2022 года. — Санкт-Петербург: ООО «Издательство «ЛЕМА», 2022. — С. 121–125.
  7. Старшенбаум Г. В. Сексуальная и семейная психотерапия. — М.: Изд-во Высшей школы психологии, 2003. — 300 с.
  8. Стоянова, И. Я. Предикторы психологической безопасности у пациентов депрессивного спектра / И. Я. Стоянова, Н. С. Смирнова // Медицинская психология в России. — 2018. — Т. 10. — № 1(48). — С. 6.
  9. Сыпкова, Г. Семейная + индивидуальная терапия: Когда мы можем сказать «да»? / Г. Сыпкова, М. Лохматова, И. Корнеева // Психология и психотерапия семьи. — 2022. — № 3. — С. 76–80.
  10. Холмогорова, А. Б. Схема-терапия Дж. Янга — один из наиболее эффективных методов помощи пациентам с пограничным расстройством личности / А. Б. Холмогорова // Консультативная психология и психотерапия. — 2014. — № 2(81). — С. 78–87.
  11. Шавернева, Ю. Ю. Системная семейная психотерапия и техники КПТ: свобода выбора / Ю. Ю. Шавернева // VIII Международный Форум Ассоциации Когнитивно-Поведенческой Психотерапии CBTFORUM: Сборник научных статей VIII Международного Форума, Санкт-Петербург, 20–22 мая 2022 года. — Санкт-Петербург: ООО «Издательство «ЛЕМА», 2022. — С. 244–251.
  12. Шелехов, И. Л. Системные исследования в психологии: в 2 томах / И. Л. Шелехов, Г. В. Белозерова, О. Г. Берестнева. Том 2. — Томск: Томский государственный педагогический университет, 2022. — 700 с.
Основные термины (генерируются автоматически): член семьи, семейная терапия, семейная схема-терапия, схема, подход, семья, инновационный подход, психотерапевтическая работа, единая синергетическая концептуальная модель, современная психотерапия.


Ключевые слова

схема, инновационный подход, схема-терапия, этапы схема-терапии, концептцализация, семейная терапия, дезадаптивные схемы, адаптивные схемы, схемафокусированный подход

Похожие статьи

Дискурсивные стратегии и практики в социальной рекламе здоровья и здорового образа жизни (на материале рекламных кампаний в США)

В информационную эпоху социальная реклама повсеместно используется в качестве вспомогательного инструмента для решения общественных проблем — обладая потенциалом широкого охвата масс, она имеет возможность изменить взгляды людей на тот или иной вопро...

Термин «креативная концепция» как база взаимодействия бизнеса и специалистов по маркетингу и рекламе

Широкое внедрение информационных технологий в отрасль маркетинга и рекламы расширяет профессиональную терминологию. Непонимание бизнесом терминологии вызывает искаженное представление о технологических процессах, что сказывается на эффективности комм...

Адаптация рекламы как маркетинговый инструмент международных компаний

В статье рассматривается адаптация как неотъемлемый маркетинговый инструмент международных компаний, а также дано разъяснение, почему в условиях современного глобального рынка не всегда возможна полная стандартизация рекламных кампаний. На примере ро...

Стратегия перевода как термин в переводоведении

В статье дается определение понятий «перевод» и «стратегия перевода» на основе рассмотрения основных принципов выполнения перевода, обязательных для соблюдения переводчиком на этапе предпереводческого анализа текста. Стратегия перевода является основ...

Социологический анализ практики геймификации бизнес-процессов в современных компаниях

В статье с социологических позиций анализируется опыт ряда зарубежных и российских компаний, реализующих проекты геймификации бизнес-процессов. Анализ восьми детально описанных кейсов позволил выявить типичные недостатки существующих исследований. В ...

Арт-терапия как способ формирования отдельных компонентов психологического здоровья (на примере голосовой терапии)

Арт-терапия сегодня считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов, используемых в работе психологами и педагогами. Методы арт-терапии универсальны и могут быть адаптированы к различным задачам: от решения проблем социальной и психологиче...

Проектное обучение: плюсы и минусы

Данная статья предоставляет обзор метода обучения, известного как проектное обучение. Метод обучения подразумевает активное участие студентов в решении реальных проблем и выполнении проектов, что позволяет им приобретать знания и навыки через практич...

Культурно-специфические особенности гиперболы и Understatement в дискурсе британских инфлюенсеров

Связь между языком и культурой сегодня рассматривается многопланово. Язык, как один из главных атрибутов нации, выражает культуру страны, и его роль невозможно переоценить. Каждая культура индивидуальна и включает в себя ряд особенностей, которые мог...

Наставничество как образовательный тренд современности

Статья рассматривает актуальную проблему развития дошкольного образования в России и высвечивает значимость качества работы педагогических работников в данной сфере. Один из способов решения этой проблемы — использование наставнической деятельности, ...

Иммерсивные шоу как особый способ психологического воздействия

В статье автор рассматривает особенности воздействия иммерсивных форматов мероприятий на зрителя. Иммерсивность на данный момент является одной из самых популярных форм индустрии досуга. В статье приводится ряд причин, по которым публика делает выбор...

Похожие статьи

Дискурсивные стратегии и практики в социальной рекламе здоровья и здорового образа жизни (на материале рекламных кампаний в США)

В информационную эпоху социальная реклама повсеместно используется в качестве вспомогательного инструмента для решения общественных проблем — обладая потенциалом широкого охвата масс, она имеет возможность изменить взгляды людей на тот или иной вопро...

Термин «креативная концепция» как база взаимодействия бизнеса и специалистов по маркетингу и рекламе

Широкое внедрение информационных технологий в отрасль маркетинга и рекламы расширяет профессиональную терминологию. Непонимание бизнесом терминологии вызывает искаженное представление о технологических процессах, что сказывается на эффективности комм...

Адаптация рекламы как маркетинговый инструмент международных компаний

В статье рассматривается адаптация как неотъемлемый маркетинговый инструмент международных компаний, а также дано разъяснение, почему в условиях современного глобального рынка не всегда возможна полная стандартизация рекламных кампаний. На примере ро...

Стратегия перевода как термин в переводоведении

В статье дается определение понятий «перевод» и «стратегия перевода» на основе рассмотрения основных принципов выполнения перевода, обязательных для соблюдения переводчиком на этапе предпереводческого анализа текста. Стратегия перевода является основ...

Социологический анализ практики геймификации бизнес-процессов в современных компаниях

В статье с социологических позиций анализируется опыт ряда зарубежных и российских компаний, реализующих проекты геймификации бизнес-процессов. Анализ восьми детально описанных кейсов позволил выявить типичные недостатки существующих исследований. В ...

Арт-терапия как способ формирования отдельных компонентов психологического здоровья (на примере голосовой терапии)

Арт-терапия сегодня считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов, используемых в работе психологами и педагогами. Методы арт-терапии универсальны и могут быть адаптированы к различным задачам: от решения проблем социальной и психологиче...

Проектное обучение: плюсы и минусы

Данная статья предоставляет обзор метода обучения, известного как проектное обучение. Метод обучения подразумевает активное участие студентов в решении реальных проблем и выполнении проектов, что позволяет им приобретать знания и навыки через практич...

Культурно-специфические особенности гиперболы и Understatement в дискурсе британских инфлюенсеров

Связь между языком и культурой сегодня рассматривается многопланово. Язык, как один из главных атрибутов нации, выражает культуру страны, и его роль невозможно переоценить. Каждая культура индивидуальна и включает в себя ряд особенностей, которые мог...

Наставничество как образовательный тренд современности

Статья рассматривает актуальную проблему развития дошкольного образования в России и высвечивает значимость качества работы педагогических работников в данной сфере. Один из способов решения этой проблемы — использование наставнической деятельности, ...

Иммерсивные шоу как особый способ психологического воздействия

В статье автор рассматривает особенности воздействия иммерсивных форматов мероприятий на зрителя. Иммерсивность на данный момент является одной из самых популярных форм индустрии досуга. В статье приводится ряд причин, по которым публика делает выбор...

Задать вопрос