Совладание с трудностями в профессиональной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №33 (480) август 2023 г.

Дата публикации: 17.08.2023

Статья просмотрена: 186 раз

Библиографическое описание:

Михалькова, Е. И. Совладание с трудностями в профессиональной деятельности / Е. И. Михалькова, С. А. Радченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 33 (480). — С. 127-135. — URL: https://moluch.ru/archive/480/105462/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье рассматриваются копинг стратегии совладения с трудными ситуациями в профессиональной деятельности, раскрывается понятие и сущность совладающего поведения». Цель исследования: выделить особенности копинг-поведения в профессиональной деятельности. Для достижение данной цели большая часть в работе отведена изучению совладающего поведения в трудных жизненных ситуациях. Главное внимание обращается на совладение с трудностями в контексте трудовой деятельности. Помимо этого, авторами выделяются компоненты совладающего поведения.

Ключевые слова : жизнестойкость, стресс, копинг-поведение, совладающее поведение в профессиональной деятельности, трудности в работе, копинги специалиста, совладение в профессиональной деятельности, конструктивная профессиональная деятельность, преодоление сложностей в труде, профессиональная деятельность, ситуация, поведение, трудовая деятельность, окружающая среда, стратегия, трудность, стрессовая ситуация, совладание, жизнестойкость, ресурс, стресс.

Одними из первых совладание начали исследовать зарубежные клинические психологи С. Лазарус, Н. Хаан, С. Фолкман, К. Олдвин и др., в России это были В. М. Ялтонский, Н. А. Сирота, И. М. Никольская, Р. М. Грановская.

Понятие «копинг» в переводе с английского означает «совладать», «справиться». Как правило, термин «копинг» используют в сочетании с понятиями «стратегии», «поведение», «ресурсы». Впервые понятие «копинг-стратегия» был использован в научной литературе Л.Мэрфи в 1962 году. Изначально данный термин подразумевал под собой способы преодоления кризисов в контексте детского развития. Однако, в 1966 году исследователем Р.Лазарусом этот термин был раскрыт как способ (стратегия) поведения в рамках стрессовой ситуации. Позже, трактовка понятия «копинг», представленная Р.Лазарусом, закрепилась в научно психологической литературе [18].

Вопрос совладающего поведения в трудных жизненных ситуациях в науке психологии рассматривается с позиции теорий стресса и адаптации. При этом психологическое явление «адаптация» представляет собой самоуправляемую, многоуровневую и целостную систему, которая направлена на поддержание относительно устойчивого взаимодействия человека с окружающей средой [21].

Термин копинг введён А. Маслоу, происходит от английского to cope — справиться, совладать. Копинг-поведение является осознанным поведением, так А. Маслоу говорит: «Для копинг-составляющей типичен сознательный характер (хотя копинг может стать бессознательным); экспрессия чаще является бессознательной» [31]. Говорит он об этом в той связи, что при рассмотрении таких двух явлений как копинг и экспрессия, он относит копинг к целенаправленному поведению, а экспрессию к бесцельному немотивированному поведению несмотря на то, что они оба содержатся в большинстве действий человека. И чем больше Маслоу разграничивает эти два понятия с целью объяснения поведенческой деятельности человека, тем ярче выглядит феномен копинга, и тем лучше мы можем о нём судить [11]. А именно, обнаруживается факт, о котором мы упомянули чуть выше, что копинг-стратегия — это целенаправленное мотивированное поведение и непосредственно связано с мотивацией достижения успеха (цели) [40].

По мнению И. Ю. Кобозева, на сегодняшний день понятие «копинг» существует на стыке трех областей психологии: психологии здоровья, социальной психологии и личной психологии. При этом Л. И. Вассерман, отмечает, что в подходах исследования этого психологического феномена наблюдается явное смещение интереса с исследования несознаваемых механизмов поведения на исследования целенаправленной, осознаваемой и активной деятельности личности в связи с кризисными и проблемными ситуациями [13].

По мнению В. Д. Кленюшиной, данное явление представляет собой системно-организационный процесс, динамическую систему. Иными словами, понятие «совладание» рассматривают с двух позиций: как когнитивная оценка фактора стресса и как взаимодействие индивида со стрессовой ситуацией [12]. Н. В. Останина утверждает, что совладание следует понимать как процесс данного взаимодействия, в результате которого поддерживается относительный уровень баланса в рамках «личность-среда» [27]. В случаях отсутствия необходимого результата, происходит корректировка представлений о предпосылках развития стрессовой ситуации и оптимально приемлемых в данном случае способов реагирования. Ю. П. Поваренков выделяет первичную и вторичную когнитивные оценки негативных событий [29].

Исследователи Л. И. Дементий, И. В. Шагарова и другие в своих работах выделят ряд психосоциальных факторов, которые способствуют преодолевать трудные жизненные ситуации. К ним относятся [6]:

1) адекватность социальной поддержки;

2) адаптивные индивидально-типологические особенности (жизнестойкость, интернальный локус контроля, самоуважение, оптимизм, копинг- компетентность, самоэффективность, социальный статус, эмпатия, психологический возраст и др.).

В концепции совладения рассматривается три подхода:

  1. Эго-ориентированный. В основе данного подхода лежит психоанализ. Совладающее поведение понимается как специфический Эго-механизм, который используется с целью избавления от внутреннего напряжения (С. Фолкман, 1971).
  2. Стрессо-ориентированный подход. С точки зрения этого подхода, совладающее поведение рассматривается как динамический процесс взаимодействия индивида со стрессом. В данном случае, поведение непосредственно зависит от когнитивной оценки стрессора, фаз столкновения со стрессонесущем фактором и от самой специфики ситуации (Р.Лазарус, 1988).
  3. Диспозиционно–ориентированный подход. В данном случае, совладающее поведение понимается как устойчивая черта личности, которая позволяет предопределить реакцию человека на стрессор. В контексте этого подхода существует три способа совладения с трудной жизненной ситуацией: избегание, вмешательство в ситуацию и оценка ситуации (А. Биллингс, Р. Моос; 1984). Помимо этого, выделяют пассивные и активные способы реагирования на стрессовые факторы. К первой категории относят неконструктивное, а ко второй — конструктивное поведение [28].

По мнению Р. Лазаруса, под «совладанием» подразумевает усилия, которые направлены на разрешение значимых для индивида проблем завышенных требований окружающей среды [18].

Р.Лазарус и С.Фолкман изучая копинг, выделили функции этого психологического феномена. К функциям относятся: акцентирование на проблемной ситуации, устранение связи в контексте «личность-среда», акцентирование на эмоциях и регулирование эмоциональным дистрессом.

Помимо функций, эти исследователи выделили задачи копинга:

– сохранение и содержание относительно тесной связи с другими людьми;

– поддержание эмоционального равновесия;

– подержание уверенности в себе и положительного образа «Я»;

– преобразование, регулирование, приспособление к жизненным ситуациям;

– повышение возможностей восстановления деятельности, активности и минимизация негативного влияния стрессоров [30].

Стрессориентированный подход, разработанный Р. Лазарусом в конце 70-х годов ХХ века, занял ведущее место в зарубежной психологической науке. В отечественной психологии модель копинг-совладения была создана в конце прошлого века. Изначально исследователи Т. П. Крюкова, С. А. Хазова и др. совладающее поведение рассматривали как поведение индивида, провели много исследований и смогли раскрыть понятие и сущность данного феномена, его закономерностей. В дальнейшем эти ученые выделили совокупность факторов выбора совладения субъектом [1].

Исследователи В. А. Бодров, И. В. Лебедев, Л. А. Китаев-Смык и др. внесли большой вклад в исследование различных способов поведения в преодолении ситуаций стресса и психологических проблем. Помимо этого, ученые рассматривали параметры дезадаптации индивида и психологической адаптации в контексте экстремальных условиях жизнедеятельности [35].

По мнению Е. А. Анненковой и И. П., Шкуратовой, на сегодняшний день не существует единой классификации копинг-стратегий. При этом автор отмечает, что традиционно копинг-стратегии разделяют два типа: эмоционально-ориентировачные (их цель: регуляция оценкой проблемы и эмоционального состояния) и проблемно-ориентировачные (их цель: изменение ситуации) [45].

Совладающее поведение или копинг-стратегию можно определить как совокупность предпринимаемых субъектом действий при появлении психологической угрозы, которая, в свою очередь, обнаруживается в эмоциональной, поведенческой и когнитивной сферах личности и ведёт к более или менее благополучной адаптации [39].

В 2007 г. (16–18 мая) впервые в России в городе Кострома была проведена Международная научно-практическая конференция по теме «Психология совладающего поведения», организаторами выступали Костромской государственный университет им. Н. А. Некрасова и Институт психологии РАН. Исследователи, выступавшие на этой конференции с докладами, написали достаточно обширный труд «Совладающее поведение. Современное состояние и перспективы», в котором они так говорят об исследованиях в этой довольно молодой и новой сфере отечественной психологии: «В центре внимания отечественных исследователей психологии совладания находится человек «совладающий», т. е. самостоятельный, справляющийся с жизненными трудностями, живущий «в ладу с самим собой» творец, а не продукт собственной биографии. При этом «цена» его совладающих усилий детерминирована жизненными ценностями и смыслами, нравственностью, свободой выбора, интеллектуально-творческими и психоэмоциональными ресурсами, причем даже в самых трудных жизненных ситуациях, таких как тяжелая болезнь, потеря близких, травма, катастрофа» [37].

Современные исследования в этой области психологии подтверждают то, что совладающее поведение — это не отдельное независимое явление, оно является неотъемлемой частью многообразного, динамического процесса непосредственно самой личности и её взаимоотношения со своим социальным окружением. Как отдельные компоненты сознательного социального поведения рассматриваются в этой связи и способы, стратегии и стили совладания (копинга) [17]. Формирование собственного полноценного способа совладания не может происходить при пассивном положении субъекта и включает в себя не только адаптивную активность, но и усилия, преобразующие ситуацию, окружающий мир, а также себя самого как субъекта такой активности [14]. Цель совладания с трудными или негативными обстоятельствами жизни заключается в преодолении этих преград, либо уменьшении отрицательных последствий их воздействия, либо отстранение от трудностей (избегание), либо способность вытерпеть и адаптироваться, подстроиться под них, возможно, временно, в случае крайнего и единственного варианта [2].

Так, были выделены следующие типы копинг-стратегий, которые включают в себя как эффективные, так и аффективные копинг-стратегий [3]:

  1. Копинг-стратегии, направленные на ситуацию:

– эффективные — активное влияние;

– аффективные — уход, бегство, пассивность.

  1. Копинг-стратегии, направленные на оценку:

– эффективные — оценка возможности наступления и степени риска, возможности применить различные способы решения, оценка и анализ смысла происходящего;

– аффективные — неадекватное восприятие и оценка ситуации, подмена понятий и смысла.

  1. Копинг-стратегии, направленные на репрезентацию:

– эффективные — поиск и выявление достоверности информации, работа с информацией;

– аффективные — вытеснение, отторжение, неприятие информации.

Анализируя возникновение и развитие различных векторов направленности копинг-стратегий, Р. Лазарус задавался вопросом, почему в одной ситуации индивид склоняется к выбору эффективных копинг-стратегий, а в другой — аффективных, и впоследствии выделил два наиболее распространенных типа реакций на психотравмирующую стрессовую ситуацию [14]:

  1. Проблемно-ориентированный тип, который исследователь связывает с адекватным и рациональным анализом сути, причин возникновения трудной ситуации. Далее на основании проведенного анализа индивид, ориентированный на такой тип копинг-стратегии выстраивает дальнейший план действий с целью разрешить возникшую проблему. Такой тип стратегии при этом совершенно не исключает как самостоятельный анализ проблемы, так и обращение за помощью к общественности (другим людям) для того, чтобы собрать как можно больше необходимой для решения проблемы информации;
  2. Второй тип — эмоциональный, напрямую связан с чувственной реакцией на происходящее, при этом конкретные действия для решения проблемы индивид не предпринимает, погрузившись в свои чувства и эмоции. При таком типе копинг-стратегии индивид предпочитает укрыться от проблемы, избежать прямого с ней взаимодействия, уходит в мир эмоций и иллюзий. Такая реакция, с одной стороны, немного облегчает человеку переживания, но проблема при этом остается не решенной, провоцируя еще больший стресс.

Люди, склонные к такой стратегии реагирования, зачастую, подвержены пагубным привычкам, а также чрезмерно прибегают к помощи других людей, как бы перекладывая на них и саму проблему, и ответственность за ее решение. Также люди могут навязывать свои переживания другим, тем самым становясь «токсичным» собеседником, которого люди предпочитают избегать. В итоге человек может остаться один на один с мучающими его переживаниям, нерешенными проблемами и неумением (и нежеланием) их решать [7].

Итак, копинг-стратегии — это осознанные способы совладания с психотравмирующей ситуацией. Копинг- стратегии могут быть разными, одни считаются эффективными, другие — наоборот, могут стать катализатором новых проблем. В отличие от копинг-стратегий, защитные механизмы совладания с трудной жизненной ситуацией и психологическим дискомфортом, которое она создает, предполагают иррациональные, неосознанные реакции и поведение.

По мере изучения копинговых стратегий человека, учёные раз за разом выявляли, меняли и добавляли всё новые явления, участвующие в построении самой поведенческой системы совладания. Таковых стратегий, как индивидуальных качеств личности при совладании с трудными жизненными ситуациями (ТЖС), образовалось достаточно большое количество [26]. Для проведения дальнейших исследований в виде тестов и опросников приходилось объединять эти явления в группы по нескольку качеств в каждой из групп. Тем не менее, до сих пор учёные не могут прийти к единому мнению и единой форме оценки такого поведения, многие считают, что такого рода опросники не отражают действительную ситуацию и потому настаивают на полноценных комплексных лонгитюдных исследованиях [10].

Первой стандартной методикой для выявления индивидуального стиля совладания с трудными жизненными ситуациями (ТЖС) считают методику «Способы совладающего поведения» Лазаруса, разработанную в 1988 году Р. Лазарусом и С. Фолкманом [16]. Затем она была адаптирована в 2004 году российскими авторами Т. Л. Крюковой, М. С. Замышляевой, Е. В. Куфтяк, (дополнительно стандартизирована в НИПНИ им. Бехетерева Л. И. Вассерманом, Б. В. Иовлевым, Е. Р. Исаевой, Е. А. Трифоновой, О. Ю. Щелковой, М. Ю. Новожиловой) [15].

Результативность определённой стратегии зависит от свойств имеющейся ситуации и наличия личностных ресурсов. В этой связи, адаптивность — дезадаптивность отдельно взятых копинг — стратегий может быть условной. Эффективные стратегии в одних ситуациях могут не быть таковыми в других (даже способны причинить вред) [42]. На этом основании многие учёные сходятся во мнении, что основными копинг — стратегиями является ряд психосоциальных факторов, способствующих адаптации к стрессовым ситуациям независимо от характеристик этих ситуаций. Называются такие как: поиск социальной поддержки, контроль и самоконтроль, позитивная переоценка ситуации, бегство — избегание, конфронтация, планирование решения проблемы, принятие ответственности [22].

К примеру, К. Муздыбаев в своих работах говорит о том, что эффективным является применение нескольких способов совладания с неблагоприятными событиями [23]. Из представленных выше, он относит к неэффективным, позитивную переоценку ситуации и фактор избегания. Несмотря на то, что позитивное отношение к трудностям, которые необходимо преодолеть, уменьшает дистресс и способствует эмоциональному приспособлению к нему, подобный, перенос внимания отвлекает от решения данных практических задач. Фактор же избегания в определённых ситуациях также может считаться дезадаптивным [5]. Способ регулирования неприятными эмоциями за счёт отрицания проблемы, либо избегания конфликтной ситуации увеличивает дистресс, за счёт чего обостряются старые проблемы, и рождаются новые. При долгосрочных стрессовых ситуациях неблагоприятные последствия избегания выражаются ещё в большей степени. Но подобная тактика может быть эффективной в случае краткосрочных стрессовых ситуаций, и когда у человека нет возможности управлять случившимся [35]. В отношении стратегии поведения, ориентированной на решение проблемы, К. Муздыбаев указывает на её двойную эффективность, устранение кризисной ситуации и действие её в качестве стабилизирующего фактора, т. е. уменьшения психологического дистресса [23].

Иными словами, копинг-стратегии подразумевают под собой жизнестойкость, которая способствует преодолевать трудности, несмотря на их воздействие и сложность. В тоже время жизнестойкость следует понимать как систему убеждений о себе, мире, отношениях с ним, которые позволяют человеку выдерживать и эффективно преодолевать стрессовые ситуации. В одной и той же ситуации человек с высокой жизнестойкостью реже испытывает стресс и лучше справляется с ним. Информативным инструментом выявления жизнестойкости является методика, разработанная американским психологом Сальваторе и адаптированная Д. А. Леонтьевым. Жизнестойкость позволяет «действовать вопреки» — вопреки тревоге потери смысла, ощущению «заброшенности» и именно жизнестойкость позволяет человеку выносить неустранимую тревогу, сопровождающую выбор будущего (неизвестности), а не прошлого (неизменности) в ситуации экзистенциальной дилеммы. Выраженность жизнестойкости и ее компонентов препятствует возникновению внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях за счет стойкого совладания, копинг стратегий со стрессами и восприятия их как менее значимых [19].

Первый компонент жизнестойкости «Вовлеченность» определяется как «убежденность в том, что вовлеченность в происходящее дает максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное для личности». Человек с развитым компонентом вовлеченности получает удовольствие от собственной деятельности. Отсутствие такой убежденности порождает чувство отвергнутости, ощущение себя «вне» жизни.

Второй компонент жизнестойкости «Контроль» представляет собой убежденность в том, что борьба позволяет повлиять на результат происходящего, пусть даже это влияние не абсолютно и успех не гарантирован. Противоположность этому — ощущение собственной беспомощности. Человек с сильно развитым компонентом контроля ощущает, что сам выбирает собственную деятельность, свой путь.

Третий компонент жизнестойкости «Принятие риска» заключается в убежденности человека в том, что все то, что с ним случается, способствует его развитию за счет знаний, извлекаемых из опыта, — неважно, позитивного или негативного. Человек, рассматривающий жизнь как способ приобретения опыта, готов действовать в отсутствие надежных гарантий успеха, на свой страх и риск, считая стремление к простому комфорту и безопасности обедняющим жизнь личности [36]. Для увеличения вовлеченности принципиально важно принятие и поддержка, любовь и одобрение со стороны близких. Разработчик методики подчеркивает важность выраженности всех трех компонентов для сохранения здоровья и оптимального уровня работоспособности и активности в стрессогенных условиях. Можно говорить как об индивидуальных различиях каждого из трех компонентов в составе жизнестойкости, так и о необходимости их согласованности между собой и с общей (суммарной) мерой жизнестойкости [43].

По мнению А. Л. Журавлева, успешное преодоление кризиса можно интерпретировать как приобретение опыта и в некоторой степени личностный рост. При этом успешность преодоления меняет самооценку личности: человек начинает смотреть на себя как на более зрелую, уверенную и сильную личность. Исследователь полагает, что любой кризис способствует трансформации в смысложизненных и ценностных ориентациях. Не редко тяжелые кризисы приводят людей к религиозным воззрениям. Исходя из этого каждая стрессовая, кризисная, проблемная ситуация несёт в себе положительный аспект, поскольку совладение с трудной ситуацией выступает основой позитивного самоизменения личности [9].

Изучая психологические особенности профессиональной деятельности, важно обращать внимание на способности сотрудников совладать с трудными ситуациями, которые возможны в данной сфере. Поэтому далее рассмотрим совладание с трудностями в профессиональной деятельности.

Е. А. Столярчук, Л. А. Петросян, Л. Л. Нестерова и Н. Е. Водопьянова полагают, что совладающее поведение в профессиональной и любой другой деятельности личности является показателем потенциала, позволяющего в нужный момент задействовать все ресурсы для психологического преодоления сложных ситуаций [4]. В данном случае ресурсы рассматриваются в качестве актуализированных потенциальных возможностей личности, в содержание которых входят практические действия, волевые усилия, когнитивные компоненты, направленные на совладание со стрессами в контексте профессиональной деятельности.

По мнению Е. А. Столярчук, Л. А. Петросяна, Л. Л. Нестеровой и Н. Е. Водопьяновой, конструктивными копинг-стратегиями в трудовой деятельности являются поиск внутренних и внешних ресурсов, а также планирование деятельности [20]. Такие стратегии исследователи называют «субъективными» способами совладания с трудностями. При этом исследователи считают, что стратегии, направленные на будущее, способствуют повышению уровня саморазвития и как следствия усилению психологического и физического благополучия, а также стрессоустойчивости. Иными словами, проактивное совлдание выступает эффективным способом для преодоления организационных стрессов. Развитие способностей использовать проактивные копинги позволяют снизить степень выраженности стресса, повысить профессиональные компетенции. Кроме этого, такие стратегии позволяют противостоять различным профессиональным деформациям [38].

Е. А. Столярчук, Л. А. Петросян, Л. Л. Нестерова и Н. Е. Водопьянова в ходе своего исследования установили, что сотрудники организаций предпочитают проактивные стратегии совладания, а руководители ориентированы на активные копинги в своей профессиональной деятельности [20]. В тоже время сотрудники, обладающие высокой степенью жизнестойкости, чаще задействуют все свои ресурсы, детально продумывают свои планы, ориентируются на эмоциональную поддержку других и используют позитивную оценку происходящего для преодоления трудностей в профессиональной сфере. Руководители с высокой степенью жизнестойкости, как правило, используют объектные копинги (классификация Н. Е. Водопьяновой, 2007). В теории С. Хобфолла (Lilly, Hobfoll, 1993) эти стратегии выступают в качестве способов сохранения ресурсов, благодаря которым человек может преодолевать стрессовые ситуации. То есть люди с высокими показателями жизнестойкости используют в профессиональной деятельности конструктивные копинги совладающего поведения [41].

Помимо вышесказанного Е. А. Столярчук, Л. А. Петросян, Л. Л. Нестерова и Н. Е. Водопьянова постулируют идею о том, что совладающее поведение в профессиональной деятельности обусловлено оптимистическим и пессимистическим настоем. То есть конструктивные копинг-стратегии тесно взаимосвязаны с оптимизмом, а деструктивные — с пессимизмом. Кроме этого, стратегии совладания, по мнению авторов, дифференцированы показателями жизнестойкости и жизненной позиции личности [4].

В. Д. Кленюшина полагает, что для преодоления трудностей в профессиональной сфере индивид чаще всего прибегает к использованию положительной оценки текущих ситуаций, ответственности за происходящее и дистанциорования. Именно перечень этих способов совладания с трудностями позволяет преодолевать различные стрессовые ситуации и развиваться в профессиональной деятельности. Помимо этого, планирование решения проблем способствует объективно оценивать трудности и видеть альтернативные пути их преодоления [12].

Л. М. Фетищева и В. Г. Рогач в своём исследовании пришли к выводу о том, что различные трудности, возникающие в процессе трудовой деятельности, возможно преодолеть имея определенный набор личностных качеств, ядром которых выступает их стрессоустойчивость. Копинг стратегии как показатель степени стрессоустойчивости личности обусловлены когнитивными и ментальными показателями личности, а также спецификой профессиональной деятельности и окружающей средой. В данном случае под окружающей средой понимается не только психологический климат в коллективе, но и целевая аудитория клиентов, с которыми работает специалист [33].

Е. С. Ермакова заявляет о том, что специфика копинг-стратегий в профессиональной деятельности зависит от способности противостоять негативным воздействиям извне [8]. Несмотря на то, что к стратегии совладающего поведения тесно корелируют с адаптивностью личности, копинг не следует рассматривать как способ приспособления к ситуации и условие для сохранения функционирования индивида [24]. Совладание с трудностями в профессиональной деятельности — это целый ряд качеств, определяющих совладание с трудностями в процессе своей трудовой деятельности, и включающий в себя способности, навыки и умения решать задачи в контексте сложных профессиональных ситуаций. При этом использование неконструктивных стратегий или несформированность конструктивных стратегий совладания может повлечь за собой неэффективность в профессиональной деятельности. В результате этого формируются различные психосоматические нарушения и устойчивое субъективное неблагополучие [32].

Е. С. Ермакова считает, что в профессиональной деятельности совладание с трудностями следует понимать как алгоритм действий, соответствующий индивидуальности каждого человека и реализующий в контексте личностной установки на решение профессиональных задач как показателя использования своих ресурсов. В своих исследованиях автор пришла к выводу о том, что стратегии совладения зависят от степени профессиональной вовлеченности. Такое положение дел объясняется ощущениями профессиональной включенности в свою деятельность, которые определяют удовлетворенность своим выбором в сфере профессии [34]. Кроме этого, Е. С. Ермакова установила, что стратегии совладения в работе коррелируют с конфликтностью и враждебностью, аккумулирующие процессы целенаправленного анализа ситуации для решения проблем и соответственно преодолению трудностей в процессе профессиональной деятельности.

Стратегии совладающего поведения в сфере трудовой деятельности, по мнению Е. С. Ермаковой, имеют фундаментальную основу из совокупности таких личностных качеств как эмоциональная стабильность, ответственность и увлеченность своей деятельностью. Использование конструктивных способов совладания способствует преодолению выгорания, стресса и, как правило, способствует адаптивности в быстроизменяющихся условиях современной жизни [8].

Н. Н. Плотникова и Е. А. Исаева изучая особенности стратегий совладающего поведения в контексте учебно-профессиональной деятельности, выделяют тот факт, что большинство исследователей-психологов сопоставляют копинг-поведение с способностями личности преодолевать детерминирующее воздействие стрессов [10]. При этом Е. А. Исаева отмечает, что способы совпадающего поведения следует рассматривать не только как личностное качество, необходимое в профессиональной деятельности субъекта общества, но и важная особенность индивида, способствующая полноценно функционировать во всех сферах жизнедеятельности [44].

По мнению Н. Н. Плотниковой, Е. А. Исаевой и Т. В. Сборцевой, преобладающими копингами в контексте удовлетвореннсти жизнью и профессиональной деятельности являются следующие стратегии:

– пассивная, в качестве которой выступают защитные механизмы;

– компенсаторная как способ отвлечения от стрессовой ситуации;

– активная, то есть стремление овладеть ситуацией [10].

Стоит отметить, что выбор копинг-стратегии обусловлен содержанием эмоциональной сферы, в частности фрустрированностью, тревожностью и конфликтностью. С точки зрения Н. Н. Плотниковой и Е. А. Исаевой, копинг-стратегии в профессиональной и учебной деятельности выбираются исходя из психологической зрелости личности. Зрелая личность ориентируется на конструктивные копинги в своей деятельности. Следовательно, незрелая личность чаще всего использует деструктивные типы совладающего поведения при решении профессиональных и жизненных задач [10].

И. А. Курапова, О. И. Пахмутова считают, что в любой профессиональной деятельности поведение как совладение с трудностями основаны на способностях саморегуляции, то есть саморегуляция позволяет решать сложные задачи в процессе трудовой деятельности. Рассматривая копинг-стратегии сотрудников МЧС, авторы выделили следующие особенности копинг-поведения:

– отсутствие предпочтений способов совлладающего поведения, что свидетельствует о гибкости мышления и поведения;

– реже всего используются контроль своего поведения и самообладание;

– все копинг-стратегии коррелируют со стилевыми особенностями саморегуляции;

– планирование деятельности способствует развитию стратегий совладающего поведения и более активному противостоянию стрессовым ситуация и трудностям, возникающим в процессе реализации своих профессиональных обязанностей [28].

М. Б. Овчинникова считает, что копинг-поведение формируется на основе ценностно-мотивационных, коммуникативных, эмоционально-волевых и когнитивных особенностей. При этом способы совладания существенно в деятельности существенно отличаются между мужчинами и женщинами. По мнению автора, это обусловлено гендерными стереотипами [25].

В заключении следует отметить, что копинг — это способ (стратегия) поведения в стрессовой ситуации. Копинг-стратегии разделяют два типа: эмоционально-ориентировочные и проблемно-ориентировочные. При этом совладание — это усилия, которые направлены на разрешение значимых для индивида проблем завышенных требований окружающей среды. Следовательно, понятие «копинг-стратегии совладающего поведения» — это активная поведенческая деятельность, благодаря которой человек наиболее эмоционально и сбалансировано может преодолеть трудные жизненные ситуации.

Копинг-стратегии подразумевают под собой жизнестойкость, которая способствует преодолевать трудности, несмотря на их воздействие и сложность. В тоже время жизнестойкость следует понимать как систему убеждений о себе, мире, отношениях с ним, которые позволяют человеку выдерживать и эффективно преодолевать стрессовые ситуации.

Совладание с трудностями в профессиональной деятельности обусловлено — это показатель потенциала личности, позволяющий в нужный момент задействовать все ресурсы (актуализированные потенциальные возможности личности) для преодоления сложных ситуаций. Совладающее поведение включает в себя ответственность, эмоциональную стабильность, способности, навыки и умения решать задачи в контексте сложных профессиональных ситуаций. Развитие способностей использовать конструктивные копинги позволяют снизить степень выраженности стресса, повысить профессиональные компетенции, противостоять различным профессиональным деформациям, адаптиваться в быстроизменяющихся условиях современной жизни. Конструктивными копинг-стратегиями в трудовой деятельности являются поиск внутренних и внешних ресурсов, планирование деятельности, положительная оценка, ответственность за происходящее и дистанциорование. В тоже время копинг-поведение обусловлено психологической зрелостью, профессиональной включенностью, адаптационными способностями, оптимистическим и пессимистическим настоем, когнитивными и ментальными показателями личности, а также спецификой профессиональной деятельности и окружающей средой. При этом в профессиональной деятельности, которая осуществляется в условиях повышенного стресса, специалисты не ориентированы на какие-то конкретные копинг-стратегии, так как в контексте мощного создействия стресса необходимо обладать гибкостью мышлений и поведения чтобы преодолеть возникшие трудности.

Литература:

  1. Акименко, А. К. Взаимосвязь стратегий совладающего поведения / Электронный ресурс, URL: https://clck.ru/EncXu
  2. Безчасный, К. В. Совладающее поведение у сотрудников полиции с психосоматическими заболеваниями / К. В. Безчасный // Вопросы психологии экстремальных ситуаций. 2014. — № 1. — С. 62–64.
  3. Битюцкая, Е. В. Современные подходы к изучению совладания с трудными жизненными ситуациями. [Текст] ‒ М.: Вестник Московского университета. — 2011. — № 1. — С. 100–110.
  4. Водопьянова, Н., Старченкова, Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. 2-е изд. — СПб.:Питер, 2017. — 336 с.
  5. Дементий, Л. И. К вопросу о методическом обеспечении исследований копинг-поведения / Л. И. Дементий, С. В. Щепоткин // Психология совладающего поведения: материалы Международной научно-практической конференции / отв. ред. Е. А. Сергиенко, Т. Л. Крюкова. -Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2007. — С. 30–31.
  6. Дементий, Л. И. Копинг-поведение безработных в системе профориентационной работы / Л. И. Дементий, И. В. Шагарова // «Итоги и перспективы развития системы профориентации на территории Омской области»: материалы научно-практической конференции. 18 ноября 2003 г. -Омск: Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Омской области, 2003. — С. 7–8.
  7. Дерманова, И. Б. Совладающее поведение как механизм развития личности. [Текст] // СПб.: Вестник СПбГУ. 2011. — № 2. — С. 14–18.
  8. Ермакова, Е. С. Жизнестойкость, копинг-стратегии и стрессоустойчивость врачей / Е. С. Ермакова // Вестник психофизиологии. — 2021. — № 1. — С. 39–47.
  9. Журавлев, А. Л. Совладающее поведение: Современное состояние и перспективы. [Текст] — М.: Институт психологии РАН, 2008. — 405 с.
  10. Исаева, Е. А. Особенности копинг-поведения в трудных ситуациях учебно-профессиональной деятельности студентов-будущих педагогов / Е. А. Исаева // За нами будущее: взгляд молодых ученых на инновационное развитие общества: Сборник научных статей 3-й Всероссийской молодежной научной конференции, Курск, 03 июня 2022 года. — Курск: Юго-Западный государственный университет, 2022. — С. 34–37.
  11. Исаева, Е.Р., Гуреева, И. Л. Синдром эмоционального выгорания и его влияние на копинг-поведение медицинских работников// Научно-теоретический журнал «Ученые записки». — 2012. — № 6 (64). С. 26–30.
  12. Кленюшина, В. Д. Сравнительная характеристика способов копинг-стратегий юношей, занимающихся и не занимающихся спортивной деятельностью / В. Д. Кленюшина // Student research: сборник статей II Международного научно-исследовательского конкурса, Пенза, 20 мая 2018 года / Ответственный редактор Гуляев Герман Юрьевич. — Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2018. — С. 185–188.
  13. Кобозев, И. Ю. Оценка профессионального стресса и его влияния на копинг поведение руководителей // Вестник психотерапии. — 2017. — № 37(42). С. 92–100.
  14. Компоненты описания стрессовой ситуации и выбор копинг-стратегий / LAP Lambert Academic Publishing; 2014. — 68 с.
  15. Крюкова, Т. Л. Методы изучения совладающего поведения: три копинг-шкалы: монография / Т. Л. Крюкова. — Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2010. — 64 с.
  16. Крюкова, Т.Л., Куфтяк, Е. В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ). [Текст] // М.: Журнал практического психолога, 2007. — № 3. — С. 93–112.
  17. Лагбужап, Ю. А. Профессиональная мотивация как ресурс совладающего поведения сотрудников ОВД в зависимости от стажа профессиональной деятельности / Ю. А. Лагбужап // XXIX Мерлинские чтения. Индивидуальность человека: взгляд молодых ученых: Материалы городской психологической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, Пермь, 25 апреля 2014 года / Редакционная коллегия: А. А. Волочков, Д. С. Корниенко, Ф. В. Дериш (отв. ред). — Пермь: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», 2014. — С. 58–61.
  18. Лазарус, Р. Теория стресса и психофизиологические исследования / Р. Лазарус // Эмоциональный стресс: физиологические и психологические реакции / Под ред. Л. Леви, В. Н. Мясищева. — Л.: Лениздат, 1970. — С. 178–208.
  19. Леонтьев, Д. А. Тест жизнестойкости / Леонтьев Д. А., Е. И. Рассказова. — М.: Издательство Смысл, 2011. — С. 63–92.
  20. Личностные предикторы жизнестойкости топ — менеджеров / Н. Е. Водопьянова, Д. М. Зиновьева, Л. Л. Нестерова [и др.] // Sciences of Europe. — 2017. — № 17–2(17). — С. 99–103.
  21. Методика для психологической диагностики совладающего поведения в стрессовых и проблемных для личности ситуациях. Пособие для врачей и медицинских психологов. [Текст] — СПб.: Психоневрологический институт им. В. М. Бехтерева; Л. И. Вассерман, Б. В. Иовлев и др. 2008.
  22. Мохова, Д. М. Проблема эмоционально интеллекта и совладающего поведения у сотрудников опасных профессий / Д. М. Мохова // Современные подходы в оказании экстренной психологической помощи: Материалы V Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 25–27 марта 2017 года / Под редакцией А. В. Кокурина, В. И. Екимовой, Е. А. Орловой. — Москва: «Русайнс», 2017. — С. 95–97.
  23. Муздыбаев, К. Стратегии совладания с жизненными трудностями. Теоретический анализ [Текст] — М: Жур-л социологии и социальной антропологии. — 2012- Т.1. — № 2. — С. 20–30.
  24. Наумов, А.В., Татаров, Д. С. Совладающее поведение личности // Журнал Сборники конференций НИЦ Социосфера № 37 / 2013.
  25. Овчинникова, М. Б. Субъективные представления руководителей о ресурсах совладания с трудностями в управленческой деятельности / М. Б. Овчинникова // Романовские чтения — 15: сборник статей Международной научной конференции, Могилев, 26–27 ноября 2020 года. — Могилев: Могилевский государственный университет имени А. А. Кулешова, 2021. — С. 183–184.
  26. Останина, Н. В. Подходы к классификации копинг-поведения в научной литературе // Известия Российского гос. Пед. Ун-та им. А. И. Герцена № 70–2 2012, с. 127–131.
  27. Останина, Н. В. Теоретические основы формирования копинг-поведения учащихся // Вестник ЧГПУ. 2013. — № 1. — С. 109–120.
  28. Пахмутова, О. И. Взаимосвязь саморегуляции и совладающего поведения у сотрудников МЧС России / О. И. Пахмутова, И. А. Курапова // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. — 2021. — № 4. — С. 485–491.
  29. Поваренков, Ю. П. Личностные детерминанты копинг-поведения в ситуации потери работы / Ю. П. Поваренков, И. Б. Шагарова // Ярославский педагогический вестник. — 2006. — № 2 (47). — С. 44–51.
  30. Психология стресса и совладающего поведения. Материалы III Международной научно-практической конференции. Том I / Институт Психологии Российской Академии наук, Костромской Государственный Университет имени Н. А. Некрасова, Костромская Региональная Организация Российского Психологического Общества; Электронный ресурс, URL: https://clck.ru/EncDP
  31. Психология совладающего поведения: материалы Международ. Науч. — практ. конф./отв. ред.: Е. А. Некрасова, 2012. — 426 с.
  32. Рассказова, Е.И., Гордеева, Т. О. Копинг-стратегии в психологии стресса: подходы, методы и перспективы исследований// МГУ им. Ломоносова [Электронный ресурс]. — 2011. — № 3(17). — Режим доступа: https://clck.ru/32HXwC– Дата доступа: 30.07.2023.
  33. Рогач, В. Г. Характеристика стрессоустойчивости сотрудников уголовно-исполнительной системы, осуществляющих профессиональную деятельность в условиях постоянного взаимодействия с осужденными / В. Г. Рогач, Л. М. Фетищева // Мир науки. Педагогика и психология. — 2020. — Т. 8. — № 6. — С. 36.
  34. Рябченко, И. В. Психология совладающего поведения сотрудников ОВД / И. В. Рябченко // Психопедагогика в правоохранительных органах. — 2007. — № 2(29). — С. 59–61.
  35. Саврасова, Л. А. Психолого-акмеологические особенности копинг-поведения руководителей с различным уровнем успешности деятельности: автореф. дисс. канд. психол. наук. [Текст] — СПб.; 2012. — 28 с.
  36. Сирота, Н.А., Ялтонский, В. М. Копинг-поведение и психопрофилактика психосоциальных расстройств у подростков. Обозрение психиатрии и медицинской психологии, 2014. ¬ 180 с.
  37. Совладающее поведение. Современное состояние и перспективы. [Текст] ‒ М.: Институт психологии РАН; под. ред. А. Л. Журавлёва, Т. Л. Крюковой, Е. А. Сергиенко, 2008. — 680 с.
  38. Старченкова Е. С. Ресурсы проактивного совладающего поведения // Журнал Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Социология, 2012 — № 1- С.7–19
  39. Степанова Ю. Стратегии совладающего поведения руководителей. [Текст] — Рига: LAP Lambert Academic Publishing; 2018. — 72 с.
  40. Сыч, И. А. Роль неконструктивных копинг-стратегий в развитии эмоционального выгорания медицинских работников // Социальные и гуманитарные науки: теория и практика. — 2018. — № 1 (2). — С. 603–610.
  41. Трущенко, М. Н. Проблема совладающего поведения в психологической литературе [Текст] // Психологические науки: теория и практика: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 13–16. — URL https://clck.ru/32HYMP (дата обращения: 24.09.2022).
  42. Фоминова А. Н. Жизнестойкость личности. — Москва: МПГУ: Прометей, 2012. — С. 7–10.
  43. Хазова, С. А. Копинг-ресурсы субъекта: основные направления и перспективы исследования // Вестник Костромского государственного университета. 2013. -Т. 19. ¬№ 5. ¬С. 188–191.
  44. Шипунов, В.Г., Кишкель, Е. Н. Основы управленческой деятельности: управление персоналом, управленческая психология, управление на предприятии [Текст] ‒ М.: Высшая школа; 2000. — 304 с.
  45. Шкуратова, И.П., Анненкова, Е. А. Личностные ресурсы как фактор совладания с кризисными ситуациями // Психология кризиса и кризисных состояний. Междисциплинарный ежегодник. 2012. Вып.4, С. 17–23.
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная деятельность, поведение, ситуация, трудовая деятельность, окружающая среда, стратегия, трудность, стрессовая ситуация, совладание, жизнестойкость.


Ключевые слова

стратегия, поведение, окружающая среда, стресс, профессиональная деятельность, ресурс, трудовая деятельность, копинг-поведение, ситуация, трудность, жизнестойкость, совладание, стрессовая ситуация, совладающее поведение в профессиональной деятельности, трудности в работе, копинги специалиста, совладение в профессиональной деятельности, конструктивная профессиональная деятельность, преодоление сложностей в труде

Похожие статьи

Жизнестойкость как личностный ресурс преодоления стресса

В статье рассматривается жизнестойкость личности, раскрывается понятие и сущность данного психологического феномена. Цель исследования: определение общего понятия «жизнестойкость». Для достижение данной цели большая часть в работе отведена изучению к...

Влияние стиля управления на удовлетворенность работников условиями деятельности

В статье анализируется взаимосвязь между стилем управления и таким показателем деятельности, как удовлетворенность работниками условиями деятельности, в существующих организациях. Руководитель должен обладать лидерскими способностями, а также хорошим...

Психологические особенности мужчин и женщин в ситуации жизненного кризиса

Целью исследования является изучение особенностей психологических проявлений мужчин и женщин в периоды жизненных кризисов в молодом возрасте, периоды ранней зрелости и поздней зрелости. В процессе работы исследуются параметры жизнестойкости, активнос...

Роль совладающего поведения и стрессоустойчивости личности в формировании склонности к химической зависимости у молодежи

В статье проводится теоретический анализ роли совладающего поведения и стрессоустойчивости личности в формировании склонности к химической зависимости. Проводится теоретический анализ исследований, показывающих, что неспособность личности справляться...

Личностно ориентированный подход логопеда в коррекционной работе

Основным принципом личностно-ориентированной системы обучения является признание индивидуальности ребенка, создание необходимых и достаточных условий для его развития. При разработке коррекционно-образовательного маршрута для каждого ребёнка важно уч...

Анализ зависимости между интенсивностью профессионального стресса и результатами воспитательной деятельности

В статье представлен анализ зависимости между интенсивностью профессионального стресса и результатами воспитательной деятельности сотрудников (воспитателей) дошкольной образовательной организации.

Сравнительный анализ особенностей развития и формирования учебной мотивации у младших школьников с задержкой психического развития и их сверстников с нормальным развитием

В статье приводятся результаты сравнительного анализа особенностей развития учебной мотивации у младших школьников с задержкой психического развития и их сверстников с нормальным развитием. Сравнивается содержание (направленность) и состояние (уровен...

Исследование творческого мышления в отечественной психологии

Важную роль в современном мире занимает креативное мышление. Его требуется применять в различных сферах: создание нового продукта, за-пуск проекта, обучение, решение сложных вопросов Креативное мышление часто отождествляют с понятие творческое мышлен...

Взаимосвязь личностных качеств и стиля саморегуляции поведения

В данной публикации рассмотрены: а) содержание понятия «стиль саморегуляции поведения» б) сущностная характеристика личности в) психологические особенности личности у сотрудников МФЦ

Культура общения как фактор успешности в профессиональной деятельности

В статье представлены результаты исследования по речевому взаимодействию в профессиональной сфере. Авторы статьи дают характеристику таких явлений, характерных для общения сотрудников уголовно-исполнительной системы, как соблюдение норм служебного об...

Похожие статьи

Жизнестойкость как личностный ресурс преодоления стресса

В статье рассматривается жизнестойкость личности, раскрывается понятие и сущность данного психологического феномена. Цель исследования: определение общего понятия «жизнестойкость». Для достижение данной цели большая часть в работе отведена изучению к...

Влияние стиля управления на удовлетворенность работников условиями деятельности

В статье анализируется взаимосвязь между стилем управления и таким показателем деятельности, как удовлетворенность работниками условиями деятельности, в существующих организациях. Руководитель должен обладать лидерскими способностями, а также хорошим...

Психологические особенности мужчин и женщин в ситуации жизненного кризиса

Целью исследования является изучение особенностей психологических проявлений мужчин и женщин в периоды жизненных кризисов в молодом возрасте, периоды ранней зрелости и поздней зрелости. В процессе работы исследуются параметры жизнестойкости, активнос...

Роль совладающего поведения и стрессоустойчивости личности в формировании склонности к химической зависимости у молодежи

В статье проводится теоретический анализ роли совладающего поведения и стрессоустойчивости личности в формировании склонности к химической зависимости. Проводится теоретический анализ исследований, показывающих, что неспособность личности справляться...

Личностно ориентированный подход логопеда в коррекционной работе

Основным принципом личностно-ориентированной системы обучения является признание индивидуальности ребенка, создание необходимых и достаточных условий для его развития. При разработке коррекционно-образовательного маршрута для каждого ребёнка важно уч...

Анализ зависимости между интенсивностью профессионального стресса и результатами воспитательной деятельности

В статье представлен анализ зависимости между интенсивностью профессионального стресса и результатами воспитательной деятельности сотрудников (воспитателей) дошкольной образовательной организации.

Сравнительный анализ особенностей развития и формирования учебной мотивации у младших школьников с задержкой психического развития и их сверстников с нормальным развитием

В статье приводятся результаты сравнительного анализа особенностей развития учебной мотивации у младших школьников с задержкой психического развития и их сверстников с нормальным развитием. Сравнивается содержание (направленность) и состояние (уровен...

Исследование творческого мышления в отечественной психологии

Важную роль в современном мире занимает креативное мышление. Его требуется применять в различных сферах: создание нового продукта, за-пуск проекта, обучение, решение сложных вопросов Креативное мышление часто отождествляют с понятие творческое мышлен...

Взаимосвязь личностных качеств и стиля саморегуляции поведения

В данной публикации рассмотрены: а) содержание понятия «стиль саморегуляции поведения» б) сущностная характеристика личности в) психологические особенности личности у сотрудников МФЦ

Культура общения как фактор успешности в профессиональной деятельности

В статье представлены результаты исследования по речевому взаимодействию в профессиональной сфере. Авторы статьи дают характеристику таких явлений, характерных для общения сотрудников уголовно-исполнительной системы, как соблюдение норм служебного об...

Задать вопрос