В статье автор исследует влияние современных медиа на современного читателя и изменение роли графомании.
Ключевые слова: графомания, массовая литература, интернет.
Графомания как термин появился в первой половине ХIХ века в медицинской сфере. Состоятельная практика письма как способа облегчить психическое заболевание стала в наше время настолько популярной, что буквально слилась с литературным творчеством. Однако можно ли отнести процесс написания своих мыслей и каких-то историй, которые не несут никакой идеи, к искусству? Конечно, нет.
В разные времена критерии произведений, относящихся к графоманскому труду, менялись. Если раньше большой объём считался вычурным, то сейчас «Бесконечная шутка» Дэвида Фостер Уоллеса воспринимается читателем, как привычная классика, только вот былых классиков таких, как Лев Николаевич Толстой [1] и Федор Михайлович Достоевский, современное поколение не воспринимает из-за сложных конструкций предложений и многочисленных описаний. В эпоху Интернета ряд приложений, созданных для развлекательных и познавательных целей, стал ключевой точкой изменения мышления многих людей, особенно подростков. Касательно нового «клипового мышления» выпущено много работ, где ученые сходятся во мнении: TikTok (и прочие подобные приложения) создают тренды яркой и исключительной информации. Пользователь сети теперь в поисках легкой «добычи» для своего мозга, внушительные авторитетом произведения литературы имеют всё меньше влияния из-за необходимости получать ту же информацию дольше, чем одна минута. Нескончаемый контент и тренды принесли в мир писательства существенные изменения [2].
С одной стороны, блогеры, пропагандирующие чтение, помогают молодым авторам найти свою аудиторию, приобщить молодёжь к книгам. Маркетинг в этом случае работает на пользу культурного развития потребителя. Но, с другой стороны, с помощью тех же блогеров происходит популяризация массовой литературы, которая не сможет привить подрастающему поколению и малейшей грамотности. Топовые авторы нынешних бестселлеров буквально продают истории, которые требует современный читатель. Из этого вывод, что подростки читают, рекомендуют книги другим, но выбирают только те, которые отвечают следующим критериям: эмоциональность произведения, простота языка, популярность. Совсем юные читатели не смогут отличить элитарную литературу от массовой, лишь потому что возвышают последнюю. Множество блогеров-обозревателей зачастую намеренно берут низкие по качеству книги, чтобы сделать «шок-контент». Нашумевшая история в сети с писателем А. Полярный является наглядным примером продвижения графомании в массы [3].
В современной реальности графомания стала совершенно иным феноменом социально-культурного характера благодаря изменившимся реалиям. Сейчас простые сюжеты воспринимают без осуждения за недостаток красочности, потому что в изобилии информации читатель требует отдыха, а этому способствует незамысловатая история с просторов самиздата. Критерием качества перестает быть изданная в печатном виде история, потому что на просторах сети Интернет находятся произведения, которые пользуются большим спросом из-за их удивительно увлекательного языка написания. Так, из опроса видно, что больше половины респондентов затрудняются с тем, чтобы отнести художественные произведения с Фикбука к исключительно развлекательной литературе.
Рис. 1
Литературная сфера претерпевает изменения, становится больше частью коммерческих интересов, нежели искусства. Как изложено выше, те же блогеры набирают тысячи просмотров лишь на эмоциональном отклике от книг, потому что классические произведения не завлекают аудиторию — все и так знают, что это проверенная временем литература. Касаемо авторов, то развитие маркетинга и увеличение платформ самиздата позволяет им продвигать своё творчество. Век огромного выбора произведений и потока информации создает условия для борьбы за внимание потенциальных читателей. Продаваться будет автор, чьё имя уже что-то значит в медиасфере, поэтому некоторые намеренно продвигают именно те произведения, которые сделают акцент на личности. Выражение «черный пиар — это тоже пиар» как нельзя точно подходит к нашим реалиям.
Несмотря на то, что произведения массовой литературы отличаются «картонными» персонажами, неграмотностью и нередко нарушением логики, полки книжных магазинов продолжают пополняться новинками. Востребованность в посредственной или просто невысокой литературе обосновывается несколькими факторами: во-первых, необходимостью анализировать новинки. Чтение книг разных жанров и эпох позволяет сформировать свои предпочтения, взгляды и оценить разницу. Во-вторых, подобранный жанр помогает расслабиться и отдохнуть после рутинных дел, потому что клишированные сюжеты не будут требовать эмоциональных усилий. В-третьих, высокая литература не для всех. Далеко не каждый читатель хочет искать смысл в цветах, образах или портрете персонажа.
Конечно, влияние коммерческой сферы приводит к тому, что авторы создают книги с «модными» темами, транслируемыми на площадках Интернета. Если новинки успели выйти на волне «тренда», то произведение ждет успех в продажах. Однако переходя к непосредственно к графомании мы можем сделать вывод, что мало того, что критерии снова изменились вместе со временем, так она, даже приобретя негативное эмоциональное восприятие, стала средством продвижения и некоего одобрения обществом. Графомания теперь — инструмент продвижения личного бренда и способ оценки всего современного литературного пласта.
Литература:
- Святослав Логинов, О графах и графоманах, или почему я не люблю Льва Толстого / Логинов Святослав. — Текст: электронный // Классика.ру: [сайт]. — URL: https://klassika.ru/read.html?proza/tolstoj/tolstoy.txt&page=0 (дата обращения: 12.08.2023).
- Дворянчиков, Я. В. Роль TikTok в социализации детей и подростков / Я. В. Дворянчиков. — Текст: электронный // КиберЛенинка: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-tiktok-v-sotsializatsii-detey-i-podrostkov/viewer (дата обращения: 11.08.2023).
- Энтони Юлай, Мятная сказка ┃ Полярный и самый грандиозный книжный развод /Энтони Юлай. — YouTube. [Electronic resource] URL: https://www.youtube.com/watch?v=fOXUEsDIi3I (дата обращения: 12.08.2023).
- Суворов О. В. Феномен графомании как результат «восстания масс» / Суворов О. В. // Вопросы философии. — 2008. — № 5. — С. 160–165. (дата обращения: 12.08.2023).