В статье автор анализирует положительное влияние использования современных психологических методов и приёмов на повышение эффективности коррекционной работы учителя-логопеда ГБДОУ.
Ключевые слова: дети, коррекция речи, психология, эффективность.
Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, тем активнее осуществляется его психическое развитие [6].
С каждым годом увеличивается число речевых нарушений у детей. После карантина 2020 года, вообще, создалась некоторая напряжённая обстановка — мы отмечаем, что стало ещё тяжелее в постановке и автоматизации звуков у дошкольников. Дети всё труднее научаются корректировать свои поставленные логопедом звуки.
Для решения этой проблемы я стала использовать приёмы психологии, великой и нужной науке которой мне удалось поучиться лет 20 назад. Я и ранее в своей работе использовала разные психологические методы и приёмы, но тут расширила их круг и перечень.
Дети, с которыми я работаю, имеют заключение «общее недоразвитие речи». Тяжелая структура речевого нарушения при ОНР требует системный комплексный подход — это коррекция речевого нарушения и сопутствующего ему психического и соматического развития ребенка. В дополнение к традиционным методам воздействия, я тоже использую нетрадиционные формы работы. Они помогают в достижении максимально возможных успехов и принадлежат к числу эффективных средств коррекции.
Нетрадиционные методы терапии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. Эффект их применения зависит от компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно-развивающего процесса, создавать психофизиологический комфорт детям во время занятия, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах. Применение данных методов коррекции нельзя рассматривать самостоятельными и самодостаточными, их использование служит для создания благоприятного эмоционального фона, что, в конечном итоге, улучшает эффективность коррекционного воздействия.
Я отметила, что, если сразу, с начала занятия, расположить к себе ребёнка, разговорив его вопросами о нём, его настроении, его делах и увлечениях, его семье, друзьях, питомцах, короче, обо всём, что интересует ребёнка, то мы получаем, во-первых, дружеское приятие логопеда ребёнком, во-вторых, решается ещё и основная цель логопедической работы — автоматизация поставленных звуков в активной, спонтанной, непроизвольной, связной речи.
Этот же приём использования связной речи в раскрепощении детей я применяла и в нашей библиотеке детского сада. В библиотеке дошкольники разных возрастов составляли, по мере сил, соответствующих их возрасту, самостоятельные рассказы о разных сторонах жизни. Дети по своему желанию могли пересказать прочитанные дома или в садике книжки, придумывали собственные сказки, пересказывали просмотренные мультфильмы.
Библиотерапия — специальное коррекционное воздействие на человека с помощью чтения специально подобранной литературы в целях нормализации или оптимизации его психического состояния.
Коррекционное чтение от чтения вообще отличается своей направленностью на те или иные психические процессы, состояния, свойства личности:
– измененные — для их нормализации;
– нормальные — для их уравновешивания.
Достоинствами библиотерапии являются: разнообразие и богатство средств воздействия, сила впечатления, длительность, повторяемость, интимность и др.
Библиотерапия рекомендуется детям и взрослым с проблемами личностного и эмоционального плана, применяется как в индивидуальной, так и в групповой форме.
Так же дошкольники составляли рассказы о себе. Это могли быть даже какие-то выдуманные истории, порою шуточные. Всем детям очень нравилась эта игра! В науке психологии этот метод называется сказкотерапия.
Современные педагоги решили обратиться к опыту наших предков. Сегодня сказкотерапия выступает как средство формирования и развития речи дошкольников и коррекции поведения. [13]
Важно сделать для ребенка акцент: счастливый конец и исцеление произошло тогда, когда малыш осознал свою ошибку и исправился. Это самое важное в сказкотерапии!
Так можно корректировать не только схемы поведения детей, но и избавлять их от вредных привычек [2].
Сказкотерапия — это метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, развитие речи, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.
Сказкотерапия широко применяется не только в психологической, но и в логопедической практике. В логопедических детских садах малышей просят сочинить такую сказку, придумать собственных героев, которые в процессе сказок становятся лучше.
Сказкотерапия способствует закреплению положительного эффекта не только в развитии личности, но и в развитии связной речи ребенка, поэтому многие логопеды используют элементы сказкотерапии в практике.
С помощью этого метода коррекции речи можно учить малыша вежливым словам, стандартным выражениям. Сказки хороши тем, что в них часто повторяются одни и те же слова и выражения [7]. Это позволяет ребенку их запомнить и к месту применять в жизненных ситуациях.
Сказкотерапия, основанная на многовековом опыте предков, позволяет направить развитие речи и поведение ребенка в нужное русло.
Используя этот психологический приём рассказывания с использованием связной речи, я преследовала цель — помочь детям познакомиться, раскрепоститься, научившись передавать свои мысли перед слушающим коллективом. Это умение, несомненно, пригодится им и в школьном обучении, а также выполняет задачу по коррекционно-логопедической автоматизации поставленных звуков.
Однажды в Интернете в статье я встретила мнение, что некто слышал, как один молодой человек разговаривал, сильно выделяя, утрируя звук «Р», который звучал у него с некоторым надрывом. Комментатор отметил, что этот дефект речи очень сильно бросался в глаза слушателям и резал слух. Мнение этого человека было, что это несомненно — ошибка в работе логопеда, который занимался коррекцией звука «Р» у молодого человека, когда тот ещё был ребёнком! Комментатор отмечал, что, видимо, ребёнком молодой мужчина был неправильно научен произносить данный сонор. Вернее, положение языка при звуке «Р», вибрация, направление воздушной струи на кончик языка при произнесении — всё требования к постановке сонора были соблюдены правильно, но сам звук «Р» произносился как бы слишком долго, слишком длительный раскат, что не могло не резать слух собеседникам.
И поэтому, чтобы у моих воспитанников после моей логопедической коррекции их речи не было таких утрированных звуков, например, звука «Р», то я всегда говорю детям, своим дошкольникам, что звуки надо учиться произносить так, чтобы их правильное произнесение было приятно ребёнку, а не просто его старание в угоду уважаемому им логопеду или любимым родителям!
Понаблюдав за своим собственным, правильным произношением, я отметила, что, когда мы что-то говорим грамотно, мы получаем от нашей речи удовольствие ! А, значит, звуки надо произносить легко , чтобы они доставляли приятные ощущения , значит, правильно говорить без напряжения в речевом аппарате , словно воздушно !
Поэтому я в своей работе логопеда призываю детей при выполнении ими артикуляционных упражнений и при правильном произнесении ими поставленных звуков расслабляться ! Так говорю воспитанникам расслабить органы речевого аппарата: губы, язык, нижнюю челюсть, а так же плечи, руки, всё тело. Обращаю внимание детей на то, чтобы поставленные звуки они произносили легче , чтобы им было новые звуки удобно говорить! Просим детей сильно звуки не выделять, особенно, если это не в начале постановки, а уже в процессе их автоматизации и введении в самостоятельную речь.
Причём, есть ещё такой интересный момент этого психологического аспекта: дошкольников надо так же ненавязчиво учить этому, не заставляя произносить звуки легко, не настаивая на этом слишком , не утомляя их своей чрезмерной настойчивостью в призыве расслабляться, иначе это может иметь обратный эффект — дети устанут от постоянных, навязчивых напоминаний расслабиться, им станет скучно, у них может появиться агрессия к логопеду и негативизм к выполнению логопедических упражнений, а, значит, вся задумка, идея, работа пойдут насмарку и могут не дать планируемого, желаемого результата — дошкольники могут так и не научиться с удовольствием использовать свою новую, правильную речь , и в их звукопроизношении мы будем наблюдать различные ошибки, призвуки и недочёты!
Литература:
- Агранович, З. Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников / З. Е. Агранович. — М.: Детство-Пресс, 2015. — 381 c.
- Брун Б., Педерсен Э., Рунберг М. Сказки для души. Использование сказок впсихотерапии. М.: “Информационный центр психологической культуры”, 2000.
- Гегелия, Н. А. Исправление недостатков произношения у подростков и взрослых. Пособие для логопеда / Н. А. Гегелия. — М.: Владос, 2011. — 970 c.
- Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. — М.: Речь, 2017. — 310 c.
- Иншакова, О. Б. Альбом для логопеда / О. Б. Иншакова. — М.: Владос, 2014. — 342 c.
- Ихсанова, С. В. Игротерапия в логопедии. Артикуляционные превращения / С. В. Ихсанова. — М.: Феникс, 2014. — 48 c.
- Каяшева, О. И. Библиотерапия и сказкотерапия в психологической практике / О. И. Каяшева. — М.: Бахрах-М, 2015. — 304 c.
- Коррекционно-развивающие занятия с детьми 5–7 лет. Полифункциональная интерактивная среда тёмной сенсорной комнаты. Сказкотерапия. Игротерапия. — Москва: Гостехиздат, 2016. — 396 c.
- Логопед 2013/10. — М.: Сфера, 2013. — 369 c.
- Мазанова, Е. В. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопеда / Е. В. Мазанова. — М.: Гном, 2013. — 128 c.
- Полушкина, Н. Н. Диагностический справочник логопеда / Н. Н. Полушкина. — М.: Астрель, 2010. — 714 c.
- Тинин, В. А. Комплексное восстановление речи у взрослых пациентов. Альбом логопеда / В. А. Тинин. — М.: Инфра-М, РИОР, 2017. — 480 c.
- Титаренко, В. А. Практический материал к сказкотерапии и развитию речи дошкольников / В. А. Титаренко. — М.: Детство-Пресс, 2014. — 840 c.