В статье рассматривается вопрос об актуальности проблемы психологической подготовки спортсменов-подростков. Психологические факторы выходят на первый план в процессе спортивной подготовки, направленной на достижение высоких результатов и формирование морально-волевой сферы личности. В рамках статьи определено, что психологическая подготовка осуществляется путём внешнего и внутреннего влияния на состояние спортсмена. В работе определены особенности личностного развития юных спортсменов, которые получают психологическую подготовку.
Актуальность темы, исследованной в рамках данной статьи особенно возросла в последнее время. Спортивные достижения современных спортсменов в условиях стремительно развивающихся технологий и методов подготовки возрастают гораздо быстрее, чем раньше. Всё чаще мы наблюдаем ситуацию, когда физическая, техническая и тактическая подготовленность спортсменов находятся на одном уровне. В данных условиях, решающим фактором становится психологическая подготовка. Подтверждение этому мы обнаружили в реальной спортивной среде, проводя наше исследование в детской спортивной школе по фигурному катанию, осуществляющей подготовку детей и подростков, что обусловливает актуальность выбранной проблематики. Объектом нашего исследования является психологическая подготовка спортсменов подросткового возраста.
В условиях усиленной спортивной нагрузки и, особенно в условиях соревнований, психика подростка испытывает на 30 % больше нагрузки, чем в обычном состоянии. Именно от того, как подготовлен спортсмен не только физически, но и психологически, зависит исход соревнований. Психологическая подготовка должна носить, с одной стороны, долгосрочный системный характер и целенаправленный точечный характер при подготовке к конкретным соревнованиям, с другой стороны. Таким образом, психологическая подготовка спортсмена связана с решением широкого круга задач по формированию личности в целом и подготовки его психики к эффективным действиям в условиях спортивной нагрузки и соревнований, то есть носит общий и специальный характер.
Обратимся к понятию «психологическая подготовка» спортсмена. «Психологическая подготовка — это процесс практического применения четко определенных средств и методов, направленных на создание психологической готовности спортсмена» [2, с. 5]. Также следует отметить, что это, прежде всего, система психолого-педагогических воздействий, применяемых с целью формирования и совершенствования у спортсменов свойств личности и психических качеств, необходимых для успешного выполнения тренировочной деятельности, подготовки к соревнованиям и надежного выступления в них [7].
Оптимальное использование психических и физических ресурсов спортсмена-подростка, приводит к лучшему итогу в соревнованиях. В случае, если спортсмен не владеет навыками управления своим состоянием, а при этом он перегружен физически, происходит появление излишнего психического напряжения. Это существенно снижает результативность деятельности, спортсмен проигрывает, что приводит к неуверенности в себе, эмоциональному выгоранию и риску развития депрессии.
Известно, что подростковый возраст характеризуется глубокими внутренними изменениями личности. Перестройка нервной системы оказывает влияние на эмоциональную сферу, меняется самовосприятие подростка, формируется новая система личностных ценностей, могут существенно измениться интересы. Также трансформируется отношение к авторитетам. Если в детском возрасте ребенок занимается спортом под влиянием авторитета родителей и тренера, то в подростковом периоде на первое место выходит личная мотивация и решение принимается в большей степени самостоятельно. Именно в этот период психологическое сопровождение спортсмена в условиях интенсивного тренировочного процесса и стрессовых состояний во время соревнований является особенно актуальным.
Спортсменам подросткового возраста присущи перепады настроения, слабая уверенность в своих собственных силах, эмоциональная неустойчивость и подверженность воздействию внешних факторов.
Успех или поражение в этот период обусловлены качеством психологической подготовки и, как следствие, стабильностью психологического состояния спортсменов.
Таким образом, в процессе спортивной психологической подготовки подростков спортивные психологи и тренеры выделяют следующие свойства личности, которые необходимо сформировать:
- Мотивация к высокому результату и успеху;
- Формирование личной ответственности за результат соревнований;
- Уверенность в себе и своем выступлении;
- Умеренная эмоциональность и тревожность;
- Психологическая устойчивость к неудачам.
В рамках нашего исследования мы акцентируем внимание на том, что психологическая подготовка осуществляется путём внешнего и внутреннего влияния на состояние спортсмена. С точки зрения источника воздействия — это внешняя регуляция и саморегуляция. Внешняя регуляция происходит посредством психологической подготовки с помощью спортивного психолога, тренера и родителей юного спортсмена. Умение контролировать свои действия, психические и эмоциональные состояния во время воздействий сбивающих факторов и в условиях утомления, способствует достижению высоких спортивных результатов. Внутренняя регуляция осуществляется самим спортсменом. Задача тренера и психолога отработать с учеником эффективные для него методы и приёмы психологической подготовки, которая является результатом индивидуальной интеллектуально-психологической деятельности спортсмена.
Стоит отметить, что с опытом методы личной саморегуляции спортсмена выходят на первый план и являются наиболее результативными в процессе интенсивных нагрузок и спортивных состязаний. Как выяснилось, достигнув высоких технических и физических кондиций, победа в соревнованиях будет за тем подростком, который освоил методы саморегуляции, самоконтроля, научился управлять собственным психическим состоянием, кто имеет психологическую устойчивость к разнообразным факторам стресса, особенно, в случае проигрыша.
Вследствие негативного результата на соревнованиях у спортсмена-подростка повышается состояние тревоги, снижается уверенность в себе, может появиться страх перед дальнейшими выступлениями. Проблема заключается в том, что многие тренеры не уделяют достаточно внимания данным проявлениям. И, как следствие, эта ситуация влечёт за собой эмоциональное выгорание, демотивацию и снижение интереса к занятиям спортом в целом. Таким образом, важно отметить, что важнейшим этапом психологической подготовки спортсмена является своевременное выявление таких состояний, их профилактика и работа с их последствиями. Здесь на первый план выходит психологическая поддержка со стороны тренера, психолога и родителей.
Стоит отметить, что наблюдение за юными фигуристами спортивной школы показало существенную разницу между подростками, с которыми проводится психологическая подготовка, и подростками, психологическому состоянию которых не уделяется внимания.
Подростки-спортсмены с психологической подготовкой отличаются от сверстников более высокой самооценкой и целеустремленностью, более мотивированы на достижение результата. Они больше удовлетворены собой и своими личностными качествами, выше оценивают себя как личность. Они меньше подвержены внешнему влиянию и более ориентированы на внутреннюю оценку своих способностей и достижений. Также более устойчивы к неудачам, терпеливы в ожидании признания и наград. Легче переносят негативные эмоциональные переживания и стрессовые ситуации, связанные с поражениями в соревнованиях.
В заключение отметим, что значимость психологической подготовки и сопровождения в спортивной жизни юных спортсменов сложно переоценить. Только грамотно подготовленный в психологическом плане спортсмен способен в полной мере реализовать свои способности, умения и навыки и достигать высоких результатов. Психологическая подготовка спортсмена есть важный и обязательный элемент обучения и тренировки, столь же необходимый, как физическая, техническая и тактическая подготовка.
Основываясь на полученных в ходе изучения вопроса данных, мы пришли к выводу, что тема психологической подготовки спортсменов является на сегодняшний день очень актуальной, и, будучи достаточно изученной в научном теоретическом поле, остается очень мало затронутой в реальной спортивной деятельности, среди тренеров и спортсменов. Также, мы обратили внимание на то, что в настоящее время уровень сформированности представлений о процессе и содержании психологической подготовки, способах управления психологическим состоянием у субъектов учебно-тренировочного процесса, включая спортсменов, тренеров и родителей спортсменов, крайне невысокий. Психологическая подготовка в процессе тренировочной деятельности, участия в соревнованиях и в постсоревновательный период либо не осуществляется совсем, либо осуществляется несистемно и с применением малоэффективных приёмов. В спортивной школе олимпийского резерва отсутствует должность спортивного психолога. Нагрузка по психологическому сопровождению спортсменов полностью ложится на тренеров и родителей. Это проблема российского спорта, на которую необходимо обращать внимание и планомерно решать, чтобы наши спортсмены были конкурентоспособны на региональных, общероссийских и международных соревнованиях.
Литература:
- Алексеев А. В. Преодолей себя! Психическая подготовка в спорте. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. — 352 с.
- Ахатов А. М., Работин И. В. Психологическая подготовка спортсменов: Учебно-методическое пособие. — КамГАФКСиТ, 2008. — 56 с.
- Гогунов Е. Н., Мартьянов Б. И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб заведений. — М.: Издательский центр Академия, 2000. — 288с.
- Горбунов Г. Д. Психопедагогика спорта: Учебное пособие для среднего профессионального образования — М.: Издательство Юрайт, 2022. — 270 с.
- Коробейникова Е. И., Даянова М. А. Характеристика психологической подготовки спортсменов. — Наука–2020, 2019. — № 11 (36).
- Левина И. Л., Артемьев А. А. Оценка знаний субъектов тренировочного процесса о психологической подготовке в спорте. — Теория и практика физической культуры, 2022. — № 6.
- Оськин М. В. Психологическая подготовка спортсменов к соревнованиям: Методическая разработка. — 2018. — Текст электронный // https://www.prodlenka.org/ [сайт]. — URL: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/328880-psihologicheskaja-podgotovka-sportsmenov-k-so