В статье автор пытается определить особенности и некоторые проблемы реализации прокурорского надзора за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания.
Ключевые слова: прокурорский надзор, учреждения и органы, исполняющие наказания, органы прокуратуры.
Надзор за законностью считается основной функцией прокуратуры. Прокуратура от имени Российской Федерации осуществляет контроль за соблюдением Конституции Российской Федерации [1] и законов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствии со ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре» [4]. Прокурорский надзор осуществляется в различных отраслях надзора — направлениях надзора, характеризующихся самостоятельным объектом, предметом, полномочиями прокурора и актами прокурорского реагирования на нарушения закона [5]. Одним из таких отраслей является надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания.
Прежде всего, следует отметить, что учреждения и органы, исполняющие наказания, определены в статье 16 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации [2] (далее — УИК РФ). Они включают в себя судебных приставов-исполнителей; уголовно-исполнительные инспекции; суды, вынесшие приговор; арестный дом; колонии-поселения; воспитательные колонии; исправительные колонии общего, строго, особого режима; тюрьмы; следственные изоляторы и др. Из-за многочисленности учреждений и органов, исполняющих наказания, организация прокурорского надзора в данной области требует больших сил и ресурсов.
Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации приведено в соответствие с международными нормами, направленными на обеспечение прав и свобод личности и исключение унижающих обращений. Несмотря на проведенные реформы, в пенитенциарной системе сохраняются отрицательные явления. Задача органов прокуратуры заключается в обеспечении законности, режима содержания и защите прав лиц, лишенных свободы. В данном контексте, прокурорский надзор является важным элементом обеспечения правопорядка и законности в исправительных учреждениях. Именно поэтому в Российской Федерации сформировано тщательное правовое регулирование прокурорского надзора в данной области.
Говоря об особенностях реализации прокурорского надзора в данной области, безусловно, следует проанализировать такие аспекты, как задачи, предмет прокурорского надзора, а также полномочия органов прокуратуры. Представляется, что такой анализ позволит определить уровень эффективности действующего правового регулирования, а также выявить его возможные пробелы и перспективы развития.
Среди обширного спектра задач, возложенных на органы прокуратуры в данной области, основными являются противодействие преступности и обеспечение общественной безопасности путем предотвращения преступных посягательств. Особое внимание уделяются обеспечению соответствия исполнения наказания приговору суда и требованиям законов [9, С. 205]. Борьба с преступностью в исправительных учреждениях, предупреждение правонарушений, выявление и анализ факторов, способствующих преступности, а также защита прав и интересов осужденных — являются задачами, на которые направлен прокурорский надзор.
Предмет прокурорского надзора в данной области охватывает следующие сферы:
1) законность нахождения лиц в органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом;
2) соблюдение прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, в соответствии с законодательством РФ, а также обеспечение правильности порядка и условий их содержания;
3) законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.
При осуществлении надзорной деятельности прокуроры обладают следующими полномочиями (ст. 33 Федерального закона «О прокуратуре»):
1) посещение органов и учреждений в любое время;
2) опрашивание задержанных, осужденных и др.;
3) доступ к документам и оперативным материалам;
4) требование обеспечения прав и проверка соответствия законности действий администрации;
5) возможность внесения протестов и представлений, инициирования уголовных или административных дел.
Прокурор и его заместитель обязаны немедленно освобождать постановлением лиц, находящихся без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказания и меры принудительного характера, либо подвергнутых незаконному задержанию, предварительному заключению или помещенных в судебно-психиатрические учреждения.
Изучив особенности реализации прокурорского надзора в данной области, можно сделать вывод, что в России сложилось комплексное, детальное, эффективное регулирование данной сферы, которое позволяет органам прокуратуры выполнять задачи, стоящие перед ними. Тем не менее, следует отметить и некоторые проблемы реализации прокурорского надзора в данной области.
Так, статья 126 Уголовно-процессуального кодекса РФ [3] (далее — УПК РФ) определяет порядок направления жалоб лиц, содержащихся под стражей, через администрацию места содержания. Согласно ч. 4 ст. 15 УИК РФ, обеспечивается право осужденных на отправку жалоб без цензуры, с доставкой в запечатанном виде и обязанностью администрации направлять их в установленные сроки. Однако исследователи считают, что существующие механизмы недостаточны. Ю. К. Владимирова предлагает дополнить систему путем предоставления подозреваемым, обвиняемым и лицам, содержащимся под стражей, право на направление жалоб через адвоката [6, С. 102]. Это усилит информированность прокурора, обеспечит оперативную доставку и предотвратит потерю жалоб, повысив эффективность прокурорского надзора и соблюдение законности в учреждениях уголовно-исполнительной системы.
Ряд исследователей, обращают внимание на то, что важно усилить государственное финансирование уголовно-исправительных учреждений для обеспечения пенитенциарной системы необходимыми ресурсами, способствующими обеспечению соблюдения прав осужденных [7, С. 357]. В частности, использование повсеместного видеонаблюдения имеет потенциал предотвращения нарушений и преступных деяний в отношении осужденных, а также предоставления объективных данных об условиях отбывания наказания для органов прокуратуры.
Кроме того, некоторые исследователи отмечают о недостаточности полномочий органов прокуратуры в данной области надзора [9, С. 261]. Действительно, важно усилить полномочия и ответственность прокурорских органов в отношении контроля за соблюдением законности в исправительных учреждениях. Эффективным шагом может быть введение регулярных проверок сотрудниками специализированных прокуратур законности содержания осужденных в местах лишения свободы (например, дважды в месяц).
Резюмируя, следует отметить, что прокурорский надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, направлен на обеспечение соответствия исполнения наказания приговору суда и требованиям законов. В этих целях органы прокуратуры наделены специальными полномочиями. В целом, особенности реализации прокурорского надзора в данной области, регламентируются законодательством. Однако, законодательство в данной области содержит некоторые пробелы, а также имеет перспективы совершенствования.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации. — URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 01.08.2023).
- Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 // Российская газета. 1997. № 9. 16 января.
- Уголовно-процессуальный Кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 года // Российская газета. 2002. № 144. 22 декабря.
- Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202–1 // Российская газета. № 229. 1995. 25 ноября.
- Абляскин Р. Р. Разграничение понятий — функции и основные направления деятельности прокуратуры // Вопросы современной юриспруденции. 2017. № 5 (66). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razgranichenie-ponyatiy-funktsii-i-osnovnye-napravleniya-deyatelnosti-prokuratury (дата обращения: 01.08.2023).
- Владимирова Ю. К. Обеспечение уголовно-процессуальных прав участников уголовного судопроизводства, содержащихся под стражей или отбывающих наказание в виде лишения свободы: дис. …канд. юрид. наук. Волгоград, 2018. 227 с.
- Макаров И. С. Прокурорский надзор за соблюдением прав осужденных: проблемы и пути решения // Молодой ученый. 2023. № 3 (450). С. 356–358.
- Насонов А. А., Насонова О. А. Реализация прокурорского надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу // Вестник ВИ МВД России. 2021. № 3. С. 199–207.
- Прокурорский надзор: учебник и практикум для вузов / М. П. Поляков. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2023. 353 с.