К одной из основных отраслей жилищного хозяйства, которая обеспечивает формирование новых, развитие и реконструкцию зданий и сооружений, в том числе жилого назначения, относится отрасль строительства.
В настоящее время строительная отрасль сталкивается со множеством проблем, одной из основных которых является проблема повышения уровня качества строительной продукции.
Следует отметить, что качество возводимых жилых домов является комплексной проблемой, для решения которой все участники строительного процесса должны обязательно соблюдать нормы и правила, а также стандарты, установленные действующим законодательством.
Данный вопрос связан с необходимостью повышения безопасности, снижения аварийности некачественно построенных зданий и сооружений, со снижением эксплуатационных расходов для поддержания требуемого технического состояния объекта строительства, сроком его эксплуатации.
В связи с этим и отмечается важная роль органов прокуратуры при осуществлении надзора за исполнением законодательства при осуществлении контроля за качеством возводимых жилых домов, так как в первую очередь указанная сфера напрямую связана с безопасностью жизни и здоровья человека и гражданина.
Рассматривая данную отрасль прокурорского надзора, необходимо отметить состояние законности и практики прокурорской деятельности в данном направлении.
За 2022 год на территории Российской Федерации введено в эксплуатацию около 102, 7 млн. кв. м. общей площади жилых помещений.
Согласно данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации в ходе прокурорских проверок в указанной сфере правоотношений в анализируемом периоде выявлено около 12,5 тыс. нарушений действующего законодательства, для устранения которых внесено более 7,6 тыс. актов прокурорского реагирования, по которым к административной и дисциплинарной ответственности привлечено 1,4 тыс. должностных и юридических лиц, возбуждено 38 уголовных дел.
Кроме того, в 2022 году прокурорского вмешательства потребовали 150 фактов незаконной выдачи разрешений на строительство н ввод зданий в эксплуатацию, а также возведение 68 объектов с отступлением от градостроительных норм.
Например, администрацией района допущена выдача разрешения на ввод в эксплуатацию построенного юридическим лицом-застройщиком многоквартирного жилого дома при отсутствии положительного заключения о его соответствии требованиям технических регламентов и проектной документации. По принятым мерам прокурорского реагирования глава вышеуказанного органа местного самоуправления привлечен к ответственности по ч. 4 ст. 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях [1] к наказанию в виде штрафа.
В результате проведенной государственной строительной инспекцией проверки подтверждено соответствие выполненных строительно-монтажных работ проектной документации. В связи с этим вопрос по отмене разрешения на ввод в эксплуатацию не ставился.
В ряде случаев уголовное преследование в отношении должностных лиц осуществлялось в связи с выдачей заведомо ложных заключений и вынесением незаконных решений, на основании которых введены в эксплуатацию объекты, не соответствующие проектной документации
Также, прокурором района пресечена попытка предоставления лицам из числа детей-сирот жилых помещений в многоквартирном доме, принятом в эксплуатацию при наличии строительных недостатков.
По внесенному прокурором района главе районной администрации представлению детям-сиротам переданы новые жилые помещения, которые удовлетворяют санитарным и техническим требованиям, а за допущенные нарушения виновные лица привлечены к дисциплинарной ответственности.
Многочисленные нарушения в указанной сфере являются в том числе следствием неудовлетворительной работы контрольно-надзорных органов
Кроме того, прокурорами вскрываются факты несоблюдения периодичности и порядка проведения проверок, не размещения информации об их результатах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», отсутствия контроля за исполнением застройщиками предписаний, освобождения виновных лиц от административной ответственности, проведения проверок возводимых объектов капитального строительства без их фактического осмотра.
Также практика показывает, что распространены строительные недоделки, связанные с отступлением от проектной документации, трещинами и разрушением конструкций, неполнотой отделочных работ, локальными промерзаниями и образованием плесени, подтоплением подвальных помещений, ненадлежащим функционированием вентиляционной и иных коммунальных систем.
Кроме того, при осуществлении жилищного строительствам по-прежнему актуальным остается вопрос отсутствия необходимой инфраструктуры. Нормативы градостроительного проектирования на региональном и муниципальном уровнях, либо не приняты, либо уполномоченными органами игнорируются.
В нарушение п. 1 ч. 1 ст. 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации [2] подготовка и утверждение документации по планировке территории не проводятся. Разрешения на возведение домов выдаются без изучения потребности их жителей в объектах образования, здравоохранения, транспортного и иного обслуживания.
Вышеуказанные нарушения, которые постоянно выявляется органами прокуратурами, свидетельствуют об отсутствии должного понимания и ответственности при осуществлении строительства жилых помещений, наличии чувства безнаказанности со стороны должностных лиц, осуществляющих деятельности в сфере жилищного строительства, что приводит к снижению качества возводимых жилых домов, что не допустимо, так как отсутствие качества напрямую связано с вопросом жизни и здоровья человека и гражданина.
Таким образом, на основании вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что на законодательном уровне необходимо принять меры для решения вышеуказанных проблем, в том числе рассмотреть вопрос об усилении ответственности не только за первичные правонарушения, но и за повторные нарушения в рассматриваемой сфере.
Литература:
- «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ // СПС КонсультантПлюс
- Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ // СПС КонсультантПлюс