Функции и роль прозвищ в художественном тексте (на материале произведений детских писателей ХХ века) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №33 (480) август 2023 г.

Дата публикации: 19.08.2023

Статья просмотрена: 445 раз

Библиографическое описание:

Селищева, Мирель. Функции и роль прозвищ в художественном тексте (на материале произведений детских писателей ХХ века) / Мирель Селищева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 33 (480). — С. 207-209. — URL: https://moluch.ru/archive/480/105513/ (дата обращения: 16.10.2024).



Прозвища — дополнительные, неофициальные именования человека, использующиеся для наиболее точной личностной и оценочной характеристики называемого и выделяющие его в коллективе. «Прозвища слова, даваемые людям в разные периоды их жизни по тому или иному свойству или качеству этих людей и под которыми они известны обычно в определенном, часто довольно замкнутом кругу общества».

Прозвища, как литературный прием, обладают особой силой и выразительностью. В художественных текстах они играют значимую роль, вносят яркие оттенки в характеры персонажей, помогают разгадывать их натуру, а также способствуют формированию уникальной атмосферы произведения. В данной научной статье мы рассмотрим функции и роль прозвищ в художественных текстах, сосредоточившись на произведениях детских писателей ХХ века.

Прозвища представляют собой своеобразный проводник, открывающий тайны создания образа; их социальная нагрузка во многом определяется историческими и культурными факторами, которые, на наш взгляд, отражают не только личностные характеристики персонажей художественных произведений как индивидов, но и указывают на такие антропные параметры, как пол героя и его авторитетность среди сверстников. «Следовательно, номинация в форме слова детерминирована не некоторой свободой в выборе признака номинации (что является второстепенным в данном случае), а характером познания человека, следовательно, всеобщей закономерностью соотношения единичного и общего в вещах, адекватно отображаемой в языковой единице слове».

Прозвища, встречающиеся в художественных произведениях, выполняют несколько важных функций:

  1. Характеризация персонажей. Прозвища позволяют авторам кратко и точно характеризовать персонажей, выделять их особенности и отличительные черты. Они могут быть забавными, странными, причудливыми или пугающими, что делает персонажей более запоминающимися и живыми в глазах читателей.
  2. Создание атмосферы произведения. Прозвища могут помогать создавать уникальную атмосферу произведения, передавать его жанр, настроение или особенности мира, в котором разворачивается сюжет. Например, в детских произведениях они могут подчеркнуть волшебство и фантастический характер повествования.
  3. Создание комического эффекта. В комедийных произведениях прозвища часто используются для создания смешных ситуаций и комических эффектов. Они позволяют добавить шарм и юмор в повествование, делая произведение более привлекательным для молодых читателей.
  4. Выявление взаимоотношений между персонажами. Прозвища могут отражать отношения между различными персонажами, их дружбу, вражду или соперничество. Они позволяют читателю лучше понять динамику отношений в произведении.

Для наглядности рассмотрим примеры прозвищ из произведений детских писателей ХХ века:

– Алексей Николаевич Толстой в своей знаменитой сказке «Золотой ключик, или Приключения Буратино» наделяет каждого героя прозвищами, характеризующими их натуру. Так, главный герой — Буратино, называется «деревянным мальчиком», что отражает его неуклюжесть и неопытность.

– «Кот Матроскин» из сказки «Простоквашино» Эдуарда Успенского. Прозвище «Матроскин» указывает на то, что кот обладает особой морской хитростью и ловкостью, что соответствует его хитрому и находчивому характеру.

– «Незнайка» из сказки «Приключения Незнайки и его друзей» Николая Носова. Здесь все просто, его прозвали Незнайкой за то, что он ничего не знал.

– «Иван-Царевич» из русской народной сказки «Иван-Царевич и Серый Волк». Прозвище «Иван-Царевич» выделяет главного героя сказки и подчеркивает его царственное происхождение. Это помогает создать яркий образ доблестного и смелого юноши, который сталкивается с испытаниями и одолевает злодеев.

– Винни-Пух из произведения А. А. Милна. Прозвище «Винни-Пух» подчеркивает наивность и доброту этого персонажа, а также создаёт ощущение лёгкости и игривости сказочного мира.

Эти примеры показывают, как прозвища в художественных произведениях помогают создавать ярких и запоминающихся персонажей, которые оставляют на читателя глубокое впечатление и становятся навсегда вписанными в литературную историю.

Прозвища в художественных произведениях детских писателей могут быть эффективным средством для выявления характеров персонажей. Авторы часто прибегают к использованию прозвищ, чтобы дополнительно подчеркнуть особенности и черты характера героев. Например, прозвище «Сердитый» или «Злобный» может указывать на ярко выраженные негативные черты персонажа, в то время как прозвище «Мудрый» или «Добрый» отражает положительные стороны его личности. Прозвище «Улыбчивый» может отражать позитивное и дружелюбное поведение персонажа, а прозвище «Хвастун» может указывать на его склонность к самовосхвалению. Прозвища таким образом помогают читателям быстрее узнать и запомнить героев, а также представить их характерные черты.

Прозвища также могут служить инструментом для создания определенной атмосферы в художественном произведении. Авторы подбирают прозвища, которые отражают особенности окружающего мира или особенности эпохи, в которой происходит сюжет. Например, в произведениях сказочной тематики прозвища могут быть связаны с магией, волшебством и фантастическими существами, что создает магическую и волшебную атмосферу произведения. Авторы также используют прозвища для передачи исторического контекста или особенностей культуры определенного времени и места.

В детских произведениях ХХ века прозвища часто используются для передачи моральных уроков. Авторы создают персонажей с прозвищами, которые отражают их поведение или выбор в жизни. Это помогает детям учиться отличать добро от зла, правильное поведение от неправильного, размышлять о последствиях своих поступков и делать правильные моральные выборы.

Использование прозвищ на уроках русского языка может стать эффективным педагогическим инструментом. Познакомив учащихся с примерами прозвищ из различных произведений детских писателей, учителя могут стимулировать интерес к изучению литературы и лингвистики. Обсуждение прозвищ, их значения и роли в художественном тексте позволяет развивать языковую компетенцию учащихся, расширять их словарный запас и понимание художественных произведений. Такой подход может стать одним из методов активизации учебного процесса и повышения мотивации учащихся к изучению русского языка.

Использование прозвищ на уроках русского языка

Прозвища из детских произведений ХХ века можно использовать на уроках русского языка для разнообразных лингвистических упражнений:

– Создание словарей: Учащиеся могут создавать собственные словари прозвищ, в которых они записывают прозвища из различных произведений и дает к ним свои толкования. Такое упражнение развивает их аналитические и лексикографические навыки.

– Анализ контекста: Учащиеся могут анализировать контексты, в которых используются прозвища, и определять их функцию и значение. Такое упражнение развивает навыки понимания и интерпретации художественного текста.

– Творческие задания: Учащимся можно предложить написать свои собственные рассказы или стихи, используя прозвища в качестве названий персонажей. Это поможет развить их творческие способности и фантазию.

– Игры и ролевые упражнения: Использование прозвищ в играх и ролевых упражнениях помогает учащимся лучше понять характеры персонажей, симулировать диалоги и взаимодействие между ними.

Прозвища в художественных произведениях играют значимую роль в создании образов персонажей, передаче атмосферы произведения и формировании комического эффекта. Они обогащают текст, делают его ярким и запоминающимся. При использовании прозвищ авторы ловко передают свои идеи, чувства и эмоции, делая произведения более интересными и привлекательными для читателей. Их использование на уроках русского языка может стать интересным и эффективным педагогическим инструментом, способствующим развитию языковых навыков и литературной компетенции учащихся. Внедрение прозвищ в учебный процесс позволяет учащимся более глубоко погрузиться в мир художественных произведений и лучше понять их смысл и значение.

Литература:

  1. Толстой А. Н. «Золотой ключик, или Приключения Буратино». — М., «Малыш», 2000.
  2. Малофеева Т. «Прозвища в сказках и былинах». — М., «Рипол Классик», 2008.
  3. Тихомирова И. «Прозвища и прозвищники». — М., «Наука», 1988.
  4. Яковлева О. «Язык и стиль сказок В. Одоевского и В. Даль». — М., «Наука», 2005.]
Основные термины (генерируются автоматически): прозвище, использование прозвищ, произведение, русский язык, персонаж, комический эффект, уникальная атмосфера произведения, учебный процесс, художественный текст, эффективный педагогический инструмент.


Похожие статьи

Представления о «локализации» эмоций в средневековом языковом сознании (на материале средневековой немецкой литературы)

Историческая тематика в литературной хорезмиане (на примере творчества русских и русскоязычных писателей)

Способы и источники заимствований в терминологической лексике китайского языка (на примере лексики нефтегазовой отрасли)

Черты национального характера во фразеологической картине мира (на материале французского и русского языков)

Синтаксические особенности песенных текстов (на примере песенной культуры Франции и Великобритании)

Характеристика тропов китайского песенного жанра (на материале патриотических песен)

Элементы фольклора в музыкальном образовании детей (из опыта работы)

Отражение концепта «лошадь» в языковом сознании русских и хакасов (на материале пословиц и поговорок)

Способы образования и стилистические функции эвфемизмов в речи на примере рассказа Пелевина «День бульдозериста»

О классификации литературных псевдонимов по мотиву номинации (на материале псевдонимов узбекских поэтов и писателей)

Похожие статьи

Представления о «локализации» эмоций в средневековом языковом сознании (на материале средневековой немецкой литературы)

Историческая тематика в литературной хорезмиане (на примере творчества русских и русскоязычных писателей)

Способы и источники заимствований в терминологической лексике китайского языка (на примере лексики нефтегазовой отрасли)

Черты национального характера во фразеологической картине мира (на материале французского и русского языков)

Синтаксические особенности песенных текстов (на примере песенной культуры Франции и Великобритании)

Характеристика тропов китайского песенного жанра (на материале патриотических песен)

Элементы фольклора в музыкальном образовании детей (из опыта работы)

Отражение концепта «лошадь» в языковом сознании русских и хакасов (на материале пословиц и поговорок)

Способы образования и стилистические функции эвфемизмов в речи на примере рассказа Пелевина «День бульдозериста»

О классификации литературных псевдонимов по мотиву номинации (на материале псевдонимов узбекских поэтов и писателей)

Задать вопрос