В статье рассматривается значимость использования метода проектов как средство формирования основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста. Автором разработан и представлен проект по данной теме, который будет актуален и может реализоваться коллегами в практике работы ДОУ.
Ключевые слова: метод проектов, основы безопасного поведения, создание условий, игры и упражнения.
Окружающий мир становится всё более сложным, более высоко рисковым. Выбор правильного поведения зависит от информированности человека о способах действия в социальной, бытовой, природной среде. Воспитание безопасного поведения с первых самостоятельных шагов ребенка является актуальнейшей проблемой сегодняшнего образования.
Современный образовательный стандарт дошкольного образования ставит приоритетной задачей воспитание здоровой личности ребенка.
ФГОС ДО требует сделать процесс формирования у детей навыков безопасного поведения привлекательным, ненавязчивым и радостным. [6]
В трудах Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной, Т. К. Храмцовой, К. Ю. Белой отражены вопросы привития навыков безопасности детям дошкольного возраста. [2;19].
Метод проектов в наши дни стал наиболее эффективным. Важнейшим его достоинством является самостоятельное «добывание» знаний детьми, дошкольники приобретают знания в процессе решения практических задач или проблем [4, с.67]. В ходе проекта мы выделили преимущества этого метода перед другими технологиями. Прежде всего, на протяжении всех мероприятий дети занимают активную позицию, при этом, несомненно, развиваются общие способности детей — познавательные, социально — коммуникативные и регуляторные. Решая в рамках проекта познавательно-практические задачи, удается сформировать основы безопасного поведения у детей в дошкольный период.
Экспериментальная работа по теме исследования проводилась на базе МБДОУ «Детский сад № 26» города Еманжелинска Челябинской области, в которой приняли участие 27 детей старшего дошкольного возраста. С целью выявления уровня сформированности основ безопасного поведения детьми в быту, социуме, природе нами было проведено обследование (Педагогическая диагностика Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной). На основе проведенного количественного и качественного анализа результатов обследования были сделаны выводы о достаточно низком уровне развития безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста. На основе полученных данных нами был разработан проект «Сказочная безопасность», направленный на обучение детей дошкольного возраста безопасному поведению в окружающей обстановке, посредством сказок.
Задачи проекта: формировать у детей потребность безопасного поведения в различных ситуациях через сказочные события; помочь им в доступной и увлекательной форме усвоить правила безопасного поведения дома, на улице, в парке; обогащать речь детей посредством произведений художественной литературы; активизировать процессы восприятия, внимания, памяти; привлекать родителей к совместной работе по формированию безопасного поведения детей.
1 этап — подготовительный. Работа на этом этапе началась с мониторинга уровня сформированности основ безопасности, где был выявлен низкий уровень. На родительском собрании мы познакомили родителей с результатами обследования детей. Педагогом и родители воспитанников обозначили необходимость и значимость проведения проекта и утвердили план предстоящих мероприятий. Закончился первый этап проекта анализом литературы по проблеме и поиск эффективных методов и приемов развития безопасного поведения детей.
2 этап — практический. Нами разработан комплекс игровых заданий по формированию безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста, разработан перспективный план работы с родителями по теме проекта. Кроме того, нами созданы все необходимые условия [5, с.16] для реализации проекта (подбор дидактического материала — иллюстраций, плакатов, дидактических игр; художественной литературы; презентации сказок, костюмов и атрибутов для сказок). В ходе реализации данного этапа мы инсценировали с детьми сказки «Красная Шапочка», «Кошкин дом», «Волк и семеро козлят». Проведены беседы «Как вести себя с чужими людьми», «Полезная и вредная еда», «Спички детям не игрушка». Оформлены выставки «Полезные и опасные электроприборы», «Я знаю ПДД». С родителями проведены родительские собрания, консультации и семинары-практикумы. По результатам работы оформлена книга «Наше здоровье», где представлены рецепты правильного и полезного питания, безопасного поведения дома и на улице с семьей.
3 этап — заключительный. На последнем этапе провели мониторинг уровня сформированности безопасного поведения. В результате аналитико-диагностической работы был выявлен высокий уровень сформированности основ безопасного поведения у дошкольников. Для родителей и детей проведен досуг «Опасные приключения Колобка», на котором дети и родители показали полученные знания о безопасном поведении в различных ситуациях. По результатам проекта педагог с детьми оформили выставку-фотоотчет «Безопасность в наших руках!». На педагогическом совете прошла презентация проекта, дана консультация педагогам «Как обучать ребенка правилам безопасности по сказкам». Подводя итог, необходимо отметить, что метод проектов позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей [4, с.68], развивает творческое мышление, память, внимание, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.
Для нас данная тема остается актуальной и в перспективе разработать проекты для всех возрастов и оформить методические рекомендации для коллег ДОУ.
Литература:
- Авдеева Н.Н, Князева О. Л., Стёркина Р. Б. «Основы безопасности детей дошкольного возраста» «Детство — Пресс», Санкт-Петербург, 2018 г.
- . Белая Н. Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. М.: Знание, 2016, 90 с
- Лыкова И. А., В. А. Шипунова «Азбука безопасного общения»,«Дидактические сказки о безопасности».
- Малютина Е. В. Сравнительный анализ организационно-педагогических условий формирования образа я ребенка дошкольного возраста в социуме / В сборнике: Проблемы и перспективы развития образования Материалы II Международной научной конференции. — 2012. — С. 66–69.
- Малютина Е. В. Элементы предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении / Начальное образование. — 2012. — № 5. — С. 15–17.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (интернет ресурс) https://docs.cntd.ru/document/499057887