Маленький ребенок по сути своей — неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно. А от того, сколько разного и интересного малыш увидел, зависит то, какими знаниями он будет обладать. А так как игра — это ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, поэтому, начиная с дошкольного детства необходимо осуществлять формирование знаний по экологическому воспитанию у ребенка через игровую деятельность. Представленный опыт работы будет актуален и может реализоваться коллегами в практике работы ДОУ.
Ключевые слова: экологическое воспитание, игровая деятельность, формы работы, создание условий.
Экологическое воспитание дошкольников — это не просто дань «модному» направлению в педагогике, это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. При общении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» [5] одним из основных принципов государственной политики в области образования называется принцип воспитания любви к окружающей природе, Родине, семье. Другими словами, речь идет об экологической культуре, которая проявляется на уровне поведения или деятельности.
В «Концепции дошкольного воспитания» указывается о том, что в дошкольном возрасте закладывается позитивное отношение к природе, к себе и окружающим людям, поэтому педагоги должны ориентироваться на воспитательный потенциал окружающей среды. Идея современной комплексной экологии активно внедряется в практику воспитания дошкольников. [1]
На протяжении всей истории педагогической мысли проблема взаимодействия человека и природы исследовалась многими авторами. В трудах отечественных и зарубежных педагогов и мыслителей — Я. А. Коменского, И. Г. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо, B. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского отражена роль природы в нравственно-эстетическом развитии человека.
В 70-х годах в дошкольной педагогике начались исследования по отбору и систематизации природоведческих знаний, отражающих ведущие закономерности живой (И. А. Хайдурова, С. Н. Николаева, Е. Ф. Терентьева) и неживой (И. С. Фрейдкин и др.) природы. В исследованиях, посвященных живой природе в качестве ведущей была выбрана закономерность, которой подчиняется жизнь любого организма, а именно зависимость существования растений и животных от внешней среды. Эти работы положили начало экологическому подходу в ознакомлении детей с природой. [2]
В современных исследованиях Н. О. Никоновой, Л. С. Римашевской отмечается, что в осуществлении задач экологического воспитания, в основу должны быть положены знания и представления. Показано многообразие методов и приемов, стимулирующих познавательные интересы детей, их желание больше узнать о потребностях живых существ, чтобы научиться правильно ухаживать за ними и в меру своих сил принимать участие в охране природы в целом. [3]
Важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение, мнение, а также понять и принять позицию другого. Таким образом, экологическое воспитание детей дошкольного возраста является социальным заказом общества. Дошкольное учреждение уже сегодня присуще особое видение мира, как объекта его постоянной работы. Формирование экологического сознания — важнейшая задача, которая стоит перед педагогами в настоящее время, а через игровую деятельность лучше всего получиться освоить данные знания.
Работа по данной теме проводилась на базе МБДОУ «Детского сада № 26» города Еманжелинска Челябинской области, в которой приняли участие дети старшего дошкольного возраста двух групп. На начальном этапе было проведено исследование, с целью выявления исходного уровня сформированности экологических знаний, использован диагностический материал на основе методики О. Соломенниковой [4]. Критерии представлены в таблице № 1.
Таблица 1
Задания |
Навыки |
Ситуация |
Результаты |
|||
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
|||||
1 |
направлено на определение уровня знания дошкольников о характерных особенностей представителей мира животных (проводится индивидуально с каждым ребенком) |
Процедура проведения диагностики заключается в том, что педагог предлагает испытуемым распределить карточки следующим образом: 1) выбрать животных и разместить их на карте с учетом места их проживания; 2) выбрать птиц и разместить их на карте по своему усмотрению; 3) выбрать насекомых и разместить их на карте. После того как испытуемый справился с заданием, педагог предлагает выбрать два изображения животных, три изображения птиц и три изображения насекомых и затем ответить на соответствующие вопросы. Критерии оценки |
||||
Низкий уровень — ребенок не может справиться с заданием даже при помощи воспитателя |
5детей 25 % |
6 детей 30 % |
||||
Средний уровень — ребенок выполняет задание с небольшой подсказкой взрослого |
15 детей 75 % |
13 детей 65 % |
||||
Высокий уровень — ребенок выполняет задание полностью |
0 |
1 ребенок 5 % |
||||
2 |
направлено на определение характерных особенностей растительного мира (проводится индивидуально с каждым ребенком). |
Педагог называет пять комнатных растений, предлагает показать их. Испытуемым следует ответить на вопросы об условиях жизни, роста, развития комнатных растений, правилах ухода, отношении к растительному миру. Затем предлагается из представленных растений выбрать: а) сначала деревья, потом кустарники (тополь, сирень, береза); б) лиственные и хвойные деревья (ель, дуб, сосна, осина); в) ягоды и грибы (земляника, волнушка, подберезовик, клубника); г) цветы сада и цветы леса (астра, подснежник, ландыш, тюльпан). Критерии оценки: |
||||
Низкий уровень |
6 детей 30 % |
10 детей 50 % |
||||
Средний уровень |
13 детей 65 % |
10 детей 50 % |
||||
Высокий уровень |
1 ребенок 5 % |
0 |
||||
3 |
направлено на определение характерных особенностей неживой природы (проводиться индивидуально с каждым ребенком). |
Педагог предлагает испытуемому определить содержимое баночки. После того как ребенок назовет объекты неживой природы, предлагает ответить на вопросы о свойствах песка, камней, воды, способах их использования. Критерии оценки: |
||||
Низкий уровень |
7 детей 35 % |
5 детей 25 % |
||||
Средний уровень |
9 детей 45 % |
12 детей 60 % |
||||
Высокий уровень |
4 ребенка 20 % |
3 детей 15 % |
||||
4 |
направлено на определение знаний времен года (проводится индивидуально или маленькими подгруппами). |
Процедура проведения заключается в том, что педагог задает вопросы об особенностях времен года. Затем предлагает назвать время года в соответствии с характерными проявлениями природы. Критерии оценки: |
||||
Низкий уровень |
5 детей 25 % |
6 детей 30 % |
||||
Средний уровень |
10 детей 50 % |
8 детей 40 % |
||||
Высокий уровень |
5 детей 25 % |
6 детей 30 % |
||||
5 |
направлено на выявление экологического отношения дошкольника к миру природы (проводится индивидуально с каждым ребенком). |
Педагог предлагает ответить на вопросы по уходу за домашними животными, о деятельности людей, связанных с природой; о возможной помощи зимующим птицам и т. п. Критерии оценки: |
||||
Низкий уровень |
4 ребенка 20 % |
3 ребенка 15 % |
||||
Средний уровень |
13 детей 65 % |
15 детей 75 % |
||||
Низкий уровень |
3 ребенка 15 % |
2 ребенка 10 % |
||||
На основе полученных данных нами была разработана и внедрена серия игр по экологическому воспитанию на учебный год по старшему дошкольному возрасту.
Таблица 2
Название |
Цель |
|
сентябрь |
||
Настольно-печатная игра «Спаси окружающий мир» |
Формировать представления об экологических проблемах, которые приносят природе огромный ущерб, о правилах поведения в природе |
|
Сюжетно-ролевая игра «В гостях у лесника» |
Закрепить знания детей о правилах поведения человека в лесу; упражнять в распознавании предупреждающих экологических знаков. |
|
Дидактическая игра «Кто где живет?» |
Закрепить знания детей о жилищах в природе различных видов животных (насекомых, земноводных, птиц, зверей). |
|
Интерактивная игра «Отличные выходные — рыбалка» |
Привлечь внимание детей к актуальным экологическим проблемам родного края: загрязнение водоемов, показать детям взаимосвязь всего живого в природе. Познакомить детей с видами рыб, заселяющих водоемы родного края. |
|
октябрь |
||
Настольно-печатная игра «Сбереги нашу природу» |
Привлечь внимание к актуальным экологическим проблемам родного края: загрязнение лесов, рек и улиц города. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение ко всему окружающему миру. |
|
Дидактическое многофункциональное пособие Лепбук «Осень» |
Повышать познавательную активность, уровень развития словаря. Развивать творческую инициативу, воображение и исследовательскую деятельность. |
|
Дидактическая игра «Кто чем питается?» |
Закрепить знания детей о разных видах питания животных (насекомых, земноводных, птиц, зверей) в природе. |
|
1 неделя Безопасное поведение в природе |
Формирование представлений о процессе конденсации |
|
ноябрь |
||
Настольно-печатная игра «Экологическая опасность» |
Развивать у детей понимание того, как необходимо себя вести чтобы не вредить природе; формировать у детей навыки сотрудничества и взаимопомощи |
|
Дидактическое пособие «Экологическая книга» |
Формировать представления о том, что включает в себя понятие «экология». Расширять знания о среде обитания животных, птиц, насекомых, рыб. |
|
Сюжетно-ролевая игра «Прогулка в лес» |
Сформировать правильное отношение к лесным обитателям, расширить знания о правилах поведения в лесу. |
|
Акция «Покормите птиц! — Синичкин день» |
Привлечь внимание к зимующим птицам, чтобы облегчить для них период зимовки. |
|
декабрь |
||
Настольно-печатная игра «Юные экологи» |
Формировать потребность бережного и заботливого отношения к природе. Воспитывать познавательный интерес, умение самостоятельно обосновывать свой выбор по проблеме загрязнения окружающей среды. |
|
Экологическая игра «Зоологический стадион» |
Закрепить знания о различных видах животных, их питании, месте обитания в природе. |
|
Дидактическая игра «Что сначала, что потом?» |
Закрепить знания детей об основных стадиях роста и развития живых организмов (растений, животных, человека). |
|
январь |
||
Настольно-печатная игра «Экологическое путешествие «Вокруг света» |
Расширить представления о растениях и животных. Обобщить и пополнить детские знания о состоянии окружающей среды, явлениях природы, географии и разнообразии животного мира. |
|
Сюжетно-ролевая игра «Лес — дом для животных» |
Закрепить знания детей о лесе как природном сообществе; сформировать представления об экологических ярусах (этажах) смешанного леса и месте животных в них. |
|
Дидактическая игра «Наши птицы» |
Формировать знания о птицах (строения, месте обитания, питания) |
|
Квест — игра «Сбережем природу» |
Содействовать воспитанию гуманного, социально-активного человека, уважительно и бережно относящегося к окружающей среде (вырубка леса, истребление обитателей флоры и фауны) |
|
февраль |
||
Настольно-печатная игра «Собери контейнеры» |
Развивать чувства ответственности за состояние природы, ближайшего окружения, свои поступки; формировать представления о происхождении предметов, их создателях, пользе и вреде стекла, металла, бумаги и т. д. (сортировка, переработка и утилизация мусора). |
|
Дидактическое многофункциональное пособие Лепбук «Зима» |
Повышать познавательную активность, уровень развития словаря. Развивать творческую инициативу, воображение и исследовательскую деятельность. |
|
Экологическое лукошко «В гостях у Айболита» |
Продолжать формировать представления о лекарственных растениях и их использовании человеком, упражнять в их распознавании на иллюстрациях. |
|
Дидактическая игра «Заколдованное письмо» |
Закрепить представления о характерных признаках овощей и фруктов, их роли в поддержании здоровья человека. |
|
март |
||
Дидактическая игра «Среда обитания» |
Расширять знания о живой природе, средах обитания живых организмов (вода, земля, воздух). Учить классифицировать объекты природы по заданному признаку |
|
Настольно-печатная игра «Цветочный магазин» |
Закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других. Научить детей группировать растения |
|
Квест — игра «Зеленые спасатели» |
Содействовать воспитанию гуманного, социально-активного человека, уважительно и бережно относящегося к окружающей среде (утилизация мусора) |
|
апрель |
||
Настольно-печатная игра «Опасный и полезный пластик» |
Формировать представлений о пластике; познакомить детей с правилами пользования и утилизации пластика; способствовать развитию желания соблюдать правила поведения в природе, дома, на улице. |
|
Дидактическое многофункциональное пособие Лепбук «Весна» |
Повышать познавательную активность, уровень развития словаря. Развивать творческую инициативу, воображение и исследовательскую деятельность. |
|
Акция «Посади дерево» |
Развивать интерес к изучению природы родного края. Воспитать заботливое отношение к природе. |
|
Интерактивная игра «Зеленый патруль — Сделаем наш лес чище» |
Формировать у детей экологически осознанное отношение к проблеме загрязнения окружающей среды, проблеме раздельного сбора мусора и возможности его переработки. |
|
май |
||
Настольно-печатная игра «Спасем Лес» |
Воспитать гуманное и бережное отношение к природе. Формировать желание принимать участие в охране природы. |
|
Квест — игра «Сбережем источник» |
Формировать бережное отношения к природным ресурсам (значение воды, разумное ее использование, очистка воды) |
|
Сюжетно- ролевая игра «Прогулка в лес» |
Формировать правильное отношение к лесным обитателям; расширить знания детей о правилах поведения в лесу; упражнять в распознавании экологических знаков. |
|
В конце учебного года проведен контрольный эксперимент, где мы использовали те же диагностический задания. Хотелось бы отметить, что в экспериментальной группе в ходе диагностики низкий уровень отсутствует по всем заданиям, а высокий уровень почти у половины группы (15 детей). Дети стали более любознательней, внимательнее и активно применяют полученные знания в самостоятельной деятельности. В контрольной группе результаты незначительно улучшались в сравнении с началом года.
Таким образом, в ходе работы, мы смогли создать определенную систему работы. Данная проблема остается актуальной, мы планируем и дальше вести работу по формированию знаний экологического воспитания у детей дошкольного возраста через игровую деятельность.
Литература:
- Концепция дошкольного воспитания. //Дошкольное воспитание. 1989. -№ 5. С. 10–24.
- Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.
- Римашевская Л. С., Никонова Н. О., Ивченко Т. А. Теории и технологии экологического развития детей дошкольного возраста. Программа учебного курса и методические рекомендации для самостоятельной работы студентов бакалавриата.- М.: Центр педагогического образования, 2008.- с. 97.
- Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду. — М.: Мозаика — синтез, 2017.
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. От 24.07.2023).