В статье автор исследует проблему возможного противоправного воздействия на участников уголовного судопроизводства.
Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, оперативно-розыскные мероприятия, технические средства.
Для решения поставленных перед органами полиции и другими силовыми структурами задач активно используется масса различных методов и средств специальных сил, среди которых можно выделить использование комплекса специальных технических средств. Применение данных средств осуществляется только в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами и только в пределах компетенции каждого правоохранительного органа.
Основой для создания комплекса специальных технических средств, используемого в сфере ОРД для решения оперативно-розыскных задач, стали именно современные достижения науки и техники. Возрастание роли технических средств в оперативно-розыскной деятельности, а также полученный положительный опыт эффективного использования данных средств в ОРД, привело к необходимости научного осмысления и совершенствования правовой основы применения технических средств в оперативно-розыскной деятельности.
В соответствии, с примечанием к статье 138.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, специальные технические средства предназначенные для негласного получения информации это — приборы, системы, комплексы, устройства, специальные инструменты для проникновения в помещения и (или) на другие объекты и программное обеспечение для электронных вычислительных машин и других электронных устройств для доступа к информации и (или) получения информации с технических средств ее хранения, обработки и (или) передачи, которым намеренно приданы свойства для обеспечения функции скрытого получения информации либо доступа к ней без ведома ее обладателя [1]. В свою очередь, находящиеся в свободном обороте приборы, системы, комплексы, устройства, инструменты бытового назначения, обладающие функциями аудиозаписи, видеозаписи, фотофиксации и (или) геолокации, с открыто расположенными на них органами управления таким функционалом или элементами индикации, отображающими режимы их использования, или наличием на них маркировочных обозначений, указывающих на их функциональное назначение, и программное обеспечение с элементами индикации, отображающими режимы его использования и указывающими на его функциональное назначение, если им преднамеренно путем специальной технической доработки, программирования или иным способом не приданы новые свойства, позволяющие с их помощью получать и (или) накапливать информацию, составляющую личную, семейную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну, без ведома ее обладателя относится к специальным техническим средствам, предназначенным для негласного получения информации относится не будут. Под негласностью понимается неочевидность, скрытность проводимых оперативно-розыскных мероприятий от лиц, в них не участвующих, в том числе и от сотрудников ОРО, но, прежде всего — от объектов, в отношении которых они проводятся. Это позволяет нейтрализовать возможное противодействие со стороны объектов ОРМ, обеспечить безопасность участников ОРМ, их результативность, сохранить в тайне сам факт осуществления ОРМ, применяемые при этом средства и методы.
Необходимо отметить, что специальные технические средства, которые применяются при проведении оперативно-розыскных мероприятий, должны быть государственно сертифицированы. Данным действием подтверждается безопасность применяемых устройств, как и для жизни и здоровья людей так и для окружающей среды. В пункте 7 статьи 6 Федерального Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» указывается, что производство специальных технических средств и торговля данными устройствами должны быть лицензированы [2]. Следует отметить что Указом Президента Российской Федерации от 9 января 1996 г. № 21 «О мерах по упорядочению разработки, производства, реализации, приобретения в целях продажи, ввоза в Российскую Федерацию и вывоза за ее пределы, а также использования специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации» было обусловлено дальнейшее развитие данной нормы. В соответствии с данным указом обязанность по лицензированию этой деятельности, а также выявлению и пресечению случаев проведения оперативно-розыскных мероприятий и использования специальных технических средств не уполномоченными лицами были возложены на Федеральная служба безопасности Российской Федерации [3].
Законодателем также был регламентирован оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации. Например, в соответствии со статьей 138.1 Уголовный кодекс Российской Федерации незаконные производство, приобретение и (или) сбыт специальных технических средств — наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового [1].
Опираясь на все вышеперечисленные факты, можно сделать вывод, что применение специальных технических средств является важным аспектом оперативно-розыскной деятельности. Комплекс технических средств, находящийся в арсенале сотрудников правоохранительных органов, позволяет намного более эффективнее запоминать, сохранять и воспроизводить определенную информацию, полученную оперативным путем, вследствие чего предоставляет возможность, используя собранные данные намного быстрее выявить различные закономерности и связи. Также стоит отметить, что специальные технические средства используются во время осуществления оперативно-розыскных действий для предотвращения, пресечения и раскрытия преступлений, а также розыска лиц, которые скрываются от органов дознания, следствия или суда, также лиц, пропавших без вести и уклоняющихся от уголовного наказания. Именно для решения задач ОРД постоянно модернизируются и создаются специальные технические средства, предназначенные для скрытного применения оперативными сотрудниками уполномоченных на то органами во время проведения различных оперативно-розыскных мероприятий и негласного получения сведений.
Литература:
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 04.08.2023) // Рос. газ. — 1996. — 17 июня.
- Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 29.12.2022) // Рос. газ. — 1995. 18 августа.
- Указ Президента РФ от 09.01.1996 № 21 (ред. от 01.06.2021) «О мерах по упорядочению разработки, производства, реализации, приобретения в целях продажи, ввоза в Российскую Федерацию и вывоза за ее пределы, а также использования специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации» // Президент России: сайт. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/8718 (дата обращения 20.04.2022).