Развитие рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №33 (480) август 2023 г.

Дата публикации: 21.08.2023

Статья просмотрена: 212 раз

Библиографическое описание:

Киданова, Н. Л. Развитие рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ / Н. Л. Киданова, С. В. Парфенова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 33 (480). — С. 185-187. — URL: https://moluch.ru/archive/480/105536/ (дата обращения: 18.12.2024).



Одним из принципов современного образования является воспитание творческой и сознательной личности. Давайте разберемся, что имеется ввиду под определением сознательная личность и каким образом детский сад может выполнить условия данного принципа. Принцип сознательности и активности в педагогике «предполагает осознанный процесс усвоения учащимися новых знаний и умений в результате осуществления активной познавательной и практической деятельности».

Сознательность обучения — это положительное отношение к процессу обучения. Из данного понятия можно сделать вывод, что задача педагогов в дошкольном образовательном учреждении создать условия развивающей среды, необходимые для активности в получении новых знаний и умений ребенка.

В дошкольном возрасте у детей начинает активно развиваться самопознание и самосознание, а в связи с этим появляются и первые предпосылки рефлексии. Попадая в новую социальную среду, ребенок учится взаимодействовать с окружающими его людьми, будь это сверстники, педагоги или другие работники детского образовательного учреждения. В этот момент у него появляется необходимость в оценке и анализировании своих действий и поступков, он начинает задумываться о том или ином отношении к нему окружающих людей. Поэтому предпосылки рефлексии появляются у детей уже в дошкольном возрасте, когда ребенок начинает отделять себя от окружающих. Перед воспитателями, как главными наставниками своих воспитанников, стоит задача по созданию условий, необходимых для развития навыков рефлексии у дошкольников.

Для того, чтобы воспитатель мог реализовать поставленные задачи, ему необходимо самому владеть рефлексивными умениями. Это является одним из важным профессиональных умений любого педагога. Также, для реализации требований к современным принципам дошкольного образования, воспитателю необходимо знать основные психологические особенности развития детей, такие как гендерные отличия, индивидуальные качества ребенка, развитие познавательных и мыслительных процессов. Одним из важнейших факторов, влияющих на эффективное использование рефлексивных методов в процессе обучения и воспитания детей, является многообразие форм этих методов, соответствующих возрастным психологическим особенностям детей.

Существует проблема, с которой сталкиваются педагоги в процессе введения элементарных методов рефлексии в учебный процесс, она заключается в том, что дети очень часто не испытывают потребностей в понимании и оценке своего интеллектуального развития, не имеют давать оценку своим действиям и словам, не пытаются разобраться в причинах своих проблем и неудач, затрудняются сказать, что именно происходит в ходе их деятельности. Современные дети привыкли к тому, что им все должны объяснить и показать взрослые, а они только воспроизводят услышанное на занятиях. В результате таких установок, развитие детей проходит для них неосознанно, а значит, и неэффективно. Именно поэтому, мы считаем, что начинать обучение рефлексии стоит уже с дошкольного возраста, уделяя особое внимание развитию у детей осознанного обучения, для того, что бы они понимали, чем занимаются, и что с ними происходит, уже в раннем возрасте.

Рефлексия как психологический термин в полном его понимании не используется в дошкольном возрасте, так как для детей данного возраста еще сложно признавать свои незнания и неумения. Поэтому мы и говорим о развитии зачатков рефлексии в дошкольном возрасте и использовании ее отдельных элементов в работе с маленькими детьми, когда ребёнок начинает осознавать, что у него получается или не получается, как осуществить рефлексивный выход, то есть найти пути решения устранения собственного незнания, неумения. Можно сказать, что мы используем внешнюю рефлексию, которая проявляется при правильной работе воспитателя с детьми. Для того что бы развивать данные навыки у дошкольников, мы использовали в своей работе различные методы, такие как:

1. Рефлексия эмоционального состояния и настроения (рефлексивные экраны, маркеры настроения и т. д.)

2. Завершение каждой образовательной ситуации интересным, продуманным способом, направленным на оценку детей своих успехов.

3. Знакомство родителей с методами и способами рефлексивного контроля, как необходимого условия для успешного развития и обучения детей.

Мы считаем, что важным условиям для развития предпосылок рефлексии у дошкольников является в первую очередь поддержка воспитателя и родителей ребенка. Поэтому наша работа над созданием условий для развития рефлексии в группе старшего дошкольного возраста детского сада № 47 г. Белгорода осуществлялась благодаря совместной работе с родителями воспитанников. Нами были разработаны мероприятия, соответствующие задачам работы, обновлена развивающая предметно-пространственная среда, подготовлены мастер-классы и родительские собрания. Нами был разработан дневник событий «Волшебный дневничок», в котором дети в конце каждого дня в саду зарисовывают или приклеивают картинки, соответствующие их настроению.

Завели каждому ребенку папку -портфолио, в которой собираем все достижения и творческие работы воспитанников. Обновили методические и дидактические материалы, соответствующие задачам проекта: метод определения самооценки ребенка «Улитка», «Ларец-кладенец», «Лесенка» и мн. др.

Как уже было ранее сказано, при создании условий для развития рефлексии у дошкольников, мы активно взаимодействовали с родителями воспитанников, с их помощью нас удалось не только создать развивающую предметно-пространственную среду в группе, но и установить необходимый контакт с детьми, которые н могли ранее научиться самоконтролю. Так же, нашей задачей было, научить родителей не игнорировать ситуации, важные для детей дошкольного возраста, обращать больше внимания на переживания своих детей. Мы считаем, что одним из важнейших условий к побуждению детей рефлексировать, является поддержка не только родителя, но и воспитателя. Воспитатель должен уметь принимать детей такими какие они есть, если ребенок неторопливый, ему нужно дать время на ответ, не подгонять и не оценивать при сверстниках. Педагогу необходимо быть открытым к детям и принимать их разные точки зрения, вселять в ребенка уверенность в своих возможностях. Все, что делается в группе по организации рефлексивной деятельности — не самоцель, а подготовка ребенка к сознательной внутренней рефлексии и развитию важных качеств будущей современной личности. Мы считаем, что рефлексия не должна основываться только на личной оценке ребенком своих действий, но умение быть готовым к оценке извне.

Таким образом, можно сделать вывод, что рефлексия в детском саду — это совместная деятельность дошкольников, родителей и воспитателей, нацеленная на совершенствование образовательного процесса, ориентируясь на личность каждого ребёнка. Используя в своей работе элементы рефлексии, мы помогаем детям осознать значимость процесса их деятельности, помогаем найти те моменты, в которых у ребенка есть проблемы и направляем на поиски решения этих проблем, а дальше, в совместном обсуждении с другими детьми рождается новое знание: выходящее на новый уровень осознания, придумывания, создания новой формы деятельности. То есть можно отметить, что при помощи взрослого, организующего групповое, совместное обсуждение прошедшей деятельности, дети дошкольного возраста способны рефлексивно оценивать свою деятельность, видеть дефициты в ней и пути выхода из ситуаций затруднения.

Литература:

  1. Бекова М. Р. Рефлексивная позиция педагога-психолога как философская и психолого-педагогическая проблема/ М. Р. Бекова// Мир науки, культуры, образования. 2019. — № 1. — С. 118–120.
  2. Васильева О. Н. Сущность и содержание термина «рефлексия» как философской и психолого-педагогической проблемы. Современные педагогические технологии профессионального образования: сборник статей/ О. Н. Васильева. 2018. — 168 с.
  3. Медникова Л. А. Рефлексивная деятельность младшего школьника [Текст] / Л. А. Медникова //Наука и школьная практика. — 2008. — № 1.
  4. Шиян О. А., Якшина А. Н., Зададаев С. А., Ле-ван Т. Н. Средства развития профессиональной рефлексии педагогов дошкольного образования // Современное дошкольное образование. — 2019. — № 4(94). — С. 14–35
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дошкольный возраст, детский сад, создание условий, предпосылка рефлексии, процесс обучения, развивающая предметно-пространственная среда, развитие рефлексии, совместное обсуждение, сознательная личность.


Похожие статьи

Развитие речи у детей дошкольного возраста в условиях ДОО

Формирование профессиональной ориентации у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Развитие инициативности в самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в условиях образовательного пространства ДОУ

Развитие навыков эффективного общения у детей старшего дошкольного возраста методами арт-терапии

Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста в ходе режимных процессов

Особенности развития коммуникативных навыков детей с РАС в условиях учреждения социального обслуживания

Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста средствами экспериментирования

Формирование навыков эмоциональной саморегуляции у слабослышащих детей младшего школьного возраста на коррекционных занятиях по социально-бытовой ориентировке

Развитие нравственного компонента личности дошкольника в условиях образовательной среды ДОУ

Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста в условиях детского сада

Похожие статьи

Развитие речи у детей дошкольного возраста в условиях ДОО

Формирование профессиональной ориентации у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Развитие инициативности в самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в условиях образовательного пространства ДОУ

Развитие навыков эффективного общения у детей старшего дошкольного возраста методами арт-терапии

Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста в ходе режимных процессов

Особенности развития коммуникативных навыков детей с РАС в условиях учреждения социального обслуживания

Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста средствами экспериментирования

Формирование навыков эмоциональной саморегуляции у слабослышащих детей младшего школьного возраста на коррекционных занятиях по социально-бытовой ориентировке

Развитие нравственного компонента личности дошкольника в условиях образовательной среды ДОУ

Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста в условиях детского сада

Задать вопрос