В статье будет представлена техника «Рисование от ладошки», которая помогает решить ряд задач, включающих строение композиции, работу двух полушарий мозга, дорисовывание рисунка, погружение главного героя в среду, повышение самооценки и развитие навыков насмотренности детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: техника рисования, работу двух полушарий мозга, дошкольное образование.
The article will present the technique of «Drawing from the palm of your hand», which helps to solve a number of tasks, including the structure of the composition, the work of the two hemispheres of the brain, drawing a drawing, immersing the protagonist in the environment, increasing self-esteem and developing the skills of watching preschool children.
Keywords: drawing techniques, the work of two hemispheres of the brain, preschool education.
Дело не в том, чтобы научиться рисовать, А в том, чтобы научиться мыслить.
Стендаль
В настоящее время развитие творческих способностей детей является одной из главных задач образовательной системы. Один из способов развития творческого мышления у детей — рисование. Изобразительная деятельность приобщает ребенка к миру красоты, способствует формированию гармоничной личности, развивает творческое начало [1]. В данной статье будет представлена техника «Рисование от ладошки», которая помогает решить ряд задач, включающих строение композиции, работу двух полушарий мозга, дорисовывание рисунка, погружение главного героя в среду, повышение самооценки и развитие навыков насмотренности.
Переход к педагогике сотрудничества, педагогике развития позволяет эффективно развивать изобразительные способности дошкольников. При личностно ориентированном взаимодействии взрослого и ребенка несложно достичь творческого отношения к рисованию, сделать обучение эмоционально насыщенным [2]. В технике «Рисование от ладошки» задача взрослого состоит в том, чтобы правильно объяснить последовательность действий для получения наилучшего результата.
Строение композиции:
В данной технике ребенок сначала прикладывает руку к чистому листу бумаги, направляя ее к центру листа (Рисунок 1). Попыток желаемого расположения объекта может быть сколько угодно, при этом лист остается чистым, а значит ребенок на переживает что не получилось приложить руку верно с первого раза. Такой подход позволяет ребенку осознать и увидеть центр композиции, что является важным элементом в создании рисунка.
Рис. 1
Работа двух полушарий мозга:
В процессе рисования ребенок прикладывает ладонь одной руки к листу, сомкнув при этом пальцы, в то время как другая рука аккуратно обводит её, создавая форму овального «пузырика» (Рисунок 2). Такая координация движений помогает стимулировать работу обеих полушарий мозга и развивает моторику рук. Правда, ребенку иногда бывает сложно зафиксировать ладонь в необходимом положении, и здесь на помощь ему должен прийти старший, который поможет малышу обвести зафиксированную в определенном положении ладонь [3].
Рис. 2
Дорисовывание рисунка (развитие воображения):
После того, как основная форма «пузырика» готова, ребенку предоставляется возможность дорисовывать рисунок, добавляя детали, такие как лицо, лапы, крылья, хвост, уши и т. д. (Рис. 3). Этот этап развивает творческое мышление и воображение детей.
Рис. 3
Погружение главного героя в среду (визуализация):
При рисовании с использованием техники «Рисование от ладошки» главный герой всегда остается центром композиции. Такой подход позволяет ребенку визуализировать и представить, как главный герой погружается в свою среду (Рис. 4). Это помогает ребенку погрузиться в сюжет и стать активным участником происходящего.
Рис. 4
Повышение самооценки:
Одной из главных целей данной техники является повышение самооценки ребенка. Полученный результат рисования вызывает положительные эмоции у ребенка, что создает ситуацию успеха. Такой опыт помогает ребенку развивать уверенность в себе и желание творить.
Опыт насмотренности:
После проведения рисования с использованием техники «Рисование от ладошки» ребенок получает опыт насмотренности. Он осознает и понимает, как правильно располагать объекты на листе, а также их размеры, и в дальнейшем может рисовать без помощи ладошки. Это развивает навыки наблюдения и точности рисунка у ребенка.
Техника «Рисование от ладошки» представляет собой эффективный инструмент для развития творческих способностей у детей. Она помогает решить ряд задач, включая строение композиции, работу двух полушарий мозга, развитие фантазии, погружение главного героя в среду, повышение самооценки и развитие навыков насмотренности. Проведение данной техники способствует развитию творческого мышления, воображения и формированию навыков рисования у детей.
Литература:
- Колдина Д. Н. Рисование с детьми 5–6 лет. Конспекты занятий.
- Тюфанова И. В. Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей старших дошкольников. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. — 80 с.
- «Чудесные ладошки»: развиваем художественно-творческие способности, мышление и воображение дошкольников: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / М. Ю. Денисова. — Мозырь: Белый Ветер, 2011. — 45 c.