В данной статье раскрыты особенности проектно-исследовательской деятельности младших школьников с нарушениями интеллекта, представлен практический пример проекта, который можно организовать в условиях специальных учреждениях для образования детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта.
Ключевые слова: проектно-исследовательская деятельность, младшие школьники, нарушения интеллекта.
В Федеральном государственном образовательном стандарте образования лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям) выделены особые образовательные потребности, к которым так же можно отнести систематическую актуализацию сформированных у детей знаний и умений, специальное обучение с учетом изменяющихся условий учебных, познавательных, трудовых и других ситуаций. То есть в рамках реализации ФГОС остроактуальным является использование в образовательном процессе методов, приемов и технологий, которые формируют у детей навыки самостоятельности, умение правильно отбирать необходимую информацию, самостоятельно принимать решения. Все эти задачи можно решить с помощью организации проектно-исследовательской деятельности в образовательном учреждении. [2]
Учебный проект — самостоятельная, творческая, продуктивная деятельность ребенка, которая соответствует его возрасту и помогает реализовать имеющиеся возможности. Данный вид деятельности позволяет проявить себя, применить полученные знания и умения на практике, опытным путем сделать выводы и поделиться ими публично. Младшие школьники с интеллектуальными нарушениями имеют трудности в планировании своей деятельности, умении поэтапно решать поставленные задачи, умении подводить итоги. По этой причине организовывать проектно-исследовательскую деятельность с младшими школьниками с нарушениями интеллекта следует с контролирующей и направляющей помощью педагога. Целесообразно использовать метод совместной деятельности педагога и детей в условиях образовательной организации, с целью активизировать познавательную деятельность детей. [1]
Опыт работы с детьми младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями позволяет сделать вывод, что для целенаправленной проектной деятельности необходимо подготовить алгоритм работы, причем педагог должен оказывать помощь на всех этапах работы над проектом.
Этапы работы над проектом:
– работа над выбором темы;
– формулировка цели проекта;
– формулировка задач проекта;
– составление плана работы;
– работа над поиском информации;
– исследовательская работа;
– представление результатов проекта. Защита проекта.
Проекты различаются по продолжительности: мини-проекты (одно занятие или часть занятия), краткосрочные (3–6 занятий), недельные (1–2 недели), долгосрочные (от нескольких месяцев до года).
В зависимости от количества участников проекты бывают: индивидуальные, парные, групповые, коллективные.
Исследовательский проект может выполняться в рамках одного предмета (монопроект). Монопроекты могут быть литературно-творческими, естественноноаучными, языковыми, спортивными, историческими, географическими, музыкальными и т. д. Проект может быть межпредметным и охватывать одновременно несколько предметных областей. Межпредметные проекты выполняются под руководством нескольких педагогов. Возможными результатами проектной деятельности могут стать: макет, модель, газета, альбом рисунков, учебное пособие, фотоальбом, видеофильм, презентация, праздник, спектакль, концерт, выставка, ярмарка, коллекция.
Приведем пример проекта, который проводился с детьми младшего школьного возраста, имеющими нарушения интеллекта.
Экологический проект «Мир вокруг нас» (долгосрочный, межпредметный, коллективный). Проект готовился с детьми младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта.
Цель проекта: формирование элементарных представлений об экологии.
Задачи проекта:
– дать представления о предметах и явлениях окружающего мира;
– развивать мышление, речь, память, внимание, восприятие, крупную и мелкую моторику;
– учить взаимодействовать со сверстниками и педагогами;
– воспитывать мотивацию к трудовой деятельности, бережное отношение к окружающему миру.
Мероприятия в рамках проекта:
– Проведение тематических занятий. Были проведены занятия в форме беседы, организованы занятия-викторины, познавательные занятия.
– Посещение библиотеки, где ребята познакомились с литературой о природе, животных, растениях. Проводились чтения художественной литературы, тематические кукольные спектакли.
– Организация выставки рисунков, поделок. На занятиях дети совместно с педагогами рисовали рисунки, выполняли поделки из природного и бросового материала по теме окружающего мира.
– Участи в акции «Спасите птицу от мороза». В рамках акции ребята совместно со своими педагогами создавали кормушки для птиц, украшали их и вешали не территории района. Во время прогулок дети кормили птиц.
– Участие в акции по сбору макулатуры.
– Участие в экологической акции «Сделаем вместе». В рамках акции младшие школьники вместе с педагогами проводили уборку территории, высаживали зеленные насаждения.
– Проведение интеллектуального квеста «Мир вокруг нас». В ходе квеста ребята отвечали на различные вопросы, выполняли творческие и интеллектуальные задания, подготовленные педагогами.
– Благоустройство клумбы на территории. Ребята под руководством педагогов сажали семена цветов, ухаживали за рассадой и затем высаживали выращенные растения в клумбы и ухаживали за ними.
– Подготовка видеофильма. По итогу проведённой работы ребята вместе с педагогами создали фильм, где показали итоги своей проектно-исследовательской деятельности.
– Подведение итогов. Результаты проведенной работы дети представили перед своими сверстниками и педагогами.
Таким образом, организация проектной деятельности является одним из наиболее эффективных средств развития детей с нарушениями интеллекта. С помощью нее может добиться развития не только творческих способностей, самостоятельности и коммуникативных навыков, но и успешно адаптироваться в окружающей действительности.
Литература:
- Колесникова И. А., Горчакова-Сибирская М. П. Педагогическое проектирование: учебное пособие для высших учебных заведений. — М.: издательский центр «Академия», 2005.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 N 1599 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями.