Робототехника — дошкольникам | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Беликова, Н. А. Робототехника — дошкольникам / Н. А. Беликова, З. П. Колосова, Н. Е. Мелентьева, В. Л. Зубрилина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 34 (481). — С. 145-148. — URL: https://moluch.ru/archive/481/105561/ (дата обращения: 16.11.2024).



В Федеральном государственном образовательном стандарте ДОУ конструирование относится к образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Конструирование — один из видов деятельности, направленных на получение определённого продукта. Следует отметить, что конструирование необходимо для развития пространственных ориентировок. Понятие о пространстве при конструировании формируется из конкретных признаков: величина, длина, протяженность, ширина, высота, цвет, объёмность предметов. Кроме того, каждый ребёнок пользуется анализом ведь ему надо определить структурные единиц объектов (его части, детали, материалы) и синтезом, пытаясь понять, какие объекты можно получить, соединив различные детали.

Техническое конструирование — прежде всего создание реально существующих, знакомых детям предметов и объектов, а также конструкций, вызывающих у детей конкретные ассоциации с виденными в жизни ситуациями и объектами.

Художественное конструирование — создание образов, в первую очередь, выражающее отношение дошкольника к объекту, предмету, ситуации. При художественном конструировании дошкольник старается передать характер конструкции, используя дополнительные возможности: он продумывает образ поделки (обдумывает размер деталей, их цвет и материал). Продумывая образ объекта, ребёнок показывает своё отношение к нему.

Дети обладают неограниченной фантазией и воображением., Продукты их деятельности остроумны, оригинальны, необычны.

Они учатся конструировать шаг за шагом, выполнять этот вид деятельности в собственном темпе, решать новые, более сложные задачи и получают от этого необыкновенные впечатления и знакомятся с ощущением победы.

Педагог же должен помнить об индивидуальном подходе и возрастных особенностях дошкольников, иначе он не сможет создать благоприятные условия для комфортной работы детей, для создания ситуации успеха.

Робототехника — направление, которое сейчас очень популярно, хотя появилось оно давно.

«Робототе́хника (от робот и техника; англ. Robotics роботикака [1], роботехника [2]) — прикладная наука, занимающаяся разработкой автоматизированных технических систем и являющаяся важнейшей технической основой развития производства [3].

Робототехника опирается на такие дисциплины, как электроника, механика, кибернетика, телемеханика, мехатроника [4], информатика, а также радиотехника и электротехника. Выделяют строительную, промышленную, бытовую, медицинскую, авиационную и экстремальную (военную, космическую, подводную) робототехнику». [2]

Так как в данной образовательной деятельности воспитатели пользуются разнообразными методами и приёмами, то использование LEGO конструктора — это уже технология.

«Технология, и, ж . Совокупность производственных процессов в определённой отрасли производства, а также научное описание производства. Т. волокнистых веществ. Т. производства. Нарушение технологии //прил. технологический , — ая, — ое. Т. процесс». [1]

Lego -технология — является примером объединения разных видов деятельностив организованной образовательной деятельности. Кроме того, дети используют её в самостоятельной работе.

Цель применения Lego-технологий — формирование у дошкольников конструктивного мышления средствами робототехники. [3]

познавательное развитие (в ходе работы дети усваивают счёт и состав числа, практикуются в решении арифметических примеров, составлении и решении задач, появляющихся в процессе работы.);

речевое развитие (до создания и в ходе работы над объектом обсуждаются отдельные моменты конструкции, ведется беседа о необходимости тех или иных частей объекта их функционале вследствие чего происходит развитие речи ребёнка, обогащение его активного словаря.);

художественно-эстетическое развитие (дошкольники на начальной стадии строительства изучают, а позже повторяют и закрепляют форму, высоту, цвет, орнаменты, которые необходимо детям создать путём чередования цветов при создании объекта)

Социально коммуникативное развитие (детям приходится учиться работать совместно, в одной команде. Им приходится распределять роли, ведь кому- то нужно взять на себя ответственность и стать лидером, а кому- то нужно понять, что в данном конкретном случае ему не хватает лидерских качеств. Т. о. дети делают первые шаги в определении себя в обществе как личности);

Физическое развитие (для дошкольников важно развитие моторики обеих рук (как мелкой, так и крупной) А вот детали конструктора, так же как и готовые конструкции, удобно использовать в условиях организованной образовательной деятельности и в качестве атрибутов для подвижных игр, эстафет и спортивных праздников);

– В процессе конструирования дети могут провести необходимые им эксперименты счастями и материалами конструктора.

– Не всегда у ребёнка получается всё с первого раза, иногда приходится делать много попыток. В случае неудач, ребёнок учится не опускать руки, пока не доведёт начатое дело до завершения и не добьётся желаемого результата. В ребёнке воспитываются упорство, ответственность, усидчивость, настойчивость.

В процессе обучения дети используют конкретное оборудование и материалы. Обучение проходит параллельно игре. Одновременно ребята подключают своё воображение и фантазию., они могут задуматься о своей будущей профессии, представив себя в роли строителя, архитектора, дизайнера или человека др. специальностей.

Количественный состав коллектива дети могут определить самостоятельно. Не обязательно работать большим составом. Допускается индивидуальная работа и работа в подгруппах.

В обучении конструированию педагог должен учитывать следующие этапы работы:

Очень важно, чтобы предметно пространственная среда группы предусматривала возможность работы дошкольников на всех необходимых этапах работы. Вот эти этапы:

Любой воспитатель, который работает с данной технологией должен легко ориентироваться в разнообразии методов и приёмов.

В ходе обучения являются действенными данные педагогические приёмы:

Вступительная беседа , (она необходима, так как с её помощью преподаватель заинтересовывает и мотивирует детей.

Один из вариантов беседы: в начале образовательной деятельности воспитатель рассказывает сказку о роботах, которые жили в стране Роботоландия, но никак не могли найти общий язык и постоянно ссорились. Однажды жители страны обнаружили, что у них у всех много общего. Ведь в стране Роботоландия всё состоит из множества похожих деталей: дороги, мосты, машины, дома и, конечно, сами жители. Если всё это правильно собрать, то у жителей не будет больше конфликтных ситуаций и они будут дружны и очень счастливы.

Проблемная ситуация , переключит внимание детей с предыдущего вида деятельности и пробудит интерес ребёнка к конструированию.

Один из вариантов проблемной ситуации: Дети неожиданно видят инопланетянина, который рассказывает им о своей родной планете. Он очень скучает по Родине поэтому просит ребят по сохранившимся у него фотографиям (схемам) сконструировать родные для него инопланетные объекты.

Сюжетно-ролевая игра и игра театрализация За что воспитатели и воспитанники особенно любят конструирование? Конечно, за то, что все созданные объекты можно использовать как атрибуты в сюжетно- ролевых играх , а также сочинять о них сказки рассказы, а затем показывать театральные постановки и организовывать игры — театрализации , в ходе которых у воспитанников развивается память, речь, актёрские способности, обогащается активный словарный запас.

Дидактические упражнения , развивающие сенсорные и пространственных понятия

1) «Что в мешочке»;

2) «Узнай на ощупь»;

3) «Распредели по множествам»;

4) «Что пропало»;

5) «Что появилось»

6) «Что изменилось»

Дидактические игры [4]

«Построй один из видов транспорта»

«Дом для человека»

«Жилище» для зверька

Очень важно, чтобы дома родители тоже поддерживали детское желание конструировать и создавали все необходимое для реализации детского творчества.

Литература:

  1. Ожегов С. И. Словарь русского языка/Под ред. Чл. — корр. АН СССР Н. Ю. Шведовой. — 18—е изд, стереотип. М.: Рус.яз., 1987.- 797 с.
  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Робототехника
  3. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2020/03/27/robototehnika-i-tehnicheskoe-tvorchestvo-v-obrazovatelnom-prostranstve
  4. https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2022/07/11/kartoteka-didakticheskih-igr-po-konstruirovaniyu
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, LEGO, вид деятельности, игра, конструирование, образовательная деятельность, организованная образовательная деятельность, проблемная ситуация, ходя работы, художественное конструирование.


Задать вопрос