Описывается значение тайм-менеджмента для студента, анализируется важность умения планировать обучающимся своей жизни, перечисляются инструменты планирования, рассматриваются цифровые ресурсы для управления временем.
Ключевые слова: цифровизация образования, тайм-менеджмент, планирование, инструменты планирования, цифровые ресурсы управления временем.
The importance of time management for a student is described, the importance of the ability to plan students' lives is analyzed, planning tools are listed, digital resources for time management are considered.
Keywords: digitalization of education, time management, planning, planning tools, digital time management resources.
Сегодня мир сталкивается с новыми глобальными вызовами, высоким темпом развития технологий в культурной, социальной, экономической сферах жизни современного общества. Спутниками современной жизни стали многозадачность и состояние цейтнота.
Новые вызовы эпохи BANI-мира, характеризуемого, как хрупкий, тревожный, нелинейный, непостижимый, оказывают влияние на современное образование.
В образовании цифровизация, втом числе, направлена и на обеспечение непрерывности процесса обучения, т. е. обучение в течение всей жизни, а также его индивидуализации на основе технологий продвинутого обучения [1, с. 23].
Перед современным студентом стоит сейчас задача научиться планировать свой день, правильно расставлять приоритеты.
Неумение студента себя организовать в условиях цифрового мира часто приводит к состоянию стресса, нервозности и информационным перегрузкам. Неотъемлемым помощником в организации времени для обучающегося в Высшей школе может стать тайм-менеджмент.
Исследователи дают различные толкования термину «Тайм-менеджмент». Мы придерживаемся следующего толкования категории «тайм-менеджмент» — управление человеком собственной деятельностью, организацией выполнения задач и распределением всех ресурсов [3, с. 14]. Грамотное использование технологии тайм-менеджмента является эффективным антистрессовым инструментом.
Под категорией «планирование» мы понимаем процесс, в ходе которого осуществляется составление перечня задач, которые необходимо выполнить за определенный промежуток времени. Расстановка приоритетов — выбор приоритетов в задачах.
Савина Н. В., Лопанова Е. В. отмечают, что заранее составленный список заданий и действий увеличивает продуктивность любого вида деятельности на 25 % [2, с. 20].
Архангельский Г. А. считает, что искусство эффективного управления задачами и рационально организованного планирования состоит в том, чтобы не пытаться решить все проблемы одновременно, а уметь сконцентрироваться на одной, имея в виду несколько и забыв об остальных [3, с. 122].
Таким образом, суть тайм-менеджмента — умение успевать делать главные дела.
Тайм-менеджмент включает планирование не только учебного времени, но и личного времени обучающегося. Под учебным временем мы понимаем занятия в университете, выполнение самостоятельной работы. Личное время обучающегося в вузе — свободное время, домашние обязанности, посещение спортивных секций и т. д.
В классическом тайм-менеджменте выделяют краткосрочное, среднесрочное и долгосрочное планирование.
Каждый обучающийся имеет возможность научиться эффективно составлять план своего учебного процесса.
По мнению Бойко К. Ю. планирование включает такие важнейшие процедуры, как подготовка списка необходимых дел и определение первоочередных направлений работы [4, с. 34].
В результате планирования образуется большой список задач, который сложно удержать в голове. Со временем информация забывается, теряется. Поставленные задачи надо выгружать из головы на материальные или цифровые носители. Следует отметить важное правило формулировки задач — результатно-ориентированный ее вид.
В процессе исследования нами определен перечень эффективных инструментов планирования, таких как:
– список дел (to do list) — перечень задач на день, неделю или другой период времени, составленный в свободном порядке;
– план дня — алгоритм, требующий четкого выполнения шагов к конкретной дате;
– контекстный список задач — перечень дел при наступлении удобного момента для их совершения;
– майнд-менеджмент — планирование в форме интеллект-карты;
– двухмерные графики — графическая форма плана.
Планировать свою занятость возможно с помощью графиков, календарей, ежедневников. Многие интернет-сервисы также предлагают набор специальных офисных средств, которые способствуют в управлении временем: Any.do, Todoist, TickTick, Google-календарь, Coggle.it и др.
В современных реалиях ресурсозамещения имеет смысл использовать отечественные цифровые инструменты: WEEEK, ЛидерТаск, Яндекс-календарь, IOctopus и др.
Таким образом, планирование — это основа тайм-менеджмента обучающегося вуза. Владение навыком управления временем необходимо студенту для эффективной организации своей жизни, рационального использования времени, отводимого на обучение, самосовершенствование и профессиональное становление.
Литература:
- Вайндорф-Сысоева, М. Е. Цифровое обучение в контексте современного образования: практика применения / М. Е. Вайндорф-Сысоева, М. Л. Субочева.- Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Диона», 2020. 244 с. ISBN 978–5–6044243–0–8.
- Савина, Н.В., Лопанова Е. В. Тайм-менеджмент в образовании: учебное пособие для вузов / Н. В. Савина, Е. В. Лопанова. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 162 с. — (Высшее образование). — ISBN 978–5–534–12668–6. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/518978/p.11 (дата обращения: 03.03.2023).
- Архангельский, Г. А. Тайм-менеджмент. Полный курс: учебное пособие / Г. А. Архангельский, С. В. Бехтерев, М. А. Лукашенко, Т. В. Телегина. — Москва: АльпинаПаблишер, 2021. — 311 с. ISBN 978–5–9614–6633–1.
- Бойко, К. Ю. Самообразовательная деятельность студентов-музыкантов на основе использования педагогических технологий тайм-менеджмента в вузе / К. Ю. Бойко. — Текст: электронный // Проблемы современного педагогического образования. — 2019. — № 62–3. — С. 31–34. — URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_37035681_30529000.pdf (дата обращения: 31.03.2023).