Рассмотрены вопросы недобросовестного поведения заказчика в ходе переговоров о заключении договоров и исполнения обязательств.
Ключевые слова: добросовестность, договор, недобросовестное поведение, купля-продажа, предмет договора, услуга.
The article considers the issues of unfair behavior of the customer during negotiations on the conclusion of contracts, fulfillment of obligations.
Keywords: good faith, contract, unfair behavior, purchase and sale, subject of the contract, service.
Эмоциональные споры и яркие дискуссии вызывают сущность и содержание понятия «добросовестности» в гражданском праве уже долгое время.
Принцип добросовестности является основным началом гражданско-правовых отношений в п. 3 ст. 1 ГК РФ и его применение в других нормах правовых отношений, говорят о его фундаментальности в гражданском обороте.
Исходя из п. 4 ст. 1 ГК РФ следует, что субъекты гражданских правоотношений не могут извлекать преимущества из недобросовестного и незаконного поведения.
Пунктом 1 ст. 10 ГК РФ закреплено понятие «злоупотребление правом», в которое в полной мере входит позиция по недопустимости действий, касающихся по причинению вреда иному участнику правоотношений, действия лица в обход закона, иная заведомо недобросовестная деятельность. Иными словами, недопустим умысел недобросовестного поведения участниками гражданского оборота.
Однако, данная трактовка раскрывается в законе не в полной мере. Считаем, что норма требует непосредственного включения перечня типичного недобросовестного поведения со стороны участников для более полной трактовки некого «умысла» в недобросовестном поведении сторон.
Безусловно, споры над понятием «недобросовестности» стороны договора ведутся в основном путем формирования судебной практики, на основании которой можно сделать выводы о том или ином конкретном случае проявления «умысла» или «недобросовестности» действий участников в ходе выполнения обязательств.
Анализ нормативно-правовой базы говорит о том, что попытки формирования более полного понятия ведутся, путем регламентации правового механизма, однако работа над глубиной этой проблемы все еще остра и обширна.
Острота проблемы заключается по большей части в самой реализации принципа добросовестности, так как этот вопрос касается любых гражданских прав, а не только тех, которые сформулированы в законе.
Если говорить о недобросовестности в договорных правоотношениях, то это понятие представляет собой умышленное недобросовестное поведение, направленное на извлечение выгоды одной стороной договора, при котором нарушаются права и интересы противоположного участника сделки.
В виду положения п. 4 ст. 10 ГК РФ если злоупотребление правом нарушает права субъекта гражданских правоотношений, то он может предъявить требование компенсировать причиненные убытки.
Из чего следует, что, если при заключении сделки установлено злоупотребление правом, она может быть признана недействительной.
В ситуациях, когда соглашение нарушает требование недопустимости злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ), сделка считается не соответствующей требованиям закона (ст. 168 ГК РФ).
Участники правоотношений, имеющие намерения заключить договор, осуществляют действия, направленные на возникновение юридической связи между ними.
Данные действия включают в себя формирование у сторон целей и задач, предмета и последствия сотрудничества. Регулирование перечисленных действий производится посредством установленных законом правовых инструментов.
Следовательно, добросовестные действия сторон договора должны находить свое отражение на различных стадиях данных взаимоотношений.
Положения статьи 434.1 ГК РФ устанавливают взаимодействие сторон в процессе осуществления переговоров о заключении договора, включая вопросы преддоговорной ответственности, которая определяет последствия неправомерного поведения, нарушающего интересы участников на преддоговорном этапе, когда соглашение еще не достигнуто, но намерения на его заключение уже существуют.
То есть само по себе неправомерное поведение одной из сторон уже может повлечь за собой последствие, направленное на восстановление прав потерпевшего субъекта (упущенная выгода, понесенные убытки и компенсация, заключение соглашения и проч.), т. е. либо на дальнейшее развитие правоотношений сторон, либо на восстановление положения потерпевшего, которое существовало в тот момент, когда договор еще не заключен, а этап преддоговорных переговоров уже возник.
Данная правовая конструкция используется сторонами — контрагентами с единственной целью — обеспечение безопасности в случае не заключения основного договора.
Безусловно, стороны свободны в процессе ведения переговоров и не отвечают, если соглашения между сторонами так и не достигнуто, иное устанавливается законом, либо условиями договора.
Формирование судебной практики определенной направленности в рамках последствий для сторон позволяет сделать вывод о том, что в конечном итоге, сторона, отказавшаяся от заключения договора, может в последующем оказаться стороной спора о возмещении убытков.
То, как складывается судебная практика и какие могут наступить последствия для сторон, становится не очень комфортно, потому что по итогу сторона, отказавшаяся от заключения договора, может в последующем оказаться участником спора о взыскании убытков.
При этом часть судебной практики приходит к выводу о том, что само по себе незаключение договора нельзя признавать недобросовестным поведением или злоупотреблением правом.
Для оценки собственного поведения на этапе проведения переговоров и с целью обезопасить себя как участника преддоговорного процесса следует:
– Оценить, распространяются ли правила и положения ст. 434.1 ГК РФ на недобросовестные действия в рамках проведения переговоров.
– Если есть такая возможности не вступать в параллельные переговоры.
– При проведении параллельных переговоров, следует уведомить об этом потенциального контрагента.
– Если преддоговорные отношения носят неординарный характер, подобный факт следует закрепить в соглашении о ведении преддоговорной работе.
– Если этап переговоров закреплен соглашением сторон, то стоит также рассмотреть вопрос об утверждении сроков согласования и внесения правок в основной договор на каждой стадии переговоров, порядок рассмотрения, утверждения и подписания документов, а также возможные санкции за недобросовестный выход из переговоров.
Следует учитывать также, что Положение о преддоговорной ответственности неприменимо к некоторым видам договоров
С одной стороны, это освобождает контрагентов от ответственности в случаях отказа от заключения соглашения, но если переговоры проводились без намерения заключить договор, то правила указанной нормы ГК РФ регламентируют негативные последствия. До введения ст. 434.1 ГК РФ участники гражданских правоотношений могли проводить переговоры по своему усмотрению без возможности возникновения негативных последствий. Сегодня такая свобода в стадии ведения переговоров ограничивается. Нормы п. 2 ст. 434.1 ГК РФ предусматривают обязанность участников осуществлять деятельность добросовестно на этапе переговоров. В настоящее время сформулирован приблизительный перечень недобросовестной деятельности участников:
1) предоставление субъекту неполной либо недостоверной информации, связанной с фактами, которые должен знать контрагент;
2) внезапное и неоправданное прекращение переговоров о заключении договора при таких обстоятельствах, при которых другая сторона переговоров не могла разумно этого ожидать.
Правила п. 3 ст. 434.1 ГК РФ определяют, что участник, прерывающий переговоры о заключении соглашения недобросовестно, должен компенсировать противоположной стороне убытки. Нормы ст. 15 ГК РФ раскрывают понятие убытков применительно к указанной стадии — это расходы, которые производятся участником по поводу осуществления переговоров о возникновении основного соглашения и относительно утраты достижения соглашения с другими участниками.
Положения п. 5 ст. 434.1 ГК РФ закрепляют, что переговорный процесс, направленный на достижение соглашения, по сути, может считаться предметом самостоятельного гражданско-правового договора. Например, Банальный обман на переговорах — уже недобросовестное поведение. И когда это влечет убытки для другой стороны, наступает преддоговорная ответственность.
Договорные правоотношения позволяют участникам заключить договор, связанный с процессом переговоров. Такое соглашение может включать требование действовать добросовестно в ходе переговоров, предусматривать процедуру распределения расходов на данном этапе и иные правила. Данное соглашение может содержать условие о запрете осуществления переговоров с другими лицами в течение конкретного срока ведения переговоров, условие о процедуре раскрытия информации, вопросы конфиденциальности сведений, полученных в процессе переговоров, и т. п. Участники вправе предусмотреть обязанность по уплате неустойки, если нарушения в договоре касаются правил ведения переговоров.
Литература:
- Resolutions of the AC SZO dated July 26, 2019 in case N A56–39216 / 2018, AC UO dated August 07, 2019 in case N A50–31575 / 2018, dated July 22, 2019 in case N A47–6650 / 2018, 8AAC dated March 20, 2018 to case N A46–13937/2016).
- The provision on pre-contractual liability is not applicable to certain types of contracts (Resolution of the AS ZSO dated July 10, 2018 in case N A46–13939 / 2016).
- Постановления АС СЗО от 26.07.2019 по делу N А56–39216/2018, АС УО от 07.08.2019 по делу N А50–31575/2018, от 22.07.2019 по делу N А47–6650/2018, 8ААС от 20.03.2018 по делу N А46–13937/2016).
- Положение о преддоговорной ответственности неприменимо к некоторым видам договоров (Постановление АС ЗСО от 10.07.2018 по делу N А46–13939/2016).