В статье автор исследует взаимосвязи показателей самоотношения с показателями психологической защиты у матерей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии.
Ключевые слова: взаимосвязи показателей, адаптированная личность, психологические особенности, психологические проблемы.
В ходе эмпирического исследования взаимосвязи показателей самоотношения с показателями психологической защиты у матерей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии, мы применили 4 исследовательских методики.
По данным исследования, проведённого с помощью тест-опросника самоотношения (ОСО) В. В. Столина С. Р. Пантелеева [3,4,6], были получены результаты, свидетельствующие о том, что женщины, воспитывающие детей с нарушениями в развитии, имеют следующие особенности самоотношения:
1) переменчивое отношение к себе;
2) уважение к своим достижениям, через призму «одобрения» другими людьми;
3) симпатия к себе зависит от обстоятельств;
4) ожидание поддержки и положительной оценки от окружающих;
5) готовность к самоизучению и самопознанию;
6) уверенность в себе носит адаптивный характер, основанный на опыте решения жизненных задач и знаниях о своих способностях, которые можно применить для решения потенциальных задач;
7) ощущает поддержку от окружающих людей;
8) принимает себя со своими недостатками;
9) стремится к руководству своей жизнью, но понимает и верно оценивает влияние обстоятельств;
10) обвиняет себя только по делу, в той же степени, в какой хвалит за успехи;
11) проявляет интерес к собственным мыслям и чувствам;
12) имеет частично сформированные цели, планы, желания.
По данным исследования, проведённого с помощью методики исследования самоотношения (МИС) С. Р. Пантелеева [4], были получены результаты, свидетельствующие о том, что женщины, воспитывающие детей с нарушениями в развитии, имеют следующие проявления самоотношения:
1) честность с собой, но желание скрыть что-либо от окружающих;
2) необоснованное стремление доказать «уверенность», которая не имеет реальных оснований;
3) в принятии решений может руководствоваться мнением других людей;
4) склонность ожидать негативного отношения от окружающих;
5) адаптивное отношение к себе;
6) знание о своих недостатках, отсутствие стеснения за них; похвалу за дело принимают (необоснованную могут воспринимать как лесть и манипуляцию);
7) существование концептуальных вещей, которые сохраняются и то, что готовы изменить в зависимости от обстоятельств;
8) понимание противоборствующих внутренних тенденций и адекватной реакцией на обстоятельства;
9) способность адекватно оценивать свой вклад и ответственность в деятельности;
10) способностью уважать себя за реальные успехи;
11) отношение к себе в соответствии с ситуацией, адаптивно, с преобладанием положительных эмоций;
12) внутренняя устойчивость, способность к самопомощи.
По данным исследования, проведённого с помощью методики «Индекс жизненного стиля» (LSI) Р. Плутчика, Г.Келлермана, Х. Р. Конте [1,2,5], были получены результаты, свидетельствующие о том, что женщины, воспитывающие детей с нарушениями в развитии, имеют следующие характеристики проявления механизмов психологической защиты:
1) наиболее используемыми механизмами являются отрицание, проекция и интеллектуализация;
2) реже применяются механизмы реактивного образования, регрессии, компенсации;
3) отмечено наименьшее проявление механизмов подавления и замещения.
Таким образом, женщины, воспитывающие детей с нарушениями в развитии, с большой долей вероятности предпочитают:
1) отрицать травмирующую ситуацию;
2) проецировать свои негативные эмоции на окружающих;
3) не пускать эмоции в свою жизнь. К проблемам относиться с точки зрения холодного анализа.
По данным исследования, проведённого с помощью методики исследования доминирующих стратегий психологической защиты в общении В. В. Бойко, были получены результаты, свидетельствующие о том, что женщины, воспитывающие детей с ОВЗ, имеют следующие характеристики проявления механизмов психологической защиты в общении:
1) наиболее используемым механизмом являются избегание;
2) реже применяются механизмы агрессии и миролюбия.
Таким образом, женщины, воспитывающие детей с ОВЗ, с большой долей вероятности в общении используют:
1) комфортный уровень избегания — экономия эмоциональных и интеллектуальных ресурсов;
2) стремление к достижению личных целей без потерь;
3) пассивность в отстаивании своих интересов, безынициативность.
Для определения связей показателей самоотношения с показателями механизмов психологической защиты у женщин, воспитывающих детей с ОВЗ, нами было принято решение о проведении анализа с помощью метода ранговой корреляции Ч. Спирмена.
В ходе корреляционного анализа нами были выявлены множественные связи показателей самоотношения с показателями механизмов психологической защиты.
Отметим основные тенденции:
1) доминирующая стратегия психологической защиты в общении в виде агрессии связана только с показателем самоинтересов (отстаивание интересов связано с волей и проявлением характера);
2) доминирующая стратегия психологической защиты в общении в виде избегания не связана с показателями самоотношения;
3) доминирующая стратегия психологической защиты в общении в виде миролюбия связана с показателями самоотношения: самопринятием, саморуководством, самообвинением и аутосимпатией. Поиск компромиссов в общении для женщин связан, в первую очередь, с поддержанием внутренней гармонии, равновесия;
4) Самоуверенность и самоценность не имеют связей с механизмами психологической защиты, так как самоуверенность не базируется на реальных фактах, а самоценность базовое формирование, не изменяющееся под влиянием обстоятельств;
5) напряжение психологических защит возникает при взятии на себя непомерной ответственности (саморуководство), при осознанной борьбе с недостатками (самопринятие), при консервативном отношении к себе (самопривязанность), при сомнениях в себе, своих поступках (конфликтность), негативное отношение к себе, приписывание несуществующей ответственности за промахи и непринятие похвалы (самообвинение);
6) все исследуемые защитные механизмы имеют тенденцию к росту при увеличении уровня внутренней неустойчивости.
Таким образом,
1) у матерей, воспитывающих детей с ОВЗ, показатели самоотношения имеют связь с показателями психологической защиты;
2) чем более выражены признаки внутренней неустойчивости, тем более вероятно деструктивное проявление механизмов психологической защиты.
Литература:
- Вассерман Л. И., Ерышев О. Ф., Клубова Е. Б. Психологическая диагностика индекса жизненного стиля. — Спб.: Издательство: СПбНИПНИ им. В. М. Бехтерева, 2005. — 50 с.
- Дмитриева В. С. Методологические аспекты изучения индивидуальных психологических защит личности // Актуальные исследования. 2021. № 45. С. 116–119.
- Пантилеев С. Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. — 100 с. стр. 28–29.
- Пантилеев С. Р. Методика исследования самоотношения. — М.: Смысл, 1993.
- Романова Е. С., Гребенников Л. Р. Механизмы психологической защиты: генезис, функционирование, диагностика. — Мытищи: Издательство «Талант», 1996. — 144 с.
- Столин В. В. Самосознание личности. — М.: Изд-во МГУ, 1983.