Эмпирическое исследование взаимосвязей показателей самоотношения с показателями психологической защиты у матерей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №34 (481) август 2023 г.

Дата публикации: 25.08.2023

Статья просмотрена: 57 раз

Библиографическое описание:

Логинова, Ю. А. Эмпирическое исследование взаимосвязей показателей самоотношения с показателями психологической защиты у матерей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии / Ю. А. Логинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 34 (481). — С. 123-125. — URL: https://moluch.ru/archive/481/105593/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье автор исследует взаимосвязи показателей самоотношения с показателями психологической защиты у матерей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии.

Ключевые слова: взаимосвязи показателей, адаптированная личность, психологические особенности, психологические проблемы.

В ходе эмпирического исследования взаимосвязи показателей самоотношения с показателями психологической защиты у матерей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии, мы применили 4 исследовательских методики.

По данным исследования, проведённого с помощью тест-опросника самоотношения (ОСО) В. В. Столина С. Р. Пантелеева [3,4,6], были получены результаты, свидетельствующие о том, что женщины, воспитывающие детей с нарушениями в развитии, имеют следующие особенности самоотношения:

1) переменчивое отношение к себе;

2) уважение к своим достижениям, через призму «одобрения» другими людьми;

3) симпатия к себе зависит от обстоятельств;

4) ожидание поддержки и положительной оценки от окружающих;

5) готовность к самоизучению и самопознанию;

6) уверенность в себе носит адаптивный характер, основанный на опыте решения жизненных задач и знаниях о своих способностях, которые можно применить для решения потенциальных задач;

7) ощущает поддержку от окружающих людей;

8) принимает себя со своими недостатками;

9) стремится к руководству своей жизнью, но понимает и верно оценивает влияние обстоятельств;

10) обвиняет себя только по делу, в той же степени, в какой хвалит за успехи;

11) проявляет интерес к собственным мыслям и чувствам;

12) имеет частично сформированные цели, планы, желания.

По данным исследования, проведённого с помощью методики исследования самоотношения (МИС) С. Р. Пантелеева [4], были получены результаты, свидетельствующие о том, что женщины, воспитывающие детей с нарушениями в развитии, имеют следующие проявления самоотношения:

1) честность с собой, но желание скрыть что-либо от окружающих;

2) необоснованное стремление доказать «уверенность», которая не имеет реальных оснований;

3) в принятии решений может руководствоваться мнением других людей;

4) склонность ожидать негативного отношения от окружающих;

5) адаптивное отношение к себе;

6) знание о своих недостатках, отсутствие стеснения за них; похвалу за дело принимают (необоснованную могут воспринимать как лесть и манипуляцию);

7) существование концептуальных вещей, которые сохраняются и то, что готовы изменить в зависимости от обстоятельств;

8) понимание противоборствующих внутренних тенденций и адекватной реакцией на обстоятельства;

9) способность адекватно оценивать свой вклад и ответственность в деятельности;

10) способностью уважать себя за реальные успехи;

11) отношение к себе в соответствии с ситуацией, адаптивно, с преобладанием положительных эмоций;

12) внутренняя устойчивость, способность к самопомощи.

По данным исследования, проведённого с помощью методики «Индекс жизненного стиля» (LSI) Р. Плутчика, Г.Келлермана, Х. Р. Конте [1,2,5], были получены результаты, свидетельствующие о том, что женщины, воспитывающие детей с нарушениями в развитии, имеют следующие характеристики проявления механизмов психологической защиты:

1) наиболее используемыми механизмами являются отрицание, проекция и интеллектуализация;

2) реже применяются механизмы реактивного образования, регрессии, компенсации;

3) отмечено наименьшее проявление механизмов подавления и замещения.

Таким образом, женщины, воспитывающие детей с нарушениями в развитии, с большой долей вероятности предпочитают:

1) отрицать травмирующую ситуацию;

2) проецировать свои негативные эмоции на окружающих;

3) не пускать эмоции в свою жизнь. К проблемам относиться с точки зрения холодного анализа.

По данным исследования, проведённого с помощью методики исследования доминирующих стратегий психологической защиты в общении В. В. Бойко, были получены результаты, свидетельствующие о том, что женщины, воспитывающие детей с ОВЗ, имеют следующие характеристики проявления механизмов психологической защиты в общении:

1) наиболее используемым механизмом являются избегание;

2) реже применяются механизмы агрессии и миролюбия.

Таким образом, женщины, воспитывающие детей с ОВЗ, с большой долей вероятности в общении используют:

1) комфортный уровень избегания — экономия эмоциональных и интеллектуальных ресурсов;

2) стремление к достижению личных целей без потерь;

3) пассивность в отстаивании своих интересов, безынициативность.

Для определения связей показателей самоотношения с показателями механизмов психологической защиты у женщин, воспитывающих детей с ОВЗ, нами было принято решение о проведении анализа с помощью метода ранговой корреляции Ч. Спирмена.

В ходе корреляционного анализа нами были выявлены множественные связи показателей самоотношения с показателями механизмов психологической защиты.

Отметим основные тенденции:

1) доминирующая стратегия психологической защиты в общении в виде агрессии связана только с показателем самоинтересов (отстаивание интересов связано с волей и проявлением характера);

2) доминирующая стратегия психологической защиты в общении в виде избегания не связана с показателями самоотношения;

3) доминирующая стратегия психологической защиты в общении в виде миролюбия связана с показателями самоотношения: самопринятием, саморуководством, самообвинением и аутосимпатией. Поиск компромиссов в общении для женщин связан, в первую очередь, с поддержанием внутренней гармонии, равновесия;

4) Самоуверенность и самоценность не имеют связей с механизмами психологической защиты, так как самоуверенность не базируется на реальных фактах, а самоценность базовое формирование, не изменяющееся под влиянием обстоятельств;

5) напряжение психологических защит возникает при взятии на себя непомерной ответственности (саморуководство), при осознанной борьбе с недостатками (самопринятие), при консервативном отношении к себе (самопривязанность), при сомнениях в себе, своих поступках (конфликтность), негативное отношение к себе, приписывание несуществующей ответственности за промахи и непринятие похвалы (самообвинение);

6) все исследуемые защитные механизмы имеют тенденцию к росту при увеличении уровня внутренней неустойчивости.

Таким образом,

1) у матерей, воспитывающих детей с ОВЗ, показатели самоотношения имеют связь с показателями психологической защиты;

2) чем более выражены признаки внутренней неустойчивости, тем более вероятно деструктивное проявление механизмов психологической защиты.

Литература:

  1. Вассерман Л. И., Ерышев О. Ф., Клубова Е. Б. Психологическая диагностика индекса жизненного стиля. — Спб.: Издательство: СПбНИПНИ им. В. М. Бехтерева, 2005. — 50 с.
  2. Дмитриева В. С. Методологические аспекты изучения индивидуальных психологических защит личности // Актуальные исследования. 2021. № 45. С. 116–119.
  3. Пантилеев С. Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. — 100 с. стр. 28–29.
  4. Пантилеев С. Р. Методика исследования самоотношения. — М.: Смысл, 1993.
  5. Романова Е. С., Гребенников Л. Р. Механизмы психологической защиты: генезис, функционирование, диагностика. — Мытищи: Издательство «Талант», 1996. — 144 с.
  6. Столин В. В. Самосознание личности. — М.: Изд-во МГУ, 1983.
Основные термины (генерируются автоматически): психологическая защита, доминирующая стратегия, женщина, показатель самоотношения, помощь методики, ребенок, LSI, взаимосвязь показателей самоотношения, внутренняя неустойчивость, негативное отношение.


Похожие статьи

Результаты исследования показателей психологической защиты у матерей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии

В статье автор исследует показатели самоотношения у матерей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии.

Теоретический анализ проблемы использования методов арт-терапии в работе с невротическими расстройствами детей из неполных семей

Статья посвящена теоретическому анализу проблемы использования методов арт-терапии в работе с невротическими расстройствами детей из неполных семей. В статье уделяется внимание анализу причин и особенностей формирования невротических расстройств у де...

Взаимосвязь личностных характеристик родителей и нарушений воспитания в семье с наличием зависимости у повзрослевших детей

В статье рассматривается связь личностных характеристик родителей и нарушений воспитания в семье с наличием зависимости у детей. Проводится сравнительный анализ семей с выявленной зависимостью и семей без нее.

Особенности взаимоотношений в семьях, воспитывающих дошкольников с расстройствами аутистического спектра

В статье представлено исследование взаимоотношений в семьях, воспитывающих дошкольников с расстройствами аутистического спектра (РАС): отражена динамика развития семьи, выделены преобладающие психологические типы родительниц, стили воспитания.

Факторы, способствующие развитию признаков эмоционального выгорания матерей, воспитывающих ребенка с тяжелыми формами аллергии

В статье поднимается проблема эмоционального выгорания матерей. Приводятся результаты исследования эмоционального состояния и личностных особенностей как факторов, ведущих к развитию признаков эмоционального выгорания у особой категории матерей, имею...

Формирование социальных навыков у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития посредством социальных историй

Статья содержит описание практического опыта работы по социализации в обучении, воспитании, коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития.

Уровень социальной адаптации молодых людей из неблагополучных семей

В статье автор пытается выявить наличие корреляции между воспитанием личности в семьях с алкогольной зависимостью и её социальной дезадаптацией.

Диагностика социальной адаптации младших школьников с интеллектуальными нарушениями

В статье раскрывается понятие «социальная адаптация». Описываются факторы, влияющие на социальную адаптацию младших школьников с интеллектуальными нарушениями. Рассматриваются этапы диагностики социальной адаптации младших школьников с интеллектуальн...

Влияние психологического климата в семье на психическое здоровье ребенка

Тема, рассмотренная в моей работе по своей актуальности заслуживает внимания не только специалистов в области психологии, педагогики, но и, прежде всего, родителей, воспитателей детских дошкольных учреждений. С каждым годом возрастает количество дете...

Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения подростков, воспитывающихся в условиях учреждений интернатного типа

В статье рассмотрена проблема коррекции конфликтного поведения подростков, которые воспитываются в условиях интерната. Приведены способы психолого-педагогической коррекции, формы и методы работы с данной категорией подростков.

Похожие статьи

Результаты исследования показателей психологической защиты у матерей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии

В статье автор исследует показатели самоотношения у матерей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии.

Теоретический анализ проблемы использования методов арт-терапии в работе с невротическими расстройствами детей из неполных семей

Статья посвящена теоретическому анализу проблемы использования методов арт-терапии в работе с невротическими расстройствами детей из неполных семей. В статье уделяется внимание анализу причин и особенностей формирования невротических расстройств у де...

Взаимосвязь личностных характеристик родителей и нарушений воспитания в семье с наличием зависимости у повзрослевших детей

В статье рассматривается связь личностных характеристик родителей и нарушений воспитания в семье с наличием зависимости у детей. Проводится сравнительный анализ семей с выявленной зависимостью и семей без нее.

Особенности взаимоотношений в семьях, воспитывающих дошкольников с расстройствами аутистического спектра

В статье представлено исследование взаимоотношений в семьях, воспитывающих дошкольников с расстройствами аутистического спектра (РАС): отражена динамика развития семьи, выделены преобладающие психологические типы родительниц, стили воспитания.

Факторы, способствующие развитию признаков эмоционального выгорания матерей, воспитывающих ребенка с тяжелыми формами аллергии

В статье поднимается проблема эмоционального выгорания матерей. Приводятся результаты исследования эмоционального состояния и личностных особенностей как факторов, ведущих к развитию признаков эмоционального выгорания у особой категории матерей, имею...

Формирование социальных навыков у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития посредством социальных историй

Статья содержит описание практического опыта работы по социализации в обучении, воспитании, коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития.

Уровень социальной адаптации молодых людей из неблагополучных семей

В статье автор пытается выявить наличие корреляции между воспитанием личности в семьях с алкогольной зависимостью и её социальной дезадаптацией.

Диагностика социальной адаптации младших школьников с интеллектуальными нарушениями

В статье раскрывается понятие «социальная адаптация». Описываются факторы, влияющие на социальную адаптацию младших школьников с интеллектуальными нарушениями. Рассматриваются этапы диагностики социальной адаптации младших школьников с интеллектуальн...

Влияние психологического климата в семье на психическое здоровье ребенка

Тема, рассмотренная в моей работе по своей актуальности заслуживает внимания не только специалистов в области психологии, педагогики, но и, прежде всего, родителей, воспитателей детских дошкольных учреждений. С каждым годом возрастает количество дете...

Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения подростков, воспитывающихся в условиях учреждений интернатного типа

В статье рассмотрена проблема коррекции конфликтного поведения подростков, которые воспитываются в условиях интерната. Приведены способы психолого-педагогической коррекции, формы и методы работы с данной категорией подростков.

Задать вопрос